Бюджетное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 20:38, дипломная работа

Описание работы

целью данной работы является рассмотрение особенностей бюджетно-правовых норм в Российской Федерации.
В связи с этим выделим следующие задачи:
1. раскрытие общей характеристики;
2. рассмотрение источников бюджетного права;
3. рассмотрение федерального закона о бюджете.

Содержание

Введение…………………………………..…………………………..…………3
Глава 1.Бюджетное право как подотрасль финансового права
1.1Понятие финансового права и его система.………..………………………5
1.2 Роль и место бюджетного права в системе финансового права……………………………………………………………………………...11
Глава 2.Общая характеристика бюджетного права
2.1Источники бюджетного права……...……………………………………….22
2.2Предмет регулирования бюджетного права …………………………….…34
2.3. Метод регулирования бюджетного права
Заключение…………………………………………………….………………...38
Список использованной литературы…………………………………………………………………….…44

Работа содержит 1 файл

Диплом Риты.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     1.2 Роль и место бюджетного права в системе финансового права

     Имеющие место в российском обществе социально-экономические проблемы, политические противоречия предопределяют черты нормативного регулирования государством разного рода финансовых отношений. Особое место среди финансовых правоотношений занимают бюджетные правоотношения. Исходя из ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. (в ред. от 30 апреля 2010 г.) - основного рычага бюджетно-правового регулирования, к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.3 Бюджетные правоотношения представляют собой отношения, служащие предметом регулирования совокупности правовых норм, получившей название "бюджетное право". Специфика содержания и функциональное предназначение бюджетного права и регулируемых им отношений, их значение для формирования экономической системы общества обусловлены тесной связью соответствующих отношений с бюджетом государства и муниципальных образований - своего рода основным "финансовым планом", в то же время юридически значимым документом, определяющим распределение публичных финансов.

     Бюджетное право, исходя из сложившегося построения российской системы права, входит в  состав финансового права, является его подотраслью. Ученые относят  бюджетное право к особенной части финансового права. Поэтому прежде охарактеризуем, что представляет собой современное финансовое право в целом как более объемная по содержанию категория с целью обоснования особого места в его структуре бюджетного права.4

     Финансовое  право - это самостоятельная отрасль  права, которая регулирует экономические  отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов общественной значимости, развивающиеся в рамках различных участков публичной финансовой деятельности государства и муниципальных образований5. Согласно общей теории права, каждая отрасль права представляет собой целостную совокупность обособленных юридических норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. В целях повышения эффективности и упорядочения регулирующего воздействия на общественные отношения в структуре каждой отрасли права выделяются более-менее самостоятельные правовые образования – подотрасли права, разделы, правовые институты, в свою очередь, состоящие из норм права. Так, в составе финансового права принято выделять следующие правовые образования: подотрасль "бюджетное право", подотрасль "налоговое право", финансово-правовой институт государственного и муниципального финансового контроля, институт неналоговых доходов, институт расходов бюджета, институт финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий и некоторые другие. Наиболее крупное правовое образование в составе любой отрасли права – подотрасль права. Такие правовые образования в целом подчиняются сущности "своей" отрасли права, но имеют и особые характеристики. Такие особые характеристики могут выражаться в различных моментах. Например, в специфике предмета регулируемых отношений, в сфере общественной жизни, являющейся участком формирования и развития соответствующих отношений, в особенностях метода регулирования, в формах и основаниях привлечения к ответственности правонарушителей и т.д.6

     Применительно к бюджетному праву в аспекте  обоснования его понимания в  качестве подотрасли финансового права  следует отметить следующее.

     Во-первых, многие нормы бюджетного права имеют  своей основой нормы общей части финансового права (в том числе нормы о финансовой системе в целом (бюджетная система как составной элемент финансовой системы, нормы о системе доходов и расходов государства, о финансовом контроле и другие)). При этом нормы бюджетного права имеют конкретизирующее ("специализирующее") значение для многих финансово-правовых норм более общего содержания. Так, например, глава 26 Бюджетного кодекса РФ так и называется: "Основы государственного и муниципального финансового контроля". При этом бюджетное законодательство регулирует конкретную разновидность финансового контроля, выделяющегося по содержанию и сфере действия, - бюджетный контроль. Бюджетный контроль как вид финансового контроля представляет собой систему контрольных мероприятий по проверке законности отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием бюджетов бюджетной системы-централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований. Подчиняясь общим принципам, целям и методам финансового контроля как более широкой категории, бюджетный контроль тем не менее имеет свою специфику. И эта специфика выражена в особенностях объекта контрольных бюджетных правоотношений - бюджете и связанных с ним отношений, нацеленности на определение правомерности поведения субъектов бюджетных правоотношений в рамках бюджетного процесса.

     Во-вторых, бюджетное право имеет свои особые источники правового регулирования, которые объединяются понятием "бюджетное  законодательство". Как мы уже  отметили, основной (и специальный) источник бюджетного права - Бюджетный кодекс РФ. Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ, бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.7 Как видно, наличие самостоятельной ветви законодательства, подчеркнутое самим законодателем, имеющей узкий объект регулирования - бюджетные правоотношения и связанная с ними деятельность, позволяет судить об относительной обособленности бюджетного права как совокупности правовых норм. В настоящий период бюджетное законодательство активно развивается. Происходят процессы его совершенствования на федеральном уровне: вносятся изменения и дополнения в Бюджетный кодекс РФ с учетом современных тенденций экономики и политики, принимаются новые акты бюджетного законодательства, более детально регулирующие бюджетные отношения.

     В-третьих, бюджетное право служит обеспечению  общественного интереса. Как и  финансовое право в целом, оно  регулирует общественные отношения, касающиеся функционирования публичных денежных фондов, созданных с целью обеспечения финансовой основы деятельности государства и муниципальных образований. Это подтверждает, что бюджетное право является именно частью – подотраслью финансового права, а не самостоятельным подразделением системы права государства. Однако бюджетные правоотношения, выступающие разновидностью финансовых правоотношений, связаны с конкретной разновидностью публичных денежных фондов - бюджетами, входящими в состав бюджетной системы - звена финансовой системы государства. Данные денежные фонды и соответствующие им отношения имеют свою специфику, будучи первоочередным источником, сосредотачивающим средства для финансирования задач и функций государства. На это указывает и Бюджетный кодекс РФ - основной источник бюджетного права. Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса, под бюджетом понимается "форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления".8

     Как материальная категория бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств публично-правового образования. С экономической точки зрения бюджет также можно рассматривать в качестве финансового плана публично-правовых образований. "Плановый" характер бюджета состоит в том, что он представляет собой план образования и использования централизованного денежного фонда. Под фондом в широком смысле понимается совокупность денежных и иных ресурсов, находящихся в распоряжении объединений, предприятий, организаций, государственных институтов, имеющих целевое назначение. Бюджет является не просто фондом денежных средств, а централизованным, публичным фондом. Это объясняется пониманием данного фонда как основного, главного для функционирования государства и муниципальных образований. Средства бюджета используются в общественно значимых (публичных) интересах. В бюджете "централизованы" средства для финансового обеспечения задач и функций государства на различных территориальных уровнях. Соответственно, обеспечение функционирования бюджета составляет суть бюджетной деятельности государства и муниципальных образований. Будучи направленным на финансовое обеспечение задач и функций государства, бюджет призван выражать общегосударственные интересы. Поэтому связанные с ним отношения подвергаются нормативному правовому регулированию со стороны государства. Отсюда правовой аспект бюджета: бюджет - финансовый план государства и муниципальных образований, который разрабатывается и утверждается в установленной законом форме.9

     В-четвертых, формирование бюджетов, вступление в бюджетные правоотношения являются прерогативой государства и муниципальных образований. Данные субъекты реализуют свои бюджетные полномочия в рамках бюджетной системы. Применительно к Российскому государству бюджетная система включает бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований, бюджеты государственных внебюджетных фондов (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ).10 Отсюда следуют особенности содержания и функциональной предназначенности бюджетных правоотношений, их относительная самостоятельность в предмете финансово-правового регулирования.

     Таким образом, бюджетное право, подчиняясь финансовому праву в целом, выступает  его объемным структурным элементом  – подотраслью. Тем не менее бюджетное право имеет и свою специфику, обусловленную особой сферой формирования и развития бюджетных правоотношений, их значимостью для существования государства и общества.11

     Как подотрасль - совокупность правовых норм - бюджетное право имеет определенные особенности.

