Функции, задачи и операции Центрального Банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около трехсот лет назад (один из первых центральных банков - Шведский Риксбанк образован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли центрального банка для всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и Международная финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г., записала, что "в странах, где не существует центрального банка, его следует создать".

Содержание

Введение………………………………………………………….……….3
Глава 1 Цели и функции и операции Банка России: их понятие, виды и содержание…………………………………………………………....4
Глава 2 Сущность и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка………………………………………………………..…..19
Глава 3 Реализация денежно-кредитной
политики в 2011 г……………………………………………………………....27
Заключение……………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Юридические основы регулирования.doc

— 619.50 Кб (Скачать)

     Банк  России может исполнять иные функции, если они предусмотрены действующим  законодательством.

     Согласно  статье 46 Банк России имеет право  осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом:

     1) предоставлять кредиты на срок  не более одного года под  обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

     1.1) предоставлять кредиты без обеспечения  на срок не более одного  года российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня. Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности получателей кредитов, и необходимых минимальных показателей соответствующих рейтингов, дополнительные требования к получателям кредитов, а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов устанавливаются Советом директоров;

     (п. 1.1 введен Федеральным законом  от 13.10.2008 N 171-ФЗ, в ред. Федерального  закона от 30.12.2008 N 317-ФЗ)

     2) покупать и продавать ценные  бумаги на открытом рынке, а  также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;

     (п. 2 в ред. Федерального закона  от 27.10.2008 N 176-ФЗ)

     3) покупать и продавать облигации,  эмитированные Банком России, и  депозитные сертификаты;

     4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

     5) покупать, хранить, продавать драгоценные  металлы и иные виды валютных  ценностей;

     6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

     7) выдавать поручительства и банковские  гарантии;

     8) осуществлять операции с финансовыми  инструментами, используемыми для  управления финансовыми рисками;

     9) открывать счета в российских  и иностранных кредитных организациях  на территории Российской Федерации  и территориях иностранных государств;

     10) выставлять чеки и векселя  в любой валюте;

     11) осуществлять другие банковские  операции и сделки от своего  имени в соответствии с обычаями  делового оборота, принятыми в  международной банковской практике.

     Банк  России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

     Банк  России также вправе осуществлять банковские операции и иные сделки с международными организациями, иностранными центральными (национальными) банками и иными  иностранными юридическими лицами при  осуществлении деятельности по управлению активами Банка России в иностранной валюте и драгоценных металлах, включая золотовалютные резервы Банка России.

     (часть  третья введена Федеральным законом  от 03.11.2010 N 291-ФЗ)

     Банк  России имеет право передавать российским и иностранным кредитным организациям, а также организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, банкноты в сувенирной упаковке и монету Банка России по ценам, отличающимся от нарицательной стоимости, которые определяет Банк России.

     (часть  четвертая введена Федеральным законом от 07.02.2011 N 10-ФЗ)

     Глава 2 Сущность и инструменты  кредитно-денежной политики Центрального банка.

     Монетарная  – (кредитно-денежная) политика представляет собой меры по регулированию  денежного рынка с целью стабилизации экономики. Монетарная политика поэтому является разновидностью стабилизационной (антициклической) политики. Она направлена на сглаживание циклических колебаний экономики и используется для воздействия на экономику прежде всего в краткосрочном периоде.

     Цели монетарной политики - обеспечение:

     • стабильного уровня совокупного  выпуска (ВВП);

     • полной занятости ресурсов;

     • стабильного уровня цен;

     • равновесия платежного баланса.

     Монетарная  политика влияет на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок, и прежде всего денежная масса.

     Монетарную  политику определяет и осуществляет Центральный банк.

     Тактическими  целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка может выступать контроль за:

     предложением  денег (денежной массой);

     уровнем ставки процента;

     валютным  курсом национальной денежной единицы;

     Изменение предложения денег (∆М) центральный банк может осуществлять посредством воздействия на резервы коммерческих банков - R (и поэтому на их кредитные возможности - К) и на банковский мультипликатор (mult банк= 1/rr):

           ∆М = К * mult банк

     ,где rr (%)– это норма резервирования, доля вкладов, которую нельзя выдавать в кредит;

     mult банк  - банковский мультипликатор показывает общую сумму депозитов, которую может создать банковская система из каждой денежной единицы, вложенный на счет в коммерческий банк.

