Федеральный бюджет Российской Федерации и его роль в бюджетной системе, проблема бюджетного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и роль бюджета
1.1 Экономическая и правовая сущность бюджета и бюджетных отношений. Функции бюджета
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система
1.3 Федеральный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства
Глава 2. Анализ Федерального бюджета РФ
2.1 Анализ доходов Федерального бюджета РФ
2.2 Анализ расходов Федерального бюджета РФ
2.3 Профицит и дефицит Федерального бюджета РФ
Глава 3.Цели и задачи бюджетной стратегии на 2009-2011 годы и дальнейшую перспективу
Заключение
Список литературы
федеральный бюджет дефицит доход

Работа содержит 1 файл

Федеральный бюджет Российской Федерации и его роль в бюджетной системе.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

                  обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

                  функционирование федеральной судебной системы;

                  осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

                  национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

                  фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

                  и т. д.

 

2.1 Анализ доходов Федерального бюджета РФ

 

Структура доходов Федерального бюджета РФ:

Наименование налогов и платежей

Структура доходов федерального бюджета

Закон № 198-ФЗ (с изм.)

Законопроект

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2008 г.-ожидаемое

2009 г.

2010 г.

2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ

7,2%

7,2%

7,3%

6,9%

6,9%

7,2%

7,3%

НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

5,6%

6,2%

6,7%

5,0%

5,6%

6,1%

6,5%

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14,9%

20,3%

20,9%

13,5%

18,4%

19,6%

20,7%

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

13,5%

18,8%

19,4%

12,3%

17,1%

18,2%

19,2%

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

1,3%

1,4%

1,5%

1,2%

1,3%

1,4%

1,5%

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12,5%

14,6%

16,5%

11,7%

13,2%

15,1%

16,2%

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

12,2%

14,2%

16,0%

11,4%

12,8%

14,7%

15,8%

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации

0,4%

0,4%

0,5%

0,3%

0,4%

0,4%

0,4%

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

16,6%

12,7%

11,5%

18,3%

13,5%

12,5%

11,8%

Налог на добычу полезных ископаемых

16,3%

12,3%

11,2%

18,0%

13,2%

12,2%

11,5%

Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья

16,2%

12,2%

11,1%

17,9%

13,1%

12,1%

11,4%

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

0,3%

0,3%

0,3%

0,3%

0,3%

0,3%

0,3%

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

39,6%

35,5%

33,8%

40,4%

38,8%

36,2%

34,5%

Ввозные таможенные пошлины

6,7%

7,8%

8,3%

6,5%

7,4%

8,1%

8,1%

Вывозные таможенные пошлины

31,9%

26,7%

24,3%

32,9%

30,5%

27,0%

25,3%

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

0,9%

0,9%

0,8%

0,8%

1,1%

1,0%

1,0%

ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

0,5%

0,6%

0,6%

1,2%

0,5%

0,5%

0,5%

ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА

1,4%

1,4%

1,4%

1,3%

1,2%

1,2%

1,0%

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

0,0%

0,1%

0,1%

0,1%

0,2%

0,1%

0,1%

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

0,1%

0,1%

0,1%

0,1%

0,0%

0,0%

0,0%

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

0,3%

0,0%

0,0%

0,3%

0,0%

0,0%

0,0%

ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

ИТОГО ДОХОДОВ

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%


Законопроектом за 2009-2011 годы прогнозируется увеличение общего объема доходов в реальном выражении на 2,0 %, или на 0,7 % в среднем за год (за 2006-2008 годы увеличение общего объема доходов в реальном выражении составило 18,5 %, или на 5,8 % в среднем за год).

Динамика поступления доходов в Федеральный бюджет в 2009 – 2011 годах представлена на следующей диаграмме:

 

 

Основную долю доходов федерального бюджета в 2011 году по-прежнему будут составлять доходы от уплаты НДС – 35 % (оценка 2008 года - 23,6 %), таможенных пошлин - 33,4 % (39,4 %), НДПИ – 11,5 % (18 %), налога на прибыль организаций – 7,3 % (6,9 %), акцизов – 2,0 % (1,5 %).

Нормативы распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, установленные частью первой статьи 2 законопроекта, соответствуют статьям 50, 51, 56 и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В 2010–2011 годах частью второй статьи 2 законопроекта предусмотрено снижение до 60 % доли доходов от акцизов на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, распределяемой между бюджетами субъектов Российской Федерации (частью второй статьи 2 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 и плановый период 2009 и 2010 годов» от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ, указанная доля доходов на 2010 была установлена в размере 80 %).

Структура и динамика нефтегазовых доходов Федерального бюджета по видам доходов приведена в следующей таблице:

 

Наименование налогов и платежей

Оценка 2008 года,

Прогноз 2009 года,

Прогноз 2010 года,

Прогноз 2011 года,

Темп роста к предыдущему году, %

Темп роста 2011 года к оценке 2008 года, %

 

 

 

 

млрд. рублей

млрд. рублей

млрд. рублей

млрд. рублей

 

 

 

 

2009 год

2010 год

2011 год

НДПИ при добыче нефти

1 674,90

1 330,60

1 314,30

1 350,90

79,4

98,8

102,8

80,7

НДПИ при добыче природного газа

91,3

92,7

93,8

94,7

101,5

101,2

101

103,7

НДПИ при добыче газового конденсата

8,7

10,1

11,8

13,5

116,1

116,8

114,4

155,2

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

2 102,90

2 089,60

1 997,90

2 039,30

99,4

95,6

102,1

97

Вывозные таможенные пошлины на газ природный

481

596,4

560,5

580,6

124

94

103,6

120,7

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

585,8

573,1

547,9

558,4

97,8

95,6

101,9

95,3

ИТОГО доходов

4 944,60

4 692,50

4 526,20

4 637,50

94,9

96,5

102,5

93,8


 

Наиболее значимым источником нефтегазовых доходов бюджета являются доходы, связанные с добычей и экспортом нефти, – их доля в 2008 году составит 76,4 % и сократится в 2011 году до 73,1 %. Доля доходов от добычи и экспорта газа в структуре нефтегазовых доходов в 2011 году прогнозируется в размере 14,6 % и увеличится по сравнению с 2008 годом на 3 процентного пункта.

Снижение доли нефтегазовых доходов в ВВП к 2011 году до 6,9 % свидетельствует о том, что Правительством Российской Федерации в 2009 – 2011 годах прогнозируется снижение зависимости доходной части федерального бюджета от доходов от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, газ и нефтепродукты.

 

Использование нефтегазовых доходов в 2009 - 2011 годах приведено в следующей таблице:

Показатели проекта федерального бюджета

2009 год

2010 год

2011 год

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

Нефтегазовые доходы

4 692,50

9,1

4 526,20

7,7

4 637,50

6,9

Нефтегазовый трансферт

2 531,10

4,9

2 661,60

4,5

2 501,60

3,7

Пополнение Резервного фонда

1 587,20

3,1

678,1

1,2

718

1,1

Пополнение Фонда национального благосостояния

197,8

0,4

809,6

1,4

1 027,30

1,5

Остаток нефтегазовых доходов, поступивших в декабре

376,4

0,7

376,9

0,6

390,6

0,6


 

Начиная с 2010 года, предусмотрено снижение доли нефтегазового трансферта в ВВП, что ведет к увеличению источников финансирования дефицита федерального бюджета, используемых для финансирования не нефтегазового дефицита. Так, в 2011 году объем привлеченных средств составит 614,6 млрд. рублей, или 0,9 % ВВП, что близко к предельной величине (1 % ВВП), определенной в пункте 3 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

2.2 Анализ расходов Федерального бюджета РФ

 

Объем расходов федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличится в 1,6 раза в номинальном и в 1,3 раза в реальном выражении при тенденции к сокращению их доли в ВВП начиная с 2009 года.

Среднегодовой темп прироста расходов федерального бюджета по отношению к предыдущему году в 2009 – 2011 годах составит 6,3 %, что на 0,2 процентных пункта ниже темпов прироста ВВП (6,5 %).

