Принципы организации бюджетного учета. Нормативное регулирование. Доходы, расходы и финансовый результат бюджетных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Раскрывается ряд вопросов: принципы, нормативное регулирование бюджетного учета. А также формирование доходов и расходов, финансового результата в бюджетных организациях.

Содержание

1. Основные принципы организации бюджетного учета……………………….3
2. Законодательные и нормативные акты, регламентирующие бюджетный учет………………………………………………………………………………7
3. Учет доходов, расходов и финансового результата в бюджетном учреждении…………………………………………………………………….17
3.1 Средства бюджетных организаций…………………………………………..17
3.2 Средства за счет внебюджетных поступлений……………………………...17
3.3 Целевые средства на содержание учреждения……………………………...18
3.4 Средства родителей на содержание детских учреждений…………………19
3.5 Средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств………………………………………………………………….19
3.6 Средства, поступающие во временное распоряжение учреждений………20
3.7 Заемные средства бюджетных учреждений………………………………..20
3.8 Средства, полученные бюджетными учреждениями от государственных внебюджетных фондов……………………………………………………………….20
3.9 Средства полученные от предпринимательской деятельности……………21
3.10 Совершение сделок бюджетными организациями………………………...23
Практическая часть
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Бюджет.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

   К ним, например, относятся средства, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия, не являющиеся вещественными  доказательствами, при наложении  ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества, а также залоговые суммы, вносимые обвиняемым (подозреваемым) с санкции прокурора.

   Порядок зачисления и выдачи указанных средств  установлен Инструкцией Минфина России и Банка России соответственно от 30.12.97 №95н и от 02.10.97 №67. 

   3.7 Заемные средства бюджетных учреждений.

   Статьей 118 Бюджетного кодекса установлено, что бюджетные учреждения не имеют  права получать кредиты у кредитных  организаций и других физических и юридических лиц.

   Однако  в соответствии с Федеральным  законом «О введении в действие Бюджетного кодекса РФ», как уже отмечалось ранее, законодательные акты РФ в  области образования, науки, научно-технической  политики, культуры, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу. Вследствие этого привлечение заемных средств учреждениями возможно в соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ст. 51 Закона РФ «Основы законодательства РФ о культуре».

   Порядок получения, погашения заемных средств  и оплаты процентов по ним регулируется действующим законодательством. 

   3.8 Средства, полученные бюджетными учреждениями от государственных внебюджетных фондов.

   Средства, поступающие в бюджетные учреждения от государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и др.),  применяются на выплату пенсий и пособий, а также учреждениями здравоохранения при осуществлении медицинского обслуживания населения за счет средств Фонда социального страхования РФ.

   Перечисление  средств предприятиям и организациям, обеспечивающим выплату пенсий и  пособий (выплатные центры, учреждения Сбербанка России, предприятия связи)

   В медицинских учреждениях, получающих средства от федерального или территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также от страховых компаний, фактические расходы отражаются согласно инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях. 

   3.9 Средства полученные от предпринимательской деятельности.

   Предпринимательская деятельность не может являться основным видом деятельности бюджетного учреждения. Тем не менее, в связи с недофинансированием  получателей бюджетных ассигновании, руководители учреждений все чаще вынуждены  искать нетрадиционные способы получения денежных средств. Естественно, что большинство таких способов связано с осуществлением различных видов предпринимательской деятельности. В принципе средства, полученные от такой деятельности, не должны использоваться на цели, которые обеспечиваются бюджетными ассигнованиями. Однако в течение срока, задержки финансирования суммы выручки от реализации продукции (работ или услуг), произведенной (выполненных или оказанных) бюджетным учреждением, чаще всего направляются на обеспечение расходов по соответствующим бюджетным сметам. Кроме того, получение средств от предпринимательской деятельности позволяет бюджетному учреждению решать социальные вопросы по улучшению условий труда и отдыха персонала учреждений, а также производственные проблемы, связанные с модернизацией производственных мощностей, своевременным обновлением изношенных объектов основных средств.

   В соответствии с ГК РФ предпринимательской  является «самостоятельная, осуществляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

   Для бюджетных учреждений возможность  ведения предпринимательской деятельности должна быть предусмотрена нормативными актами, регулирующими деятельность учреждений в соответствующих сферах, и учредительными документами.

   К таким нормативным актам относятся:

   — Законы РФ «Об образовании», «Основы  законодательства РФ о культуре»;

   — Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании, «О науке и государственной  научно-технической политике»;

   — иные правовые акты, которыми утверждаются типовые положения об учреждениях  определенных категорий.

