Бюджетная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 03:06, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть бюджетную политику РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть содержание бюджетной политики и принципы ее разработки;
-выявить особенности бюджетной политики субъектов РФ и муниципальных образований;

Содержание

Введение 3
1. Содержание бюджетной политики и принципы ее разработки 5
2. Особенности бюджетной политики субъектов РФ и муниципальных
образований 9
3. Эффективность механизма реализации бюджетной политики в области
доходов, расходов, межбюджетных отношений и сбалансированности
бюджетов 19
Заключение 30
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Бюджетнаяполитика.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

 

 

Таблица 2

Относительные изменения расходной части бюджета РФ за 2006 – 2010 годы., млрд.руб.

Наименование

2006

2007

2008

2009

2010

Относительное отклонение, %

2007

2008

2009

2010

Всего

4270

5463

5781

6549

7069

27,9

5,8

13,3

7,9

Общегосударственные вопросы

639

808

829

900

963

26,5

2,5

8,6

7,0

Национальная оборона

666

822

509

567

596

23,4

-38,1

11,3

5,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

542

822

509

643

694

51,8

-38,1

26,2

7,9

Национальная экономика

339

497

702

790

529

46,5

41,2

12,4

-33,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

39

53

55

56

52

36,4

2,9

3,2

-7,9

Охрана окружающей среды

6

8

9

10

11

27,8

15,2

9,4

7,4

Образование

202

278

307

314

340

37,9

10,5

2,1

8,4

Культура, кинематография и средства массовой информации

51

68

307

73

68

32,3

353,1

-76,2

-7,4

Здравоохранение и спорт

149

206

212

245

295

38,4

2,6

15,8

20,4

Социальная политика

205

216

271

343

397

5,0

25,7

26,5

15,7

Межбюджетные трансферты

1432

1844

2282

2423

2721

28,8

25,9

6,8

11,4


 

Анализ в таблицах 1 и 2 показал абсолютное увеличение общей суммы расходов бюджета Российской Федерации как за прошедшие годы, так и планируемый 2010 год.

В 2007 году увеличение расходов произошло по всем статьям бюджета. Наибольшее увеличение произошло по статьям: «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - в сумме 280 млрд.руб. или на 51,8%, «Общегосударственные вопросы» - в сумме 156 млрд.руб. или на 26,5%, «Национальная оборона» - 156 млрд.руб. или на 23,4% и «Национальная экономика» - 158 млрд.руб. или на 46,5%.

В 2007 году наряду со снижением общем суммы прироста расходов с 1193 млрд.руб. в 2007 до 318 млрд.руб. в 2008 году по двум статьям произошло снижение расходов: по статье «Национальная оборона» на 313 млрд.руб. или на 38,1% и по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - на 313 млрд.руб.или на 38,1% По всем остальным статьям наблюдается рост расходов, при этом самый большой рост в размере 41,2% произошел по статье «Национальная экономика».

В 2009 году произошло снижение расходов по статье «Культура, кинематография и средства массовой информации» в сумме 234 млрд.руб. или на 76,2% меньше, чем в 2008 году.

Особенностью бюджета 2010 года является снижение расходов на финансирование национальной экономики  на 261 млрд. руб. или на 33,1%, что свидетельствует  о сокращении участия правительства Российской Федерации в развитии реального сектора экономики. Небольшое снижение также намечено по статьям «Жилищно-коммунальное хозяйство» в сумме 4 млрд.руб. или на 7,9% и «Культура, кинематография и средства массовой информации» - в сумме 5 млрд.руб. или на 7,4%.

Рассмотрим структуру  расходов бюджета за 2006-2010 годы в  таблице 3.

Таблица 3

Структуру расходов бюджета  РФ за 2006-2010 годы

Наименование

2006

2007

2008

2009

2010

Структура, %

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

4270

5463

5781

6549

7069

100

100

100

100

100

Общегосударственные вопросы

639

808

829

900

963

15,0

14,8

14,3

13,7

13,6

Национальная оборона

666

822

509

567

596

15,6

15,0

8,8

8,7

8,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

542

822

509

643

694

12,7

15,0

8,8

9,8

9,8

Национальная экономика

339

497

702

790

529

7,9

9,1

12,1

12,1

7,5

Жилищно-коммунальное хозяйство

39

53

55

56

52

0,9

1,0

0,9

0,9

0,7

Охрана окружающей среды

6

8

9

10

11

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

Образование

202

278

307

314

340

4,7

5,1

5,3

4,8

4,8

Культура, кинематография и средства массовой информации

51

68

307

73

68

1,2

1,2

5,3

1,1

1,0

Здравоохранение и спорт

149

206

212

245

295

3,5

3,8

3,7

3,7

4,2

Социальная политика

205

216

271

343

397

4,8

3,9

4,7

5,2

5,6

Межбюджетные трансферты

1432

1844

2282

2423

2721

33,5

30,8

35,8

39,8

44,2


 

