Бюджетное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 20:38, дипломная работа

Описание работы

целью данной работы является рассмотрение особенностей бюджетно-правовых норм в Российской Федерации.
В связи с этим выделим следующие задачи:
1. раскрытие общей характеристики;
2. рассмотрение источников бюджетного права;
3. рассмотрение федерального закона о бюджете.

Содержание

Введение…………………………………..…………………………..…………3
Глава 1.Бюджетное право как подотрасль финансового права
1.1Понятие финансового права и его система.………..………………………5
1.2 Роль и место бюджетного права в системе финансового права……………………………………………………………………………...11
Глава 2.Общая характеристика бюджетного права
2.1Источники бюджетного права……...……………………………………….22
2.2Предмет регулирования бюджетного права …………………………….…34
2.3. Метод регулирования бюджетного права
Заключение…………………………………………………….………………...38
Список использованной литературы…………………………………………………………………….…44

Работа содержит 1 файл

Диплом Риты.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

Оглавление

     Введение…………………………………..…………………………..…………3

Глава 1.Бюджетное  право как подотрасль финансового  права

1.1Понятие финансового права и его система.………..………………………5

1.2 Роль и место бюджетного права в системе финансового права……………………………………………………………………………...11

Глава 2.Общая характеристика бюджетного права

2.1Источники  бюджетного права……...……………………………………….22

2.2Предмет регулирования  бюджетного права …………………………….…34

2.3. Метод   регулирования бюджетного права

Заключение…………………………………………………….………………...38

Список использованной литературы…………………………………………………………………….…44

 

     Введение

     Право играет едва ли не главную роль в  жизни общества, связавшего свою жизнь  с государством. Несомненно, что  появления права как регулятора общественных отношений было вызвано  потребностью времени.

     Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования  бюджетов государства и местных  бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы  РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, ее субъектов, административно территориальных единиц в области бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право. Поэтому бюджетное право Российской Федерации можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.

     Бюджетное право - основной раздел финансового  права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру  бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

     Совокупность  нормативных актов, содержащих нормы  бюджетного права, образуют бюджетное  законодательство.

     Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей бюджетно-правовых норм в Российской Федерации.

     В связи с этим выделим следующие  задачи:

     1. раскрытие общей характеристики;

     2. рассмотрение источников бюджетного  права;

     3. рассмотрение федерального закона о бюджете. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Бюджетное право как подотрасль финансового права

     1.1. Понятие финансового  права и его  система

     Финансовое  право-это совокупность устанавливаемых  и охраняемых государственной властью  юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития страны.

     Финансовое  право подразделяется на общую и особенные части. В общую часть входят нормы, закрепляющие общие принципы финансовой деятельности, ее правовые формы. Особенная часть содержит разделы, регулирующие отношения в области государственного бюджета и страхования, налогов и сборов, внебюджетных государственных и муниципальных фондов, финансов предприятия, государственных доходов и кредита, сберегательного и денежного обращения и т.п. – отношения, в основе касающихся деятельности финансово-кредитных органов и валютного регулирования.

     В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т.д.

     Поэтому изучение дисциплины "Финансовое право" начинается с освоения понятий финансов, финансовой системы, финансовой деятельности.

     В экономической и правовой литературе понятие "финансы" рассматривается  в двух аспекта:  как совокупность экономических отношений, возникающих  в процессе создания, распределения  и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций; как совокупность фондов денежных средств , мобилизованных государством для осуществления своих задач.1

     Финансы - это не сами денежные средства, а  отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля над производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения - это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу   денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие   отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д. 2

     Предметом финансового права как науки  является система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами. Эта наука представляет собой систему специфических знаний о финансовом праве, имеющую достаточную степень единства, систематизации и обобщения. Выделяют три составные части этих знаний.

     Во-первых, эти знания воплощаются в форме финансово-правовых категорий. Финансовое право как наука характеризуется тем, что ее содержание – это система связанных и скоординированных основных понятий: “государственные финансы’, “финансовая деятельность государства“, “финансовые акты“, “финансово-правовые нормы“, “бюджет“, “налоговая система“, “банковская система“. Все другие категории и понятия представляют собой конкретизацию и развертывание основных категорий.

