Политические партии РБ

Автор: m************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть сущность политических партий и партийной системы в Республике Беларусь. Исходя из поставленной цели необходимо решить такие задачи как:
1.дать общую характеристику понятию «политические партии»;
2.выделить основные функции партий;
3.проследить этапы становления многопартийной системы в Республике Беларусь;
4.показать многообразие типов политических партий;
5.провести классификацию партий в Беларуси;
6.сформулировать представление о правах и обязанностях партий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1. Политическая партия как институт политической системы общества……………………………………………………………………………. 5
1.1.Понятие и функции политических партий ………………………………….5
1.2.Типология политических партий……………………………………………..9
Глава 2. Характеристика партийной системы в Беларуси…………………….14
2.1.Становление многопартийной системы в республике Беларусь………….14
2.2.Классификация политических партий Беларуси……………………………22
2.3.Права и обязанности политических партий Беларуси…………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33
Список использованных источников……………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Политология 2курс.docx

— 66.06 Кб (Скачать)

   В условиях общественного подъема  начала 90-х гг., сложных социально-экономических  процессов, противостояния власти  и оппозиционных сил создавались  политические партии различных  идеологических направлений, формировалась  многопартийность. В 1991 г. в республике  фактически существовало несколько  партий, в том числе Компартия  Белоруссии и стоявшие в оппозиции  к ней Объединенная демократическая  партия (первая из официально  зарегистрированных Министерством  юстиции), Белорусская крестьянская  партия, Белорусская социал-демократическая  Грамада (БСДГ), Национально-демократическая  партия Беларуси.

   В августе 1991 г. после провала  путча ГКЧП Верховный Совет  Республики Беларусь приостановил  деятельность Компартии Белоруссии. В декабре 1991 г. была создана  Партия коммунистов Белорусская  (ПКБ), которая зарегистрирована  в мае 1992 г. В феврале 1993 г.  парламент отменил свое решение о приостановке деятельности КПБ, и фактически в республике оказались две коммунистические партии.

   Важную роль в становлении  партийной системы в стране  сыграли президентские выборы 1994 г. В период предвыборной кампании  резко возросла активность политических  партий, они приобрели практический  опыт участия в выборах. Из 21 зарегистрированной политической  партии в президентских выборах  участвовало шесть.

   Знаменательным событием общественно-политической  жизни республики стало принятие  Верховным Советом Закона «О  политических партиях» в октябре  1994 г [11,с.5]. В нем впервые в истории белорусского законодательства был закреплен порядок образования и деятельности политических партий. В соответствии со ст. 1 Закона политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах [2,с.6]. Право на объединение в политические партии имеют только граждане Республики Беларусь, в то время как членами общественных объединений могут быть граждане республики, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь. На основании Закона минимальное количество членов, необходимое для регистрации политической партии, было увеличено со 100 человек до 500.

   Принятие Закона «О политических  партиях» позволило обозначить  место политических партий в  политической системе Беларуси, их права и условия деятельности; узаконить финансовые и материальные  источники партийных структур; зафиксировать  принципы взаимоотношений партий  с органами государственной власти; обозначить основные аспекты  их участия в избирательных  кампаниях, в деятельности представительных  и законодательных органов; регламентировать  процедуру ликвидации политической  партии.

   Источниками финансирования партий  в соответствии с белорусским  законодательством являются вступительные  членские взносы; доходы от собственности,  издательской деятельности, распространения  печатных изданий и публикаций, использования других средств  массовой информации; поступления  от культурно-массовых, благотворительных  и других мероприятий; пожертвования  и дарения [2,с.27].

   Согласно Закону Президент Республики  Беларусь приостанавливает членство  в политической партии на весь  срок полномочий. Также не могут  быть членами партий на весь  период своих полномочий судьи,  прокурорские работники, сотрудники  органов внутренних дел, Комитета  государственного контроля, органов  государственной безопасности, военнослужащие [2,с.10].

