Бюджетирование деятельности предприятия на примере ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основе исследования теоретических основ финансового планирования дать оценку эффективности системы бюджетирования ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" и дать рекомендации по её совершенствованию. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
исследование сущности и методов финансового планирования и бюджетирования, а также их взаимосвязи с системой бухгалтерского учёта на предприятии;
построение классификации статей доходов и расходов планового бюджета;

Содержание

Ведение 3
Глава 1. Теоретические основы бюджетирования деятельности предприятия 5
1.1.Бюджетирование: сущность, основные проблемы и методики 5
1.2. Классификация статей расходов и доходов как основа составления планового бюджета предприятия 10
Глава 2. Годовой бюджет ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" 17
2.1. Экономическая характеристика ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" 17
2.2. Формирование годового бюджета ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" на 2008 г. как бюджета развития 25
Глава 3. Рекомендаций по совершенствованию бюджетирования на предприятии ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" 33
Заключение 41
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

Катя курсовая У.У!.docx

— 100.82 Кб (Скачать)

 

Напомним, что нормативные  значения показателей носят субъективный характер, а фактические охватывают только реально используемые в финансово-хозяйственной деятельности активы и пассивы предприятия и поэтому могут отличаться от соответствующих обобщённых данных бухгалтерского учёта (в т. ч. потому, что разделение составляющих статей актива и пассива на реальные и фиктивные также является субъективным).

По нашему мнению, описанное  выше накопление убытков и, как следствие, "вымывание" оборотных средств предприятия характеризует не столько качество менеджмента предприятия в сфере управления расходами и издержками обращения, сколько неблагоприятное изменение условий внешней среды, описанное выше, и процессы, происходящие в национальной экономике в целом.

Итак, к концу 2007 г. ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" занимало устойчивые позиции на региональном рынке. Географию продаж составляли торговые сети и предприниматели г. Волгограда и Волгоградской области, а также соседних регионов. Само название предприятия являлось узнаваемой маркой, качество продукции – стабильно высоким. Вместе с тем в силу изменений условий внешней и внутренней среды накопился целый ряд проблем, требующих незамедлительного решения с целью повышения конкурентоспособности продукции предприятия и недопущения дальнейшей убыточной деятельности. Основными проблемами стали изношенность основных производственных фондов и недостаточность оборотных средств предприятия. В случае решения этих проблем при нормальной работе специалистов сбыта, грамотной политике ценообразования и продаж можно было удерживать достигнутые объёмы производства и продаж.

Однако дальнейший рост на имеющейся производственной базе и  тем более выход на федеральный  уровень (сетевые и оптовые структуры  г. Москва и других крупных городов) оказался невозможен. С одной стороны, у предприятия отсутствовала новая "якорная" продукция, к которой можно было бы привязывать сбыт традиционных видов (печенья сахарного и пряника). С другой стороны, пищевой рынок активно развивается в направлении полностью новых видов продукции и новых видов на основе традиционной продукции (пряник и печенье с начинкой, глазированная продукция, новая сдобная продукция и пр.), поэтому назрела необходимость в инвестициях в новые производства.

 

2.2. Формирование  годового бюджета ОАО "Волгоградская  бисквитная фабрика" на 2008 г. как бюджета развития

 

 

Низкая эффективность  работы предприятия в 2006-2007 гг. определялась сочетанием нескольких обстоятельств: недостаточные объёмы производства и продаж; типичная для рынка сухих кондитерских изделий структура производства (ассортимент); неудовлетворительное соотношение уровня цен на готовую продукцию и условно-переменных расходов (в т. ч. сырьё, упаковка, зарплата, налоги и пр.), обеспечивающее небольшую маржу; сложившаяся величина условно-постоянных расходов.

Основными видами выпускаемой  продукции выступали пряник, печенье  сахарное, печенье сдобное, печенье  овсяное, лукум. Эксклюзивным видом являлся лукум; печенье сдобное пользовалось большим успехом на рынке региона, однако мощности по его производству были ограничены. Прочая продукция, обладая достаточно высоким качеством, являлась характерной для данного рынка и выпускалась в регионе несколькими производителями, в силу чего возможности расширения её продаж при прочих равных условиях были ограничены. Рост объёмов по традиционному ассортименту был возможен только при привязывании стандартной продукции к принципиально новым позициям.

Кроме того, существовала обозначенная выше проблема серьёзного дефицита оборотных  средств, явившаяся прямым следствием накопленных ранее убытков.

В середине 2007 г. произошла полная смена руководства ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" (генеральный директор, заместитель директора по сбыту, главный бухгалтер, заместитель директора по экономике). В силу указанных выше обстоятельств, на основе проведённого в достаточно короткие сроки детального анализа сложившейся ситуации было принято решение формировать плановый бюджет предприятия на 2008 г. как бюджет развития.

В общем смысле, к реализации в течение 2008-2010 гг. был предложен ряд мероприятий, которые делятся на три группы:

  • мероприятия по расширению производственных мощностей и запуску новых производств (инвестиционные проекты);
  • мероприятия, нацеленные на повышение эффективности производственной деятельности (технические мероприятия);
  • пополнение оборотные средств предприятия.

В  инвестиционную часть  планового бюджета компании на 2008 г. были включены краткосрочные мероприятия со сроками выполнения в первой половине 2008 г. Данные меры были признаны первоочередными, тесно связанными с имеющимся ассортиментом и позволяющими при относительно небольших инвестициях в короткие сроки повысить объёмы производства и улучшить финансовые результаты предприятия за счёт получения дополнительного дохода и экономии сложившейся величины расходов.

Более конкретно, основными  направлениями планируемого вложения средств в рамках бюджетирования деятельности ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" на 2008 г. стали:

1. Расширение мощностей  по производству сдобного печенья  и изделий с начинкой (печенье  сдобное с начинкой и пряник  с начинкой).

Проект предполагал покупку  новой отсадочной машины и удлинение  охлаждающего транспортёра. Оборудование планировалось к размещению в  пряничном цехе и встраиванию  в действующую схему производства. Проект позволял увеличить объёмы производства за счёт сдобного печенья и новых  видов продукции (пряник и печенье  с начинкой), как минимум, на 24 тн в месяц. Общая сумма инвестиций в проект – 3,9 млн. руб. Расчётный прирост чистой прибыли с момента выхода на минимальные плановые объёмы – 200 тыс. руб. в месяц.

2. Покупка линии по  производству орешка с начинкой.

Проект предполагал покупку  автоматизированной линии в составе: отсадочная машина, конвейерная печь и аппарат для заполнения начинкой. Не требовалось капитальное строительство, оборудование планировалось к размещению в отделении глазирования вместо линии по глазировке продукции. Обслуживающий  персонал – 5 человек. Проект позволял увеличить объёмы производства за счёт орешка с начинкой, как минимум, на 20 тн в месяц при работе в одну смену. Общая сумма инвестиций – 2,4 млн. руб. Расчётный прирост чистой прибыли с момента выхода на минимальные плановые объёмы – 185 тыс. руб. в месяц.

3. Модернизация водогрейной  части котельной.

Проект полной замены котельной  был оценен в 12,6 млн. руб. без учёта  строительной составляющей. В целях  экономии и скорейшей реализации проекта было предложено в течение  2008 г. осуществить модернизацию отопительной (водогрейной) части котельной с переводом отопления на воду в качестве теплоносителя. Оценочно сумма вложений в частичную модернизацию котельной составляла 4,7 млн. руб., в т. ч. 4,2 млн. – оборудование (включая два автоматических водогрейных котла) и монтаж "под ключ", 0,5 млн. руб. – строительные работы. Реализация проекта позволяла высвободить мощности существующей котельной для расширения производства лукума и дополнительно приводило к некоторой экономии на ремонте трубопроводов и потреблении газа. Общий минимальный размер экономии на потреблении газа, электроэнергии, воды и стоков был оценен в 650 тыс. руб. в год.

4. Пополнение оборотных  средств предприятия.

Обоснование необходимости  пополнения оборотных средств предприятия приведено выше. Прямые вложения в оборотные активы в размере 9 млн. руб. следовало осуществить в самом начале 2008 г., чтобы обеспечить бесперебойность работы предприятия и исключить даже относительно небольшие потери объёмов выпуска.

Возврат вложенных средств  связывался с реализацией проектов развития и должен был быть осуществлён  равномерно во второй половине 2008 г. -первой половине 2009 г. после расширения мощностей по печенью сдобному (с начинкой) и запуска линии по орешку с начинкой за счёт увеличения чистой прибыли предприятия.

Таким образом, в рамках планового  годового бюджета были заявлены следующие  инвестиционные мероприятия (см. Таблицу 8):

Таблица 8

План инвестиций ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" на 2008 г.

Направление

Сумма, тыс. руб.

Сроки

Источник

1

Проекты №1 и 2: 
пряник/печенье 
с начинкой,

орешек с начинкой

2 387

январь  2008 г.

внешнее финансирование

2 151

февраль 2008 г.

1 750

апрель  2008 г.

2

Проект  №3: 
модернизация котельной

    200

январь  2008 г.

внешнее финансирование

3 000

март  2008 г.

1 500

август  2008 г.

3

Проект  №4: 
пополнение оборотных средств предприятия

9 000

январь-февраль  2008 г.

внешнее финансирование

4

Всего вложений

19 988

2008 г.

 

 

Справочно отметим, что мероприятия второй очереди (долгосрочные) находились по состоянию на конец 2007 г. в стадии проработки. Предварительно, к ним были отнесены следующие проекты: а). цех по производству лукума; б). модернизация второй линии по производству печенья сахарного; в). линия по производству суфле; г). линия по производству изделий из сдобного теста с начинкой (детское направление); д). линия по производству вафельных изделий с начинкой. Решения по данным мероприятиям было предложено принять с учётом и по итогам реализации проектов первой очереди, т. е. в конце 2008 г.

Реализация описанных  выше и заложенных в плановый бюджет ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" на 2008 г. краткосрочных проектов должна была вывести предприятие почти на 300 тн месячного объёма производства и обеспечить формирование ежемесячной прибыли в размере не менее 800 тыс. руб. Вместе с тем указанные мероприятия не могли быть профинансированы за счёт прибыли, поскольку её появление и рост связывались с осуществлением этих инвестиций.

Технико-экономические обоснования  первых двух направлений инвестирования на 2008 г. приведены в Приложениях 1 и 2.

Плановый бюджет ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" на 2008 г. без учёта вложений по предложенным проектам приведён в Приложении 3. Необходимые инвестиции, включая как описанные выше мероприятия, так и более мелкие потребности, приведены в Приложении 4. В Приложении 4 также отражены финансовые результаты от реализации проектов и выведен общий результат деятельности предприятия с учётом вложений.

Приложение 3 и Приложение 4 являются реально утверждёнными  формами планового бюджета предприятия  и имели форму директивного финансового  плана в течение 2008 г.

В контексте реального  бюджета понятия чистой прибыли, чистого дохода и чистого денежного  потока выступают синонимами.

Как видно из планового  бюджета предприятия на 2008 г., плановый годовой размер чистой прибыли от текущей деятельности без учёта проектов развития составляет 6 896 тыс. руб. (575 тыс. руб. в месяц). В данной цифре уже учтено влияние фактора пополнения оборотных средств предприятия в необходимом размере, что, согласно бюджета, по мере пополнения оборотных средств снижает плановый средний расход сырья на одну тонну готовой продукции в течение февраля-мая 2008 г. с 17,3 до 15,7 тыс. руб., т. е. приблизительно на 11% (см. Таблицу 9).

Таблица 9

Динамика расходов на сырьё в плановом бюджете 
ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика" на 2008 г. 
в расчёте на 1 тн готовой продукции, руб.

Месяц

Расход сырья 
на 1 тн готовой 
продукции, руб.

1

Январь

17 703

2

Февраль

17 146

3

Март

16 589

4

Апрель

16 032

5

Май

15 698

6

Июнь

15 698

7

Июль

15 698

8

Август

15 698

9

Сентябрь

15 698

10

Октябрь

15 698

11

Ноябрь

15 698

12

Декабрь

15 698

Информация о работе Бюджетирование деятельности предприятия на примере ОАО "Волгоградская бисквитная фабрика"