Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ деятельности системы государственных органов, реализующих миграционную политику, в целях определения и обеспечения равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть сущность, виды и основные принципы государственной миграционной политики;

Содержание

Глава I. Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты
1.1 Сущность, виды и инструменты государственной миграционной политики
1.2 Основные принципы и направления государственной миграционной политики Российской Федерации
Глава II. Влияние государственной миграционной политики России на миграционные социально - экономические и политические процессы в современном обществе
2.1. Анализ миграционных проблем в современном Российском обществе
2.2 Влияние государственной миграционной политики России на миграционные процессы
Глава III. Процесс интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей на примере Мурманской области
3.1 Реализации государственной миграционной политики на территории Мурманской области
3.2 Развитие международного и экономического сотрудничества в регионе
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 53.36 Кб (Скачать)

     - недопустимости дискриминации мигрантов  по признаку расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, пола, социальной  принадлежности, убеждений; 

     - дифференцированного подхода к  регулированию различных видов  миграций (добровольных/вынужденных,  внешних/внутренних, законных/нелегальных,  на постоянное проживание/временное  проживание/транзитные, российских  граждан/иностранцев и апатридов; 

     - стимулирования рационального территориального  распределения вынужденных мигрантов; 

     - квотирования приема беженцев  и предоставления временного  убежища.  

    1.2 Основные направления  государственной  миграционной политики  Российской Федерации 

     Основными направлениями государственной  миграционной политики Российской Федерации  являются: предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий  стимулированных миграционных потоков. Важнейшим направлением предупреждения вынужденных миграций из-за пределов России и незаконной иммиграции является учет правового и социально-экономического положения соотечественников в  установлении Россией двусторонних отношений с государствами нового зарубежья.3

     Органы  государственной власти Российской Федерации будут содействовать  скорейшему заключению и практической реализации межгосударственных соглашений, регулирующих процессы переселения  граждан, гарантирующих их права  и обязанности органов государственной  власти по содействию добровольному  переселению.

     Нарушение прав и свобод человека и гражданина является важнейшей причиной возникновения  потоков перемещенных лиц на территории России. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной  власти субъектов РФ будут пресекать  попытки таких нарушений, действуя в рамках законодательства России и  субъектов.

     Органы  законодательной власти субъектов  РФ вправе разрабатывать и принимать  соответствующие законы и иные нормативные  правовые акты с учетом разграничения предметов ведения в этой сфере, установленной Конституцией Российской Федерации и имеющихся международных обязательств России по защите прав национальных меньшинств.

     В Российской Федерации есть регионы, нуждающиеся в определенных мерах  государственной помощи для поддержания  основ жизнедеятельности проживающего в них населения. Это относится  к большинству регионов Крайнего Севера, прежде всего к тем населенным пунктам, в которых в результате действий государственных и негосударственных  структур произошла невосполнимая  ликвидация рабочих мест и сокращение учреждений социальной сферы.

     Органы  государственной власти Российской Федерации должны принимать все  необходимые меры по совершенствованию  законодательства о правовом положении  иностранных граждан и лиц  без гражданства, находящихся на территории России, использовании иностранной  рабочей силы. Особое внимание будет  уделено разработке механизмов депортации лиц, незаконно находящихся на территории России.4

     Реализация  мер по сокращению и предупреждению незаконной внешней миграции требует  активизации работы по определению  правового положения иностранных  граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище в России, и развития системы иммиграционного контроля.

     Федеральным органам власти и органам власти субъектов Российской Федерации  необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения  и использования иностранной  рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение  приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, квотирование привлечения и использования иностранной рабочей силы, на соблюдение работодателями целевого использования иностранных работников, условий трудовых контрактов и норм трудового законодательства и международных норм в отношении трудящихся-мигрантов, борьбу с нелегальной трудовой миграцией и, как следствие, с использованием демпинговой рабочей силы из-за границы, легализацию ее въезда и контроль за своевременным выездом иностранных работников по завершении работы, принятие мер по депортации иностранцев, принятых на работу с нарушением действующего законодательства.

