Стилистическое единство классицистических интерьеров 18-ого века и мебели фирм «Хэпплуайт» и «Шератон»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы-анализ мебели фирм.
Для достижения цели были сформулированы сведущие задачи:
- Изучение литературы по данной теме.
- Изучение и подбор необходимого материала для выполнения курсовой работы.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Интерьер и мебель. 4
1.1 История стилей интерьера 4
1.2 Классицизм (сер. XVIII - XIX вв.) 32
Глава 2.Фирмы Шератон и Хепплуайт 36
2.1 Стили Хеппльуайта и Шератона 36
2.2 Мебель фирмы Шераттон. 37
2.3 Мебель фирмы Хэпплуайт. 39
Заключение 47
Библиографический список 49

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 109.73 Кб (Скачать)

В коллекции проектов стула  два рода спинок: ажурный и "сплошной". Второй род чаще применяется для  жесткого стула. Решительно преобладают  ажурные спинки. Их пять типов:

·  в форме контура геральдического щита с ажурной вставкой внутри него (излюбленный тип);

·  в виде решетки прямоугольного общего контура, с двумя, тремя или пятью вертикальными планками внутри контура;

·  в виде аркады (при этом образующие ее четыре "колонны" по своей форме подобны передним ножкам стула);

·  в виде расширяющейся кверху трапеции, внутри которой три "радиально" расходящиеся планки или два ряда "готических сводов", наложенных один на другой со сдвигом на полшага симметрии;

·  в виде умягченного овального щита, заключенного между двумя стойками.

Но и в рамках каждого  типа спинки достигается большое  декоративное разнообразие за счет разного  профиля сечения рамы "щита", особого рисунка прорезной вставки  внутрь этой рамы, резного навершия на спинке и др. Первые четыре типа спинок придуманы самим Хепплуайтом. Но чаще всего он использует первый тип.

Основные декоративные темы - стилизованные растения, вазы, "драпировки", "аркады". При  этом вазы и драпировки прочитываются  легко, часто они вообще весьма натуралистичны. Растительные темы (лотос, пальма, цветок, стручок и др.) решены, напротив, настолько  обобщенно, что воспринимаются скорее как чисто геометрические. В стилистике рисунка разных элементов стула, включая также сиденья и ножки, без особого напряжения замечаются древнеегипетские, древнегреческие, римские, готические, барочные и рокайльные черты (например, те же ряды шляпок обойных  гвоздей, излюбленных в период барокко). При всем том, а в каком-то смысле как раз благодаря "историчности" комплекса декоративных мотивов, стулья Хепплуайта стали, можно сказать, образцом классицизма. Несмотря на высокую степень  декоративности они исключительно  логичны, конструктивны, архитектоничны, и все вместе - верное свидетельство  поразительной художественной одаренности  автора. Он позволяет себе даже шутки  в английском духе, предлагая стул с локотниками высотой вдвое  больше нормальной или стул с одним  локотником (по-видимому, подразумевая джентльменов или дам с модной манерой принимать какую-то вычурную позу).

Именно стулья принесли Д. Хепплуайту посмертную славу. Мебели по его рисункам и в подражание ему изготовлялось так много, что в обиход прочно вошло понятие "стулья "Хепплуайт"".

Разумность и  элегантность

Таков, в сущности, девиз  классицизма последней четверти XVIII века, наиболее последовательно  воплощавшийся в архитектуре  и искусстве интерьера Англии. Хепплуайт создает чистейшие  образчики классицистической мягкой мебели (диванов, соф, банкеток). Здесь  он применяет те же приемы композиции, что и в стульях, но еще чаще придает изделиям барочные черты. Возможно, он считает, что вольные гибкие линии  вполне разумны для мягкой мебели, предназначенной для расслабленного отдыха.

Более отчетливы традиции рококо и даже барокко в формах многих комодов и столов Хепплуайта. Однако вряд ли стоит вдеть в этом проявление такой же стилистической непоследовательности, какая была характерна для поздних работ Томаса Чиппендейла. Последний, несомненно, оказал влияние  на раннее творчество Хепплуайта. Вполне возможно, что некоторые образцы  из альбома, особенно столы для межоконных простенков, в том числе консольные, и банкетки на "кабриолистых" ножках, относятся к 1775-1779 годам, ко времени  работы (или ученичества?) мастера  у Чиппендейла.

Больше стилистической однородности в орнаментальном украшении  поверхностей крышек и царг столов, различных дверок, ящиков, выполненных, как правило, в техниках интарсии или росписи, заимствованной у Р. Адама. Но и здесь очевидны две  линии. Одна - переработка рокайльных и барочных мотивов в духе классицизма (утончение и упрощение линий, симметричность), вторая - изобретение  новых классицистических тем  и построений, притом стилистически  более чистых, чем у Р. Адама. Последнее  особенно ярко присутствует в орнаментации больших раскладных столов, столов чайных и карточных, имеет место  также в оформлении комодов и  бельевых шкафов.

Следует отметить, что Хепплуайтом  создано много изделий, в которых  нет никакого декора, если не считать  ручек в виде "пуговиц", а  в книжных шкафах - решетчатых переплетов дверей. Кроме книжных шкафов, таковы его письменные ("библиотечные") столы, буфеты и кабинеты с откидываемым консольным столом, многие образцы  комодов. Особо следует отметить книжные шкафы. На возникшую моду заводить большие домашние библиотеки Хепплуайт откликнулся многосекционным  восьмидверным шкафом длиной по фронту около 4м - совершенно под стать современным  книжным "стенкам". Шкаф представляет собой двухъярусную симметричную композицию с тремя слегка выступающими ризалитами: центральным (две створки) и боковыми (по одной створке). По центру он увенчан "разорванным", типично барочным фронтоном с вазой. Нижний ярус в  основном ящичный, в верхнем - застекленные решетчатые двери. Разные рисунки переплетов изысканно подчеркивают неодинаковую роль секций в общей композиции.

Рациональность мышления и запросов всегда составляла отличительную  черту английского духа. Даже такие  стили, как вычурные готика и барокко, на английской почве оказывались  умеренными, избегнувшими крайностей. А XVIII век принес мощный дополнительный аргумент в пользу рациональности - бурное развитие автоматики и машин. В мебели это вылилось в своеобразную механизацию изделий, в подгонку их конструкции к различным другим взаимодействующим с ними вещами и к меняющимся потребностям пользователя.

По-видимому, именно Хепплуайту принадлежат первые опыты подобного  рода, хотя они не достигают размаха, характерного для творчества следующей  английской знаменитости - Томаса Шератона. Хепплуайт членит емкости ящиков на части, снабжая отделения подвижными крышками, проектирует хитроумно  регулируемые пюпитры, оригинальные выдвижные  и раздвижные столы, подставки для  фиксированного размещения цветочных  горшков, таза и др., сложно устроенные столы для бритья, рукоде-лия и  других целей.

Но и простейшие по форме, и технически усложненные изделия  Хепплуайта удивительно элегантны  даже тогда, когда они кажутся  грубоватыми. В них заключена  особая поэзия, дыхание жизни той  далекой эпохи. О творчестве Хепплуайта выразительно сказал английский искусствовед Р. Клаустон: "В его работах  есть неопределимое обаяние, даже тогда, когда что-то в них дефектно, не отвечает правилу, подобно некоторым  старинным песням, достоинство которых  выше человеческого разумения и  не могло быть достигнуто простой  правильностью

Стиль Хэпплуайт - явление  если не конгениальное, то, по крайней  мере, сопоставимое с английским «живописным  стилем», так поразившим Европу в  то время. Ясность, спокойная гармония, присущие английскому вкусу, доведены в этой мебели до изумительного совершенства. В ней ещё много плавных  изгибистых линий, у стульев, диванов  и кресел грациозно очерченный силуэт, хотя ножки уже прямые (иногда задние ещё бывают чуть заметно изогнуты), сужающиеся книзу, четырёхгранного  или круглого сечения. Спинки тонко  ажурные и как никогда графичные, абрисом напоминающие три соединённые  овала или щит; распространённый мотив резьбы — три расходящихся веером пальмовых листа или страусовых пера (шифр принца Уэльского, будущего Георга IV). Профилировка очень мелкая и чёткая. Хронологическое совпадение французского «Людовика XVI» с Хэпплуайтом  демонстрирует приоритеты двух культур - достоинство роскоши, с одной  стороны, и лаконичное, благородное  изящество — с другой.

Основные работы Джорджа Хэпплуайта относятся к 1775-1786 годам, в 1788 году был  опубликован сборник его проектов «The Cabinet-Maker and Upholsterer's Guide» («Справочник  краснодеревщика и драпировщика»). Стиль Хэпплуайт - явление если не конгениальное, то, по крайней мере, сопоставимое с английским «живописным стилем», так поразившим Европу в то время. Ясность, спокойная гармония, присущие английскому вкусу, доведены в этой мебели до изумительного совершенства. В ней ещё много плавных изгибистых линий, у стульев, диванов и кресел грациозно очерченный силуэт, хотя ножки уже прямые (иногда задние ещё бывают чуть заметно изогнуты), сужающиеся книзу, четырёхгранного или круглого сечения. Спинки тонко ажурные и как никогда графичные, абрисом напоминающие три соединённые овала или щит; распространённый мотив резьбы — три расходящихся веером пальмовых листа или страусовых пера (шифр принца Уэльского, будущего Георга IV). Профилировка очень мелкая и чёткая. Хронологическое совпадение французского «Людовика XVI» с Хэпплуайтом демонстрирует приоритеты двух культур - достоинство роскоши, с одной стороны, и лаконичное, благородное изящество — с друг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Стиль Хеплуайта не дошел до нас  в виде предметов интерьера, о  нем мы можем судить в основном по проектам мастера. Его изделия  отличаются простотой форм, легкостью  и практичностью. Некоторые детали все еще очерченные плавными линиями, являют на себе печать уходящего стиля  Чиппендейла. В частности, квадратные или круглые в сечении ножки  имеют легкий изгиб, или спинки мебели для сидения напоминают щит по форме, выполняются либо ажурными, либо мягкими. Зачастую мотивом спинки служат переплетающиеся между собой  три стрельчатые арки или расположенные  веером пальмовые ветви. Кровати  Хэплуайта имеют балдахины на тонких стойках. Корпусная мебель проста по конструкции, а их формы варьируются  в зависимости от их назначения. Фронтоны шкафов становятся плоскими и обрамляются вазами формы яйца. Комоды зачастую и вовсе лишены декора, изящность достигается исключительно  за счет красиво изогнутых поверхностей и линий. Большая часть английской классической мебели выполнена из красного дерева, также широко применялось  атласное дерево, благодаря этому  классицизм получил второе название «период атласного дерева». Мебель Хэплуайта была практичной и функциональной, и это получило дальнейшее развитие. 
Письменный стол в стиле Томаса Шератона 
Томас Шератон, был четвертой крупной фигурой английского мебельного производства конца XVIII века. При нем классицизм в Англии стал «строгим». Он был больше проектировщиком и теоретиком, и меньше практиком. О его работах мы знаем в основном по альбомам рисунков образцовых предметов, изданных им. Вопрос, выполнял ли он мебель собственноручно — остается открытым. Шератон был изобретателем целого ряда практичной мебели. Это были практически идеальные, полностью соответствующие своему назначению, бытовые вещи. Их простота для нас сейчас настолько поразительна, насколько в то время была поразительна их модерновость. Стилевые особенности мебели Шератона — практически полное изгнание кривых линий, умеренное членение поверхностей. 
Круглый стол в стиле Томаса Шератона Шератон развил стиль Хэплуайта, довел детали до крайней утонченности, выведя изящность изделий на новый уровень. Мебель Томаса Шератона была целесообразной, и это качество не утратило актуальность и в наши дни. Доминанта шератоновского стиля — прямая линия. Спинки кресел и стульев, разные по форме, одинаково изящны в пропорциях. Кровати имеют легкий балдахин по принципу шатра. Коньком мастера были столы. Именно в этом предмете интерьера проявилась воистину неисчерпаемая фантазия автора. Примерами этому могут служить его туалетные столики, письменные столы, секретеры, карточные и рабочие столы, этажерки. В качестве декора, Шератон использовал накладные украшения, например, латунные ручки для ящиков или дверок, щитки для замочных скважин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

  1. Мебель для жизни [Электронный ресурс], - режим доступа: http://www.paoli.ru/svedeniya/infopaoli/id68
  2. Справочник по архитектуре и проектированию [Электронный ресурс], - режим доступа: http://arx.novosibdom.ru/node/566
  3. Мебель своими руками [Электронный ресурс], - режим доступа: http://mebelsam.com/plugins/content/content.php?content.215
  4. Construction Spaces [Электронный ресурс], - режим доступа: https://sites.google.com/site/constructionspaces/stati-1/istoria-stilej-interera
  5. Идеальный домик [Электронный ресурс], - режим доступа: http://www.idealdomik.ru/uyutnyi-dom/sozdanie-interera/klasicheskii-stil-v-interere.html
  6. МДМкомплект[Электронный ресурс], - режим доступа: http://www.mdm-complect.ru/advices/design/detail.php?ID=36430
  7. Английский классицизм[Электронный ресурс], - режим доступа: 
    http://www.antikru.ru/history/classicism2.shtm
  8. Артейн интернет-студия [Электронный ресурс], - режим доступа:
  9. Мебельный компас[Электронный ресурс], - режим доступа: http://www.mebelcompass.ru/Stili_mebeli/p2_articleid/14
  10. Энциклопедия кругосвет[Электронный ресурс], - режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/tehnologiya_i_promyshlennost/DIZAN_INTEREROV.html?page=0,2
  11. Красота дома[Электронный ресурс], - режим доступа: http://krasotadomu.ru/term/23/2293
  12. Все про искусство [Электронный ресурс], - режим доступа: http://www.art-pedia.ru/khepluait_dzhordzh-4717.html 
  13. Обзор рынка элитной мебели[Электронный ресурс], - режим доступа: http://www.rbc.ru/reviews/elite-furniture/chapter1-parad-17.shtml
  14. Stela-Gora.ru[Электронный ресурс], - режим доступа: http://stella-gora.ru/1740-sheraton-adam-i-xepluajt.html



 


Информация о работе Стилистическое единство классицистических интерьеров 18-ого века и мебели фирм «Хэпплуайт» и «Шератон»