Сущность и экономическое значение государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Раскрывается экономическое значение бюджета, система доходов и расходов бюджета РФ

Содержание

Введение 3
1 Экономическая сущность и роль государственного бюджета 5
1.1 Содержание и основные черты государственного 5
бюджета как экономической категории
1.2 Роль государственного бюджета как финансовой 8
базы социально-экономического развития общества
2. Особенности формирования и использования средств федерального 12
бюджета
2.1 Основные особенности федерального бюджета на 2011 – 2013 года 12
2.2 Состав доходов и расходов федерального бюджета 16
на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
Заключение 25
Список используемых источников 27

Работа содержит 1 файл

Бюджетная Система РФ.doc

— 299.50 Кб (Скачать)
  • государственное и муниципальное управление;
  • международная деятельность государства (реализация международных договоров, возврат кредитов, обслуживание международного кредита, выполнение обязательств по охране окружающей природной среды, культурные связи);
  • национальная оборона;
  • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
  • функционирование федеральной судебной власти;
  • проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;
  • развитие отраслей народного хозяйства (промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи);
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение обороноспособности страны;
  • развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;
  • осуществление социальной политики.

     Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической  политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых  для решения основных направлений  научно-технического прогресса, образования  резервов в общенациональном масштабе.

     Таким образом, сконцентрированные в государственном  бюджете денежные средства предназначаются  для осуществления государственной  социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы социально-экономического характера. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

  1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государственный бюджет усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство. Государство применяет формы прямого и косвенного влияния на экономику — предоставляет организациям (предприятиям) субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование видов экономической деятельности, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения экономических пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.
  2. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы — просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах должна усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны.
  3. На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в руках государства денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.
  4. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов, которое может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения - магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.
  5. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий (организаций) и населения в централизованном государственном фонде для финансирования развития экономики, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов.
  6. Роль государственного бюджета заключается в том, что он служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств. Он играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.
  7. Государственный (федеральный) бюджет играет важную роль в финансировании общегосударственных нужд и программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований. Для этого в руках центральной государственной власти ежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода.

     Государственный бюджет и сконцентрированные в нем  денежные средства создают возможность  для маневрирования при распределении  бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ. Отмечая значение (роль) государственного бюджета, следует отметить, что некоторые негативные факторы не позволяют государственным и муниципальным органам выполнять эффективно и в полной мере свои функции, связанные с государственным бюджетом. Такими негативными факторами являются убыточная деятельность организаций, неплатежи по налогам, бюджетный дефицит (в отдельные годы по отдельным регионам), инфляция. 
 
 

 

     2 Особенности формирования и использования  средств федерального бюджета

     2.1 Основные особенности федерального бюджета на 2011 – 2013 года 

     Динамика  основных параметров бюджетной системы  Российской Федерации на 2011 год и  плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется  некоторой стабилизацией, после  существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,0-32,8%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП (таблица 3.1):