     Федеральным органам власти и органам власти субъектов Российской Федерации  необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения  и использования иностранной  рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение  приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, квотирование привлечения и использования  иностранной рабочей силы, на соблюдение работодателями целевого использования  иностранных работников, условий  трудовых контрактов и норм трудового  законодательства и международных  норм в отношении трудящихся-мигрантов, борьбу с нелегальной трудовой миграцией  и, как следствие, с использованием демпинговой рабочей силы из-за границы, легализацию ее въезда и контроль за своевременным выездом иностранных  работников по завершении работы, принятие мер по депортации иностранцев, принятых на работу с нарушением действующего законодательства. 5

     Органы  государственной власти Российской Федерации должны способствовать развитию взаимовыгодного миграционного  обмена, в том числе и в области трудовой миграции, с приграничными государствами на основе действующего трудового законодательства Российской Федерации.

     Субъекты  РФ вправе регулировать социально-экономические  миграции, исходя из складывающейся социально-экономической, экологической обстановки и иных обстоятельств в рамках федерального законодательства и законодательства субъектов.

     В отдельных субъектах приняты  законы и иные нормативные правовые акты, предоставляющие преференции  выходцам из этих регионов, лицам, переселяющимся из северных регионов России, военнослужащим и т.д. В ряде субъектов приняты  ограничительные меры, препятствующие притоку мигрантов из других субъектов  Федерации и из-за ее пределов. «Преференции или ограничения для отдельных  категорий мигрантов должны быть законодательно оформлены и четко  артикулированы в региональных миграционных программах, иных подзаконных актах  и не могут противоречить федеральному законодательству».6

       Органы государственной власти Российской Федерации стремятся к расширению возможностей субъектов РФ по самостоятельному регулированию миграционных процессов на их территории в пределах их компетенции, в том числе путем заключения соответствующих договоров и соглашений.

 

    ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА МИГРАЦИОННЫЕ, СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ  ОБЩЕСТВЕ 

    2.1 Анализ миграционных  проблем в современном  Российском обществе 

     Существует  целый ряд социальных и политических проблем, связанных с миграционными  процессами, с которыми государство  не вполне может справиться, что  само же и признает. Свидетельствами  этого являются, в частности, принятый еще в феврале 2002 г. Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании  государственного управления в области  миграционной политики», положения  которого не утратили своей актуальности и даже стали еще более актуальными  за последние шесть лет. Концепция  регулирования миграционных процессов  характеризует миграционную ситуацию как сложную и опасную. В ней, в частности, говорится, что иммиграция в Российскую Федерацию, в том  числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. Количество въехавших в Россию иностранных  граждан постоянно превышает  количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Как внутренние, так и внешние  миграционные потоки направлены преимущественно  в южные и центральные регионы  европейской части России. Это  приводит к стихийному и неконтролируемому  росту населения и ухудшению  криминогенной обстановки в данных регионах.

     В тексте указанной выше Концепции  содержатся критические положения, например, об отсутствии эффективного государственного контроля и регулирования миграционных процессов, необходимость которого признается в связи с созданием условий для решения задачи по обеспечению национальной безопасности, что будет способствовать устойчивому развитию экономики страны, соблюдению прав человека, повышению качества жизни населения Российской Федерации. Иммиграционные и миграционные процессы видятся как некие «вызовы» и «угрозы», когда говорится, что данные процессы представляют собой угрозу национальной безопасности, территориальной целостности, самой российской государственности, вызов традиционной культуре и т.д. При нечетких, противоречивых и неоднозначных концептуальных основаниях миграционной политики не может быть ни выбрана модель «плавильного котла» (ассимиляции) или «крупно нарезанного салата», отражающие различные способы взаимодействия принимающего общества и иммигрантов, ни выработана новая модель, если обе существующих модели признаются неподходящими для России.7

     Не  выявленные, неопределенные теоретико-методологические принципы, на которых строится миграционная политика, делают ее непоследовательной и малоэффективной, а дискуссиям по проблемам миграции придают нечеткость. При разработке и реализации миграционной политики в РФ, кроме учета региональной специфики, необходимо в полной мере учитывать мировые тренды миграции. «Вырванная» из глобального контекста, не учитывающая миграционную политику других государств, например, Китайской  Народной Республики или Таджикистана, российская миграционная политика приобретает  черты автаркии и изоляционизма.

