Занимательные занятия с акварельными красками в Дошкольном общеобразовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Объект – занимательные занятия с акварельными красками.
Предмет – содержание, формы, методы и условия проведения занятий с акварельными красками.
Гипотеза – Если в занятиях по изобразительной деятельности будет присутствовать занимательный компонент, то у детей будет воспитываться устойчивый интерес к открытию нового в творческих видах деятельности.

Цель – выявить начальный уровень изобразительных умений и навыков при проведении занимательных занятий с акварельными красками.
Задачи:

Содержание

Введение.
I.Теоретическая часть
1.1. Виды изобразительного искусства.
1.2. Акварельная живопись в истории искусств. Художники, работавшие в этой технике.
1.3. Жанры изобразительного искусства.
1.4. Акварель как живописный материал.
1.5. Техника работы акварелью.
1.6. Материалы и инструменты в акварельной живописи.
1.7. Психолого-педагогические условия при проведении занятий по изобразительной деятельности в дошкольном общеобразовательном учреждении с акварельными красками.
1.8. Создание творческой атмосферы – как необходимого компонента в занимательном занятии с акварельными красками.

II.Примеры занятий и игр с акварельными красками по возрастным группам
2.1. Примеры занятий по возрастным группам.
2.2. Примеры игр по возрастным группам.
III.Практическая часть
3.1. Констатирующий эксперимент

Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

 

   

         II. Примеры занятий и игр с акварельными красками по возрастным группам    

   2.1. Примеры занятий  по возрастным  группам   

                   

                                                      Младшая группа:

   ЗАНЯТИЕ ПО РИСОВАНИЮ КРАСКАМИ "ОСЕННИЕ  ЛИСТЬЯ" 
Программное содержание: создавать у детей желание участвовать в совместной деятельности, развивать у них эстетическое восприятие, вызвать интерес к рисованию красками (акварель) ритмично наносить мазки (листья), учить правильно использовать краски. 
Материал: рисунок-панорама, на котором деревья и трава выполнены воспитателем аппликативно (работа выполнена в таком формате, чтобы каждый ребенок смог выполнить часть коллективного задания); краски гуашь 2-х цветов (красная и желтая), кисточки, розетки.  
Предварительная работа. На прогулке дети наблюдают листопад, воспитатель читает стихотворение М. Ивенсен.

     Методика проведения занятия: 
Падают, падают листья - В нашем саду листопад... Красные, желтые листья По ветру вьются, летят. Предлагает детям полюбоваться листопадом, собрать листья и поиграть с ними. 
Перед рисованием рассматривает с детьми иллюстрации, в которых художник изобразил осенние деревья, листья на земле, летящие по воздуху. 
Методика проведения занятия Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунок-панораму с изображением деревьев (без листьев), травы. Затем показывает, как можно нарисовать красками листья, летящими по воздуху. 
Используя метод сотворчества (дети дополняют рисунок-панораму, рисуют листья), воспитатель побуждает их рисовать листья в разных местах полотна бумаги (на траве, на деревьях, в воздухе). 
Дети рисуют красками акварель. Воспитатель индивидуально показывает приемы рисования. "Вот лист упал на дорожку, а вот еще, еще, ветерок их подгоняет", - поощряет воспитатель изобразительную деятельность детей. В конце занятия предлагает всем полюбоваться красотой листопада, который дети нарисовали.
 

                                              Средняя группа:

   ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ "ПРОГУЛКА НА РЕЧКУ" 
Программное содержание: развивать творчество в процессе создания сюжетной композиции, развивать замысел, воображение, желание вместе с художником закончить картину; уметь самостоятельно выбирать цвета красок, передавать колорит. 
Материал: рабочие тетради, акварель, материалы для аппликации. 
Предварительная работа. Дети в рабочих тетрадях начали рисовать пейзаж, выполнив часть композиции, которую на занятии должны закончить. 
Методика проведения занятия 
Воспитатель спрашивает детей, любят ли они наблюдать природу? Начинает беседу о том, что летом дети поедут на дачу, в деревню. Спрашивает, куда можно отправиться летом. Дети вспоминают свои прогулки в лес, на речку. 
- Как интересно наблюдать, что происходит в лесу, на речке! Что можно там увидеть? Давайте мы с вами отправимся на речку. Узнаем, какие обитатели в ней живут. А как нам совершить такое путешествие и запомнить все, что мы увидим? Мы с вами будем маленькими натуралистами, будем наблюдать, а потом рисовать. А что у вас есть для этого? Тетрадь, в которой вы будете рисовать то, что увидите. Ее можно назвать "Дневником путешественника, натуралиста". 
Педагог предлагает детям "отправиться на речку" и понаблюдать, что там можно увидеть интересного. Каждый ребенок берет свою рабочую тетрадь, выбирает место для рисования, краски и начинает свои наблюдения - рисует то, что хочет (какие животные находятся в воде, какие птицы летают в небе). По желанию может использовать аппликацию. Процесс рисования у каждого отличается тем, что появляются разные обитатели (рыбы большие и маленькие, ракушки, водоросли и т.д.). 
Во время рисования воспитатель отмечает, кто из детей более наблюдательный, как много увидел он интересного на реке. Постепенно дети заканчивают свои наблюдения-зарисовки. 
Воспитатель предлагает каждому "художнику" показать и рассказать, что интересного он увидел во время прогулки на речку. 
В конце занятия воспитатель предлагает детям оставить свои "дневники путешественников" и в следующий раз вновь выбрать маршрут и отправиться в другое место (ведь путешествовать можно не только в лес, на речку, но также и в сказочную страну вместе с художником).
 

