НАТО: вчера, сегодня, завтра

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 17:09, реферат

Описание работы

Рассмотрение НАТО, как блока, который исчерпал свой потенциал. НАТО было вчера, есть сегодня, но нужно ли завтра?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2 стр.

Глава 1. История создания НАТО…………………………………………...3-4 стр.

Глава 1.1. Устройство НАТО………………………………………………....5-8 стр.

Глава 1.2. Военные операции………………………………………………..9-10 стр.

Глава 1.3. НАТО и страны Европы……………………………….………..11-16 стр.

Глава 2. Что такое НАТО?.................................................................................17 стр.

Глава 2.1. Мнение Гейдара Джемаля………………………………………….18 стр.

Глава 2.2. Мнение Дмитрия Рогозина…………………………..…………19-20 стр.

Глава 3. Расширение НАТО на Восток…………………………………...21-22 стр.

Глава 3.1. Угроза интересам России…………………………………………..23 стр.

Глава 4. Потребность к переменам………………………………………..24-30 стр.

Глава 5. Россия и НАТО……………………………………………………31-33 стр.

Глава 5.1. Интеграция России в НАТО……………………………………34-36 стр.

Глава 6. «Лучезарное» будущее НАТО…………………………………...37-39 стр.

Заключение………………………………………………………………………40 стр.

Список литературы……………………………………………………………...41 стр.

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

Тем не менее, старые стереотипы времен холодной войны помешали СПС полностью реализовать его возможности. В начале 1999 года Россия приостановила участие в СПС ввиду разногласий по поводу военно-воздушной кампании НАТО, целью которой было прекращение политических и этнических репрессий в югославской провинции Косово. При этом некоторые виды сотрудничества продолжались безостановочно, включая миротворчество в Боснии и Герцеговине. Кроме того, Россия сыграла ключевую дипломатическую роль в урегулировании косовского кризиса, и в составе развернутых в июне Сил для Косово присутствовал российский миротворческий контингент.

С 1999 года отношения между Россией и НАТО начали существенно улучшаться. Когда в октябре того же года должность генерального секретаря НАТО занял лорд Робертсон, он взял на себя задачу сдвинуть отношения Россия-НАТО с мертвой точки. А после своего избрания на пост президента Российской Федерации Владимир Путин заявил о том, что тоже будет содействовать восстановлению отношений с НАТО в духе прагматизма.

Ускорению данного процесса также способствовал ряд ключевых событий. 12 августа 2000 года произошла катастрофа с атомной подводной лодкой «Курск», в результате которой погиб весь ее экипаж в составе 118 человек, тем самым подчеркивая неотложную потребность в сотрудничестве между Россией и НАТО в реагировании на такие трагические аварии. Террористические нападения, совершенные 11 сентября 2001 года против Соединенных Штатов, также послужили жестоким напоминанием о необходимости согласованных

-32-

действий на международном уровне для эффективного противодействия терроризму и другим новым угрозам безопасности. Сразу после терактов Россия открыла свое воздушное пространство для кампании международной коалиции в Афганистане и предоставила разведывательную информацию в поддержку антитеррористической коалиции.

Контакты на высоком уровне между Россией и НАТО, организованные в последующие месяцы, включая две встречи между лордом Робертсоном и президентом Путиным и встречу министров иностранных дел России и государств-членов НАТО декабря 2001 года, позволили изучить возможности придать новый импульс и наполнить новым содержанием взаимоотношения Россия-НАТО.

Интенсивные переговоры привели к принятию совместной Декларации о новом качестве отношений Россия-НАТО, подписанной главами государств и правительств России и стран-членов НАТО 28 мая 2002 года в Риме, которая учредила Совет Россия-НАТО.

В мае 2002 года был учрежден Совет Россия-НАТО (СРН), как главный форум для продвижения вперед отношений Россия-НАТО, на котором Россия и 26 государств-членов НАТО работают совместно, как равные партнеры, выявляя и реализуя возможности для совместных действий.

Решение о создании СРН было принято после террористических нападений сентября 2001 года, усиливших необходимость в согласованных действиях для отражения общих угроз. Оно продемонстрировало стремление придать новый импульс партнерству Россия-НАТО и наполнить его новым содержанием и общую решимость России и государств-членов НАТО работать в более тесном сотрудничестве для достижения единой цели – строительства прочного и всеобъемлющего мира в Евроатлантическом регионе.

