Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ деятельности системы государственных органов, реализующих миграционную политику, в целях определения и обеспечения равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть сущность, виды и основные принципы государственной миграционной политики;

Содержание

Глава I. Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты
1.1 Сущность, виды и инструменты государственной миграционной политики
1.2 Основные принципы и направления государственной миграционной политики Российской Федерации
Глава II. Влияние государственной миграционной политики России на миграционные социально - экономические и политические процессы в современном обществе
2.1. Анализ миграционных проблем в современном Российском обществе
2.2 Влияние государственной миграционной политики России на миграционные процессы
Глава III. Процесс интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей на примере Мурманской области
3.1 Реализации государственной миграционной политики на территории Мурманской области
3.2 Развитие международного и экономического сотрудничества в регионе
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 53.36 Кб (Скачать)

     В РФ и в субъектах РФ предпринимаются  попытки управлять иммиграционными  процессами в плане их интенсификации, приводятся аргументы по поводу целесообразности и полезности иммиграции в Россию, ее экономической и демографической  значимости. Считается, что дефицит  рабочей силы может быть восполнен  только иммигрантами. «В октябре 2007 г. утверждена Концепция демографического развития РФ до 2025 г., в которой говорится  о значении миграции для улучшения  демографической ситуации, при этом отсутствуют точные сведения по поводу того, какое количество иммигрантов  требуется для экономики России, каков должен быть их профессиональный и демографический статус».9 Установленные для регионов квоты на трудовых мигрантов не в полной мере учитывают потребности региональных экономик.

     Однако  в общественном мнении имеются настроения антииммиграционизма. Если, по данным Левада-центра, в 2002 г. 45% респондентов предлагали ограничить въезд в страну, а 44% выступали за снятие барьеров для  мигрантов, то уже в 2006 г. 52% полагало, что их город или район могут  обойтись без иммигрантов, а в 2007 г. такого мнения придерживались уже 67% россиян. В обществе с одной стороны, присутствует ориентация на толерантное  отношение к мигрантам, в частности, к беженцам и вынужденным переселенцам, с другой стороны, отчетливо просматривается позиция консервативного «почвенничества», своей земли для народа. Распространение этнонационалистических, ксенофобских, интолерантных установок негативно влияет на осуществление прагматичной миграционной политики.10

     Справедливо отмечено в Концепции, что актуальной проблемой для российского общества является формирование установок толерантного сознания. Важно формировать общественное мнение, которое бы способствовало эффективной реализации политики в  области регулирования миграционных процессов в РФ. Актуальна задача содействия СМИ в объективном  информировании населения РФ о проблемах  миграции. Скорее всего, речь должна идти о сбалансированной информации, которая  касается не только освещения негативных сторон миграционных процессов, деятельности мигрантов и их «проблемах», но и  о положительных сторонах, реальной пользе, которую извлекает государство  и общество, рядовой российский гражданин  из труда мигрантов. Было бы целесообразно  позитивно сформулировать общественно  понятную цель в отношении управления миграционными процессами, выдавить страхи, связанные с «засилием  иммигрантов», избавиться от риторики миграционных «вызовов» и «угроз», которая отражает реальный антииммиграционизм, весьма распространенный во властных структурах и в обществе в целом. Это возможно, если подойти к пониманию  миграционных процессов с точки  зрения их объективной необходимости  и социально-экономической полезности. Отношение к миграционным процессам  как к «вызовам» и «угрозам»  придает миграционной политике не превентивный, а реактивный характер: она в такой  ситуации становится ответом на то, что уже произошло, подчиняется навязанной логике событий, а не реализует свой выгодный сценарий. 

    2.2 Влияние государственной  миграционной политики  России на миграционные  процессы 

     Позиция государства по вопросу о регулировании  миграции сегодня выражается принципом: сделать незаконную иммиграцию законной. Об этом свидетельствуют как официальные  заявления президента РФ, говорящего о необходимости упростить правила  регистрации и ужесточить ответственность  за их неисполнение, так и реально  принимаемые регулирующие нормы. Неспособность  или нежелание государственных  органов поставить иммиграционный поток под контроль вызывает озабоченность  как за состояние самих российских государственных структур, ответственных  за эту сферу деятельности, так  и за последствия их неэффективной  работы.

