Структура предприятия (организации)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы исследования связана с существующими экономическими условиями хозяйствования предприятий в Беларуси и необходимостью осуществления не столько реформирования промышленных предприятий, сколько восстановления бизнес-процессов с учетом реальных экономических условий и проблем и возможностей предприятий.
Объектом исследования являются инструменты антикризисного управления, система механизмов по финансовой стабилизации предприятия, модели восстановления платежеспособности, а также имитационные модели управления по бизнес-процессам и реструктуризации, опыты функционирования предприятий (организаций) в Беларуси.
Цель исследования: изучить методические и законодательные основы, инструменты и механизмы, опыты осуществления антикризисного управления в современных экономических условиях хозяйствования.
Для достижения поставленных целей исследования необходимо решить следующие задачи:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 5
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) ……………………………………………7
1.1 Структура предприятия (организации) 7
1.2 Виды реструктуризации……………………………………………..….….15
2. ПРЕДПОСЫЛКИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ) 21
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ) 26
3.1 Реструктуризация управления предприятием (организацией) 27
3.2 Реструктуризация финансов. 30
3.3 Организационно-правовая реструктуризация. 36
3.4 Имущественная реструктуризация. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 59.72 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 5 

1.   СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ  (ОРГАНИЗАЦИИ) ……………………………………………7 

    1.1  Структура  предприятия (организации) 7 

    1.2   Виды реструктуризации……………………………………………..….….15 

2.   ПРЕДПОСЫЛКИ  РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ  ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ) 21 

3.   ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ  (ОРГАНИЗАЦИЙ) 26 

    3.1  Реструктуризация  управления предприятием (организацией) 27 

    3.2  Реструктуризация  финансов. 30 

    3.3  Организационно-правовая  реструктуризация. 36 

    3.4  Имущественная  реструктуризация. 43 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 48 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования связана с существующими  экономическими условиями хозяйствования предприятий в Беларуси и необходимостью осуществления не столько реформирования промышленных предприятий, сколько  восстановления бизнес-процессов с  учетом реальных экономических условий  и проблем и возможностей предприятий. 

Объектом исследования являются инструменты антикризисного управления, система механизмов по финансовой стабилизации предприятия, модели восстановления платежеспособности, а также имитационные модели управления по бизнес-процессам и реструктуризации, опыты функционирования предприятий (организаций) в Беларуси. 

Цель исследования: изучить методические и законодательные  основы, инструменты и механизмы, опыты осуществления антикризисного управления в современных экономических  условиях хозяйствования. 

Для достижения поставленных целей исследования необходимо решить следующие задачи: 

- изучить теоретические  источники, законодательные документы,  и правовые акты, и накопленный  опыт по реструктуризации предприятий  (организаций) в условиях переходной  экономики в Республики Беларуси. 

- рассмотреть существующие  способы реструктуризации и финансового  оздоровления предприятий (организаций), систему механизмов и мероприятий  по финансовой стабилизации, создание  моделей восстановления платежеспособности. 

В последние годы в научных кругах различным аспектам конкурентоспособности посвящены  многие разработки, при этом основной акцент делается на внедрение в практику новых методов деятельности предприятий  в сегментах рынка, разработку маркетинговых  программ, создание новых видов товаров  и внедрение прогрессивных, как  правило, западных технологий. Проблемам  же реформирования, реструктуризации и реорганизации как комплексов предприятий, так и основных видов их производственной деятельности исследователями уделяется значительно меньше внимания. Причем вопросы конкурентоспособности товаропроизводителей и реструктуризации производств рассматриваются не комплексно, а локально, в отрыве друг от друга, что неправомерно и ведет к негативным хозяйственным последствиям. 

Как правило, предприятия  преодолевают трудности, продиктованные внутренней белорусской и внешнеэкономической  средой без достаточного содействия государства, при отсутствии сколько-нибудь развитой рыночной структуры, без знания многими нашими предприятиями мирового опыта рыночного хозяйствования в условиях обостряющейся конкуренции. Однако мировой опыт показывает, что  восстановление, стабилизация и последующее  развитие экономики страны зависят  в определенной мере от конкурентоспособности  конкретных товаропроизводителей, их продукции, а это возможно только при реструктуризации. 
 

Реструктуризация  – сложный процесс, затрагивающий  интересы большинства работников предприятия, предполагающий структурные изменения (причем изменений не только организационной  структуры управления, но и производственной структуры предприятия, а также  структуры собственности). Владея методологией реструктуризации и опытом ее применения на практике можно предложить решения, на выработку которых могло уйти много времени.  

В первой части курсовой работы будут рассмотрены сущность, цели и задачи реструктуризации, а  также структура преприятия и  виды реструктуризации. Во второй части  – предпосылки реструктуризации отечественных предприятий. В третьей  части курсовой будут размещены  и подробно описаны основные направления  реструктуризации предприятий. 
 
 
 

1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И  ЗАДАЧИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ  (ОРГАНИЗАЦИИ) 

1.1          

Структура предприятия (организации)  

Реструктуризация  является одной из форм развития предприятия (организации), важнейшим элементом  хозяйственной политики, средством  адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Это изменение  структуры предприятия (организации). Каждое предприятие (организация) имеет  внутреннее строение, характеризующееся  структурой. Как система предприятие (организации) представляет собой совокупность технических, технологических, организационных  и социальных подсистем, которые  отличаются целями функционирования, функциями, методами и характером протекаемых  в них процессов. 

Важнейшее место  в структуре предприятия занимает техническая подсистема. Не всякая совокупность машин, какими бы совершенными они ни были, является технической  системой. Она должна представлять собой взаимоувязанный, взаимообусловленный  комплекс оборудования, обеспечивающий решение конкретной задачи. Отдельные  виды техники должны быть определенным образом расположены в пространстве, сочетаться друг с другом по мощности. Техническая система предприятия  менее подвижна, чем другие системы, медленнее адаптируется к внешней  среде. Однако это не означает, что  она неизменна. Именно на нее может  оказать наибольшее влияние научно-технологический  прогресс. Ее подвижность определяется физическим и моральным старением  оборудования, которое подлежит замене в процессе кругооборота средств.[1, c.126] 

Не менее важна  технологическая подсистема. Она  основана на делении процесса производства на отдельные стадии, процессы и  операции. Элементами технологической  системы являются предметы труда, отдельные  процессы и операции. Технологическая  система представляет набор правил,  

норм, определяющих последовательность операций в процессе производства продукта и управления им. Ее назначение определяется необходимостью обеспечения требуемых свойств  и качеств изготовляемого продукта. По сравнению с технической системой она более гибка и восприимчива к воздействиям, быстрее адаптируется к изменениям, которые вносит НТП в производство. 

Организационная подсистема позволяет рационально использовать оборудование, предметы труда, площади, трудовые ресурсы, информацию, создает  наиболее удобные условия для  осуществления процессов производства и управления. 

Экономическая подсистема выражает собой единство хозяйственных  процессов и связей и движения производственных средств. Именно она  отражает непрерывный, целенаправленный процесс кругооборота производственных фондов. В данной подсистеме обращается разветвленная экономическая информация. Основой экономической подсистемы являются нормы, правила и методы ведения хозяйственной деятельности, которые также претерпевают систематические  изменения. Данная подсистема, с одной  стороны, оказывает огромное влияние  на другие подсистемы, эффективность  из действия. С другой стороны, на нее  оказывают большое внимание все  другие подсистемы. 

Особое значение в современных условиях приобретает  социальная подсистема. Она обусловлена  тем, что люди в процессе совместного  труда вступают в определенные социальные отношения. Социальная подсистема совместно  с экономической формирует цели производства, принципы и методы его  организации. 

Таким образом, между  отдельными подсистемами предприятия (организации) складываются определенные взаимозависимости, пропорции, от которых  зависит эффективность его деятельности. Например, один и тот же объем  выпуска продукции может быть достигнут при различных количественных сочетаниях капитала и труда. Это свидетельствует о возможности замещения труда капиталом и капитала трудом и характеризуется предельной нормой технологического замещения факторов производства. 

На протяжении жизненного цикла предприятия (организации) соотношение  между различными факторами производства непрерывно изменяется. На начальной  стадии создания предприятия (организации) имеет место избыток постоянного  капитала (машин, оборудования, транспортных средств) и относительный недостаток переменного капитала (труда). Ее признаками являются свободные рабочие места  и неэффективное использование  машин и оборудования. По мере старения предприятия (организации) вследствие физического и морального износа элементов постоянного капитала это соотношение изменяется. Появляется избыток переменного капитала и  недостаток постоянного, что выражается в диспропорции между численностью рабочих и количеством рабочих  мест. В результате увеличиваются  потери рабочего времени (простои рабочих) из-за поломок оборудования, поскольку  оно работает на предельной мощности. Переход к данной стадии требует  принятия срочных мер, чтобы остановить спад производства, то есть реструктуризации. Перед предприятием (организацией) встает проблема: либо уменьшить численность  рабочих, сократить запасы сырья, материалов, либо увеличить производственную мощность предприятия путем нового строительства, реконструкции, технического перевооружения или модернизации оборудования[2, c.243]. 

Таким образом, в  зависимости от соотношения различных  факторов производства в жизненном  цикле предприятия выделяют следующие  стадии: создания, освоения производственной мощности, устойчивого функционирования, старения и ликвидации. Предотвращением  стадии старения или выходом из нее, если предприятие (организация) по ряду причин оказалось в этой стадии, служит реструктуризация. 

Длительность каждой стадии и характер реструктуризации (предприятия) зависят от внутренних факторов: особенностей технологического процесса и назначения производимой продукции; устойчивости спроса на продукцию, работы и услуги; специфики применяемого оборудования; профессионального состава  и квалификации кадров; форм организации  производства, труда и управления; уровня специализации, кооперирования и комбинирования производства; размеров предприятия; формы собственности  и т.д. Например, предприятие (организация) с индивидуальным и мелкосерийным характером производства, использующее универсальное оборудование и высококвалифицированных рабочих редких профессий, может быстрее внести изменения в соотношение факторов производства и безболезненно провести соответствующую реструктуризацию, чем предприятие с крупносерийным или массовым типом производства, применяющее уникальное специальное оборудование и труд рабочих массовых профессий относительно невысокой квалификации. Крупному предприятию (организации), производящему продукцию производственно-технического назначения с неустойчивым спросом на нее, труднее провести реструктуризацию, чем малому предприятию, выпускающему товары народного потребления с аналогичным характером спроса. 

Кроме указанных на продолжительность той или иной стадии и характер реструктуризации оказывают влияние факторы внешней среды: конъюнктура рынка; экономическая политика государства; научно-технологическое развитие; позиция профсоюза и т.д. Например, профсоюзы могут препятствовать необходимому сокращению численности работников предприятия (организации) и затягивать проведение реструктуризации. В результате предприятия, пытаясь сохранить кадровый потенциал, сокращают режим работы и тем самым продлевают стадию старения. Кроме того, несмотря на общий рост безработицы и наличие свободной рабочий силы, предприятия не могут заполнить рабочие места из-за отсутствия оборотных средств, невозможности закупки сырья, материалов, оплаты труда работников. Вследствие такого положения предприятие теряет конкурентоспособность, не может накопить средства для развития и становится потенциальным банкротом. Выход из такого положения один - реструктуризация. 

Таким образом, реструктуризация выполняет две важнейшие функции. Во-первых, с ее помощью приводятся в оптимальное соотношение все  факторы производства. Во-вторых, реструктуризация служит средством адаптации предприятия  к изменяющимся условиям внешней  среды и обеспечения баланса  между внутренней структурой предприятия  и внешней средой. 

Реструктуризация  может затрагивать все стороны  деятельности предприятия, его структурные  компоненты. Совокупность указанных  элементов известна как модель 7-С, разработанная Т. Питерсом. Сюда входят: 

- стратегия предприятия  (долгосрочные цели и средства  по их достижению); 

- структура (состав  подразделений предприятия и  связи между ними); 

-системы и процедуры  (подсистемы, функции и процедуры  управления предприятием, включая  технологию подготовки и принятия  управленческих решений); 

- состав персонала  (описание структуры кадров предприятия); 

- стиль (характеристика  форм деятельности работников аппарата управления предприятия); 

- совокупность навыков  персонала (кадровый потенциал  предприятия); 

- совместно разделяемые  ценности (важнейшие нравственные  и морально-этические нормы, принятые  на предприятии, создающие имидж  предприятия). 

Видоизменяя указанные  элементы, предприятие в процессе реструктуризации может решить следующие  задачи: 

Информация о работе Структура предприятия (организации)