Россия и члены НАТО не всегда имеют единое мнение, по некоторым вопросам существуют разногласия, на разрешение которых может потребоваться определенное время. Однако движущей силой на фоне нового духа сотрудничества является осознание общности стратегических приоритетов и стоящих перед ними вызовов.

В рамках СРН Россия и государства-члены НАТО развивают непрерывный политический диалог по актуальным вопросам безопасности. Конструктивные политические консультации проводились по таким вопросам, как ситуация в Афганистане, Сербии и Черногории, Боснии и Герцеговине, Грузии и концепция «Большого Ближнего Востока». Практическое сотрудничество под руководством СРН, развиваемое через различные подчиненные рабочие группы и комитеты, уже дает конкретные результаты во многих ключевых областях.

В целях содействия сотрудничеству Россия учредила дипломатическое постоянное представительство при НАТО и Группы взаимодействия Министерства обороны Российской Федерации при двух главных командованиях НАТО. Информационное бюро НАТО в Москве старается разъяснять, что представляет собой Североатлантический союз, и продвигать результаты партнерства Россия-НАТО, а Военная миссия связи помогает повышать транспарентность и координацию со стороны военных.

 

-33-

Совет Россия-НАТО является основной структурой и форумом для продвижения вперед взаимоотношений между Россией и НАТО. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-34-

Глава 5.1. Интеграция России в НАТО.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что современная Россия:

        сейчас только формирует свой собственный геостратегический проект, начинает развиваться разумно и эффективно, и ей для своего позитивного развития необходим стабильный и длительный мир;

        самодостаточна и никогда не пойдет на развязывание агрессивной войны;

        в среднесрочной перспективе, будет вынуждена сталкиваться с кризисами и конфликтами, в том числе вооруженными, на своей периферии, и, возможно, на своей национальной территории;

        в долгосрочной перспективе может столкнуться с полномасштабной региональной войной на своих восточных рубежах;

        может непосредственно столкнуться с НАТО в войне только в том случае, если, например, США будут пытаться воевать с Россией за ее ресурсы и на ее территории.

В этих условиях роль внешних  сил и факторов приобретает особое значение, а расширение сферы влияния такого мощного военно-политического блока, как НАТО, на регионы, представляющие для России важный стратегический интерес - прежде всего на страны СНГ - рассматривается как угроза российской безопасности, особенно учитывая общую нацеленность Альянса на военно-силовое решение проблем обеспечения стабильности в Евроатлантическом регионе и на его периферии.

При этом НАТО

        Еще ни разу не подтвердило своей дружественности России

        Продолжает рассматривать Россию как врага и готовит к войне с ней свои военные контингенты

        Как бы специально и в пику России ведет раздражающую нас политику поддержки любых негативных антироссийских военно-политических тенденций и инициатив

Представляется, что обоюдный потенциал недоверия очень велик и заставить народы России полюбить "голубь мира - НАТО" невозможно в принципе, так как это очевидная неправда, и поэтому НАТО рискует остаться вечным противником России, по крайней мере, до тех пор, пока не изменит свой явный антироссийский вектор и статус с "оборонительного союза", на "союз безопасности".

Так нужно ли вообще России стремиться в НАТО, или, например, НАТО стремиться "заполучить" Россию?

На мой взгляд, это не нужно ни НАТО, ни России.

 

-35-

России это не нужно потому, что НАТО для России явно "мелковато" и она никогда не позволит кому-либо диктовать себе нормы поведения или сдерживать ее внешнеполитические усилия.

НАТО это не нужно потому, что Россия для Альянса явно великовата.

Но здесь важны нюансы.

Конечно стремиться "в НАТО" не надо, но работать "на сближение с НАТО" - необходимо, но, естественно, на своих условиях, а для этого надо их, эти условия - выработать.

При выработке условий работы с НАТО, нам представляется важным понимать, что НАТО - это всего лишь "инструмент", который является не столько закрытой военной профессиональной структурой, где властвует здравый смысл и "решение", сколько закрытой профессиональной бюрократической системой, где властвует протокол и этикет подобострастия сильному.

Другими словами - НАТО существует для того, чтобы реализовывать политические решения, которые принимают политики основных, составляющих альянс, держав, но, главным и определяющим образом - государственный департамент США.

