Бюджетное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 20:38, дипломная работа

Описание работы

целью данной работы является рассмотрение особенностей бюджетно-правовых норм в Российской Федерации.
В связи с этим выделим следующие задачи:
1. раскрытие общей характеристики;
2. рассмотрение источников бюджетного права;
3. рассмотрение федерального закона о бюджете.

Содержание

Введение…………………………………..…………………………..…………3
Глава 1.Бюджетное право как подотрасль финансового права
1.1Понятие финансового права и его система.………..………………………5
1.2 Роль и место бюджетного права в системе финансового права……………………………………………………………………………...11
Глава 2.Общая характеристика бюджетного права
2.1Источники бюджетного права……...……………………………………….22
2.2Предмет регулирования бюджетного права …………………………….…34
2.3. Метод регулирования бюджетного права
Заключение…………………………………………………….………………...38
Список использованной литературы…………………………………………………………………….…44

Работа содержит 1 файл

Диплом Риты.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     В механизме бюджетно-правового регулирования  важное значение имеет классификация  источников бюджетного права, критерием  которой служит действие правовых актов в пространстве. В этой связи выделяются нормативные правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, имеющие юридическую силу только в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Источниками первого вида являются Конституция РФ, международные декларации и договоры, федеральные законы, решения Конституционного Суда РФ, указы и распоряжения Президента РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Источниками второго вида являются конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.20

     Важнейшее место в системе источников бюджетного права занимает федеральное бюджетное  законодательство, состоящее из законов, принимаемых палатами Федерального Собрания РФ по вопросам регулирования  бюджетных отношений в соответствии с бюджетной компетенцией Российской Федерации. Основными законодательными актами федерального уровня, регулирующими бюджетные отношения, являются Конституция РФ (ст. 71, 72, 101, 104, 114, 132 и др.), БК РФ, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и др.

     Важное  место среди источников бюджетного права занимает БК РФ, принятый впервые  в истории Российской финансовой деятельности в 1998 году. БК РФ устанавливает  правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка  и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

     Предметом регулирования БК РФ являются отношения, возникающие между:

     1) субъектами бюджетных правоотношений  в процессе формирования доходов  и осуществления расходов бюджетов  всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

     2) субъектами бюджетных правоотношений  в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением.

     БК  РФ состоит из пяти частей, включающих 28 глав. БК РФ устанавливает структуру  бюджетного законодательства, особенности  действия бюджетного законодательства во времени, нормативно определяет основные понятия и термины бюджетного права.

     Отдельные главы БК РФ посвящены установлению: компетенции органов государственной  власти и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений, бюджетной системы РФ и принципам ее организации, бюджетной классификации РФ; определению перечня доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; установлению перечня расходов, финансируемых из бюджетов всех уровней бюджетной системы.

     Впервые в Российской правовой системе в  структуру бюджетного законодательства включены нормы, регулирующие кредитные  отношения с участием государства  и муниципальных образований. Отдельные  главы БК РФ посвящены государственному и муниципальному долгу, государственным кредитам, предоставляемым Российской Федерацией иностранным государствам, а также долгу иностранных государств перед РФ.

     Важное  значение БК РФ заключается в регулировании  им межбюджетных отношений, положения  о которых также выделены в самостоятельную главу.

     Особенностью  БК РФ является комплексное регулирование  всех бюджетных отношений, складывающихся на территории Российской Федерации. В  результате нормы БК РФ устанавливают  не только материальные права и обязанности участников бюджетных отношений, но и регламентируют бюджетный процесс относительно бюджетов всех уровней, определяют основы государственного и муниципального финансового контроля.

     Несомненным достоинством БК РФ является наличие  части четвертой, которая дает определение понятия «нарушение бюджетного законодательства», устанавливает составы бюджетных правонарушений и регламентирует порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

     Нормы БК РФ осуществляют детальную регламентацию бюджетной деятельности федерального уровня, для региональных и муниципальных бюджетных отношений определяются основы бюджетной компетенции соответствующего территориального уровня.

     Среди источников бюджетного права большое  место занимают нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ. Наделение субъектов РФ правом осуществлять правотворчество в принятии бюджетных законодательных актов является новеллой Конституции РФ (ч. 4 ст. 76) и обусловлено их правовым статусом, а также разграничением бюджетной компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ.

     Принципиальная  специфика бюджетного правотворчества  регионального уровня проявляется  в объеме регулируемых бюджетных  отношений, круге лиц, на которых  распространяется действие нормативного акта, структуре и содержании актов, методах правового регулирования. Законодательные акты субъектов РФ должны соответствовать законодательству РФ и обеспечивать правовое регулирование бюджетных отношений как в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (основ бюджетной деятельности местного самоуправления), так и относительно собственных предметов ведения.

     В настоящее время нормы бюджетного права на уровне субъектов РФ развиваются  весьма стремительно и получают свое закрепление, как в учредительных, так и специализированных законах по вопросам бюджетной компетенции субъектов РФ.

