Стилистическое единство классицистических интерьеров 18-ого века и мебели фирм «Хэпплуайт» и «Шератон»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы-анализ мебели фирм.
Для достижения цели были сформулированы сведущие задачи:
- Изучение литературы по данной теме.
- Изучение и подбор необходимого материала для выполнения курсовой работы.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Интерьер и мебель. 4
1.1 История стилей интерьера 4
1.2 Классицизм (сер. XVIII - XIX вв.) 32
Глава 2.Фирмы Шератон и Хепплуайт 36
2.1 Стили Хеппльуайта и Шератона 36
2.2 Мебель фирмы Шераттон. 37
2.3 Мебель фирмы Хэпплуайт. 39
Заключение 47
Библиографический список 49

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 109.73 Кб (Скачать)

Что касается принципов оформления окон здесь все просто:  два  свободных полотнища с подхватами или без, объединенных общим ламбрекеном. Форма ламбрекена может быть очень  разной: от волнообразной до свободно драпируемой, от перекинутого по диагонали  цветного платка до шторок типа «бабушкино окно», а также может сочетаться с портьерами типа «кафе» или римскими шторами.

Вторая особенность Кантри –  это набивные ситцы.

В декоре используются изделия из домотканых грубых материй, вязаные, плетеные, с использованием деревянных украшений, каменных, керамических и костяных бусин. Самый основной атрибут стиля «Кантри» - лоскутная техника – печворк, - которая может выглядеть не хитрым рисунком, а может составлять сложную художественную композицию.

Английский стиль.

Традиционный английский стиль - это  прежде всего лаконичность форм и  продуманность деталей, чувство  меры. Его выбирают истинные ценители традиций и качества, не зависимо от религиозных убеждений и культурных ценностей. Сталь характеризуется  сдержанной роскошью английской гостиной, английским интерьером холла. Общий  облик жилища, оформленного в английском стиле, создает ощущение спокойствия, комфорта и уюта, свойственного аристократичной  Англии. Портьерные английские ткани  характеризуются добротностью, традиционным рисунком и цветовой гаммой.

Особенно привлекательны уютные интерьеры  английских домов. Английский стиль  в интерьере характеризуется  почти полным изгнанием кривых линий, утонченностью деталей, изящностью в пропорциях и рисунке, дорогими породами дерева. Мебель в английском стиле очень архитектурна: на мебели есть карнизы и пилястры, латунные ручки красивой формы, холл украшают щитки замочных скважин. Декор английских домов основан на античных мотивах. Покрытые дубовыми резными панелями стены, загадочные и неповторимые камины, а также белые лестницы, обязательно  украшенные скульптурой. Уют и комфорт  домов английского стиля полюбили все последующие поколения их обитателей, сохранив интерьеры и  дополнив их необходимыми вещами новых  эпох... Так сформировался совершенно оригинальный стиль - "английский стиль" , стиль традиционного английского  дома.

Исторически так сложилось, что  обязательным и непременным атрибутом  английского интерьера является камин. Камин как центр домашнего  очага, вокруг него располагаются удобные  столики, мягкая мебель, шерстяные ковры  на полу (Ему отводилось центральное  место еще в гостиной загородных особняков и замков средних веков). Он может быть сделан из разного  материала, просто отделан кирпичами  с каминной доской из дерева, может  быть облицован природным камнем. В современных домах он придает  комнате уютный, аристократичный  вид. Стены английского дома обычно украшают подлинные гобелены и картины: гравюры, акварели, пейзажи. Сами стены  обычно однотонные, либо в полоску, мелкий растительный рисунок или  покрытые старинными дубовыми панелями. В заключение, стоит отметить, что  большое место в декоре английских интерьеров занимает текстиль: пледы  и подушки на креслах, чехлы на диванах и стульях, абажуры светильников. Цветовая  гамма в светлых тонах, спокойная. Рисунки - самые разнообразные: от набивных ситцев в горошек на кухне, цветного кашемира в гостиной до роскошных букетов роз на покрывалах и шторах в спальне. Английский интерьер гостиной, спальни и всего дома популярен во всем мире независимо от политических пристрастий и культуры общества. Его выбирают истинные ценители традиций и качества.

Отличие георгианского от викторианского английских стилей состоит в том, что , не вдаваясь в излишние подробности,  георгианский стиль имеет черты, схожие с эпохой барокко, а викторианский  стиль- это шикарная, богатая и  изощренная дворцовая классика.

Этнический стиль.

Зачастую понятие «этнический  стиль» ассоциируется с экзотикой. Многие ошибочно считают, что сюда можно  отнести лишь африканские статуэтки, японские ширмы или узбекские  сюзане (крупные настенные вышитые  панно). Однако подобное мнение ошибочно.

Этнический стиль в интерьере  подразумевает создание обстановки с использованием национального  колорита, характерного для традиций того или иного народа, той или  иной культуры. Поэтому, скажем, средиземноморский  дизайн с его сочными красками, обилием смальты и керамики, блестящими золочеными аксессуарами и ткаными  драпировками в той же мере можно  назвать этническим, что и японский минимализм или скандинавскую естественность, немецкий прагматизм или индийскую "сказку".

Если в антураже дома преобладают, например, гжельские поделки, подкрепленные  соответствующим цветовым решением всего интерьера, то данный вариант  тоже называют этническим. Даже водруженная  в гостиной старинная прялка придает квартире «народное звучание».

Этнический стиль больше похож  на легкую стилизацию особенностей традиционного  жилища того или иного народа. Такой  интерьер формируют исключительно  декораторскими приемами с помощью  ярких аксессуаров. Чаще всего он совсем не требует полной переделки  стен, пола и потолка.

Любые этноатрибуты придают всему  интерьеру ярко выраженный национальный характер, отсылая нас к вековым  народным традициям. При этом мы как  бы попадаем не только в другую страну, но нередко и в иную эпоху. Не мудрено, что корифеи этого направления  именуют его не иначе как «вперед  в прошлое».

1.2.Классицизм (сер. XVIII - XIX вв.) 

Можно и не любить классиков диалектического  материализма, но зазубренный в 

советские времена гегельянский закон "отрицания отрицания" (развитие мира

происходит по спирали, где каждый виток повторяет предыдущие, но на более 

высоком уровне) весьма нагляден.

Пресыщенность причудливыми формами  рококо вскоре вызвала в печати призывы 

к искусству более трезвому и  рациональному. И тут как нельзя кстати пришлась

вновь воскресшая мода на всё античное. Буржуазные просветители воспевают 

Римскую республику, учёные-историки пишут обширные труды по античности,

археологи раскапывают Помпеи и... пошло-поехало! Следовать канонам "a la grecque"

("греческого стиля") становится  необходимым качеством всех "продвинутых"  слоёв 

той эпохи. Так возник классицизм (от лат. сlassicus - образцовый) с его идеями о 

строгих ясных логичных формах и  разумной закономерности мироздания.

Классицизм именуют "стилем Людовика XVI", и ему довелось стать последним

"королевским стилем", когда  влияние двора распространялось  на все области 

искусства вплоть до стиля дворцовой  мебели. Немалую роль в распространении 

нового стиля сыграла всесильная фаворитка короля - мадам Помпадур, в честь 

которой были названы даже некоторые  классические типы мебели.

В середине 60-х годов XVIII в. убранство  помещений стало простым и  строгим.

Яркий пример - интерьеры покоев Людовика XVI в Версале. Если в эпоху рококо

даже большое помещение должно было производить впечатление будуара, то здесь 

декораторы стремились к обратному  эффекту - они создавали иллюзию  большого,

 масштабного пространства независимо  от реальных размеров комнат. Вместо 

прихотливых по форме часов и  подсвечников, сложной по рисунку  лепнины 

появились беломраморные медальоны  с античными профилями, строгие  пилястры

 и полуколонны. Предметов  классической дворцовой мебели  здесь немного, но все

 они устойчивы и просты. Капризные  и пластичные формы рококо  постепенно 

"успокаиваются": линии выпрямляются, начинает господствовать ясность  и 

гармоничность пропорций, равновесие частей. Декор сводится к самому

необходимому.

Изменение принципа построения лучше  всего обнаружить на примере мебельных 

ножек. Если в мебели рококо гнутые ножки непосредственно "перетекали" из корпуса 

предмета, то в классицизме снова  подчёркивается их функция опорных  конструкций.

Они выпрямляются и уподобляются суживающимся к низу колоннам.

В дворцовой мебели классицизма  уже нет той слитности деталей  в единую массу, здесь

 вновь подчёркивается конструктивный  принцип. Этому принципу следует  и декор, линии 

которого послушно повторяют очертания  предмета.

Мягкие элементы стульев и кресел обиваются тканями с цветочным  орнаментом. В декоре

преобладают античные мотивы: меандры, нити жемчужин, цветочные или лавровые

 гирлянды, розетки, фестоны.  Нередко употребляются цветные  лаки (белый, зелёный) в 

сочетании с лёгкой позолотой отдельных  деталей.

К прежним типам дворцовой мебели в этот период не прибавляется новых типов. Одним из важнейших предметов обстановки был секретер с приподнятым на высокие ножки кубическим корпусом. Много шедевров и среди комодов, исполненных в новом стиле (иногда они надстраивались полками).

В завершение нельзя не упомянуть  об английском классицизме, который  был, не столь суров,как во Франции. Здесь законодателем классицистического вкуса стал Роберт Адам (1728-1792).

Побывав в Италии, он вернулся страстным  поклонником античности и создал множество 

усадебных домов, к которым сам  же проектировал мебель. Один из наиболее известных его дворцовых интерьеров - приёмная в доме Сайон-хаус, украшенная колоннами из голубого мрамора и скульптурами наверху. Стволы этих колонн подлинные античные (найденные на дне реки Тибр в Риме!), но они здесь не поддерживают потолок, а просто приставлены к стене, придавая комнате величественный, дворцовый вид.

Популяризация Адамом "античного  стиля" также вытеснила из английской мебели формы рококо,ассоциировавшиеся  с деятельностью Чиппендейла. Особенно часто Адам сотрудничал с фирмой "Шератон", основанной Томасом Шератоном (расцвет пришёлся на 1790-1804гг). Её мебель отличалось благородной простотой форм и матовой поверхностью дерева. Популярными былиспинки кресел в форме античной лиры или щита с орнаментом. С творчеством Адама связано обогащение классической мебели новыми элементами, переход на светлые породы дерева, в декоре - оперирование инкрустацией, росписью, лепными узорами. Кроме Адама и Шератона в развитии английской классицистической мебели большую роль сыграл Георг Хэплуайт (расцвет деятельности - 1775-1786). Его изделия характеризуются красотой форм, элегантностью, лёгкостью; отдельные детали (ножки, подлокотники) сохраняют лёгкий изгиб, что указывает на связь с предыдущем стилем Чиппендейла. Спинки, напоминающие формой щит, выполняются либо ажурными, либо мягкими.

В Германии стиль рококо пустил столь  глубокие корни, что в отдельных областях он продолжал цвести еще в XIX веке. В самой Франции рококо относительно долго - до начала XIX века - продержалось лишь в ряде провинций, в частности - в Нормандии. Во Франции классицизм (стиль Людовика XVI), раз возникнув, очень быстро становится господствующим стилем, тогда как в немецком прикладном искусстве новые, более строгие и холодные формы прививались лишь с большим трудом.

Сложившейся, в конце концов, в  Германии и Австрии разновидности классицизма именуются стилем цопф. Ему присущи простые, даже упрощенные формы, не идущие ни в какое сравнение с изысканными, рафинированными формами французского классицизма.

Немецкая классицистическая дворцовая  мебель проникнута духом пуританства, вместе с тем в ее формах прочно удерживаются такие типично барочные элементы, как изогнутые карнизы, срезанные углы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Хепплуайт и Шератон.

2.1. Стили Хеппльуайта и Шератона

Последняя треть XVIII века в Англии отмечена поворотом от существовавшего  тогда стиля Чиппенделя с его  изогнутыми формами к стилю классицизма. Такой переход можно разбить  на два этапа, по именам ведущих тогда  мастеров-краснодеревщиков – Хеппльуайта  и Шератона.

Во всех проектируемых планах меблировки, в отдельных предметах мебели, общих интерьерных решениях прямая линия занимает господствующее положение. Несомненно, что такое положение  вещей продиктовано и влиянием существовавшего  тогда стиля классицизма из Франции, но мастера и архитекторы Англии переработали его в чисто английском характере с учетом особенностей быта туманного Альбиона.

К числу предметов английской мебельной  обстановки можно отнести консоли, комоды, шкафчики, столы, в мягкой мебели – кресла, стулья, большие диваны. Мебель имела четкие ясные профили  и украшалась резьбой, росписью и  позолотой.

Стиль Хеппльуайта является как  бы промежуточным звеном между предыдущим в Англии стилем Чиппенделя и классицизмом, причем больше перекликается с мебельными предметами эпохи Людовика XVI. Мебель этого мастера имеет много  кривых линий в формах ножек мебели, в конструкциях спинок стульев и  кресел. Причем ножки мягкой мебели – прямые, без изгибов, суживающиеся книзу, четырехгранного или круглого сечения. Отличительной особенностью стиля Хеппльуайта можно назвать  то, что практически всегда спинки его мягкой мебели представляют собой  три соединяющихся овала, которым  иногда придается сердцевидная форма. Спинка из овалов иногда украшена бусами или мелкой резьбой с изображением трех расходящихся в стороны пальмовых  листьев, намекающих на шифр принцев  Уэльса. Спинки мягких диванов представляют собой ряд спинок стульев, составленных между собой, лицевая сторона  дивана имеет ряд из четырех равномерно расположенных ножек прямой формы.

Стиль Шератона характеризуется полным изгнанием изогнутых линий в  формах и конструкциях мебели. Все  части мебели Шератона отличаются необыкновенно  изысканными деталями, которые подчеркиваются тонами умело подобранных разных пород дерева – красного, розового, палисандрового. В обиход из новых  предметов мебели входят комбинированные  предметы мебельного интерьера, такие  как бюро-кабинет, соединенный с  горкой для посуды или комод с  откидной крышкой для письма.

Можно отметить, что английский стиль  Шератона в мебели хоть и тяготеет к французскому классицизму, но идет дальше в своем развитии, и его  можно охарактеризовать как более строгий классицизм той эпохи.

Информация о работе Стилистическое единство классицистических интерьеров 18-ого века и мебели фирм «Хэпплуайт» и «Шератон»