Федеральный бюджет и его роль в решении общегосударственных задач

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:30, реферат

Описание работы

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2
1. Федеральный бюджет и его роль в решении общегосударственных задачах……………………………………………………………...................3
2. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах………………..………6
Заключение……………………………………………………………..………….…16
Список используемой литературы……………………...…………………….…….17

Работа содержит 1 файл

реферат бюджет.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Южно-Уральский  государственный университет

Факультет «Экономики, управления, права»

Кафедра «Финансы и кредит»

 


 

 

 

 

Реферат

по курсу  «Бюджетная система»

на тему: «Федеральный бюджет и его роль в решении

 общегосударственных задач»

 

 

 

 

                                                                                                Выполнил: студент гр.441

                                                                                                Пономарева Т.А.

                                                                                                Проверил: преподаватель

                                                                                                Борисова Л. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Миасс 2008г.

Оглавление.

 

Введение………………………………………………………………………………2

  1. Федеральный бюджет и его роль в решении общегосударственных задачах……………………………………………………………...................3

2.  Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах………………..………6

 

Заключение……………………………………………………………..………….…16

Список используемой литературы……………………...…………………….…….17

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу  государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что  успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени  зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса  явилось принятие 17 июля 1998 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.

 

1.Федеральный бюджет и его роль в решении

общегосударственных задач

Основные функции  управления государством возложены  на центральные органы власти. Для  выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. В Конституции РФ (ст. 71) зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Через федеральный  бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании  и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения  этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» 1991 г. и Налоговым кодексом Российской Федерации наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Между уровнями бюджетной системы РФ разграничиваются доходные и расходные части бюджета. Для покрытия расходов нижестоящих бюджетов в случае недостатка закрепленных за ними доходов могут перечисляться дополнительные средства в различных формах из вышестоящих бюджетов.

Доходы федерального бюджета. В соответствие с бюджетным  кодексом РФ, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в 2 группы:

налоги и  другие обязательные платежи;

прочие доходы.

К налоговым  доходам федерального бюджета относятся:

1) федеральные  налоги и сборы, перечень и  ставки которых определяются  налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) таможенные  пошлины, таможенные сборы и  иные таможенные платежи;

3) государственная  пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 К неналоговым  доходам федерального бюджета  относятся: 

1) доходы от  использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

2) доходы от  продажи имущества, находящегося  в государственной собственности, – в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

3) часть прибыли  унитарных предприятий, созданных  Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

4) прибыль Банка  России – по нормативам, установленным  федеральными законами;

5) доходы от  внешнеэкономической деятельности;

6) доходы от  реализации государственных запасов и резервов.

Расходы федерального бюджета. Под расходами бюджета  понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления.

Расходы госбюджета – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы бюджета  тесно связаны с функциями  государства. У каждого государства есть 4 первоочередные функции : экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы : экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование отраслей, обслуживающих население , в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение , образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление – связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

функционирование  федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

национальная  оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу и т. д.

2. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах.

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев  эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:

уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов  в частности;

уровень выполнения бюджетных обязательств;

величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

уровень монетизации  бюджетного дефицита;

величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

динамику валового внутреннего продукта;

уровень безработицы;

степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

В условиях России к вышеназванным показателям  можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:

масштабы эмиссии  денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);

величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;

величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

Основные направления  бюджетной политики, разработанные Министерством финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют следующие:

-осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемости налогов;

-осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и упорядочения бюджетного процесса в Российской Федерации;

-полномасштабный переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

-сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств;

-сокращение дефицита федерального бюджета до 2 % ВВП;

-снижение государственных заимствований, увеличение сроков их погашения при уменьшении доходности государственных ценных бумаг  процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;

Информация о работе Федеральный бюджет и его роль в решении общегосударственных задач