     В большинстве субъектов РФ существует законодательно установленный особый порядок внесения бюджетных законопроектов на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Многие субъекты РФ законодательно установили, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта РФ, о выпуске региональных займов, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет регионального бюджета, могут быть внесены в законодательный (представительный) орган субъекта РФ только при наличии заключения высшего исполнительного органа государственной власти (главы этого органа) субъекта РФ.

     Наиболее  строго осуществляется внесение бюджетных законопроектов в тех регионах, конституции (уставы) которых требуют именно положительного заключения главы администрации субъекта РФ. В случае отклонения проекта бюджетного закона главой администрации проект в прежней редакции может быть рассмотрен законодательным (представительным) органом, но для его принятия требуется уже квалифицированное большинство голосов (т. е. не менее двух третей от общего числа депутатов). В случае внесения бюджетного законопроекта в измененной редакции он рассматривается как вновь принимаемый акт.

     Федеративное  устройство России обусловливает участие  субъектов РФ в разработке и принятии федеральных законов по вопросам бюджетной деятельности, поэтому  объектами законотворческого процесса регионального уровня являются не только законодательные акты соответствующего уровня, но и проекты федеральных бюджетных законов.

     Последний объект образуется в результате реализации субъектами РФ права законодательной  инициативы в Государственной Думе или при обсуждении проектов федеральных законов по установлению общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

     Система источников бюджетного права в РФ закреплена в положениях ст. ст. 2–4 БК РФ. Бюджетное законодательство РФ состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 БК РФ (ст. 2 БК РФ).

     Президент РФ имеет право издавать указы, которые регулируют бюджетные правоотношения на основании и во исполнение положений БК РФ. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в случаях и пределах, установленных БК РФ, а также указами президента и нормативными актами Правительства РФ. При этом федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, только по вопросам, отнесенным к ведению РФ.21

     Органы  государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, которые регулируют бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции. На уровне субъектов РФ принимаются нормативные акты соответствующего субъекта РФ, регулирующие бюджетные правоотношения на его территории. Органами местного самоуправления принимаются нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения внутри муниципального образования.22

     В случае противоречия между нормами  БК РФ и других нормативных правовых актов всех уровней, регулирующих бюджетные правоотношения, применяются положения БК РФ.

     В качестве источников бюджетного права  предусматриваются также международные  договоры РФ, нормы которых превалируют  над национальным законодательством.

     Основным источником бюджетного права является БК РФ. Важнейшими источниками бюджетного права являются Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115–ФЗ «О бюджетной классификации», а также правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, регламентирующие бюджетный процесс на своем уровне. Помимо этого, в систему источников бюджетного права входят законы и подзаконные акты, регламентирующие процесс распределения доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также деятельность отдельных органов и организаций.23 

 

2.2 Предмет регулирования  бюджетного права

     Особенность бюджетно-правового регулирования  состоит в том, что в одних  сферах бюджетной деятельности нормы  бюджетного права непосредственно  и в полном объеме регулируют эти общественные отношения, а в других — только учреждают, предопределяют финансовые отношения. В результате предметбюджетного права складывается из двух групп отношений: атрибутивных (исключительных) и примыкающих (смежных).24

     Важнейшей составной частью предмета бюджетного права выступают группы правовых отношений, регулирующих порядок образования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней, опосредующие бюджетный процесс и контроль, а также ответственность за бюджетные правонарушения. Эти отношения преобладают в системе бюджетного права, являясь его неотъемлемым системообразующим атрибутом. Они включаются в предмет бюджетного права полностью и максимально им урегулированы.

     Другую  группу отношений, образующих предмет  бюджетного права, составляют отношения, примыкающие (смежные) к атрибутивным. Эти отношения детально регулируются иными подотраслями или институтами финансового права, создавая таким образом объекты совместного правового регулирования. Смежные правовые отношения регулируются нормами бюджетного права и соответствующего финансово-правового института двумя способами: либо одновременно, согласованно, либо по принципу «цепной реакции», когда нормы бюджетного права являются общими, учреждающими для этих отношений, а нормы соответствующего финансово-правового института — развивающими, уточняющими.25

     Совпадающим юридическим критерием атрибутивных и смежных бюджетно-правовых отношений  следует считать их внешнее закрепление  нормами права, включенными в  систему бюджетного законодательства.

     Примыкающие (смежные) правоотношения не являются обязательным признаком бюджетного права и подпадают под бюджетно-правовое воздействие в силу экономических, политических или иных причин, но в любом случае только тогда, когда в этом заинтересовано государство. Например, образование бюджетов всех уровней в большей степени осуществляется на основе норм налогового права и норм иных институтов финансового права, регулирующих государственные доходы. Но это не означает, что налоговое право включается в систему бюджетного права. Наличие налогового права только предопределено бюджетным правом в качестве института доходов бюджетов всех уровней. Отношения, складывающиеся в процессе установления и взимания налогов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности и т.п., не составляют предмета бюджетного права.26

Информация о работе Бюджетное право как отрасль права