Абсолютные изменения  бюджета Российской Федерации привели  к существенным изменениям в его  структуре. За пять анализируемых лет  снизился удельный вес таких статей как «Общегосударственные вопросы» - с 15,0 до 13,6%, «Национальная оборона» - с 15,6 до 8,4%, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - с 12,7 до 9,8%, «Национальная экономика» с 12,1% в 20088 году до 7,5%, «Жилищно-коммунальное хозяйство» с 0,9 до 0,7%, «Культура, кинематография и средства массовой информации» - с 1,2 до1,0%,

В то же время в два  раза увеличился удельный вес расходов на охрану окружающей среды – с 0,1 до 0,2%, на образование - с 4,7 до 4,8%, на здравоохранение и спорт - с 3,5 до 4,2%, на социальную политику – с 4,8 до 5,6%.

Новацией формирования доходной базы бюджетной системы  Российской Федерации является утверждение  на 2008 и плановый период 2009-2010 годов  лишь общего объема доходов. Проведем анализ динамики этих доходов за 2006-2010 годы.2

Таблица 4

Динамика доходов бюджета  РФ

Год

Сумма, млрд.руб.

Изменение

абсолютное

относительное

2006

5046,1

-

-

2007

6964,8

1918,7

38,0

2008

6644,4

-320,4

-4,6

2009

7465,4

821

12,4

2010

8090,0

624,6

8,4


 

Данные таблицы 4 показали, что если в 2007 году доходы бюджета были на 1919,7млрд.руб. больше, чем в 2006 году, то 2008 году они снизились на 320,4 млрд.руб. или на 4,6%, что связано в первую очередь с падением цен на нефть. Однако в 2009 году доходы были увеличены на 821 млрд.руб. или на 12,4%, а в 2010 году планируется увеличить доходы бюджета еще на 624,6 млрд.руб. или на 8,4%.

Исполнение  федерального бюджета в 2010 г. осуществлялось в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год». По данным Счетной палаты, доходы федерального бюджета за январь - сентябрь 2010 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета и 125,2 % - от объема, утвержденного на девять месяцев 2010 года Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год». При этом расходы федерального бюджета составили 928903,6 млн. рублей, или 77,8 % от годового бюджета и 93,8 % - от задания, установленного бюджетной росписью на девять месяцев 2010 года.

Анализ основных характеристик федерального бюджета  свидетельствует о резком снижении удельного веса расходов федерального бюджета в объеме ВВП. Если в 2008 году он составлял 18,6 %, то в 2010 году - 17,2 %, а в 2009 году - 13,5 процента. В январе - сентябре 2010 года удельный вес расходов федерального бюджета в объеме ВВП составил 14,2 % при 15,4 %, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год». Причем в общем объеме расходов федерального бюджета возрастает доля процентных расходов, которая составила в январе - июне 2010 года 21,8 % при 20,1 %, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год», в январе - сентябре 2010 года - 22,7 процента.

Несколько иная динамика доходов федерального бюджета. Если удельный вес доходов федерального бюджета в объеме ВВП в 2010 году составлял 15,1 %, в 2008 году - 14,9 %, а в 2010 году даже снизился до 11,9 %, то в 2009 году он составил 16,0 %, а в январе - июне 2010 года - 17,6 % при 15,4 %, представленных в расчетах к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год», в январе - сентябре 2010 года - 16,9 процента.

Остатки средств  федерального бюджета по состоянию  на 1 января 2010 года на счетах по учету  средств федерального бюджета составляли 173923,7 млн. рублей. В доходы федерального бюджета за январь - сентябрь 2010 года поступило 1106514,4 млн. рублей. Осуществлены заимствования в объеме 56241,6 млн. рублей. Все поступления, включая входящие остатки, заимствования, поступления от продажи имущества и реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, составили 1348647,3 млн. рублей. За счет этих средств исполнены расходы федерального бюджета в объеме 928903,6 млн. рублей, погашена основная сумма государственного долга в объеме 157360,5 млн. рублей, осуществлены расходы на пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней в сумме 3826,9 млн. рублей.

Доходы федерального бюджета, по данным Счетной палаты, в январе - сентябре 2010 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета и 125,2 % - от объема, утвержденного  на указанный период 2010 года Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год». Сверх утвержденного объема получено 222741,3 млн. рублей. Поступления в федеральный бюджет по налоговым доходам за январь - сентябрь 2010 года составили 1024947,3 млн. рублей, или 91,9 % от годовых бюджетных назначений, неналоговым доходам - 71853,9 млн. рублей, или 111,8 %, целевым бюджетным фондам - 9713,2 млн. рублей, или 69,9 процента.

Налоги и  иные платежи, контролируемые Министерством  Российской Федерации по налогам  и сборам, поступили в федеральный бюджет в сумме 667130,7 млн. рублей, что составляет 60,3 % от общего объема поступивших в январе - сентябре 2010 года доходов федерального бюджета, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации - 362533,2 млн. рублей (32,8 %), Министерством имущественных отношений Российской Федерации - 18082,8 млн. рублей (1,6 процента).

По сравнению  с соответствующим периодом прошлого года доходы федерального бюджета в  январе - сентябре 2010 года в номинальном  выражении увеличились на 323336,2 млн. рублей, или на 41,3 процента. В сопоставимых ценах они возросли соответственно на 15,2 процента. При этом их доля в объеме ВВП выросла на 1,6 процента.

Анализ основных характеристик федерального бюджета  за ряд лет свидетельствует о  резком снижении удельного веса расходов федерального бюджета в объеме ВВП. В январе - сентябре 2010 года удельный вес расходов федерального бюджета в объеме ВВП составил 14,2 % при 15,4 %, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год». Причем в общем объеме расходов федерального бюджета нарастает доля процентных расходов, которая составила в январе - сентябре 2010 года 22,7 % при 20,1 %, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год».

Наличие остатков средств федерального бюджета в  объеме 173923,7 млн. рублей (по состоянию на 1 января 2010 года), доходы федерального бюджета в объеме 1106514,4 млн. рублей позволяли исполнить установленные бюджетной росписью на девять месяцев 2010 года расходы федерального бюджета в полном объеме.

Однако расходы федерального бюджета, по данным Счетной палаты, исполнены лишь в объеме 928903,6 млн. рублей, что составляет 77,8 % от показателя, утвержденного федеральным бюджетом на год, и 93,8 % от показателя, установленного бюджетной росписью на девять месяцев 2010 года.

Исполнение  расходов федерального бюджета осуществлялось неравномерно и непропорционально  как по разделам и подразделам  функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, так  и по субъектам ведомственной  структуры расходов федерального бюджета.

Уровень исполнения расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение внутренней и внешней  безопасности страны, воспроизводство  научного потенциала, социальную сферу, не позволяет считать их приоритетными, как это было определено Бюджетным посланием Президента Российской Федерации «О бюджетной политике на 2010 год и на среднесрочную перспективу». Расходы бюджета на развитие реального сектора экономики составили всего 80,6 % от соответствующего показателя бюджетной росписи на девять месяцев 2010 года.

На недостаточном  уровне осуществлено финансирование отдельных  федеральных целевых программ и  федеральных программ развития регионов.

В ходе исполнения бюджета кредиторская задолженность  возросла по сравнению с 1 января 2010 года на 8,8 млрд. рублей и составила по состоянию на 1 июля 2010 года 92,8 млрд. рублей. При этом дебиторская задолженность бюджетополучателей на 1 января 2010 года составляла 61,8 млрд. рублей.

Анализ объемов  финансирования расходов федерального бюджета и их исполнения в январе - сентябре 2010 года позволяет сделать вывод о том, что средства федерального бюджета, полученные распорядителями и получателями бюджетных средств, в полном объеме не использованы, и их остатки находятся в основном на лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в территориальных органах федерального казначейства (по состоянию на 1 апреля 2010 года - 51162,8 млн. рублей, на 1 июля 2010 года - 67331,7 млн. рублей, на 1 сентября 2010 года - 85524,8 млн. рублей).

Информация о работе Бюджетная политика РФ