     В современных условиях регулирование  предложения денег центральным  банком происходит путем воздействия  на величину банковских резервов.

     Фактический объем денежной массы является результатом  операций коммерческих банков по приему депозитов и выдаче кредитов.

     К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся:

     изменение нормы обязательных резервов

     изменение учетной ставки процента;

     операции  на открытом рынке:

     Изменение нормы обязательных резервов (required reserve ratio). Обязательные резервы - это часть депозитов коммерческих банков, которую они не имеют права выдавать в кредит и должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Величина обязательных резервов ( Rобяз) определяется в соответствии с нормой обязательных резервов (rrобяз), которая устанавливается центральным банком в виде процента от общей суммы депозитов коммерческого банка (D):

     Rобяз = D * rrобяз

     Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма. Например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.

     Если  центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам:

     • во-первых, сокращаются резервы и, следовательно, кредитные возможности коммерческих банков - сумма, которую они могут выдать в кредит, поскольку при росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования, увеличивается. Так, если сумма депозитов в коммерческом банке увеличивается на 1000 дол., то при норме обязательных резервов 10% (rrобяз = 0,1) его кредитные возможности составят

     К1 = D - Rобяз1 = D – (D * Rобяз1) = 1000 – 1000 * 0,1 = 900,

а при норме  обязательных резервов 12,5% ( rrобяз = 0,125)

     К2 = D - Rобяз2 = D – (D * Rобяз2) = 1000 – 1000 * 0,125 = 875;

     • во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского мультипликатора, который равен

mult банк= 1/rr.

     Рост  нормы обязательных резервов с 10 до 12,5% сокращает величину банковского мультипликатора с 10 (1/0,1) до 8 (1/0,125).

     Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам:

     через изменение резервов и поэтому кредитных возможностей коммерческих банков;

     через изменение величины банковского  мультипликатора.

     В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. В нашем примере при норме обязательных резервов 10% (rrобяз 1 = 0,1) изменение предложения денег составит

∆М1 = К1 * mult1=900 * 10 = 9000,

а при норме  обязательных резервов 12,5% (rr обяз2 = 0,125) изменение предложения денег будет равно

∆М2 = К2 * mult2=875 * 8 = 7000.

     Кроме того, стабильность нормы обязательных резервов служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент редко используется в развитых странах для целей  текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (например, в США этот инструмент последний раз использовался в период кризиса 1974-1975 гг.). К тому же с начала 1980-х гг. процедура пересмотра этого показателя в развитых странах стала достаточно громоздкой и технически сложной, поэтому данный инструмент перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.

     Изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования). Учетная ставка процента - это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции.

     Денежные  средства, полученные в кредит у  центрального банка (через "дисконтное окно") по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы.

     Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше займов берут коммерческие банки у центрального и поэтому тем меньше величина резервов, которые они могут выдать в кредит. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньший объем кредитов они предоставляют и, следовательно, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы.

     В отличие от воздействия на предложение  денег изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину резервов и поэтому кредитных возможностей коммерческих банков, не изменяя величину банковского мультипликатора.

     Изменение учетной ставки также не является гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано с тем, что в развитых странах объем кредитов, получаемых коммерческими банками путем займа у центрального банка, относительно невелик, например в США не превышает 2-3% общей величины банковских резервов, так как Центральный банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если по оценкам экспертов банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными. Кроме того, кредиты, полученные у центрального банка, коммерческие банки не имеют права выдавать своим клиентам.

     Изменение учетной ставки в первую очередь служит информационным сигналом о намечаемом направлении политики центрального банка. Объявление о предполагаемом повышении учетной ставки информирует экономических агентов о намерении центрального банка проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией. Учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору - домохозяйствам и фирмам.  .

Информация о работе Функции, задачи и операции Центрального Банка