Таблица 3.1

Основные  параметры бюджетной  системы Российской Федерации

млрд. рублей

Показатель 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
Доходы, всего 13 552,5 14 994,1 17 392,8 18 756,9 20 271,6
%% к ВВП 34,7 33,4 35,0 34,0 32,8
Федеральный бюджет 7 337,8 7 783,8 8 617,8 9 131,7 9 983,9
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 789,2 5 251,1 5 884,7 6 440,3 7 049,3
- в  том числе доходы без учета  межбюджетных трансфертов 1 656,4 2 409,3 3 416,1 3 740,2 4 114,2
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 5 923,6 5 832,0 6 157,7 6 428,6 6 963,0
- в  том числе доходы без учета  межбюджетных трансфертов 4 437,5 4 665,1 4 965,2 5 438,9 6 024,5
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 479,1 502,8 789,7 850,2 915,4
- в  том числе доходы без учета  межбюджетных трансфертов 120,8 135,9 393,7 446,1 149,0
Расходы, всего 16 330,6 17 575,7 19 217,9 20 441,2 21 762,3
%% к ВВП 41,8 39,1 38,7 37,0 35,2
Федеральный бюджет 9 660,1 10 212,4 10 385,1 10 844,6 11 749,1
- в  том числе расходы без учета  межбюджетных трансфертов 6 386,7 6 290,3 6 759,8 7 198,2 7 913,0
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 587,2 5 000,7 5 579,8 6 090,5 6 652,5
- в  том числе расходы без учета  межбюджетных трансфертов 3 478,6 4 897,5 5 476,1 5 985,8 6 281,5
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 252,9 6 166,3 6 502,6 6 725,4 7 070,8
- в  том числе расходы без учета  межбюджетных трансфертов 5 986,2 5 885,1 6 192,3 6 407,0 6 652,4
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 479,1 502,8 789,7 850,2 915,4
Дефицит (-)/профицит (+), всего -2 778,1 -2 581,6 -1 825,1 -1 684,3 -1 490,7
%% к ВВП -7,1 -5,7 -3,7 -3,0 -2,4

     Прогнозируется  рост доли доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  в общем объеме доходов бюджетной  системы Российской Федерации с 16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 28,5 % в 2010 году до 30,6% в 2013 году.

     Доля  доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  в общем объеме доходов бюджетной  системы Российской Федерации снизится с 31,1% в 2010 году до 29,7% в 2013 году. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации снизится с 35,1% в 2010 году до 32,5% в 2013 году.

     Доля  доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации останется стабильной (37,5% - в 2010 году, 37,6% - в 2013 году). При этом доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации несколько снизится с 40,6% в 2010 год до 39,5% в 2013 году.

     Основные  характеристики федерального бюджета  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета (таблица 3.2):

Таблица 3.2

Основные  характеристики федерального бюджета на 2011-2013 годы

млрд. рублей

Показатель Отчет 2010 год  * Прогноз
2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2011 год 2012 год 2013 год
Доходы, всего 6 278,9 7 781,1 9 275,9 7 337,8 7 783,8 8 617,8 9 131,7 9 983,9
%% к ВВП 23,3 23,4 22,4 18,8 17,3 17,4 16,5 16,1
в том числе:                
Нефтегазовые  доходы 10,9 8,7 10,6 7,6 8,3 8,1 7,4 6,9
Ненефтегазовые  доходы 12,4 14,7 11,8 11,2 9,0 9,3 9,1 9,2
Доля  в общем объеме доходов, % 100 100 100 100 100 100 100 100
в том  числе:                
Нефтегазовые  доходы 46,9 37,2 47,3 40,7 48,1 46,5 44,8 43,0
Ненефтегазовые  доходы 53,1 62,8 52,7 59,3 51,9 53,5 55,2 57,0
Расходы, всего 4 284,8 5 986,6 7 570,9 9 660,1 10 212,4 10 385,1 10 844,6 11 749,1
%% к ВВП 15,9 18,1 18,2 24,7 22,7 20,9 19,6 19,0
в том  числе условно утверждаемые             271,1 587,5
%% к общему объему  расходов             2,5 5,0
Дефицит/ 
профицит
1 994,1 1 794,6 1 705,1 -2 322,3 -2 428,6 -1 767,3 -1 712,9 -1 765,2
%% к ВВП 7,4 5,4 4,1 -5,9 -5,4 -3,6 -3,1 -2,9
Ненефтегазовый  дефицит - 3,5 - 3,3 - 6,5 - 13,6 - 13,7 - 11,6 - 10,5 - 9,8

     * - здесь и далее: федеральный  закон «О федеральном бюджете  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годы» с учетом изменений

     Несмотря  на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета  с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП (рисунок 3). 
 
 

2.2 Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета на 2011 год  и на плановый период 2012 и 2013 годов 

     Рисунок 3.

     В номинальном выражении в 2011-2013 годах  прогнозируется рост поступлений в  федеральный бюджет: в 2011 году по сравнению  с 2010 годом на 10,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом – на 6,0%, в 2013 году по сравнению с 2012 годом – на 9,3% (таблица 3.3):

     Таблица 3.3

     Динамика  доходов федерального бюджета

Показатель <2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
прогноз прирост к предыдущему  году прогноз прирост к предыдущему году прогноз прирост к предыдущему  году
Доходы, всего(млрд. рублей) 7 783,8 8 617,8 834,0 9 131,7 513,9 9 983,9 852,2
в том числе:              
Нефтегазовые  доходы(млрд. рублей) 3 744,3 4 003,0 258,7 4 088,1 85,1 4 295,0 206,9
Ненефтегазовые  доходы (млрд. рублей) 4 039,5 4 614,8 575,3 5 043,6 428,8 5 688,9 645,3
Темпы прироста доходов  к предыдущему  году, %     10,7   6,0   9,3
в том числе:              
Нефтегазовые  доходы     6,9   2,1   5,1
Ненефтегазовые  доходы     14,2   9,3   12,8
Доля  в общем объеме доходов, % 100,0 100,0   100,0   100,0  
в том  числе:              
Нефтегазовые  доходы 48,1 46,5 - 1,6 44,8 - 1,7 43,0 - 1,8
Ненефтегазовые  доходы 51,9 53,5 1,6 55,2 1,7 57,0 1,8

     Снижение  прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП, а также снижением курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи и экспорта нефти.

     Увеличение  ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2011-2013 годах  по отношению к 2010 году связано, в  основном, с прогнозируемым увеличением  поступлений по налогу на добавленную  стоимость и акцизам

     (таблица  3.4).                                                                                Таблица 3.4

Структура доходов федерального бюджета

млрд. рублей

Показатель 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
отчет % к ВВП закон с учетом изменений % к ВВП прогноз % к ВВП прогноз % к ВВП прогноз % к ВВП
Доходы, всего 7 337,8 18,8 7 783,8 17,3 8 617,8 17,4 9 131,7 16,5 9 983,9 16,1
в том  числе:                    
Нефтегазовые  доходы 2 984,0 7,6 3 744,3 8,3 4 003,0 8,1 4 088,1 7,4 4 295,0 6,9
Доля  нефтегазовых доходов в общем  объеме доходов, % 40,7 - 48,1 - 46,5 - 44,8 - 43,0 -
НДПИ 969,2 2,5 1 317,1 2,9 1 314,0 2,7 1 392,8 2,5 1 495,2 2,4
Таможенные  пошлины 2 014,8 5,1 2 427,2 5,4 2 689,0 5,4 2 695,3 4,9 2 799,8 4,5
Ненефтегазовые доходы 4 353,8 11,2 4 039,5 9,0 4 614,8 9,3 5 043,6 9,1 5 688,9 9,2
Доля  ненефтегазовых доходов в общем  объеме доходов, % 59,3 - 51,9 - 53,5 - 55,2 - 57,0 -
НДС 2 050,0 5,2 2 295,8 5,1 2 750,4 5,5 3 144,6 5,7 3 616,1 5,8
Налог на прибыль организаций 195,4 0,5 217,3 0,5 233,4 0,5 246,1 0,4 274,2 0,4
ЕСН 509,8 1,3 28,1 0,1            
Акцизы 101,5 0,3 134,5 0,3 260,1 0,5 312,2 0,6 423,7 0,7
НДПИ  
(без нефтегазовых доходов)
12,3 0,0 16,7 0,0 31,0 0,1 35,1 0,1 36,0 0,1
Таможенные  пошлины  
(без нефтегазовых доходов)
494,6 1,3 558,8 1,2 673,7 1,4 718,2 1,3 784,4 1,3

Информация о работе Сущность и экономическое значение государственного бюджета