     Все это – разные проблемы, требующие  дифференцированного подхода, но в  русле общей современной, стратегически  выверенной концепции, которой еще нет, которую необходимо выработать. Проблема миграции носит комплексный характер. Однако миграционная политика должна проводиться дифференцированно в отношении различных категорий мигрантов. В названной выше Концепции «сплошным текстом» говорится о продолжающемся сокращении «позитивной», необходимой для развития экономики социально-экономической миграции населения внутри Российской Федерации, что создает трудности для обеспечения рабочей силой новых и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту; о негативном влиянии интенсивного оттока населения из северных, восточных и приграничных районов, богатых сырьевыми ресурсами, что меняет этническую структуру населения ряда субъектов РФ; о массовой миграции иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в РФ, что ухудшает социальную обстановку, создает базу для формирования и деятельности террористических и экстремистских организаций, угрожая национальной безопасности России.

     Для различных категорий мигрантов  должна проводиться дифференцированная политика. По сути, должно быть несколько  концепций миграционной политики. Для  трудовых мигрантов – это должна быть адаптация как приспособление к временным условиям жизни. По данным Федеральной миграционной службы, в  настоящее время Российская Федерация  занимает первое место среди европейских  стран по числу трудовых мигрантов, что не должно вызывать удивления, учитывая в сравнении с другими европейскими странами масштабы территории, количество населения и особенности демографической  ситуации в РФ, а также ее поступательное экономическое развитие.

     Установлено, что за последние 15 лет по типу миграционной ситуации Россия превратилась в страну одновременно и отдающую, и принимающую, последнее – в значительно большей мере. Россия является главной страной иммиграции в СНГ. «Рост иммиграции в Российскую Федерацию будет продолжаться и в ближайшие годы, что обусловлено как объективными предпосылками глобального характера (мировым демографическим и экономическим дисбалансом), так и ситуацией внутри России».8 Согласно ориентировочным подсчетам ФМС, в РФ находится трудовых мигрантов более 10 млн. человек, из которых 2 млн. человек – в Москве. Согласно данным Центра этнополитических и региональных исследований порядка 70% мигрантов из стран СНГ приезжает в РФ на срок от 5 до 9 месяцев. Определяя меры по адаптации трудовых мигрантов, необходимо учитывать этнический состав и его изменения. Если в 2000-2003 гг. в РФ на работу приезжали в основном белорусы, украинцы, молдаване, грузины, азербайджанцы, то с 2004 г. по настоящее время увеличилось количество таджиков, узбеков, киргизов.

     Также необходимо учитывать их профессиональные, образовательные, демографические  характеристики. Для иммигрантов, приезжающих  на постоянное место жительства требуется  аккультурация как глубокое усвоение культуры принимающего общества. Для  соотечественников из бывших советских  республик – репатриантов, необходима реадаптация как новое приспособление к условиям жизни при возвращении  на историческую родину. При чем  в 2006 г. эта тематика была актуализирована  в плане, обнародованном Президентом  РФ, о привлечении в РФ русскоязычных  соотечественников, всех тех, кто ориентирован на российскую культурную традицию, имеет  сходный с россиянами менталитет. В том же году этот план был закреплен  Указом Президента РФ «О мерах по оказанию содействия по добровольному возвращению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом». Согласно замыслу власти, это могло улучшить демографическую ситуацию и ситуацию с трудовыми ресурсами. Следует принять во внимание, что политика возвращения бывших соотечественников из-за рубежа запоздала лет на 15. Согласно ожиданиям власти должны вернуться люди в репродуктивном возрасте, с востребованной на исторической родине профессией.

Информация о работе Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты