Политические партии РБ

Автор: m************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть сущность политических партий и партийной системы в Республике Беларусь. Исходя из поставленной цели необходимо решить такие задачи как:
1.дать общую характеристику понятию «политические партии»;
2.выделить основные функции партий;
3.проследить этапы становления многопартийной системы в Республике Беларусь;
4.показать многообразие типов политических партий;
5.провести классификацию партий в Беларуси;
6.сформулировать представление о правах и обязанностях партий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1. Политическая партия как институт политической системы общества……………………………………………………………………………. 5
1.1.Понятие и функции политических партий ………………………………….5
1.2.Типология политических партий……………………………………………..9
Глава 2. Характеристика партийной системы в Беларуси…………………….14
2.1.Становление многопартийной системы в республике Беларусь………….14
2.2.Классификация политических партий Беларуси……………………………22
2.3.Права и обязанности политических партий Беларуси…………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33
Список использованных источников……………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Политология 2курс.docx

— 66.06 Кб (Скачать)

1) отдельных  классов (напр., буржуазные, рабочие,  крестьянские);

2) отдельных  социальных слоев и групп (напр., интеллигенции, мелких хозяев);

3) нескольких  классов и социальных групп  (напр., политические партии, возникающие  на основе национально-освободительных  движений).

   Критерием, позволяющим классифицировать  партии, является характер их  доктрин, в основном идеологически  направленных. В зависимости от  доминирующих в них идейно-политических  установок партии можно разделить  на революционные, реформистские,  консервативные, реакционные. 

   Относительно много критериев  представляет сфера внутренней  организации и ролей, выполняемых  партией в политической организации  или по отношению к ней. Исходя  из приверженности к определенным  ролям в политической системе  и по отношению к политической  системе, выделяются партии, ориентированные  на:

а) функции  легальной борьбы за власть, ее осуществление  и упрочение;

б) участие  в выборах. Это так называемые партии обслуживающие (например, американские), которые фактически приостанавливают деятельность за периодом предвыборной кампании и выборов;

в) осуществление  власти и реализации стратегических программ общественного развития (например, коммунистические партии в социалистических странах);

г) поддержку  существующей политической элиты в  государстве.

   Исходя из организационной структуры  и членства выделяются партии: централизованные, организованные  иерархически, с сильным руководящим  центром и строгой дисциплиной;  децентрализованные - в основном  это партии, выступающие в политической  системе, где партийная система  играет второстепенную роль.

   Кадровые партии, деятельность которых  нацелена, прежде всего, на выборы, ориентированы не на то, чтобы  иметь как можно больше членов, а на то, чтобы объединить, “знать”,  представителей социальных элит. Большинство кадровых партий - это  европейские либеральные и консервативные  партии. В политическом спектре  кадровые партии находятся, прежде  всего, справа и в центре. Кадровые  партии имеют децентрализованный  характер и слабую организацию [13,с187]. Наконец, во всех кадровых партиях руководящая роль принадлежит парламентариям. Как правило, большинство кадровых партий “мягкие” (т.е. не соблюдающие дисциплину голосования) в отличие от “жестких” массовых партий. Впрочем, исключение составляет консервативная партия Великобритании как пример “жесткой” кадровой партии.

   Массовые партии - это партии нового  типа, возникшие в условиях расширения  демократии, введения всеобщего  избирательного права. Это крупные  организации, имеющие сложную  внутреннюю структуру и пользующиеся  реальным влиянием - как формальным, так и неформальным - в политических  системах, где они действуют. Это  партии, ориентированные на политическое  воспитание и формирование новых  элит. Следует различать три типа  партий (в порядке их появления): социалистический, коммунистический  и фашистский. Каждая из этих моделей имеет свои особенности, специфические черты.

   Партии с четкими и формально  определенными принципами членства. Принципы эти (обычно содержатся  в уставах) определяют форму  и условия принятия в партию  и пребывания в ней (регулярная  уплата членских взносов, участие  в собраниях и работа в первичной  организационной ячейке и т.д.), партийная дисциплина и т.д. 

   Партии со свободным членством,  где принадлежность выражается  через голосование за кандидатов  собственной партии как, например, в США. В Итальянской христианско-демократической  партии членство состоит в  выкуплении раз в год карт  принадлежности, которые выполняют  роль своеобразных членских билетов. 

   Имеются также партии с индивидуальным  и коллективным членством в  зависимости от того, осуществляется  прием в них непосредственно  или через другие организации,  такие, как профсоюзы. В последнем  случае человек, вступая в профсоюз, одновременно вступает и в  партию, поскольку профсоюз является  коллективным членом этой партии. Такой партией является, к примеру,  лейбористская партия Великобритании.

   Еще одним критерием классификации  является институт партийного  руководства. Руководство можно  понимать формально (по уставу) или социологически, а, следовательно,  исследуя действительные отношения  подчинения и главенства, которые  могут прикрываться уставами [13,с.186]. Исходя из этого, отметим следующие партии:

1)с коллективным  руководством, где лидер руководящей  группы выполняет роль арбитра,  выражает основное доктринальное  направление или концентрируется  на власти в самых существенных  для функционирования всей партии  сферах.

2)с единоличным  руководителем типа вождя, которое  является, как правило, формально  санкционированным. 

3)харизматическо-вождистского  руководства, где, кроме формальных  гарантий коллективного руководства,  доминирует личность, исходя из  авторитета в обществе или  партии, особенно заслуг, придающих  ей символическое измерение и  т.д. 

   Политические партии различаются  также по месту, занимаемому  ими в системе государственной  власти. Здесь можно выделить  легальные и нелегальные партии, а также правящие и оппозиционные. 

   Наконец, партии могут быть  конкурирующими или монопольными. Конкурирующие партии действуют  в рамках плюралистической системы,  либо осуществляя высшую власть  в политической системе, либо  борясь за это. Монопольные,  более известные как “единственные  партии”, осуществляют в политической  системе высшую власть, исключая  из нее любую другую партию.

Перечисленные выше типы политических партий взаимно  не исключают друг друга, напротив, они часто совмещаются. Так, например, коммунистическая партия как классовая  партия обычно бывает массовой (хотя в  период нелегальной деятельности чаще всего она носит кадровый характер). В зависимости от системы, в которой  она действует, партия может быть легальной или нелегальной, с  точки зрения идеологии революционной (как кадровой, так и массовой партией); для нее характерна сильная  внутренняя организация; в политических системах она играет различную роль - от главенствующей (в социалистической системе) до побочной (в условиях, когда  она лишена массового влияния, в  результате юридических или других ограничений искусственно отодвинута на второстепенные позиции).

   Понятно, что типология партий  представляет собой не более  чем абстрактную схему, служащую  для упорядочения крайнего разнообразия  партийных организаций. 

   Партии имеют сложную внутреннюю  структуру. Выделяются следующие  элементы:

а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую  роль;

б) стабильный бюрократический аппарат, исполняющий  приказы руководящей группы;

в) активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входящие в бюрократию;

г) пассивные  члены партии, которые, примыкая к  ней, лишь в незначительной степени  участвуют в ее деятельности. К  перечисленным группам следует  добавить лиц, которые поддерживают партию, не являясь ее членами, и  меценатов. Они могут принадлежать к партии, а могут и не принадлежать [20,с.50].

   Руководящее меньшинство принимает  основные партийные решения, обладает  обширной информацией, как правило,  недоступной рядовым членам, нередко  манипулирует сознанием и поведением  партийных масс. Руководящая группа  неоднородна. В ней могут быть  представлены внутрипартийные течения,  оспаривающие право контроля  над всей организацией. Борьба  различных группировок в партии  тщательно скрывается от посторонних  и рядовых членов. Правда, эти  разногласия трудно скрыть от  общественности и средств массовой  информации в демократическом  обществе. Редко кого могут обмануть  фразы о том, что "партия  никогда не была так едина,  как сейчас", предлагаемые высшими  партийными функционерами для  печати в наиболее тяжелое  время для единства рядов партии.

   Различные течения в партиях  возглавляются лидерами, пользующимися  авторитетом у функционеров и  рядовых членов. Они стремятся  к единоличному руководству, чтобы  направить партию по определенному  ими программному пути. Конфликты  между соперничающими лидерами  иногда приводят к расколу  партии или же соглашению между  ними и восстановлению единства  организации. Чем больше авторитет  и влияние лидеров партии, тем  большее расстояние отделяет  руководящее ядро от рядовых  партийцев.

   Современной политической наукой  разработана сложная классификация  политических партий. Для этого  использованы различные критерии: социальная опора, характер членства, место в политическом спектре,  представительство во власти и отношение к ней и её политике, идейные основания и ряд др.

   Итак, политическая партия является  одним из институтов политической  системы общества, который выполняет  такие функции как: идеологическая, политическая, организаторская и  др. Существует множество критериев,  на основе которых можно классифицировать  политические партии. Структура  партий  в зависимости от её  типа может включать в разном  сочетании несколько элементов: 1)избиратели, голосующие за партию; 2)сторонники, симпатизирующие данной  партии; 3)члены партии; 4)партийный  актив; 5)партийный аппарат; 6)руководство  партии.  

      2. Характеристика партийной системы  в Республике Беларусь  

      2.1.Становление многопартийной системы в Республике Беларусь

 Процесс  формирования многопартийности  в Беларуси, как и в других  республиках бывшего СССР, был  обусловлен рядом причин: кризисом  экономической и политической  системы советского общества, развалом  Советского Союза и падением  авторитета КПСС, снижением влияния  коммунистической идеологии; непригодностью  однопартийной системы; усилением,  особенно в среде интеллигенции,  социал-демократических и либеральных  идей; провозглашением суверенитета  Республики Беларусь и дискуссиями  о выборе путей развития [11,с.3].

   Отмена III съездом народных депутатов  СССР в марте 1990 г. конституционного  положения (ст. 6 Конституции СССР), закреплявшего однопартийность  и монополию КПСС, открыла возможность  для создания политических партий. Этому способствовал и принятый 9 октября 1990 г. Закон СССР «Об  общественных объединениях» –  первый шаг в правовой регламентации  деятельности партий. Он придал  дополнительный импульс шедшему  еще со второй половины 1980-х  гг. процессу их зарождения [11,с.4].

   Фактически начало формирования  политических партий Беларуси  связано с появлением и становлением  в 1986–1987 гг. различного рода дискуссионных  клубов и неформальных организаций  («Талака», «Спадчына», «Тутэйшыя», «Мартиролог  Беларуси» и др.). Их социальной  базой стала творческая интеллигенция  и молодежь. На митингах и собраниях  они выступали за демократизацию  общества, правовое государство,  свободу слова, печати, возрождение  национальной культуры, придание  белорусскому языку статуса единственного  государственного языка, плюрализм  различных форм собственности,  экономическую независимость и  суверенитет Беларуси.

   В октябре 1988 г. на базе неформальных  объединений был создан оргкомитет  Белорусского народного фронта (БНФ)  за перестройку «Адраджэнне», учредительный  съезд которого состоялся в  июне 1989 г. в Вильнюсе. Включившись  в борьбу за власть, приняв  все атрибуты политической партии, БНФ перешел на антикоммунистические  позиции, стал координирующим  центром всех оппозиционных сил  и в первые годы независимости  Беларуси занял доминирующее  положение в политическом спектре  общества, он имел самый высокий  рейтинг за весь период своей  деятельности.

Информация о работе Политические партии РБ