     Официальные данные говорят о ежегодном въезде в Россию на ПМЖ порядка 100 тысяч  человек, главным образом — из ближнего зарубежья (стран СНГ). По данным директора Института экономики  РАН Р. Гринберга, за последние 10 лет  число иностранных рабочих, ежегодно привлекаемых на законных основаниях в экономику России, возросло со 130 тыс. до 400 тыс.. За прошлый год, характеризовавшийся  либерализацией миграционной политики, Федеральная миграционная служба (ФМС) РФ выдала разрешения на трудовую миграцию 750 тысячам человек из стран СНГ.11

     Между тем, эти официальные цифры далеко не покрывают действительные масштабы иммиграции в РФ, осуществляющейся большей частью нелегально. Различные эксперты приходят к выводу о наличии от 6 до 14 миллионов иностранных граждан, нелегально живущих и работающих в России, сверх легальных мигрантов. В настоящее время реализуются инициативы, лишь закрепляющие нынешнюю миграционную политику — в частности, упрощение механизма легализации мигрантов и получения ими российского гражданства, программа привлечения в Россию «соотечественников». Однако ни в Конституции РФ, ни в иных законодательных актах титульная нация не определена, и поэтому понятие «соотечественники» потенциально распространяется на всех жителей стран бывшего СССР, независимо от их национальной, языковой и культурной принадлежности. То есть, речь идет о завуалированных мерах по обеспечению дополнительного притока мигрантов.

     Вопросы миграционной политики находятся в  зоне приоритетного общественного  внимания, и это связано не столько  с информационной конъюнктурой, сколько  с их объективной значимостью  для нашей страны и ее граждан. Для сегодняшней России эти вопросы  являются не техническими — требующими лишь управленческой оптимизации, —  а политическими вопросами, требующими принципиального исторического  выбора.

     Иммиграционная  открытость означает ставку на повышение  конкурентоспособности отдельных  корпоративных субъектов или  сегментов бизнеса за счет снижения затрат на оплату труда и на местное  население в целом. «Альтернативой этой модели является выбор в пользу развития экономики на основе внутреннего  рынка. Он, в числе многих других условий, предполагает качественный рост долгосрочных государственных инвестиций в воспроизводство человеческого  капитала (демографическое и профессиональное) и селективную закрытость в миграционной политике. На данный момент на государственном уровне проводится политика иммиграционной открытости и, соответственно, де-факто, делается выбор в пользу первой модели (иммигрантского общества и анклавной глобализации)».12

     Такая доброжелательная, открытая позиция  государства по отношению к мигрантам, безусловно, будет способствовать сокращению ксенофобии и рабства, преодолению  трудового дефицита, прогрессирующему росту экономики страны. Важным политическим следствием либеральной миграционной политики, далеко выходящим за рамки  собственно миграции, является то, что  она создает предпосылки для  укрепления позиции России в СНГ, создавая базу для качественно иных, более конструктивных отношений.

     Вместе  с тем, предстоит еще трудный  путь по отлаживанию механизма работы нового миграционного законодательства. Важно продолжать этот путь и не допустить отката назад, как этого  требуют сторонники прежних порядков. Важно, чтобы первый в истории  России опыт либеральной политики удался.

 

    ГЛАВА III. ПРОЦЕСС ИНТЕГРАЦИИ РФ В СИСТЕМУ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ  СВЯЗЕЙ НА ПРИМЕРЕ  МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 

    3.1 Реализации государственной  миграционной политики  на территории  Мурманской области 

     Межведомственная  комиссия по реализации государственной  миграционной политики на территории Мурманской области (далее - Комиссия) является координирующим органом, образованным для обеспечения согласованных  действий территориальных органов  федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной  власти Мурманской области, органов  местного самоуправления, заинтересованных организаций и общественных объединений  в области миграционной политики.

     Основными задачами Комиссии являются.

     - координация действий по реализации  Государственной программы по  оказанию содействия добровольному  переселению соотечественников,  проживающих за рубежом; 

     - обеспечение взаимодействия территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти, исполнительных  органов государственной власти  Мурманской области, органов местного  самоуправления в решении вопросов  миграционной политики в отношении  иностранных граждан в Мурманской  области; 

     - анализ и оценка миграционной  ситуации, прогноз ее развития, изучение  социально-экономических последствий; 

     - рассмотрение предложений о квоте  на выдачу иностранным гражданам  разрешений на временное проживание  в Российской Федерации, а также  о квоте на выдачу иностранным  гражданам приглашений на въезд  в Российскую Федерацию в целях  осуществления трудовой деятельности. 13

     Важным  элементом бескризисного развития считается обеспечение равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической  асимметрии. Это означает, что уровень  и условия жизни в отдельных  регионах не должны резко отличаться друг от друга, для того, чтобы не происходил процесс резкого перелива и концентрации населения из одних  регионов в другие, не создавался опасный  уровень социальной напряженности  в наиболее благоприятных регионах.