     Бюджетное право носит публичный характер, отвечающий сути финансово-правового регулирования в целом. Как мы уже отметили, своим нормативным воздействием бюджетное право охватывает функционирование публичных денежных фондов - бюджетов в рамках бюджетной системы, цель которых - создать финансовую основу реализации задач и функций государства.

     Публичный характер бюджетно-правового регулирования  выражается в следующих моментах.

     Во-первых, учет публичных (общественно значимых) интересов в ходе бюджетно-правового  регулирования. Бюджетное право как публичное право направлено на обеспечение и охрану интересов всего государства, общества. Эти интересы заключаются в создании финансовой основы для реализации задач и функций государства на различных территориальных уровнях, задач и функций местного самоуправления, финансового обеспечения общественно значимых благ и услуг, необходимых каждому гражданину в отдельности. Данная финансовая основа не может быть сформирована вне организующего фактора, а именно вне специальных фондов, аккумулирующих и распределяющих денежные средства. Вопросы функционирования таких фондов как раз и регулирует бюджетное право.

     Во-вторых, публично-правовой характер бюджетного регулирования предопределяет преобладание в соответствующей подотрасли императивных норм. В целях эффективности функционирования территориальных образований в бюджетной сфере, нормального хода бюджетных отношений государство стремится создать такие механизмы, которые создадут гарантии реализации прав и обязанностей задействованных субъектов, своевременности и правомерности их деятельности. Отсюда вытекает концепция, согласно которой права субъектов бюджетного права в большинстве случаев одновременно являются их обязанностями <5>, права и обязанности сливаются в единую категорию - "бюджетная компетенция", состоящую из полномочий. Гарантиями должной реализации полномочий выступает возможность привлечения к ответственности за нарушение бюджетно-правовых норм, обязательной подконтрольности субъектов бюджетных правоотношений.12

     Сущность  бюджетного права проявляется не только в публичном характере бюджетно-правового регулирования, но и в организующем воздействии на денежные (финансовые) потоки в ходе деятельности государства. Эта вторая особенность бюджетного права, присущая отраслям права, регулирующим имущественные отношения (гражданское право), ни в коем случае не противоречит первой, а, наоборот, дополняет, качественно развивает. Как уже было отмечено, бюджетно-правовое регулирование направлено на упорядочение бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, подразумевающей формирование, распределение и использование публичных финансовых ресурсов, трансформированных в бюджеты бюджетной системы - бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов. Исходя из указанной особенности бюджетного права, служащие объектом регулирования бюджеты с материальной точки зрения представляют собой фонды денежных средств публичной предназначенности. Бюджеты бюджетной системы, будучи самостоятельным звеном финансовой системы государства, тесно связаны с иными ее звеньями: страховыми фондами, фондами государственных и муниципальных предприятий, государственным и муниципальным кредитами. Из бюджетов публично-правовых образований выделяются средства внебюджетным фондам, государственным и муниципальным предприятиям в порядке оказания финансовой поддержки, распределения трансфертов и т.д.

     Собственниками  фондов бюджетных средств - бюджетов выступают субъекты, имеющие публично-правовой статус, а именно государство и муниципальные образования. Отсюда вытекает следующая особенность бюджетного права: основными его субъектами являются публично-правовые образования - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Заметим, что с принятием Федерального закона от 26 апреля 2007 г. "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" вопрос состава субъектов бюджетного права вызывает неоднозначные толкования. Так, например, действующая редакция Бюджетного кодекса РФ не признает физических и юридических лиц в качестве получателей бюджетных средств, хотя предусматривает выделение им бюджетных ассигнований (ст.ст.6,69).13

     Вопрос  роли физических и юридических лиц  в формировании бюджетных отношений  публично-правовых образований - задача дальнейшего совершенствования  законодательства, особенно в части  концепций "расходные обязательства", "публичные обязательства", "публичные нормативные обязательства", "денежные обязательства". При этом, как бы законодательство ни разрешало данный вопрос, основным субъектом бюджетного права и соответствующих отношений всегда будут публично-правовые образования, исходя из нацеленности бюджетно-правового регулирования на публично-правовые интересы в функционировании бюджетной системы государства. Напротив, в иных финансовых правоотношениях субъекты частноправового статуса выступают не так уж редко (в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, субъектов валютных и банковских операций).

Информация о работе Бюджетное право как отрасль права