Высшие чувства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое осмысление и эмпирическое исследование

взаимозависимости особенностей типа темперамента, стратегий поведения в

конфликте у сотрудников коммерческой организации, а также разработка

практических рекомендаций для оптимизации профессиональной деятельности

сотрудников организации.

Содержание

Содержание:

Введение..............................2

Глава 1 «Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии»

§1 Социально-психологическое содержание понятия «конфликт», и его

классификация...........................4

§2 Структурно-динамические характеристики конфликта........14

§3 Специфика организационного конфликта............21

Глава 2 «Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и

стратегии поведения в конфликтных ситуациях»

2.1. Программа исследования.....................30

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования..........32

2.3. Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности

сотрудников коммерческих организаций........34

2.4. Выводы по исследованию....................37

Заключение

..........................................................................................................38

Приложения...........................40

Литература.............................47

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

интересов и  целей приводит к конфликту. Противоречие и конфликт – далеко  не

одно и то же, и не всегда развитие  противоречия  оборачивается  конфликтом.

В  основном   противоречия   затрагивающие   интересы,   статус,   моральное

достоинство личности или группы.

       Существуют различные определения  конфликта, но все  они   подчеркивают

наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет  о

взаимодействии  людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в  основе

их  всегда  лежит  отсутствие  согласия.  Поэтому  конфликт  определяют  как

отсутствие согласия между двумя или более сторонами  — лицами  или  группами.

Приведем ещё  несколько определений конфликта:

   Конфликт  – это противоречие, возникающее  между людьми в связи с  решением

   тех или  иных вопросов социальной и  личной жизни.

   Конфликт  – это несогласие между двумя  или более сторонами,  когда   каждая

   сторона  старается сделать так, чтобы  были приняты именно её взгляды,  цели

   и помешать  другой стороне, сделать тоже.

   Конфликт  – это ситуация, в которой два  или более  человека  демонстрируют

   разногласия  в спорном вопросе при наличии   эмоционального  антагонизма[1]

   между  ними.

   Конфликт  – это одна из форм взаимодействия  людей  и  групп,  при   которой

  действия  одной стороны,  столкнувшись  с интересами  другой   стороны,

   препятствуют  реализации её цели.

       Конфликты – неотъемлемая составляющая  часть  функционирования  любой

организации. И  любой конфликт  может  выполнять  как  положительные,  так и

отрицательные  функции.  Хотя  часто  говорят,  что   определённый   уровень

конфликта   может   быть   функциональным,   большинство   рекомендаций   по

организационным  конфликтам  преимущественно   опирается   на   методы   его

разрешения, редукции или минимизации.  Но  конфликт  не  обязательно  должен

устраняться вовсе, скорее, им нужно эффективно управлять.

       Конфликты  создают напряжённые  отношения  в  коллективе,  переключают

внимание сотрудников  с непосредственных  забот  производства  на  “выяснение

отношений”, тяжело сказываются на их нервно-психическом  состоянии. И всё  же

конфликты  могут   привести   к   улучшению   условий   труда,   технологий,

управленческих  отношений.  Положительная   роль   конфликта   может   также

заключаться  в  росте  самосознания  участников  конфликта,  если  последний

преследует социально  значимую цель; во многих случаях конфликт  формирует  и

утверждает определённые ценности, объединяет единомышленников,  играет  роль

для безопасного  и даже конструктивного выхода эмоций.

       
 
 

                              
 
 

                          Классификация конфликтов 

       Конфликты  подразделяются  на  различные  виды  в   соответствии   со

следующими критериями:

          > разделяют по объёму;

          > разделяют по длительности протекания;

          > разделяют по источнику возникновения;

          >  разделяют  в  зависимости   от   столкновения   ценностей   или

            интересов;

          > разделяют в зависимости от  эффекта оказываемого  конфликтом  на

            жизнь коллектива.

          > разделяют в зависимости от  степени влияния конфликта   на  жизнь

            коллектива;

       По объёму конфликты подразделяют  на внутриличностные,  межличностные,

конфликты между  личностью и группой и межгрупповые.

       Внутриличностные  конфликты   возникают   в   результате   того,   что

производственные  требования  не  согласуются  с  личными  потребностями   и

ценностями  сотрудника,  а  также  в  ответ   на  рабочую   недогрузку   или

перегрузку, противоречивые требования.

       Межличностные конфликты в сфере  производства  могут  возникать   из-за

притязаний на ограниченные ресурсы,  капитал,  рабочую  силу,  использование

оборудования, вакантную  должность, из-за несходства характеров.

       Конфликт между личностью и группой проявляется как противоречие между

ожиданиями  и  требованиями  отдельной  личности  и  сложившимися  в  группе

нормами поведения  и труда. “Этот  конфликт  возникает  из-за  неадекватности

стиля  руководства  уровню   зрелости   коллектива,   из-за   несоответствия

компетентности  руководителя и компетентности специалистов коллектива,  из-за

неприятия группой  нравственного облика и характера  руководителя”[2]

       Межгрупповые  конфликты  –   это  конфликты  внутри  формальных  групп

коллектива  (например,  администрация  и  профсоюзы),  внутри   неформальных

групп, а также  между формальными и неформальными  группами.

       По  длительности   протекания   конфликты   можно   подразделить   на

кратковременные и затяжные. Первые чаще всего являются следствием  взаимного

непонимания или  ошибок, которые  быстро  осознаются.  Вторые  же  связаны  с

глубокими   нравственно-психологическими   травмами   или   с   объективными

трудностями. Длительность конфликта зависит как  от  предмета  противоречий,

так и от черт характеров столкнувшихся  людей.  Длительные  конфликты  очень

опасны, поскольку  в них конфликтующие личности  закрепляют  своё  негативное

состояние.  Частота  конфликтов  может   вызвать   глубокую   и   длительную

напряжённость отношений.

       По источнику возникновения конфликты  можно разделить на объективно  и

субъективно обусловленные.

       Объективным   считается    возникновение    конфликта    в    сложной

противоречивой  ситуации, в которой оказываются  люди. Плохие  условия  труда,

нечёткое  разделение  функций  и  ответственности  –  такого  рода  проблемы

относятся к  числу потенциально конфликтных, т.е. объективно оказываются  той

почвой,  на  которой  легко  возникает  напряжённая  обстановка.  Если  люди

поставлены в такие условия, то  независимо  от  их  настроения,  характеров,

сложившихся  в  коллективе  отношений  и  призывов   к   взаимопониманию   и

сдержанности   вероятность   возникновения   конфликтов   довольно   велика.

Устранить  конфликты,  вызванные  такими  причинами,  можно  только  изменив

объективную  ситуацию.  В  этих  случаях  конфликт  выполняет  своего   рода

сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизни  коллектива.

       Субъективным будет возникновение   конфликта  в  связи  с   личностными

особенностями конфликтующих,  с  ситуациями,  создающими  преграды  на  пути

удовлетворения  наших  стремлений,  желаний,  интересов.  Принятое   решение

кажется   ошибочным,   оценка   труда   неправильной,    поведение    коллег

неприемлемым.

       В  зависимости   от   того,   сталкиваются   ли   положительные   или

отрицательные для нас ценности или интересы, конфликты бывают  трёх видов:

          - Конфликт «плюс-плюс»[3]

          - Конфликт «минус-минус»[4]

          - Конфликт «плюс-минус»[5]

       В зависимости от эффекта оказываемого  конфликтом на жизнь  коллектива

разделяют  конструктивные  (созидательные)  и  деструктивные   (разрушающие)

конфликты.

       Конструктивный конфликт вызывается  объективными  противоречиями,  его

разрешение ведёт к укреплению новой идеи, прогрессивным изменениям  в  самой

организации. Такие  конфликты  находят  выражение  в  принципиальных  спорах,

дискуссиях, проговаривании  ситуации,  выслушивании  сторонами  друг  друга.

Возникновению и разрешению  данного  вида  конфликта  способствует  практика

свободного  высказывания  мнений,  суждений  работниками,   а   не   простое

поддакивание  руководству.   Следует   всегда   помнить   одно   из   правил

менеджмента: “Опирайтесь  на то, что сопротивляется”[6]

       Деструктивный конфликт может быть  вызван  как объективными,  так и

субъективными причинами, зачастую из деловой сферы  он  переносится  в  зону

межличностных   отношений,   ведёт    к    образованию    противоборствующих

группировок, расширению количества участников. Такие  конфликты  приводят  к

мелким дрязгам  в коллективе, к склокам.

       Критерием группирования конфликтов  можно считать и степень их  влияния

на жизнь коллектива.  “В  этом  случае  говорят  о  лихорадящих  организацию

конфликтах и разрушительных для коллектива  противоречий.  Если  лихорадящие

конфликты  характеризуются  мелкими   столкновениями,   связанными   главным

образом с психологической  несовместимостью лиц, то вторые вызваны  глубокими

расхождениями во мнениях членов коллектива”[7]

       Если учитывать влияние конфликта   на  последующею  жизнь  и   развитие

коллектива,  то  различают  конфликты,  дающие  осложнения  (так  называемый

послеконфликт)  и   не   имеющие   каких-либо   отрицательных   последствий.

Послеконфликт   проявляется   в    негативном    поведении    или    чувстве

неудовлетворённости после того,  как  конфликт  считается  разрешённым.  Это

значит, что конфликт не был разрешён или был  разрешён  несправедливо,  либо

методами, задевающими  личное достоинство партнёра.

Возникновению  послеконфликта  могут  способствовать   преждевременное   или

неполное   урегулирование    конфликта,    неудовлетворённость    интересов,

несанкционированные  действия  или  непредвиденные  обстоятельства,  которые

можно было предусмотреть, заверения выполнить что-либо без  взятия  на  себя

обязательств  и др. Очень существенны также  психологические  и  поведенческие

факторы: 

o Стремление найти виновного, а с себя снять вину;

Информация о работе Высшие чувства