                                                   Старшая группа

   ЗАНЯТИЕ ПО РИСОВАНИЮ "ВОЛШЕБНАЯ КРАСКА - АКВАРЕЛЬ" 
Программное содержание: развивать у детей творчество, воображение, самостоятельность в создании изображений посредством акварели; продолжить знакомство с различными свойствами акварели; закрепить умения детей правильно использовать различные технические навыки в рисовании акварелью; способствовать выбору различной цветовой гаммы; закрепить слово "акварель" - краски, разводимые водой, а также живопись этими красками; познакомить с новым словом "паспарту" - картонная рамка с вырезом на середине для картины. 
Материал: акварельные краски 24 цветов, кисти (№ 8,10,14), губки, тряпочки, подставки для кистей - по количеству детей, листы белой бумаги разных размеров и к ним паспарту (больше, чем число присутствующих детей, на 6-9).  
Методика проведения занятия 
Занятие проходит в изостудии. Воспитатель обращается к детям: 
- Ребята, сегодня у нас с вами очень интересное занятие. Мы продолжаем знакомство с акварельными красками. Кто из вас знает, что такое акварель? Акварель-это краски, которые разводятся водой. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на столе много листов белой бумаги. Предлагает потрогать ее ладошкой. 
- Какая бумага? - Сухая, гладкая. 
Возьмите, какой хотите лист и садитесь за столы. Давайте намочим губкой бумагу. Что можно теперь сказать о ней? Потрогайте ее. Бумага стала мокрой, холодной. 
Воспитатель предлагает детям наклонить лист (дети видят, как вода разливается по листу). Вода прозрачная. 
- А сейчас мы с вами приступим к созданию картины акварельными красками, мы теперь художники, создаем картину при помощи акварели. Берите самые разные цвета, картины получатся у всех разные. 
Послушайте меня: акварель - поет капель. А какие слова похожи на слово акварель? (Акваланг, аквариум, акватория.) Как у вас красиво получается. Я тоже хочу взять 
бумагу и буду рисовать (воспитатель рисует с детьми). А с чего нужно начать? (Дети подсказывают: нужно смочить лист водой.) А что делать дальше? Выбрать любую краску и нанести ее на лист. 
Воспитатель поднимает лист, любуется красками, промывает кисточку, берет другой цвет. Дети тоже рисуют, используя любые цвета. 
- Только художники так могут рисовать. Ребята, вы настоящие художники. У вас получилась настоящая живопись акварелью. Выберите для своих картин паспарту-это картонная рамка. И вложите свои картины в паспарту. 
Дети и воспитатель прикрепляют свои картины к мольбертам и любуются ими, рассматривают их. 
- Давайте придумаем нашим картинам названия. 
А как же мне назвать свою картину (думает). 
Радуга, осеннее небо, золотая осень, закат, морские волны... - помогают дети. 
- Да, но я бы назвала - "Утренний рассвет". 
Дети, вы настоящие художники. Красивые картины у вас получились. Давайте все полюбуемся ими.
 

                                     Подготовительная группа:

   Рисование. "Леса нашей Родины" 
Программное содержание
Учить передавать характерные особенности разных пород деревьев, располагать деревья в рисунке таким образом, чтобы создавалась картина леса.

   Материалы: картины художников, акварельные краски, альбомные листы, карандаши, тряпочки, стаканы с водой.

   Подготовка  к занятию
Показать детям картины художников, на которых изображены различные леса. Побеседовать с детьми о том, что наша страна богата лесами, что в средней полосе, на юге и на севере растут различные деревья. Рассказать, что леса охраняются, высаживаются новые, молодые леса. Если можно, хорошо привлечь опыт детей, их наблюдения. 
Методика проведения занятия
"Вспомнить с детьми, какие породы деревьев они видели в лесу, спросить, кто что хочет нарисовать, какие особенности у разных деревьев они заметили (толщина и высота стволов, их окраска, расположение ветвей, цвет листвы или хвои). Предложить рассказать, как растут те или иные деревья в лесу - одни часто, близко друг к другу (елки), другие отдельно, на некотором расстоянии (березы, дубы). Вспомнить, что в лесу встречаются поляны. 
Предложить наметить сперва стволы деревьев, найти места где их расположить "в лесу", затем рисовать ветви, крону и, наконец, кустарники, цветы, траву. Сказать, что стволы надо наметить карандашом, остальное рисовать сразу красками. По мере выполнения рисунка следить, чтобы весь лист был заполнен. 
Когда работы будут закончены, предложить детям рассказать о своих рисунках.
 

   2.2. Примеры игр по  возрастным группам 

                                             Младшая группа:

                                              “Вместо кисточки рука”

   Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

   Творчество  не может существовать под давлением  и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь  с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

   Для ребенка  привычны и знакомы следы, оставляемые  карандашами, фломастерами, шариковой  ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек  для рисования штампов и трафаретов.

   Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

   Необходимые материалы и инструменты:

   Тонированная  или белая бумага, акварельные краски, кисти, ветошь (для вытирания рук).

   Порядок работы:

   Если  смазать ладошку краской, то она  оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные  удивительные образы. Наши ладошки  умеют превращаться в солнышко. Раскройте  ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе малышом.

                                             “Печатаем пальчиками”

   Необходимые материалы и инструменты:

   Бумага  для рисования, палитра, акварельные  краски, ветошь для рук, кисточка, черный карандаш, газета.

   Порядок работы:

   “Радужная рыбка”. Обмакнем подушечку большого пальца в приготовленную на палитре  краску разных цветов. Сделаем отпечаток. Кончиком пальчика изобразим хвостик. Глаз отпечатаем тупым концом карандаша, обмакнув его черную краску.

   “ Цветок”. Указательным пальчиком отпечатываем лепестки, мизинцем серединку.

   Техника рисования ладошкой и пальчиками очень схожа с техникой работы штампом.

   Ее  тоже можно использовать при работе с малышами, но только самые простейшие упражнения просто – печать определенной фигурки для оттиска на поверхности  листа.

   Средняя группа:

                                                          “Узор из точек”.

   Необходимые материалы и инструменты:

   Тонированный  лист бумаги, косметические палочки (палочки с ватными тампонами), краски, кисти.

   Порядок работы:

   Очень часто при выполнении художественных работ возникает необходимость  прорисовывать мелкие элементы круглой формы, что вызывает трудность в точности изображения. Еще сложнее повторить одинаковые изображения несколько раз. Выручат в данной ситуации косметические палочки. Обмакнув тампон в краску, можно штамповать одинаковые элементы узора. Если узор должен быть разноцветным, нужно для каждого цвета иметь свой тампон.

   Технику работы с косметическими палочками  можно использовать при изображении  орнамента или декорировании  предметов обихода. На цветную или  тонированную бумагу наносим однотонный рисунок, затем даем ему высохнуть, и ватными тампонами штампуем узор, заранее обмакнув каждый в нужную краску. В данной технике можно получить мозаичное изображение.

                                        “Печатаем листьями на бумаге”

   Необходимые материалы и инструменты:

   Гуашь, акварель, кисть, карандаш, бумага, цветная  тушь или чернила; кусочек поролона, а также: листья разных деревьев, цветов.

   Порядок работы:

   Соберем различные опавшие листья, намажем  каждый листочек гуашью со стороны  прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток, и т.д. Если нижний кончик листа будем прикладывать к предыдущему отпечатку, то выйдет цветочек, нужно только дорисовать кисточкой стебелек. Симметричное прикладывание листа с одной и другой стороны, дорисованное тельце - и бабочка готова. Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем самом неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали. А сочетание данного приема и техники “по сырому” дает простор фантазии при тонировании листа. Например, при рисовании луга, фоном будет трава. Берем лист, смачиваем его при помощи губки, затем вливаем краску нужных оттенков и тут же отпечатываем листья.

   Эта техника  исполнения хороша своим разнообразием  приемов. Если лист смазать краской  тоном выше чем фон, то отпечаток  получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

Информация о работе Занимательные занятия с акварельными красками в Дошкольном общеобразовательном учреждении