Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ деятельности системы государственных органов, реализующих миграционную политику, в целях определения и обеспечения равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть сущность, виды и основные принципы государственной миграционной политики;

Содержание

Глава I. Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты
1.1 Сущность, виды и инструменты государственной миграционной политики
1.2 Основные принципы и направления государственной миграционной политики Российской Федерации
Глава II. Влияние государственной миграционной политики России на миграционные социально - экономические и политические процессы в современном обществе
2.1. Анализ миграционных проблем в современном Российском обществе
2.2 Влияние государственной миграционной политики России на миграционные процессы
Глава III. Процесс интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей на примере Мурманской области
3.1 Реализации государственной миграционной политики на территории Мурманской области
3.2 Развитие международного и экономического сотрудничества в регионе
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 53.36 Кб (Скачать)

     Статистика  безработицы в Мурманской области  в 2009 году:

     на 20 января – 11 976 человек; на 1 февраля – 13 178 человек;

     на 1 марта – 14 963 человека; на 1 апреля – 15 767 человек;

     на 8 апреля – 16 082 человек.16

       Сохранение государственной политики, направленной на улучшение демографической ситуации, позволит в ближайшей перспективе повысить показатели рождаемости в городе. В реалистичном варианте прогноза к 2012 г. коэффициент рождаемости будет 10,4 чел. на 1000 населения, против 10,0 в 2007-2008 гг. Уровень смертности сократится незначительно и останется выше 12 чел. на 1000 населения. При этом коэффициент естественного прироста увеличится до -2,3. Показатель миграционной убыли несколько снизится и достигнет к 2012 г. 5,9 чел. на 1000 населения. Т.е. ежегодное сокращение численности населения составит менее 3 тыс. чел.: в 2009 г. - 2,9 тыс. чел., в 2010 г. - 2,7 тыс. чел., в 2011 г. - 2,6 тыс. чел., а среднегодовая численность населения города к 2012 г. снизится до 305,1 тыс. человек.17

     В оптимистичном варианте прогноза рост рождаемости составит в 2009 г. 103,4%, в 2010 и 2011 гг. - по 100,5%. Коэффициент рождаемости  к 2012 г. достигнет 10,7 чел. на 1000 населения. Показатель смертности несколько снизится, оставаясь при этом на достаточно высоком уровне - 12,6 чел. на 1000 населения. Таким образом, при благоприятных  условиях предполагается постепенный  рост коэффициента естественного прироста на протяжении прогнозируемого периода, значение которого к 2012 г. достигнет -1,9.

       Несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению показателя миграционной убыли ожидается сохранение отрицательной миграции, к 2012 г. ее значение сократится с 2,1 тыс. чел., в 2007-2008гг до 1,7 тыс. чел.

     В результате прогнозируемых изменений (сокращения миграционной убыли за счет притока рабочей силы в связи  с развитием транспортного узла, разработкой арктических месторождений) темпы снижения численности населения замедлятся до 99,3%, за период с 2008 по 2011 гг. городское население сократится до 305,6 тыс. чел.18

     Рациональное  размещение населения способствует эффективному функционированию экономики, сглаживает региональные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическую  напряженность. Любое цивилизованное государство следит за тем, чтобы  не происходила чрезмерная концентрация населения и экономики в одних  регионах и запустение в других. Размещение населения или его  перераспределение осуществляется в форме внутренних переселений.

     Воздействовать  на миграционное поведение населения  можно, используя весь комплекс административных, правовых и экономических рычагов  управления. Причем в любом государстве  это функция исключительно центрального правительства. Однако она реализуется  с помощью региональной экономической  политики путем воздействия на социально-экономическую  ситуацию в регионах и их миграционную привлекательность. 

    3.2. Развитие международного  и экономического  сотрудничества региона  

     Для Мурманской области с учетом ее географического  расположения, особенностей ресурсного и социально-экономического потенциала вопросы международного сотрудничества должны рассматриваться как один из важнейших стратегических факторов в достижении целей устойчивого  развития региона.

     В настоящий момент международное  сотрудничество Мурманской области развивается успешно в различных направлениях, работает множество международных программ в области экологии, образования, энергетики и переработке и хранению радиоактивных отходов.

     Внешнеторговый  оборот Мурманской области за 2008 год  составил 3225,7 млн.долларов (108,1 % по сравнению  с 2007 годом).

     Мурманская  область является экспортно-ориентированным  регионом, сальдо внешней торговли положительное. Стоимость экспортных поставок в 7,2 раза превысила стоимость  импортных.