   В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.98 № 48 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы-» доходы бюджетных организаций, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской деятельности.

   Так, в соответствии со ст. 47 Закона РФ «Об  образовании» к предпринимательской  деятельности образовательных учреждений относятся:

   — реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

   — торговля покупными товарами, оборудованием;

   — оказание посреднических услуг;

   — долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе  образовательных) и организаций;

   — приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

   — ведение приносящих доход иных внереализационных  операций, непосредственно не связанных  с собственным производством  предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

   Аналогичная норма содержится в Законе РФ «Основы законодательства РФ о культуре», ст. 47 которого устанавливает, что к предпринимательской относится деятельность государственных или муниципальных организаций культуры:

   — по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организации культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью;

   — торговле покупными товарами, оборудованием;

   — оказанию посреднических услуг;

   — долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры);

   — приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов ) по ним;

   — осуществлению приносящих доход  не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.

   Финансовая  деятельность бюджетных учреждений здравоохранения регулируется Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», который в качестве источников финансирования их деятельности определяет

   следующие внебюджетные источники:

   — — средства государственных и  общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;

   — личные средства граждан;

   — доходы от ценных бумаг;

   — иные источники, не запрещенные законодательством  РФ. Указанные виды деятельности (в  том числе внереализационые доходы) относятся к платной и отражаются на счетах учета предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. Вместе с тем в ряде нормативных правовых актов содержатся прямые указания на то, что некоторые виды платной деятельности не являются предпринимательскими.

   Для учреждений образования не является предпринимательской платная деятельность, доходы от которой реинвестируются в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. Данная норма содержится в п. 2 ст. 47 Закона РФ «Об образовании». Соответственно, в целях налогообложения в соответствии с подп. «г» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» суммы, направленные образовательными учреждениями на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении, уменьшают налогооблагаемую базу.

   Если  полученные доходы не реинвестируются  в образовательную деятельность, то деятельность по получению этих доходов рассматривается как предпринимательская и подлежит налогообложению в порядке, установленном для бюджетных учреждений.

   Таким образом, можно отметить, что налог  на прибыль образовательными учреждениями уплачивается при оказании платных услуг в случае, если полученный доход не реинвестируется на нужды образовательного процесса.

   На  основе экономической классификации  расходов бюджетов РФ к расходам по реинвестированию на нужды образовательного процесса можно отнести расходы:

   — на оплату труда работников образовательных  учреждений и начисления на оплату труда, стипендии учащимся;

   — на приобретение учебного оборудования для кабинетов и лабораторий, инструментов, аппаратуры, приборов, станков  и другого специального оборудования, используемого в образовательном процессе, учебных программ;

   — на капитальное строительство, реконструкцию  и расширение объектов учреждений образования, спортивных сооружений.  

   3.10 Совершение сделок бюджетными организациями.

   В соответствии со ст. 268 ГК РФ бюджетное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним или приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

   Бюджетный кодекс в отличие от ГК РФ не предоставляет бюджетным организациям права самостоятельно распоряжаться имуществом, полученным от осуществления коммерческой деятельности. Часть 2 ст. 42 БК РФ устанавливает, что доходы бюджетной организации, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетной организации и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Бюджетная организация согласно ч. 6 ст. 161 БК РФ вправе самостоятельно расходовать средства, полученные за счет внебюджетных источников. К таким средствам не относятся средства организации, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, так как эти средства считаются доходом соответствующего бюджета. В данном случае должны применяться нормы БК РФ, так как в соответствии с ч. 3 ст. 120 ГК РФ особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений могут определяться законом и иными правовыми актами.

   Цели  введения в БК РФ жестких ограничений  на совершение сделок очевидны — коммерческая деятельность государственных учреждений в значительной степени должна быть ограничена или стать подконтрольной вышестоящим государственным органам. Кроме того, указанные положения БК РФ создают возможность признания недействительной практически любой сделки, совершенной бюджетным учреждением.

 

    Список литературы: 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями)
  3. Приказ Минфина РФ от 30 декабря 2008 г. N 148н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях"
  4. Белов А. Н. Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2007.
  5. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. – М.: “ПРИОР”, 1999. –240с.
  6. Бюджетные  организации: /План счетов. Корреспонденция субсчетов. –М.: “ПРИОР”, 2007. –144с.
  7. Справочная правовая система «ГАРАНТ».

Информация о работе Принципы организации бюджетного учета. Нормативное регулирование. Доходы, расходы и финансовый результат бюджетных учреждений