     Рациональное  размещение населения, как за счет внутреннего  его перераспределения, так и  за счет притока извне, сглаживает региональные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическую напряженность. Любое цивилизованное государство  следит за тем, чтобы не происходила  чрезмерная концентрация населения  и экономики в одних регионах и запустение в других.14

       По прогнозам, население Мурманской области к 2025 году сократится на 163 тыс. человек. В Мурманской области, по предварительным данным, в январе 2009 года родилось 722 человека. Общий коэффициент рождаемости составил 10,1 родившихся на 1000 населения против 10,5 - в январе 2008 года, сообщили в региональном Министерстве экономического развития. Общий коэффициент смертности сохранился на уровне прошлого года - 13 умерших на 1000 населения.

     Как сообщает информационный портал B-port.ru, коэффициент младенческой смертности (умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся) снизился до 7,9 против 9,6. Естественная убыль населения в регионе увеличилась на 19,3% и составила 210 человек, коэффициент естественной убыли на 1000 населения - 2,9. По итогам прошедшего, 2008 года, по предварительным данным, в Мурманской области родилось 9136 человек, что на 382 ребенка больше уровня 2007 года (рост 104,4%). Общий коэффициент рождаемости увеличился с 10,2 родившихся на 1000 населения до 10,8. Общий коэффициент смертности составил 12 умерших на 1000 населения против 11,7 в 2007 году. Коэффициент младенческой смертности (умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся) составил 9,6 против 9,8. Естественная убыль населения уменьшилась на 17,4% и составила 1037 человек, коэффициент естественной убыли на 1000 населения снизился с 1,5 до 1,3.15

     В январе-ноябре прошлого года в Мурманскую область прибыло 14069 человек, выбыло 20982 человека (в аналогичном периоде  прошлого года соответственно 14886 и 18542 человека). Миграционная и естественная убыль обусловили дальнейшее сокращение численности населения. По оценке, численность  населения уменьшилась на 8,6 тысячи человек и составила на конец 2008 года 842,3 тысячи человек (99% к уровню прошлого года). По информации Мурманскстата, миграционная убыль наблюдается  в регионе с 1990 года, наибольших масштабов  она достигла в 1992-1994 годах. Суммарно за 1990-2007 годы миграционная убыль составила 314 тысяч человек, по масштабам это  сопоставимо с численностью населения  областного центра. С 1993 по 2007 годы Мурманская область ежегодно теряла за счет превышения числа умерших над числом родившихся в среднем 2 тысячи человек, суммарные  потери за этот период составили 38 тысяч  человек.

     Согласно  среднему варианту расчета перспективной  численности населения, выполненному Федеральной службой государственной  статистики, к 2026 году население Мурманской области сократится до 688 тысяч человек. За период с 2009 по 2025 годы потери населения в регионе составят 163 тысячи человек. В результате миграционной убыли область потеряет около 131 тысячи человек и 32 тысячи в результате превышения числа умерших над числом родившихся. В течение всего прогнозного периода будет наблюдаться сокращение абсолютной численности и доли населения в трудоспособном возрасте. Это, в свою очередь, может сказаться на экономическом развитии региона.

     По  данным Управления государственной  службы занятости населения по Мурманской области, на 8 апреля 2009 года численность  безработных составила 16082 человека. Уровень регистрируемой безработицы  к экономически активному населению  составил 3,1 %. Численность работников, предполагаемых к увольнению в связи  с сокращением штатов, ликвидацией, по сведениям самих предприятий  составила 2760 человек. Из них 731 – в  Мурманске, 710 – в Североморске, 459 – в Кандалакше, 247 – в Видяево. Численность работников, которые  находились в отпуске без сохранения заработной платы, на 8 апреля составляет 189 человек (на предшествовавшей неделе было 215 человек). Тех, кто находятся  в простое по вине работодателя – 300 (180 на предшествовавшей неделе). Больше всего вакансий из 4281 имеющихся в  области могут предоставить в  Мурманске (2579), Кольском районе (452), Североморске (326), Кандалакше (210), Печенгском районе (200), Кировске (135). По данным предприятий  и организаций области, где предполагается сокращение численности работников, 609 человек будут трудоустроены, 1900 обратятся в службу занятости.

Информация о работе Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты