Высшие чувства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое осмысление и эмпирическое исследование

взаимозависимости особенностей типа темперамента, стратегий поведения в

конфликте у сотрудников коммерческой организации, а также разработка

практических рекомендаций для оптимизации профессиональной деятельности

сотрудников организации.

Содержание

Содержание:

Введение..............................2

Глава 1 «Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии»

§1 Социально-психологическое содержание понятия «конфликт», и его

классификация...........................4

§2 Структурно-динамические характеристики конфликта........14

§3 Специфика организационного конфликта............21

Глава 2 «Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и

стратегии поведения в конфликтных ситуациях»

2.1. Программа исследования.....................30

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования..........32

2.3. Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности

сотрудников коммерческих организаций........34

2.4. Выводы по исследованию....................37

Заключение

..........................................................................................................38

Приложения...........................40

Литература.............................47

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

ситуации (который  может выступать как фактор ужесточения  конфликта), наличии

третьих сил, заинтересованных в смягчении или обострении конфликта  и др.

     Предмет  конфликта

Предмет конфликта (иногда его также называют объектом) — это то, что

становится объектом противоречащих друг другу или несовместимых  притязаний

сторон. Предметом  конфликта может быть конкретный объект (например,

материальный  предмет — одна книга на двоих), конкретная возможность (одна

должность, на которую  претендуют два человека, или одна путевка в санаторий

на весь отдел), или некое ценностное утверждение, исключающее мнение другого,

или соблюдение/ несоблюдение каких-то правил и т.д. Предмет конфликта — это

именно то, из-за чего спорят, что становится объектом переговоров или борьбы

участников взаимодействия. Предмет конфликта, как правило, связан с целями

конфликтующих сторон (или, по меньшей мере, с целью  одной из них), однако не

все их цели в  конфликте связаны с предметом  конфликта.

     Действия  участников конфликта

Структурным компонентом  конфликта, без которого он бы просто не мог

существовать, являются также действия его участников. В  совокупности они

образуют то, что называется конфликтным взаимодействием. Взаимонаправленность

и взаимообусловленность  действий участников вынуждает говорить не столько о

действиях отдельных  людей, сколько об их взаимодействии. Вспомним

классическое  описание развития противоречия, принадлежащее  Гегелю: «Действие

начинается, собственно говоря, лишь тогда, когда выступила наружу

противоположность, содержавшаяся в ситуации. Но так  как сталкивающееся

действие нарушает некоторую противостоящую сторону, то этим разладом оно

вызывает против себя противоположную силу, на которую  оно нападает, и

вследствие этого с акцией непосредственно связана реакция». Конфликтное

взаимодействие, в сущности, и является основным содержанием процесса

конфликта.

     Исход  конфликта

Исход конфликта  как структурный элемент представляет собой не столько

результат, завершающую  стадию развития конфликта, сколько идеальный образ

этого результата, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия и, в

конечном счете, определяющий его направленность.

В конфликтном  взаимодействии участники преследуют цели, связанные с

предметом конфликта, воздействием друг на друга, «сохранением лица» и т. д.

Далеко не всегда они полностью осознаются участниками  ситуации и тем более

формулируются в терминах достижения конкретных результатов. Вместе с тем

образ желательного исхода конфликта становится регулятором конкретных

действий участников ситуации.

Структурные характеристики конфликта, являясь его необходимым  компонентом, в

то же время  не дают возможности прогнозировать развитие конфликта. С

практической  точки зрения, поэтому более существенным представляется

рассмотрение  действий участников и исхода конфликта  в контексте динамических

характеристик.

К динамическим же характеристикам конфликта относят  стадии развития

конфликта и  процессы, возникающие на различных  его стадиях. Описание данных

характеристик предполагает рассмотрение регуляторов динамики конфликта,

определяющих  его возникновение и развитие. Безусловно, различение

структурных и  динамических параметров конфликта  иногда бывает недостаточно

четким. Например, цели участников конфликта выступают, с одной стороны, в

роли регуляторов  взаимодействия, с другой же — являются характеристиками

сторон конфликта, его структурных элементов.

Динамическим  характеристикам конфликта уделяется  основное внимание в работах

по конфликтологии. Очевидно, это связано с тем, что именно происходящее в

конфликте оказывает  решающее влияние на его конструктивный или деструктивный

исход, на разрешение конфликта и на его последствия. Во всяком случае,

вопросы, связанные  с динамикой конфликта, рассматриваются  в

конфликтологической литературе значительно чаще, чем его структурные

характеристики.

Описание динамических характеристик конфликта предполагает внимание к

развитию конфликта  и требует ответа на два ключевых вопроса: что происходит в

конфликте (процессы, возникающие на разных стадиях) и как это происходит

(регуляторы  этих процессов).

Обычно считается, что конфликт проходит через следующие  этапы развития:

1) возникновение  объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации)

2) осознание  ситуации как конфликтной

3) конфликтное  взаимодействие (или собственно  конфликт)

4) разрешение  конфликта

Несмотря на то, что данное представление является едва ли не общепринятым,

оно вызывает вопрос: когда же, собственно, возникает  конфликт и что считать

его началом? В  отечественной литературе эта проблема нашла свое отражение в

различении понятий  конфликта и объективной конфликтной  ситуации. В целом,

анализируя содержание, вкладываемое разными авторами в  понятие конфликтной

ситуации, можно  сказать, что она в основном интерпретируется как

совокупность  объективных внешних обстоятельств  и условий, способствующих

возникновению конфликта. Конфликт, в свою очередь, представляет собой

реальное столкновение участников ситуации, их противостояние, началом

которого становится осознание ими ситуации как конфликтной и переход к

конфликтному  взаимодействию.

Таким образом, анализ динамических характеристик  конфликта предполагает

описание того, как из некоей совокупности внешних  условий возникает конфликт,

как происходит само конфликтное взаимодействие и как конфликт разрешается

(или иным  образом заканчивается).

                 §3: Специфика организационного конфликта                

Одним из наиболее часто встречающихся в последнее  время видов конфликта

является организационный. Он заключается в себе некоторую  специфичность,

которая характерная  для наших дней. Предприятие —  это функционально-целевая

общность, создаваемая  индивидами или более широкими общностями

(надорганизациями) для удовлетворения социальных  потребностей личностей и

общностей. С  этой точки зрения, предприятие представляет собой внутренне-

противоречивую  систему. С одной стороны, оно  является инструментом достижения

целей иной организации или личности. В условиях рыночных отношений субъектом

целеполагания может быть владелец предприятия, группа держателей основного

пакета акций, государственная организация, министерство, ведомство и т. д.

Но с другой стороны, для успешного функционирования оно хотя бы частично

должно быть субъектом собственной деятельности, то есть обладать возможностью

целеполагания, свободой, автономией и другими характеристиками субъекта.

Организации, цели и функции которых по преимуществу задаются извне,

называются инструментальными. Инструментально организации детерминирует  целый

класс конфликтов. Важнейшим из них является конфликт целеполагания. Этот

конфликт возникает  тогда, когда перед организацией возникают противоречивые и

даже не совместимые  цели. Например, перед предприятием поставлена цель

выпуска высокоточных машин и приборов, находящихся  на переднем крае научно-

технического  прогресса, но при этом сформулирован, также задача обеспечения

высокой нормы  прибыли, существенной экономии материальных и финансовых

ресурсов, сокращение инвестиций в разработку новых технологий и т. д. При

наличии резервов в течение некоторого времени  удается двигаться в сторону

этих целей  одновременно. Но как только эти  резервы будут исчерпаны,

продвижение в  каждом из направлений окажется возможным только при потерях на

других, поскольку  управление организовано так, что за каждое из этих

направлений отвечают различные люди и подразделения, то противоречивость

целей выльется в конфликтное взаимоотношение  специализированных групп

работников. Этот конфликт носит внешнеорганизованный характер, так как его

субъектами являются надорганизация — учредитель данного  предприятия и данное

предприятие.

С целедостижением  органически связаны типичные для  инст­рументальных

организаций внутриорганизационные конфликты, носящие дисфункциональный

характер. Основной элемент всякой организации —  люди — индивиды, группы и

иные общности. Инструментальная организация —  это чаще всего бюрократическая

организация, которая  строит свою деятельность на строгом соблюдении правил,

инструкций, норм. Ее главное требование — дисциплина и порядок. Но уже Р.

Мертон показал, что дисциплина необходима для того, чтобы агенты достигали

стандартизированного  поведения, независимо от достижения цели. Они принимают

правила поведения не как средства, а как цель. В результате происходит

подмена главной  цели. Целью деятельности людей на предприятии становится не

достижение целей, поставленных субъектом — учредителем  организации

(производство  определенных материальных ценностей, услуг, получение

прибыли), а выполнение правил и инструкций, поддержание  дисциплины и

порядка.

Наряду с инструментальными  организациями в современных  условиях широкое

распространение получили субъектные организации, то есть такие организации,

которые сами себе задают цель деятельности, являются субъектами

целеполагания. Как отмечают исследователи организаций, предприятия, делающие

ставку на собственную  субъективность и субъектность своих  подразделений,

отрицающих необходимость  всеобщей регламентации, и способные определять то,

как им выполнить  работу, как при заданных ограничениях достичь внешне

фиксированных целей, относительно молоды. Они возникли в связи с утверждением

Информация о работе Высшие чувства