Рацион питания студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

В результате исследования в фактическом питании большинства студентов МГПИ им. М.Е.Евсевьева спортивных специальностей обнаружены существенные отклонения от нормы. Это касалось как продуктового набора питания, так и нутриентного состава пищи. Выявленные нарушения носили массовый характер и определялись, как представляется, в основном пищевыми и вкусовыми привычками студентов, а также недостаточными знаниями в области нутрициологии. Устранение этих факторов, несомненно, будет способствовать улучшению суточного рациона питания студентов, что положительно скажется на их здоровье.

Работа содержит 1 файл

Глава 1 К.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

     Питаться  нужно разнообразно. Не стоит зацикливаться  на твороге и диетических вареных  куриных грудках (по себе знаю –  поначалу только их и ешь, радуясь  за себя, а потом уже смотреть на эти продукты не можешь). Отлично подойдет отварное и паровое мясо, бобовые – только протертые, а также овсянка с молоком. Прекрасный вариант – различные супы, не слишком жирные, но и не совсем уж постные. Нейтральные супы, опять же для разнообразия, надо бы перемежать с супами кислыми.

     По  возможности, чтобы соблюдать график питания, лучше носить еду с собой (если на работе или рядом нет  нормального кафе или если хотите сэкономить). Нечего стесняться. В конце концов, вы стремитесь улучшить фигуру или вам просто некуда девать деньги и вы от нечего делать отдаете их за тренажерный зал? Кроме курицы и мяса ешьте рыбу. Гарнир – гречка, рис, картофель, даже макароны можно есть (без жирных соусов). Купите в магазине несколько герметично закрывающихся пластиковых контейнеров – в них удобно брать с собой еду [6, с. 20].

     Дневная норма калорий (и не только при  занятиях спортом) зависит также  и от климатических условий, в  которых проживает индивидуум. В  жару луче снизить калорийность пищи, тогда как в сибирские морозы – есть больше белковой пищи, но при этом снизить потребление жиров.

     Студенты  Российская государственная академия физической культуры 
на вопрос "Уделяете ли Вы внимание своему здоровью?" - 74% студентов ответили "да", 24% - "иногда" и 1% - "нет". На вопрос "Имеете ли Вы вредные привычки?" - 58% - ответили "нет" и 42% - "да". При ранжировании факторов, влияющих на состояние здоровья, были получены следующие данные: физической культуре отдали предпочтение 29% опрошенных; наследственности - 22%; питанию - 19%; режиму дня -10%; экологии - 10%; стрессам - 4%; сексу - 4%; бане - 3%. Предпочтение, отданное физической культуре, говорит в первую очередь о принадлежности студентов ИФК к сфере физической культуры и спорта. Обратили на себя внимание два вопроса, посвященные сбалансированности пищевых веществ, которые показали, что модная тенденция раздельного питания, превалирует над теорией сбалансированного питания. Огромное влияние на питание оказывает социально-психологический фактор. Сформированные в обществе мифы о питании наносят огромный социальный вред, так как они не соответствуют законам природы и науке о питании. Большое влияние на потребление пищи оказывает вкус еды, которому в основном и отдается предпочтение: фрукты - 77%, жареное мясо и рыба - 58%, овощи - 53%, молочные продукты, отварное мясо и рыба, супы, кондитерские изделия от 27 до 20%. Обращает внимание на себя - это состояние здоровья спортсменов: 38% студентов отметили боли в спине и суставах; 33% - усталость и утомляемость; 22% - головные боли; 15% - кожные заболевания и аллергии; 14% - желудочно-кишечные заболевания; 3% - сердечно-сосудистые заболевания в спорте приводят к нарушению адаптационных механизмов и нарушению функций организма, а затем и к заболеваниям, что и отражают эти цифры. Важно с помощью различных факторов, в том числе и питания, свести к минимуму негативное влияние больших нагрузок на организм человека. Несмотря на то, что 64% студентов отметили, что они получали знания по питанию из литературы и 74% - получали информацию о питании от родителей; 76% студентов хотели бы получить дополнительные квалифицированные знания по питанию, чтобы улучшить свое здоровье. При дальнейшей разработке проблемы необходимо сделать более подробную градацию по знанию вопросов питания студентами института физкультуры, так как есть некоторые несоответствия в этом вопросе [12, с. 23-25]. .

     По изучению отношения студентов к вопросу питания позволило сделать выводы о том, что необходима дальнейшая, более глубокая разработка этого вопроса, нужна более детальная анкета, при анализе которой необходимо выделение признаков у объекта исследования. Что касается мотиваций и ценностных ориентаций, определяющих отношение студентов ИФК к своему здоровью посредством оптимального питания, то несмотря на наличие у них определенных знаний, большинство студентов на практике не реализуют их в силу воздействия традиций, обычаев, социальных условий, вкусовых пристрастий, образа жизни, материальных возможностей и других социально-психологических факторов.

     В результате изучения фактического питания установлено, что энергетическая ценность рациона студентов была ниже рекомендуемой нормы в среднем на 12% и составила 2018±59 ккал. Выявлен существенный дисбаланс потребления основных пищевых веществ в рационах питания обследуемых. Потребление белков составило 70±2 г/сут, за счет них удовлетворяется 14 % общей калорийности рациона. Среднесуточное потребление жиров в рационе студентов составило 92±3 г. вклад жиров в рацион питания составил 39% по общей калорийности, что превышает рекомендуемую норму (30 – 33%). Потребление холестерина составило 0,2 г/сут, дефицит его потребления по сравнению с рекомендованной величиной составил 43%. Среднее значение потребления углеводов с рационом питания составило 241±8 г/сут. За счет них обеспечивается 47% всей калорийности, что не согласуется с рекомендованной нормой (55 – 56% общей энергоценности). Расчетное потребление пищевых волокон составило 11±0,4 г/сут, что на 43% меньше рекомендованной величины. Анализ данных о витаминной обеспеченности показал, что для всех студентов характерен полигиповитаминоз [15, с. 101-130].

     Отмечен ярко выраженный дефицит витаминов  D, B9, H (от 57 до 75%); умеренный дефицит витаминов В1, В2, В6, В12, РР, С, Е (от 7 до 47%). Поступление витамина D, регулирующее обмен кальция и фосфора, снижено почти в 4 раза и его дефицит выявлен у 96% студентов, поступление фолиевой кислоты (витамин В9) снижено почти в 3 раза и дефицит выявлен у 100% обследованных, витамина Н (биотина) снижено более, чем в 2 раза и дефицит выявлен у 98% респондентов, витамина В1 снижено в 1,6 раза (88%), витамина В2 снижено примерно в 1,5 раза (91%), витамина РР – в 1,5 раза (88%). В меньшей степени выражен дефицит витаминов С – на 19% ниже рекомендуемой величины - выявлен у 76% студентов, Е – на 9% (встречается у 63% обследованных), В6 – на 8% (у 66% студентов).

     При рассмотрении индивидуальных рационов питания выявлено, что дефицит  потребления Са с пищей испытывали 97% студентов. Избытки потребления К, Mg и Р обнаружены у 35; 22; 12% обследуемых студентов соответственно. Средние величины суточного поступления химических элементов не всегда полностью отражают реальные величины потребления.

     Первые  стандарты физического развития студентов разработаны сотрудниками лаборатории по научному контролю за физическим развитием, созданной в 1924 г. при Государственном Центральном институте физической культуры. В доступной нам литературе наиболее ранние сведения о результатах изучения физического развития студентов медицинских ВУО за 1887-1904 гг. принадлежат К.Н. Иванову. В последующем продолжаются исследования в данном направлении Б.А. Ивановский, С.Ю. Сименас, Н.И. Бинчук, П.В. Пряткин, М.Ф. Сауткин с соавт, Е.Б. Демко с соавт., Ж.П. Лабодаева с соавт. [18, с. 56-57; 19, с. 301; 25, с. 17-20; 0, с. 34-45].

     Так, исследования ученых по изучению физического развития студентов Минского государственного медицинского института, позволили разработать местные стандарты физического развития студентов в возрасте от 17 до 35 лет. При этом результаты антропометрических измерений с 1948 по 1961 годы указали на положительную динамику физического развития обследованных студентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА  РАБОТЫ 

    • 2.1.  Объем собранный материал   

    • 2.2. Методы исследования индивидуального питания 

         Для изучения индивидуального питания  применяется анкетный метод. Обследуемый опрашивается по специально составленной анкете, включающей вопросы об условиях труда и быта, вредных привычках, характере питания, диете. Данный метод дает возможность получить представление об адекватности индивидуального питания, а при обследовании значительной группы людей за сравнительно короткий срок позволяет получить ориентировочные данные о состоянии питания населения[4, с. 343-369; 16, с. 30-41; 17, с. 331-337.

         Опросно-весовой  метод, наряду с анкетным, применяется для изучения индивидуального и семейного питания. В течение 4-7 дней в каждом сезоне производится регистрация потребления пищевых продуктов путем опроса. 6-12 семей закрепляются за одним врачом. Расходование продуктов контролируется взвешиванием. Питание оценивается по всем показателям, в том числе и по биологической полноценности.

         С помощью весового метода можно получить данные о характере и особенностях питания каждого члена семьи. Обследование производится по 10 дней в каждом сезоне. Производится взвешивание пищевых продуктов, отходов, остатков, несъеденной пищи, а также измерение объема и количества потребляемой пищи. Данные замеров и взвешиваний заносятся в специальный журнал. Этот метод применяется сравнительно редко из-за большой трудоемкости и неудобств. Достаточно точные количественные величины потребления продуктов питания позволяют рассчитать химический состав рациона и оценить его биологическую полноценность. Изучение питания в коллективах является наиболее перспективным видом изучения питания населения. Оно может проводиться расчетными (статистическими) и лабораторными методами. К расчетным методам изучения питания в коллективах относится изучение питания по отчетам и изучение питания по меню-раскладкам.

         Изучение  питания по отчетам. Этот метод наиболее прост. На основании месячных отчетов, в которых приведен расход продуктов на питание членов данного коллектива, зная число питающихся, можно быстро рассчитать потребление пищевых продуктов на одного человека в день. Полученные данные о суточном потреблении являются исходным материалом для последующих расчетов химического состава, пищевой и биологической ценности питания.

         Изучение питания по меню-раскладкам. Более детальное изучение питания в коллективах позволяет установить сезонные изменения и некоторые другие элементы, характеризующие его разнообразие и др. Исходным объектом изучения является меню-раскладка, которая составляется ежедневно на каждом предприятии общественного питания. В меню-раскладке перечислены блюда, приготовляемые в течение дня, и указано количество продуктов, необходимых для их приготовления. Для обеспечения достоверности результатов за год необходимо изучить не менее 72-80 меню-раскладок, т.е. по 18-20 в каждый из сезонов года или по 36-40 в летне-осенний и зимне-весенний периоды. Изучение меню-раскладок может проводиться в течение месяца (9-10 дней) или через равные промежутки времени с интервалами в 4 дня или меньше (при изучении питания за сезон). Это позволяет оценить разнообразие питания, а также собрать исходные материалы для подробной характеристики суточного рациона и отдельных приемов пищи по всем основным показателям: энергетической ценности, содержанию белка, жира, углеводов, витаминов, минеральных веществ, их сбалансированности и др. Все данные получают расчетным путем, используя соответствующие таблицы. Для повышения достоверности производятся выборочное лабораторное исследование суточного рациона и сверка его результатов с расчетными величинами, полученными на основании данных меню-раскладки.  

         Изучение  питания лабораторным методом. Для углубленного изучения питания используется лабораторный метод, при котором в определенные сроки, например в течение 10 дней в каждом сезоне, проводится ежедневное лабораторное исследование пищи суточного рациона с определением основных показателей пищевой и биологической ценности. Этот метод изучения питания является доста точно точным, наиболее достоверно отражающим истинное состояние питания изучаемого коллектива.

         Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов включает освоение анкетного метода изучения фактического питания и определение пищевого статуса организма. Самостоятельная работа студентов по оценке рационов питания начинается с заполнения карты-анкеты изучения фактического питания. При пользовании общественным питанием важно правильно записать меню с последующим выяснением рецептуры блюд и часы приема пищи. При питании в общежитии (дома) необходимо вести точный учет использованных продуктов в питании.

         Методика  работы.

         1. Определение суточных энергозатрат. Суточные энергозатраты рассчитать по таблице 2 с учетом коэффициента пересчета суточных энергозатрат.

         2. Определение химического состава и энергетической ценности рациона питания. Химический состав и энергетическая ценность изучаемого фактического рациона питания устанавливаются расчетным методом. Это проводится на основании составленной раскладки продуктов по приемам пищи и в целом за сутки. При выполнении задания используются справочные таблицы «Химический состав пищевых продуктов». Подсчет ведется по расчетным таблицам отдельно для органического, минерального и витаминного состава. Результаты вычислений по мере их выполнения заносятся в рабочую таблицу с точностью, принятой в расчетных таблицах. Органический состав (количество белков, жиров, углеводов) рассчитывается отдельно для каждого приема пищи, а минеральный и витаминный состав - для рациона в целом. Итоговые данные по органическому составу для каждого приема округляются с точностью до 0,1 г, а по рациону в целом - до 1,0 г. Итоговые данные по содержанию кальция, фосфора, никотиновой (витамин РР) и аскорбиновой кислоты округляются до 1 мг, а по содержанию железа и остальных витаминов - до 0,1 мг. Энергетическая ценность отдельных пищевых веществ по приемам пищи и рациону в целом определяется по соответствующим итоговым данным: путем умножения белков, жиров и углеводов в граммах на соответствующие им энергетические коэффициенты: для белков и усвояемых углеводов 4,0 ккал/г (16,7 кДж), для жиров 9,0 ккал/г (37,7 кДж). Полученные величины заносятся в соответствующие графы рабочей таблицы 5.

         3. Оценка пищевого статуса. Оценка здоровья как показателя состояния питания основывается на данных изучения пищевого статуса организма. При оценке качества, питания в практике чаще всего приходится определять степень адекватности энергетической и витаминной ценности питания. Основными критериями оценки энергетической адекватности питания являются: масса тела, массо-ростовой показатель и толщина кожно-жировой складки, а витаминной адекватности - резистентность капилляров, выведение с мочой аскорбиновой кислоты и другие симптомы частичной витаминной недостаточности.

         4. Анализ и оценка полученных данных. Проводятся с точки зрения соответствия энергоценности и нутриентного состава установленным величинам индивидуальной физиологической потребности организма в пище. Оценивается относительное соотношение между белками, жирами и углеводами, (количество белков принять за единицу). Соотношение белков, жиров и углеводов с учетом профессиональной деятельности для 1 гр. должно быть 1:0,8:3 или 1:0,9:3,5, для 2-4 гр. 1:1:4 или 1:1,2:4,6, для 5 гр. 1:1:5. Затем рассчитывается доля энергетической ценности рациона за счет белков, жиров и углеводов, выраженная в процентах к общей энергетической ценности рациона: 11-13% энергетической ценности суточного рациона должны составлять белки, 33% - жиры и 54-56% - углеводы. Определяется соотношение между содержанием кальция и фосфора, кальция и магния, при этом содержание кальция принять за единицу (для взрослых оптимальное соотношение кальция и фосфора 1:1,5, кальция и магния 1:0,5-0,6). Сбалансированность суточного рациона по основным витаминам интерпретируют по витаминэнергетическим коэффициентам (в норме на 1000 ккал или 4184 кДж должно приходиться 25 мг аскорбиновой кислоты, 0,6 мг тиамина, по 0,7 мг рибофлавина и пиридоксина, 6,6 мг никотиновой кислоты). При оценке рациональности режима питания определяют кратность приемов пищи (для взрослого трудоспособного населения рекомендуется четырех- или трехразовый прием пищи) и распределение энергоценности суточного рациона по отдельным приемам пищи (при четырехразовом питании рекомендуется на завтрак 25% суточного рациона, на обед - 40% на полдник -15% и на ужин - 20%; при трехразовом питании - на завтрак - 30%-35%, на обед - 40-45%, на ужин - 20%). Полученные данные о питании сопоставляются с показателями состояния здоровья питающегося (нуждаемость в диетическом питании, энергетический и витаминный статус и т.д.). При составлении рекомендаций по улучшению питания в плане сбалансирования рациона всеми пищевыми веществами и оптимизации структуры питания анализируется набор продуктов. Среднесуточный набор должен включать все 6 групп продуктов: 1 - молоко и молочные продукты; 2 - мясо, птица, рыба, яйца; 3 - хлебобулочные, крупяные, макаронные и кондитерские изделия; 4 - жиры; 5 - картофель и овощи, в том числе зеленые, 6 - фрукты и ягоды. При энергетических затратах организма в пределах 3000 калорий (12 552 кДж) он состоит из 200-250 г мясных и рыбных продуктов, 0,5 л молока и кисломолочных продуктов, 400-450 г хлеба и хлебобулочных изделий, 50-80 г сахара и кондитерских изделий, 300 г картофеля, 250-300 г овощей, 200 г фруктов, 40 г крупы и макаронных изделий, 25-30 г сливочного масла, 26-25 г растительного масла, 30 г творога,- 15 г сметаны, 15-20 г сыра, 1 яйца (в два дня).  
     

    Тест: «Определение недостатка железа и йода в  организме»

    Уважаемые студенты, просим предельно  откровенно ответить.

    на  вопросы

    1. Вы  быстро устаете, плохо переносите  привычные нагрузки? а. - да  б. - нет

    2. Отмечается  снижение памяти. а. - да б. - нет

    3. Стали  невнимательны или трудно сосредотачиваетесь  при выполнении умственной работы.  а. да  б. нет

    4. Имеются жалобы на головокружение и головную боль.  а. да  б. нет

    5. Часто  болеете ОРВИ. а. да  б. нет

    6. Ваша  кожа бледная и сухая.  а. да  б. нет

    7. Имеются  трещинки в уголках рта, на  руках и ногах. а. да  б. нет                            

    8.  Ваши волосы тусклые, выпадают и секутся.  а. да  б. нет                                                                                                  

    9. Ногти  легко ломаются, испещрены поперечными  и продольными чёрточками. а. да  б. нет

    10. Болеете  гастритом и (или) язвенной болезнью. а. да  б. нет

    11. Отмечаете  нарушения сна. а. да  б. нет

    11. 1. Плохо  засыпаете. а. да  б. нет

    11.2. . Бессонница  а. да  б. нет

    11.3.  Раннее пробуждение а. да  б. нет 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Анкета  по выявлению удовлетворенностью питанием студентов!

    Здравствуйте!

         Кафедра биологии и спортивной дисциплины проводит опрос, посвященный изучению мнения студентов в отношении качества питания в МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Ваши ответы помогут разработать рекомендации по повышению качества питания в Вузе! Просим ответить на вопросы нашей анкеты. Напротив выбранного Вами ответа, поставьте галочку или обведите его. 

    Анкета  анонимная.

      № 1. Сколько времени  Вы проводите в  институте?

    1.   2-4 часа
    2.   4-6 часов
    3.   6-8 часов
    4.   более 8 часов
     

      № 2. Где Вы чаще всего  питаетесь в учебное время?

    1. Столовая
    2. Буфет
    3. ближайшие к университету точки питания
    4. приношу еду с собой
     

      № 3. Если Вы питаетесь  в Вузе, то какую  продукцию Вы приобретаете чаще всего? (выберете не более 3 вариантов  ответов) 

    1. первое 
    2. второе
    3. салаты
    4. чай/кофе
    5. сок/газ. Вода
    6. Выпечка/пирожные
    7. Шоколад/батончики
    8. Чипсы/сухарики/орешки
    9. Другое (напишите, что именно)________________________________________
     

      № 4. По Вашему мнению, чего не хватает в ассортименте буфетов Вуза? (выберете не более 3 вариантов  ответов)  

    1. Второе 
    2. Салаты
    3. чай/кофе
    4. сок/газ.вода
    5. Выпечка/пирожные
    6. Шоколад/батончики
    7. Чипсы/сухарики/орешки
    8. Другое (напишите, что именно)________________________________________
     
     

      № 5. Оцените качество питания в Вузе в целом (по пятибалльной шкале, где 1 – плохо, 5 – очень хорошо) 

    1.   1
    2.   2
    3.   3
    4.   4
    5.   5
     

      № 6. Какие явные недостатки в качестве питания  в Вузе? (выберете не более 3 вариантов  ответов) 

    1. низкое  качество обслуживания
    2. неопрятное помещение
    3. не устраивает цена
    4. однообразная еда
    5. удаленность пункта питания
    6. по моему мнению, еда не безопасна по санитарно-эпидемиологическим качествам
    7. низкие вкусовые качества
    8. длительное ожидание в очереди
    9. другое (напишите, что именно) _______________________________
     

      № 7. Какие явные преимущества в качестве питания  в Вузе? (выберете не более 3 вариантов  ответов) 

    1. высокое качество обслуживания
    2. доступная цена
    3. высокие вкусовые качества
    4. отсутствие очередей
    5. опрятное помещение
    6. разнообразная еда
    7. близость пункта питания
    8. по моему мнению, еда безопасна по санитарно-эпидемиологическим качествам
    9. другое (напишите, что именно) _________________________________
     
     

      № 8. Средняя стоимость  Вашего обеда составляет: 

    1.   20-40 рублей 
    2.   40-70 рублей
    3.   70-100 рублей
    4.   100-150 рублей
    5.   более 150 рублей
     

      № 9. Устраивает ли Вас  ценовая политика в буфетах Вуза? 

      1. Да, в полной мере
      2. Цены завышены
      3. Никогда не задумывался(лась)
      4. Затрудняюсь ответить 
     

      №10. Устраивает ли Вас  график работы буфетов  Вуза? 

    1. Устраивает в полной мере
    2. Скорее устраивает
    3. Затрудняюсь ответить
    4. Скорее не устраивает
    5. Совершенно не устраивает
     

      №11. Устраивает ли Вас  график работы столовых Вуза? 

    1. Устраивает  в полной мере
    2. Скорее устраивает
    3. Затрудняюсь ответить
    4. Скорее не устраивает
    5. Совершенно не устраивает

Информация о работе Рацион питания студентов