   Реализуя право граждан на  свободу объединения в политические  партии, Закон Республики Беларусь  «О политических партиях» тем  не менее запрещает создавать  на территории страны политические  партии других государств, а также  партии, имеющие целью насильственное  изменение конституционного строя  либо ведущие пропаганду войны,  национальной, религиозной и расовой  вражды [2,с.3-4].

   К началу избирательной кампании  по выборам в Верховный Совет  13-го созыва в Беларуси насчитывалось  34 политические партии. По итогам  майских выборов и довыборов  в ноябре 1995 г. победу одержали  коммунисты, получившие 45 депутатских  мандатов. 33 своих сторонника провела  Аграрная партия (АП), занявшая второе  место. Остальные партии провели  в парламент значительно меньшее  число своих членов (от восьми  до одного). По результатам выборов  в Верховном Совете оформились  пять фракций, в их числе:  пропрезидентская фракция «Согласие» (60 депутатов), фракция аграриев (46 человек), фракция коммунистов (45 членов). По 11 депутатов вошли во фракции  «Гражданское действие» и социал-демократический  «Союз труда». В целом партийные  фракции включали в себя 2/3 депутатского  корпуса, и на первой сессии  парламента его руководящие органы  были сформированы на основе  межфракционного пакетного соглашения. Они стали реальной политической силой: ни один закон без их поддержки не мог быть принят парламентом [8,с.46].

   В первое время парламентские  фракции работали эффективно, занимаясь  выработкой и осуществлением  политического курса, разработкой  социально-экономической и политической  стратегии страны. Однако вскоре  лидеры четырех оппозиционных  фракций вступили в конфронтацию  с Президентом республики, внося  раскол в работу парламента. Выходом  из кризиса между ветвями власти  стал референдум 26 ноября 1996 г. На  суд белорусских граждан были  представлены вопросы относительно  внесения изменений и дополнений  Президента в Конституцию страны: отмена смертной казни; введение  частной собственности на землю;  два проекта изменений и дополнений  в Конституцию Республики Беларусь 1994 г. Аграрии и коммунисты  предложили свой проект Конституции,  упразднявший президентский пост  вообще. Референдум позволил разрешить  противостояние законодательной  и исполнительной властей мирным  путем, вследствие этого удалось  избежать дестабилизации политической  ситуации.

   После референдума 1996 г. и роспуска  Верховного Совета 13-го созыва  численность политических партий  республики сократилась, шел интенсивный  процесс их реорганизации. Вместе  с тем ряд партий числились  лишь на бумаге, не имели серьезной  социальной поддержки среди населения,  организационных звеньев на местах, не вели никакой работы. Согласно  постановлению Верховного суда  республики стали считаться недействующими  Белорусская гуманитарная партия, Белорусский научно-производственный  конгресс, Белорусская партия «Очищение», Белорусская партия любителей  пива и др. [22]. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 2 от 26 января 1999 г. проведена перерегистрация политических партий, профессиональных союзов и общественных объединений. Декрет увеличил минимальное количество членов партий, необходимое для регистрации, с 500 до 1000 человек от большинства областей республики и г. Минска. В результате из существовавших на момент издания Декрета 28-ми политических партий прошли перерегистрацию 17 [13,с.189].

   В ноябре 1999 г. Национальное собрание  Республики Беларусь внесло изменение  в Закон «О политических партиях». В соответствии с ним в названии  политической партии не допускается  использование слов «национальный», «народный» в любых падежах.

   После раскола Партии Белорусского  народного фронта и вступления  в силу новой редакции Закона  «О политических партиях» были  зарегистрированы Консервативно-Христианская  партия – БНФ и Партия БНФ.  В августе 2004 г. по предложению  Министерства юстиции Верховный  суд республики принял решение  о ликвидации Белорусской партии  труда [13,с.189].

   В настоящее время партийная  система Республики Беларусь  находится в стадии формирования, отличается нестабильностью и  имеет свои особенности.

   Не все партии способны разработать  научно-обоснованную, социально взвешенную, конструктивную программу деятельности. Программные документы многих  партий не содержат ясной концепции  политического, социально-экономического  и духовного развития, характеризуются  эклектикой идеологических выводов,  расплывчатостью, неопределенностью  представлений о будущем обществе. Несмотря на то, что большинство  партий выступает за переход  к рынку, за демократию и  правовое государство, суверенитет  Беларуси, в их программах отсутствуют  механизм такого перехода, конкретная  разработка мер и способов  достижения поставленных задач.  Программы ряда политических  партий устарели и не отвечают  реалиям современности. Со многими  положениями партийных документов  нельзя согласиться. Предложения,  имеющиеся в арсеналах ряда  партий, требуют анализа, чтобы  определить их пригодность с  точки зрения исторического опыта.

   Одним из факторов, сдерживающих  развитие партийного строительства  в Беларуси, является то, что сегодня  партии не представлены в органах  реальной власти, которую осуществляет  назначенное Президентом и подотчетное  ему правительство. Не имея  представительства во властных  структурах, они лишены возможности играть роль посредника и связующего звена, коммуникативного моста между государством и обществом, стать, наконец, формой участия граждан в политических решениях и контроле за властью. Так, в 2000 г. в Палату представителей Национального собрания избраны 16 представителей от шести политических партий (заметим, однако, что ведущие оппозиционные партии бойкотировали парламентские выборы). В результате выборов в 2004 г. в парламент республики прошли только 12 депутатов от трех политических партий (от Компартии Белоруссии – 8, Аграрной партии – 3, Либерально-демократической – 1) [22].

   В условиях размытости и неопределенности  социального адресата, недифференцированности  общества в социально-политическом  плане, отсутствия полноценной  политической базы для многопартийности  трудно определить, кого реально  представляют партии и их руководители. Крайняя степень разобщенности  партийных сил, их неспособность  к консолидации – все это  подтверждает очевидные слабости  белорусских партий. Большинство  из них малочисленны по составу.  Так, 9 из 17 партий с трудом смогли  перешагнуть необходимый для  регистрации рубеж в 1000 человек.  Только пять партий имеют в  своем составе более пяти тысяч  членов, в том числе Либерально-демократическая  партия – 22 374, Республиканская  партия – 9779, Аграрная партия  – 7692, Партия коммунистов Белорусская  – 7154, Компартия Белоруссии –  5026 человек [11,с.8].

   Более того, между политическими  силами со схожей идеологической  ориентацией не проявилась тенденция  к взаимопониманию, сплочению  и укреплению этих сил. Об  этом свидетельствует самостоятельное  существование однотипных политических партий: двух БНФ, одной с ориентацией на развитие республиканского строя, одной экологического характера, столько же с коммунистической идеологией, несколько социал-демократических партий.

   В связи со слабой материально-технической  базой большинство политических  партий не имеет собственных  средств массовой информации, влияющих на формирование общественного мнения, а государственные и независимые средства информации, как правило, стараются дистанцироваться от них.

   Поскольку политические партии  не обладают властными рычагами  для решения насущных проблем  трудящихся, люди не видят в  их существовании большой пользы  и не нуждаются в них. Этим  частично объясняются низкие  рейтинги политпартий. Так, по  данным Института социально-политических  исследований при Администрации  Президента Республики Беларусь, самый высокий рейтинг у поддерживающей  Президента страны Коммунистической  партии Белоруссии – 8,2 %. Партию  БНФ поддерживает лишь 1,4 % населения,  Объединенную гражданскую партию  – 1,2 %. В то же время более  половины жителей страны (53,3 %) не  отдают предпочтения ни одной  из политических партий [11,с.8].

   Наличие объективных трудностей  во многом объясняет причины  слабости политических партий, но  отнюдь не умаляет их собственных  ошибок. К ним прежде всего  относятся: неумение анализировать  политическую ситуацию; недостаточное  внимание к созданию организационных  структур в регионах и отсутствие  постоянной работы с ними; мелочная  борьба друг с другом за  укрепление позиций в демократическом  лагере вместо объединения для  решения важных политических  задач и др.

Информация о работе Политические партии РБ