     Главные торговые партнеры – страны дальнего зарубежья. Доля стран СНГ в товарообороте  – 3,8 %.

     Основными торговыми партнерами являются –  Нидерланды (доля в ВТО – 21,8 %), Китай (18,9 %), Норвегия (10,6 %), Финляндия (7,8 %), Литва (6,6 %), Бельгия (4,7 %), Швеция (3,4 %), Беларусь (3,2 %), Великобритания (2,5 %) и Германия (2,2 %). Экспорт товаров составил 2832,6 млн.долларов, что на 5,8 % больше, чем  за 2007 год, в том числе в страны дальнего зарубежья – 2751,5 млн.долларов (104,8 %), в страны СНГ – 81,1 млн.долларов (162,2 %). Кроме того, через биржевые торги поставлено апатитового концентрата  в Беларусь на сумму 72,5 млн. долларов.

     Главными  товарами экспорта являются цветные  металлы и изделия из них, их доля в общем объеме экспорта составила 49,6 % и снизилась по сравнению  с 2007 годом на 11 п.п. Поставки цветных  металлов увеличились на 20,1 %. В то же время, в условиях падения цен  на никель на мировых рынках (контрактные  цены на никель снизились почти в 2 раза), стоимостной объем экспорта металлов сократился на 13,2 %. Значительное место в товарной структуре экспорта занимают апатитовый концентрат, рыба и ракообразные. Поставки апатитового  концентрата сократились на 22,1 %. В то же время в результате роста  контрактных цен в 3,4 раза, в стоимостном  выражении экспорт апатитового концентрата вырос в 2,6 раза, его доля в экспорте увеличилась на 12 п.п. до 19,4 %.

     В натуральном выражении экспортные поставки рыбопродукции увеличились  на 4,8 %. В стоимостном выражении  экспорт рыбы и ракообразных сократился на 12,6 %, удельный вес в общем объеме экспорта по сравнению с 2008 годом  снизился на 3,8 п.п. и составил 18,4 %. В  натуральном выражении выросли  экспортные поставки железорудного  концентрата (118,7 %). Сократились поставки пиломатериалов (58,5 %), отходов и лома черных металлов (70,6 %). В связи с  повышением экспортных пошлин значительно  снизился экспорт круглых лесоматериалов (39,5 %). Импорт товаров за 2008 год составил 393,1 млн.долларов (127,5 % по сравнению  с 2007 годом), в том числе из стран  дальнего зарубежья – 350,3 млн.долларов (126 %), из стран СНГ – 42,8 млн.долларов (141,7 %). 19

     Основную  долю в структуре импорта занимают машины, оборудование и транспортные средства. Импорт машин и оборудования вырос в 1,5 раза, доля в общем объеме импорта по сравнению с 2007 годом  увеличилась на 4.6 п.п и составила 30,6 %. Стоимостной объем импорта  транспортных средств сократился на 17,1 %, удельный вес снизился на 10,9 п.п  до 20,2 %.

     Доля  химической продукции увеличилась  в 2,8 раза и составила 23,8 %. По сравнению  с аналогичным периодом прошлого года импорт химической продукции вырос  в 3,5 раза. Такой рост связан с поставками из-за границы сырья для производства алюминия (глинозема) филиала ОАО  «СУАЛ» «КАЗ-СУАЛ», в 2007 году все сырье  поставлялось от российских производителей. Экспорт и импорт международных  услуг составили соответственно 124,5 % и 119,7 % к 2007 году.

     В 1 квартале 2009 года обеспечивалось привлечение  ресурсов из различных международных  источников для улучшения условий  социально-экономического развития региона. В настоящее время на территории Мурманской области реализуется 85 международных  проектов в сфере экономического сотрудничества, поддержки малого и  среднего предпринимательства, создания благоприятного инвестиционного климата, охраны окружающей среды, внедрения  энергосберегающих технологий, инфраструктуры, здравоохранения и социальной сферы, сельского и лесного хозяйства. Из них 42 проекта осуществляется в  рамках программы сопредельного  сотрудничества между Финляндией и  Мурманской областью.

     В отчетном периоде осуществлен комплекс мер по развитию связей с зарубежными  партнерами, продолжена работа по повышению  международного имиджа региона. Состоялись визиты в Мурманскую область делегаций  деловых кругов Швеции, Финляндии, Норвегии. В январе состоялось первое заседание  русско-шведского совета по поддержке  малого и среднего предпринимательства. В феврале состоялся визит  делегации Мурманской области в  норвежскую губернию Тромс, подписан план сотрудничества между Правительством Мурманской области и Администрацией губернии Тромс на 2009-2011 годы. Совместно  с партнерами из Финляндии и Швеции осуществляется проект по созданию промышленного (индустриального) парка в поселке  Алакуртти. Разработана Программа  мероприятий на 2009 год по улучшению  социально-экономической ситуации в муниципальном образовании  сельское поселение Алакуртти, проведено  исследование целесообразности восстановления железнодорожной ветки между  Россией и Финляндией на участке  Салла-Алакуртти-Кандалакша.20 Ведется работа по подготовке к проведению 15-17 октября 2009 года первого Мурманского международного экономического форума (МЭФ-2009) и конференции деловых кругов Баренцева региона «Сотрудничество в Баренцевом регионе».21

     На  основании проведенного анализа  приходим к выводу что, социально-экономические  миграционные процессы находятся в  тесной связи с движением капиталов. Экономическая политика, в том  случае, если она есть, определяет необходимые  региону население и трудовые ресурсы, а также меры экономического стимулирования миграционного притока (оттока) населения в нужных масштабах  и направлениях.  

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

     Главной целью реализации государственной  миграционной политики является поддержание  такого экономического развития регионов, которое обеспечивает занятость  необходимой численности населения  и, следовательно, рациональные миграционные потоки, поддерживался баланс населения. Наиболее тесная взаимозависимость  и взаимосвязь существует, как  уже отмечалось между миграционными  и экономическими процессами, а следовательно, между миграционной и экономической  политикой, а с точки зрения территориального перераспределения населения, с  ее региональной составляющей.

     Первая  глава посвящена теоретическим  аспектам рассматриваемого вопроса. Раскрыт смысл основных понятий “миграционная политика”, определены основные проблемы в области миграции, рассмотрены принципы, цели и задачи государственной миграционной политики.

     Во второй главе проведен анализ концепции миграционной политики России, рассмотрены пути и методы реализации миграционной политики. Проанализирована работа государственных органов направленная на реализацию миграционной политики, основные направления деятельности, и дается их оценка.

     В третьей главе собран и рассмотрен материал по реализации государственной миграционной политики на территории Мурманской области и сделан вывод о степени их эффективности. Рассмотрено и проанализировано состояние, возможности и перспективы интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей на примере Мурманской области.

     Проблемы  в области миграционной политики, которые требуют решения:

  • отсутствует система мониторинга состояния миграционных потоков на федеральном уровне;
  • необходимо провести единовременное обследование мест компактного проживания мигрантов. Анализ результатов указанного обследования даст возможность расширить представление о составе и структуре трудовой миграции;
  • необходимо совершенствование нормативно-правовой базы;
  • повышение эффективности государственной миграционной политики;

     В настоящее время миграционные потоки носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости и ксенофобии. Создание условий для привлечения в Российскую Федерацию квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета иностранных граждан, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции нельзя осуществить без сбора и анализа качественной и подробной информации о миграции.

     Вывод: активизация деятельности правительства  РФ в сфере государственной миграционной политики отражает понимание того, что без решения региональных проблем нельзя достигнуть провозглашаемых  правительствами большинства развитых стран национальных целей: эффективной  занятости, улучшения качества жизни, социально справедливого распределения  доходов, стабильного, устойчивого  экономического роста. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. "О совершенствовании  государственного управления в  области миграционной политики". Указ Президента Российской Федерации  от 23.02.2002 №232 ( с изменениями от 19.07.2004 N 928).

2. "Вопросы Федеральной  миграционной службы". Указ Президента  Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 (с изменениями на 2 сентября 2008 года).

3. «О мерах по  реализации государственной миграционной  политики на территории Мурманской  области». Постановление Правительства  Мурманской области N 353-ПП/13 от 27 июля 2007г.

4. «Об итогах социально-экономического развития Мурманской области за i квартал 2009 года». Доклад правительства Мурманской области.

5. Мировая экономика.  Ломакин В.К. 3-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 672 с.

6. Сергеев П.В.  Мировая экономика: Учебное пособие  по курсам «Мировая экономика»  «Мировое хозяйство и международные  экономические отношения на современном  этапе». – М.: Юриспруденция, 2008.- 160 с.

7. Кудров В.М. Мировая  экономика: Учебник / В.М. Кудров. - Москва: Дело, 2006. - 515 с.

8. Колесов В.П., Кулаков  М.В. Международная экономика:  Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 474 с.

Информация о работе Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты