Бюджетное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 20:38, дипломная работа

Описание работы

целью данной работы является рассмотрение особенностей бюджетно-правовых норм в Российской Федерации.
В связи с этим выделим следующие задачи:
1. раскрытие общей характеристики;
2. рассмотрение источников бюджетного права;
3. рассмотрение федерального закона о бюджете.

Содержание

Введение…………………………………..…………………………..…………3
Глава 1.Бюджетное право как подотрасль финансового права
1.1Понятие финансового права и его система.………..………………………5
1.2 Роль и место бюджетного права в системе финансового права……………………………………………………………………………...11
Глава 2.Общая характеристика бюджетного права
2.1Источники бюджетного права……...……………………………………….22
2.2Предмет регулирования бюджетного права …………………………….…34
2.3. Метод регулирования бюджетного права
Заключение…………………………………………………….………………...38
Список использованной литературы…………………………………………………………………….…44

Работа содержит 1 файл

Диплом Риты.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     Наличие в предмете бюджетного права смежных, примыкающих элементов подтверждается и отнесением к сфере бюджетного регулирования отношений, возникающих  по поводу осуществления государственных  и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. До принятия БК РФ эти отношения были исключительно предметом финансово-правового института государственного и муниципального кредита. Однако сведение норм различных финансово-правовых институтов в БК РФ как едином нормативном правовом акте было осуществлено государством в целях наиболее полного и разностороннего регулирования бюджетных отношений. Кодификация норм, регулирующих бюджетную деятельность, не означает механическую трансформацию, слияние различных видов финансово-правовых отношений в новый вид и объединение различных методов их регулирования в специфичный метод правового регулирования.27

     Включение отношений, возникающих по поводу осуществления  государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, в сферу регулирования бюджетного законодательства, вызвано практическими потребностями, удобством пользования БК РФ. Механическое включение норм, регулирующих относительно обособленную сферу общественных отношений, в структуру законодательства иного правового института не означает поглощение одного правового института другим или образование таким способом новой правовой общности.

     Расширение  бюджетного законодательства, его комплексный характер создают функциональное взаимодействие норм бюджетного права и государственного кредита как различных финансово-правовых институтов, но не создают новой подотрасли финансового права и не означают слияния бюджетного права с институтом государственного кредита. Государственные и муниципальные заимствования рассматриваются БК РФ только в качестве источников покрытия дефицита соответствующего бюджета, а государственный и муниципальный долг, государственный кредит — с позиций доходов или расходов бюджетной системы.

     Осуществление государственной и муниципальной  кредитной деятельности происходит не только в целях покрытия бюджетного дефицита, но и в качестве самостоятельного направления финансовой деятельности государства.28

     Таким образом, после кодификации норм бюджетного права и некоторых норм, регулирующих вопросы государственного и муниципального кредита, ни бюджетное право, ни институт государственного и муниципального кредита не утратили своих сущностных признаков в качестве самостоятельных структурных элементов финансового права. Использованная законодателем кодификация бюджетного законодательства не повлекла расширения предмета бюджетно-правового регулирования.

     Следовательно, предмет бюджетного права — это  совокупность возникающих вследствие государственного учреждения, закрепления или регулирования общественных отношений в сфере бюд­жетной деятельности государства и муниципальных образований.

     Общественные  отношения, входящие в предмет бюджетного права, многообразны и классифицируются в обособленные группы, возникающие относительно: установления доходных источников бюджетов всех уровней; расходования бюджетных денежных средств; межбюджетного регулирования; бюджетного процесса; осуществления бюджетного контроля; установления оснований ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

     Предмет бюджетного права находится в  постоянной динамике. Правовое регулирование  бюджетных отношений во многом зависит  от воли государства. Так, увеличение роста  правонарушений в сфере образования  и расходования бюджетных фондов повлекло необходимость включения законодателем в БК РФ охранительных норм, устанавливающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства, и, как следствие, предмет бюджетного права пополнился новым атрибутивным элементом.29 

 

      2.3. Метод регулирования бюджетного права

     Качественную  сторону бюджетных отношений  отражают методы правового регулирования, поскольку позволяют судить о  характере внутригосударственных  взаимоотношений.

     Метод бюджетно-правового регулирования  — это обусловленная публичностью и финансовой значимостью совокупность специфических юридических признаков бюджетного права, в которых концентрированно выражаются средства и способы регулирования бюджетных отношений. Методы бюджетного права обусловлены регулируемыми бюджетными отношениями, которые, в свою очередь, вызваны к жизни необходимостью формирования государственной (муниципальной) собственности в виде централизованного фонда денежных средств, т. е. бюджета. Право публичной собственности на централизованные денежные фонды соответствующего территориального уровня принадлежит государству или муниципальному образованию, вступающему в бюджетные правоотношения посредством своих компетентных органов.30

     Под методом бюджетно-правового регулирования  тем самым следует понимать специфический способ, при помощи которого государство на основе определенной совокупности юридических норм обеспечивает нужное ему поведение субъектов бюджетного права.31

     Поскольку бюджетное право составляет часть  финансового права, то задачей бюджетно-правовых методов является выявление сущности, пределов и особенностей «преломления» методов финансового права относительно регулирования бюджетных отношений.

     Методы  бюджетного права классифицируются на общие и особенные. Общие обусловлены  юридической природой бюджетной деятельности государства, ее публичным характером, направленностью на обеспечение общего интереса. Специальные методы используются в процессе реализации определенных функций бюджетной деятельности.

     Среди общих методов, применяемых в  бюджетном праве, наиболее ярко выделяется императивный. Императивный метод воздействия на бюджетные отношения представляет собой способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы-запреты и обязывающие нормы. В финансовом праве этот метод является «сквозным», присущим всем составным частям данной отрасли права, однако в бюджетном праве он имеет свои особенности.32

     Императивный (властный) характер бюджетной деятельности присущ государству в силу того, что оно самостоятельно устанавливает  порядок образования, распределения  и использования централизованных денежных фондов. В процессе бюджетной деятельности осуществляются реализация правового статуса субъектов бюджетного права, регулирование и охрана общественных отношений бюджетной сферы.

     Особенность императивного метода в бюджетном праве-расширение его внешнего закрепления обязывающими нормами. Названная специфика отражает общую тенденцию бюджетного регулирования, направленного на разграничение бюджетной компетенции субъектов Федерации и выделение в их бюджетно-правовом статусе отдельно прав и обязанностей. Федеративные основы построения государства расширяют сферу самостоятельного решения публичных вопросов на уровне субъектов РФ. В связи с этим четче обозначаются обязанности субъектов бюджетного права и повышается уровень ответственности за надлежащее выполнение ими своих функций.

     Преобладание  императивного метода регулирования  объясняется публичной природой бюджетных отношений и их значимостью  для нормального функционирования всего государства в целом. Содержание значительной части норм бюджетного права составляют императивные отношения. В регулируемых бюджетным правом общественных отношениях, как правило, присутствует известное подчинение воли управляемых субъектов бюджетного права единой управляющей воле, выразителем которой могут выступать Российское государство в целом, субъекты РФ, муниципальные образования или уполномоченные органы, представляющие государство или муниципальное образование и юридически наделенные властными полномочиями. Именно выражение финансовых интересов государства в целях реализации публичных интересов предопределяет императивные способы воздействия на иных участников бюджетных отношений и обосновывает юридическое неравенство субъектов бюджетного права.33

     Таким образом, императивный метод правового  регулирования не просто представляет собой специфический способ воздействия на общественные отношения относительно государственного (муниципального) права собственности на централизованный денежный фонд, а служит выразителем

     основных  особенностей финансового права, отраженных в сфере бюджетно-правового регулирования.34

     Кроме императивного метода государство  при регулировании бюджетных  отношений использует элементы диспозитивного метода. Современное бюджетное законодательство дополнилось возможностью использования согласительных процедур, обсуждения принимаемых решений, договорных методов регулирования межбюджетных отношений, вступления в бюджетные отношения на добровольных основаниях и т. д. Однако применение отдельных аспектов диспозитивного регулирования

     не  означает наличие в бюджетном праве гражданско-правовых методов воздействия. Диспозитивность как способ правового регулирования бюджетных отношений существенно ограничена приоритетом публичных имущественных отношений. Согласование каких-либо условий бюджетных отношений возможно только в случаях, прямо оговоренных бюджетным законодатель­ством, а последующее регулирование согласованных форм бюджетной деятельности осуществляется императивным методом.

     Следующей группой методов бюджетного права  являются специальные методы — метод дотаций, метод финансирования целевых государственных программ и т. д.

     Специфика методов бюджетного права заключается  в совокупности особенностей методов  финансового права, проявляющихся  относительно сферы бюджетных отношений, а также в наличии специальных способов правового воздействия на отдельные стороны бюджетной деятельности. Названные характерные черты методов правового воздействия в сочетании с механизмом бюджетно-правового регулирования являются основными элементами юридического режима правового регулирования бюджетных отношений, с помощью которых бюджетное право становится относительно самостоятельным правовым образованием в системе финансового права.

     Одновременно  следует помнить, что бюджетное  право использует те же общие методы правового воздействия, что и финансовое право в целом. 

 

      Заключение

     Бюджетное право  представляет собой, во-первых, подотрасль финансового права, во-вторых, раздел финансово-правовой науки и, в-третьих, соответствующую учебную дисциплину.

     Бюджетное право как подотрасль финансового права – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетные отношения, т.е. отношения по поводу формирования, распределения и использования федерального, региональных (субъекта Федерации) и местных бюджетов, а также по поводу формирования и расходования средств государственных и муниципальных внебюджетных фондов. Нормы бюджетного права устанавливают бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, регламентируют бюджетное устройство Российской Федерации, систему доходов и расходов бюджетов, сбалансированность бюджетов, регулируют бюджетный процесс в Российской Федерации, устанавливают ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

     Бюджетное право как раздел науки финансового  права изучает нормы бюджетного права и регулируемые ими бюджетные отношения, анализирует их, систематизирует и классифицирует.

     Наука бюджетного права, как наука финансового  права в целом, выполняет следующие  функции:

     • общетеоретическую - способствует развитию юридической науки, наук об обществе, государстве и экономике вообще (например, государственного управления, общей теории финансов и т. д.);

     • аналитическую - состоит в классификации  и систематизации действующих правовых норм;

     • критическую - заключается в выявлении недостатков действующего законодательства и пробелов позитивного права в сфере бюджетной деятельности, установлении несоответствий правовых норм реалиям экономической действительности, задачам государственного регулирования экономики и интересам государства в целом. В широком смысле эта функция направлена на повышение эффективности норм действующего законодательства;

     • конструктивную - способствует образованию  новых норм и правовых институтов12;

     • воспитательную.

     Поскольку наука бюджетного права развивается в рамках науки финансового права, то она тесно связана с ней и активно использует передовые научные достижения теории права и государства, банковского, административного, конституционного, гражданского, предпринимательского права и других отраслей российского права.

 

      Список использованной литературы

     Нормативные акты

Информация о работе Бюджетное право как отрасль права