Но есть ли вообще, что-нибудь ценное в НАТО, что было бы неплохо лучше знать и уже применять в практике самой России?

Безусловно, есть.

Во-первых, надо осознать, что НАТО - это огромная и отлаженная бюрократическая машина, в которой на "атомарном" уровне разработаны рабочие алгоритмы, технические и технологические приемы сложнейших военно-политических согласований и взаимодействий.

Это не значит, что их нужно слепо копировать или насильственно внедрять в нашу национальную политическую практику, отнюдь нет, но их необходимо знать, чтобы лучше понимать существо самого Альянса;

Во-вторых, НАТО - это огромный военный профессиональный союз, разработавший и успешно пользующийся своими собственными "стандартами НАТО" по управлению коалиционными группировками разнородными сил, и этот опыт нужно знать и профессионально использовать;

В-третьих, НАТО - практически единственная организация, серьезно занимающаяся разработкой технологий и приемов миротворчества и подготовкой специалистов миротворческих операций, и это огромное поле совместной, конструктивной и взаимополезной работы.

-36-

Все это значит, что - НАТО для России, как и Россия для НАТО есть историческая и объективная геостратегическая реальность, которую просто невозможно не замечать, и с которой обоим субъектам геополитики необходимо не только считаться, но искать и находить способы взаимодействия.

Эти поиски могут базироваться на следующих подходах.

Подходы, желаемые для России

1.      НАТО без дружеского взаимодействия с Россией бессмысленно, так как своих базовых задач - обеспечения обороны и безопасности своих членов выполнить не может.

2.      НАТО не имеет адекватного альянсу по масштабы внешнего врага, то есть НАТО как военно-политическому блоку не с кем воевать, и обязано думать о своем настоящем предназначении, другом облике и новой стратегии.

3.      НАТО не должно защищать "ценности демократии и свободы личности" в Афганистане, Иране, Грузии или Украине.

4.      НАТО не должно защищать интересы США в мире и ее военную безопасность в Европе.

5.      НАТО обязано защищать стратегическую матрицу своих членов в Европе - а это население и культура, а также обеспечивающая их историческую вечность всякого рода инфраструктура - от опасностей исчезновения путем физического уничтожения или путем размывания и замещения пришлыми недружественными общностями - путем сокращения числа и масштабов рисков, угроз и опасностей существованию и развитию народов Европы.

6.      Россия, в любом варианте стратегических взаимодействий с НАТО должна иметь в Альянсе не "комнату", а "право".

7.      НАТО и Россия не должны никуда в пространстве ни "расширяться", ни "двигаться".

8.      Любой конфликт между НАТО и Россией только снижает потенциал выживания Христианства в Европе и укрепляет их цивилизационных оппонентов - радикальный политический Ислам и Китай.

Подходы к отношениям НАТО - Россия в прагматическом ключе

Я убеждена, что сегодня Россия и НАТО друг другу необходимы:

        во-первых, как основа определенной континентальной биполярной устойчивости;

        во-вторых, в качестве необходимого стратегического сдерживающего фактора;

        в-третьих, в качестве практически официального противника;

        в-четвертых, в качестве стимула развития;

но, самое главное - в качестве потенциального стратегического союзника.

 

 

-37-

Глава 6. «Лучезарное» будущее?

              «НАТО создавалось в ходе противостояния Советскому Союзу. СССР, правда, говорил о том, что он ни на кого нападать не собирается, западные страны говорили обратное. Это было во всяком случае формально для защиты от СССР. Советского Союза нет, угрозы такой не существует, а организация осталась. Возникает вопрос: "Вы против кого дружите?"[5]»

              Состояние НАТО сегодня, это -

1.      Структура, потерявшая свой изначальный смысл и предназначение.

2.      Не нашедшая свой новый Большой смысл.

3.      Упорно пытается вместить новую политическую реальность в старую парадигму (базовую схему) своего существования, поэтому срочно и везде ищет внешнего врага.

4.      Стала просто "инструментом", а, значит, и заложником политики США (вспомним совершенно преступное и безумное разрушение Югославии, стратегическую авантюру в Ираке или идею национального американского ПРО от ракет Ирана и Кореи в Польше и Чехословакии).

Информация о работе НАТО: вчера, сегодня, завтра