Гештальтпсихология и её основные признаки. Исследования процесса познания. Работы М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:42, реферат

Описание работы

Одним из ведущих представителей этого направления был Макс Вертгеймер. После окончания университета он изучал философию в Праге, а затем в Берлине. Знакомство с Х. Эренфельсом, который впервые ввел понятие гештальт-качество, повлияло на занятия Вертгеймера. Переехав в Вюрцбург, он работал в лаборатории О. Кюльпе, под руководством которого защитил в 1904 году диссертацию. Однако, отойдя от объяснительных принципов Вюрцбургской школы, он уходит от Кюльпе, начиная исследования, которые прjavascript:activate_paper(1176955)ивели его к обоснованию положений новой психологической школы.

Работа содержит 1 файл

тема 1.Вопрос 1..docx

— 18.13 Кб (Скачать)

Вопрос 1. Гештальтпсихология и её основные принципы.

 

Исследования процесса познания. Работы М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки 

 

Одним из ведущих представителей этого  направления был Макс Вертгеймер. После окончания университета он изучал философию в Праге, а затем  в Берлине. Знакомство с Х. Эренфельсом, который впервые ввел понятие  гештальт-качество, повлияло на занятия  Вертгеймера. Переехав в Вюрцбург, он работал в лаборатории О. Кюльпе, под руководством которого защитил  в 1904 году диссертацию. Однако, отойдя от объяснительных принципов Вюрцбургской школы, он уходит от Кюльпе, начиная  исследования, которые привели его  к обоснованию положений новой  психологической школы.

В 1910 году в Психологическом институте  во Франкфурте-на-Майне он встречается  с Вольфгангом Келером и Куртом Коффкой, которые становятся вначале  испытуемыми в опытах Вертгеймера  по исследованию восприятия, а затем  его друзьями и коллегами, в содружестве  с которыми были разработаны основные положения нового психологического направления – гештальт-психологии. Перейдя в Берлинский университет, Вертгеймер занимается преподавательской  и исследовательской деятельностью, уделяя значительное внимание исследованию мышления и обоснованию основных принципов гештальт-психологии, которые  излагаются в основанном им (совместно  с Келером и Коффкой) журнале  “Психологическое исследование”. В 1933 году ему, как и Левину, Келеру и  Коффке пришлось уехать из фашистской Германии. После эмиграции в США  он работал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, однако создать  новое объединение единомышленников ему не удалось.

Первые работы Вертгеймера посвящены  экспериментальному исследованию зрительного  восприятия.

Остановимся подробнее на этом исследовании. С помощью тахистоскопа он экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (линии или  кривые). Когда интервал между предъявлениями был относительно большой, испытуемые воспринимали раздражители последовательно, а при очень коротком интервале  они воспринимались как данные одновременно. При экспонировании с оптимальным  интервалом (около 60 миллисекунд) у  испытуемых возникало восприятие движения, то есть им казалось, что один объект перемещается из одной точки в  другую, в то время как им предъявлялось  два объекта, размещенных в разных точках. В определенный момент испытуемые начинали воспринимать чистое движение, то есть они не осознавали, что движение происходит, но без перемещения объекта. Это явление было названо фи-феноменом. Это специальный термин был введен для того, чтобы выделить уникальность этого явления, его несводимость к сумме ощущений, и физиологической основой этого феномена Вертгеймер признал “короткое замыкание”, которое возникает при соответствующем временном интервале между двумя зонами мозга. Результаты этой работы были изложены в статье “Экспериментальные исследования видимого движения”, которая была опубликована в 1912 году.

Данные, полученные в этих экспериментах, стимулировали критику ассоцианизма и заложили основы нового подхода  к восприятию (а потом и к  другим психическим процессам), который  Вертгеймер обосновывал совместно  с В.Келлером, К.Коффкой, К.Левиным.

Таким образом в качестве основного  принципа формирования психики был  выдвинут принцип целостности в  противовес ассоцианистическому принципу элементов, из которых по определенным законам формируются образы и  понятия. Обосновывая ведущие принципы гештальт-психологии, Вертгеймер писал, что “существуют связи, при которых  то, что происходит в целом, не выводится  из элементов, существующих якобы в  виде отдельных кусков, связанных  потом вместе, а, напротив, то, что  проявляется в отдельной части  этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого.”

Исследования восприятия, а затем  мышления, проводимые Вертгеймером, Коффкой  и другими гештальт-психологами, позволили открыть основные законы восприятия, ставшие со временем общими законами любого гештальта. Эти законы объясняли содержание психических  процессов всем “полем” действующих  на организм раздражителей, структурой всей ситуации в целом, которая и  дает возможность соотнести и  структурировать между собой  отдельные образы, сохраняя их базовую  форму. При этом соотношения образов  предметов в сознании не являлось статичным, неподвижным, но определялось динамическими, изменяющимися соотношениями, которые устанавливаются в процессе познания.