Структура расходов Федерального бюджета на 2008 – 2011 годы по разделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации представлена в следующей таблице (млрд. рублей):


Наименование

2008 год

в % к итогу

2009 год

в % к итогу

2010 год

в % к итогу

2011 год

в % к итогу

Расходы, всего (без учета условно утвержденных расходов)

7 021, 9

100

9 024,70

100

10 062,30

100

10 751,80

100

Общегосударственные вопросы (без процентных расходов)

690,4

9,8

1 119,50

12,4

1 002,80

10

895,8

8,3

Национальная оборона

1 016,70

14,5

1 277,50

14,2

1 390,70

13,8

1 480,50

13,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

827,2

11,8

1 085,90

12

1 198,30

11,9

1 266,10

11,8

Национальная экономика

771,3

11

1 039,70

11,5

1 181,20

11,7

1 384,80

12,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

64

0,9

107,7

1,2

118,3

1,2

110,3

1

Охрана окружающей среды

9,9

0,1

13,8

0,1

14,7

0,1

15,1

0,1

Образование

336,1

4,8

423,1

4,7

468,8

4,7

484,9

4,5

Культура, кинематография, средства массовой информации

93,7

1,3

113,9

1,3

114,4

1,1

114,4

1,1

Здравоохранение, физическая культура и спорт

229,9

3,3

365, 8

4,1

379,4

3,8

382,2

3,6

Социальная политика

275,6

3,9

297,7

3,3

338,6

3,4

307,9

2,9

Межбюджетные трансферты

2 527,30

36

2 982,00

33

3 621, 1

36

4 001, 7

37,2


 


Структура расходов федерального бюджета на 2009 – 2011 годы остается достаточно стабильной. По объему расходов первое место занимают бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств по межбюджетным трансфертам: 33,0 % общей суммы расходов (без учета условно утвержденных расходов) - в 2009 году, 36,0 % - в 2010 году и 37,2 % - в 2011 году; на втором месте - бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной обороны, соответственно 14,2 % в 2009 году, 13,8 % в 2010 - 2011 годах, на третьем месте – бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, - соответственно 12,0 % в 2009 году, 11,9 % в 2010 году, 11,8 % в 2011 году. На исполнение расходных обязательств в области национальной экономики предусмотрены бюджетные ассигнования в 2009 году 11,5 % общей суммы расходов (без учета условно утвержденных расходов), в 2010 году – 11,7 %, в 2011 году – 12,9 %.

В реальном выражении непроцентные расходы по сравнению с темпами роста ВВП соответственно установлены: в 2009 году по сравнению с предыдущим годом выше на 11,1 процентного пункта, в 2010 году - ниже темпов роста ВВП на 0,6 процентного пункта, в 2011 году - ниже на 4,9 процентного пункта.

Таким образом, начиная с 2010 года, темпы роста непроцентных расходов федерального бюджета в реальном выражении предусматриваются ниже темпов роста экономики (ВВП).

В 2011 году наибольший прирост непроцентных расходов в номинальном выражении по сравнению с законодательно утвержденными расходами на 2008 год предусматривается по разделам «Национальная экономика» (на 79,5 %), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (на 72,2 %), «Здравоохранение, физическая культура и спорт» (на 66,2 %), «Межбюджетные трансферты» (на 58,3 %), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (на 53,1 %), «Охрана окружающей среды» (на 52,3 %).

Более чем на 40 % предусматривается прирост расходов федерального бюджета по разделам «Национальная оборона» и «Образование», ниже среднего уровня увеличиваются расходы по разделам «Культура, кинематография, средства массовой информации» и «Социальная политика», «Общегосударственные вопросы» (без учета процентных расходов).

Объем условно утверждаемых расходов (не распределяемых в текущем бюджетном периоде) предусмотрен в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса Российской Федерации - он составил не менее 2,5 % общего объема расходов в 2010 году и не менее 5 % - в 2011 году.

Удельный вес бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в общей сумме расходов (без учета условно утвержденных расходов) на 2009–2011 годы ежегодно составит 2,6 %, показатель, характеризующий отношение объема указанных бюджетных ассигнований к ВВП, несколько снижается - от 0,45 % в 2009 году до 0,42 % в 2011 году.

Информация о работе Федеральный бюджет Российской Федерации и его роль в бюджетной системе, проблема бюджетного регулирования