     Во-вторых, эти знания воплощаются в форме  исследований о финансово-правовых нормах и их институтах – бюджетном, налоговом, банковском праве. При этом финансово-правовые нормы изучают как явления одного порядка, составляющие самостоятельную отрасль в праве, имеющие свою область правового урегулирования в ее непрерывном развитии и совершенствовании. На базе такого изучения выявляются и разрабатываются теоретические проблемы, связанные с применением норм финансового права в практической деятельности финансовых и кредитных работников, налоговых инспекторов.

     В-третьих, эти знания воплощаются в форме  “опытного знания” (по определению И. Канта). Финансовое право как наука изучает свой предмет не догматически, а в тесной связи с жизнью, с правоприменительной деятельностью финансовых органов: обобщается, анализируется опыт развития финансового права в цивилизованных странах Европы и Америки и все приемлемое заимствуется для использования в нашей стране.

     Можно говорить о трех функциях, выполняемых  финансовым правом как наукой по отношению  к действующему финансовому закону, - аналитической, критической и конструктивной.

     Аналитическая функция состоит в классификации, комментировании финансово-правовых норм, в приведении всех   этих норм в стройную систему.

     Критическая функция заключается в выявлении  дефектов и недочетов в действующем законодательстве, в фиксации несоответствий той или иной правовой нормы требованиям жизни.

     Конструктивная  функция способствует образованию  новых финансово-правовых норм и  институтов, т. е. ее действие предшествует изданию нового закона и используется в процессе нормотворческой деятельности государства.

     В ходе финансовой деятельности государства  возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.

     Итак, финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в  процессе образования, распределения  и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

     Правовые  нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли  финансового права в определенные правовые институты. Институты — это взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной, узкой области внутри отрасли права. Они существуют объективно. Порядок расположения и изучения институтов внутри отрасли права обусловлен системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.

     Поскольку финансово-правовые нормы — это  установление государства, то все финансовое право состоит из двух частей —  общей и особенной.

       К общей части финансового  права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, система органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений. Особенная часть финансового права включает расположенные в определенном научно-обоснованном порядке и логиче­ской последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Так, основным институтом финансового права, несомненно, является институт бюджетного права, поскольку в бюджетной системе аккумулируются основные государственные финансовые ресурсы, которые обеспечивают деятельность органов государственной власти.К централизованным финансам относятся также централизованные государственные внебюджетные фонды денежных средств. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.

       В соответствии со ст. 6 БК РФ  бюджетная система Российской Федерации — это система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права; совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджет  — это доходы и расходы государства. Поэтому естественно, что следующим институтом финансового права является институт государственных доходов, а основными нормами — нормы, регулирующие налоговые отношения как юридических, так и физических лиц. К доходам государства относятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирую­щие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования.

       Для нормального функционирования  финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и правильно направлять их и расходовать. В связи с этим следующим правовым институтом финансового права является институт расходов в государстве. Сюда относится бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Специально следует сказать о банковском кредите, который является категорией очень сложной, так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются в государстве, а затем уже расходуются. Таким образом, банковский кредит может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов.

       Для банковской деятельности  очень важен порядок расчетов, устанавливаемый в государстве, поэтому нормы, регулирующие расчеты, выделяются в отдельный финансово-правовой институт.

       Поскольку финансовая деятельность  — это деятельность, основывающаяся  на деньгах и денежном обращении,  то в сис­тему финансового  права входит и такой институт, как деньги и денежное обращение, а также валютное законодательство.

       Таким образом, в системе финансового  права нашла отражение объективно  существующая финансовая система  государства. Единство финансовой  системы выражается в общем построении системы финансового права, где в общей части закрепляются основные понятия финансовой деятельности государства, понятия и особенности финансово-правовых норм, финансово-правовых отношений и финансово-правовых институтов. Здесь же рассматривается финансовый контроль и дается сравнительная характеристика основных финансово-правовых институтов других государств. В особенной части финансового права логически последовательно располагаются и характеризуются финансово-правовые институты. И это является базой для изучения финансового права и финансовой деятельности государства как деятельности публичной власти в государстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджетное право как отрасль права