В дальнейших исследованиях Вертгеймера  и его коллег было получено большое  количество экспериментальных данных, которые позволили установить основные постулаты гештальт-психологии, сформулированные в программной статье Вертгеймера  “Исследования, относящиеся к учению о гештальте”(1923). Главный из них  гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости  от таких отношений как близость, сходство, замкнутость, симметричность. Существует и ряд других факторов, от которых зависит совершенство и устойчивость фигуры или структурного объединения - ритмичность в построении рядов, общность света и цвета  и т.д. Действие всех этих факторов подчиняется  основному закону, названному Вертгеймером “законом прегнантности” (или законом  “хорошей” формы), который интерпретируется как стремление (даже на уровне электрохимических  процессов коры мозга) к простым  и четким формам и простым и  устойчивым состояниям.

Считая перцептивные процессы врожденными, и объясняя их особенностями организации  коры головного мозга, Вертгеймер пришел к выводу об изоморфизме (взаимно-однозначном  соответствии) между физическими, физиологическими и психологическими системами, то есть внешним, физическим гештальтам соответствуют  нейрофизиологические, а с ними, в свою очередь, соотносятся психические  образы. Таким образом вводилась  необходимая объективность, которая  превращала психологию в объяснительную науку.

В середине двадцатых годов Вертгеймер переходит от исследования восприятия к изучению мышления. Результатом  этих экспериментов является книга  “Продуктивное мышление”, которая  была опубликована уже после смерти ученого в 1945 году и является одним  из самых значительных его достижений.

Изучая на большом эмпирическом материале (эксперименты с детьми и  взрослыми испытуемыми, беседы, в  том числе и с А.Эйнштейном) способы преобразования познавательных структур, Вертгеймер приходит к выводу о несостоятельности не только ассоцианистического, но и формально-логического подхода  к мышлению. От обоих подходов, подчеркивал  он, скрыт его продуктивный, творческий характер, выражающийся в “перецентрировке “ исходного материала, его реорганизации  в новое динамическое целое. Вводимые Вертгеймером термины “реорганизация, группировка, центрирование” описывали реальные моменты интеллектуальной работы, подчеркивая ее специфически психологическую сторону, отличную от логической.

В своем анализе проблемных ситуаций и способов их решения, Вертгеймер выделяет несколько основных этапов мыслительного  процесс:

1. Возникновение темы. На этом  этапе возникает чувство “направленной  напряженности”, которое мобилизует  творческие силы человека.

2. Анализ ситуации, осознание проблемы. Основной задачей этой стадии  является создание целостного  образа ситуации.

3. Решение проблемы. Этот процесс  мыслительной деятельности в  значительной степени неосознан,  хотя предварительная сознательная  работа необходима.

4. Возникновение идеи решения  - инсайт.

5. Исполнительская стадия.

В опытах Вертгеймера обнаруживалось отрицательное влияние привычного способа восприятия структурных  отношений между компонентами задачи на ее продуктивное решение. Он подчеркивал, что у детей, обучавшихся геометрии  в школе на основе чисто формального  метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем  у тех, кто вообще не обучался.

В книге также описываются процессы значительных научных открытий (Гаусса, Галилея) и приводятся уникальные беседы с Эйнштейном, посвященные проблеме творчества в науке и анализу  механизмов творческого мышления. Результатом  этого анализа является сделанный  Вертгеймером вывод о принципиальной структурной общности механизмов творчества у примитивных народов, у детей  и у великих ученых.

Он также доказывал, что творческое мышление зависит от чертежа, схемы, в виде которой представляется условие  задачи или проблемной ситуации. От адекватности схемы зависит правильность решения. Этот процесс создания разных гештальтов из набора постоянных образов  и является процессом творчества, при этом чем больше различных  значений получат предметы, включенные в эти структуры, тем более  высокий уровень творчества продемонстрирует ребенок. Так как такое переструктурирование легче производить на образном, а  не на вербальном материале, Вертгеймер пришел к выводу о том, что ранний переход к логическому мышлению мешает развитию творчества у детей. Он также говорил о том, что  упражнение убивает творческое мышление, так как при повторении происходит фиксация одного и того же образа и  ребенок привыкает рассматривать  вещи только в одной позиции.

Значительное внимание уделяет  ученый и проблемам этики, нравственности личности исследователя, подчеркивая, что формирование этих качеств также  должно учитываться при обучении, а само обучение должно быть построено  так, чтобы дети получали от него радость, осознавая радость открытия нового. Эти исследования были направлены преимущественно  на изучение “визуального” мышления и носили общий характер.

Данные, полученные в исследованиях  Вертгеймера, привели гештальт-психологов квыводу о том, что ведущим психическим процессом, особенно на начальных этапах онтогенеза, является восприятие.


Информация о работе Гештальтпсихология и её основные признаки. Исследования процесса познания. Работы М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки