Проблемы организации межбюджетных отношений в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Данная работа подчинена цели исследования состояния межбюджетных отношений в субъекте РФ и выявления основных направлений по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты организации межбюджетных отношений на всех уровнях;
- определить основные проблемы бюджетно-налогового взаимодействия и направлений их решения;
- выполнить анализ распределения расходных и налоговых полномочий по уровням бюджетной системы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3
1. Основы межбюджетных отношений…………………………………..…...6
1.1. Сущность и принципы межбюджетных отношений ……………………6
1.2. Содержание понятия «бюджетный федерализм»………………………16
1.3. Проблемы межбюджетных отношений в субъектах
Российской Федерации ……………………………………………………….20
2. Направления совершенствования межбюджетных отношений
в Приморском крае……………………………………………………………31
2.1. Проблемы и приоритеты развития межбюджетных
отношений в Приморском крае ……………………………………………..31
2.2. Рекомендации по совершенствованию межбюджетных
отношений в Приморском крае………………………………..………….…42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..……………………..48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..……….52

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Вариант № 7.doc

— 221.00 Кб (Скачать)


 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Хабаровская государственная академия экономики и права"

 

Кафедра финансов

 

 

 

 

 

 

 

                        Курсовая работа

 

по дисциплине «БЮДЖЕТНАЯ  СИСТЕМА  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ»

на тему: «ПРОБЛЕМЫ  ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ  В  РФ»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:  студент четвертого курса

                     дистанционной формы обучения

факультет финансист

группа ФК (ДВ) – 82

Кузнецов Е.И.

№ зачетки: 08200310

Вариант № 7

  Адрес:г.Комсомольск-на-Амуре,

  ул. Комсомольская, д.32/3, кв.41

 

 

 

 

Хабаровск 2010

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3

1. Основы межбюджетных отношений…………………………………..…...6

1.1. Сущность и принципы межбюджетных отношений ……………………6

1.2. Содержание понятия «бюджетный федерализм»………………………16

1.3. Проблемы межбюджетных отношений в субъектах

Российской Федерации ……………………………………………………….20

2. Направления совершенствования межбюджетных отношений

в Приморском крае……………………………………………………………31

2.1. Проблемы и приоритеты развития межбюджетных

отношений в Приморском крае ……………………………………………..31

2.2. Рекомендации по совершенствованию межбюджетных

отношений в Приморском крае………………………………..………….…42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..……………………..48

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..……….52

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы реформирование межбюджетных отношений вошло в число официально обозначенных приоритетов государственной внутренней политики современной России. Межбюджетные отношения - это важнейшая неотъемлемая часть бюджетной политики государства, выступающая как первичное, государствообразующее и бюджетообразующее направление этой политики, призванное обеспечить рациональное регулирование всех финансовых потоков государства между его субъектами по поводу их распределения через единый центр управления, которые общество добровольно передает власти для выполнения ею конкретных функций на основе создания внутри ее иерархии взаимных прав и обязанностей между различными уровнями управления.

В бюджетном послании Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2007 году» Президент В.В.Путин  отметил, что последовательно продолжается реформа федеративных отношений. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ на 2005 год впервые были исполнены в условиях законодательно установленного разграничения расходных обязательств и доходных источников. Сбалансированность региональных бюджетов улучшилась. Повысилась прозрачность и объективность систем финансовой поддержки субъектов РФ. Но применяемые при распределении дотаций механизмы недостаточно ориентированы на стимулирование роста собственного налогового потенциала.

Президент РФ также отметил, что расширен круг собственных полномочий органов госвласти субъектов РФ и делегированных им полномочий с предоставлением субвенций из федерального бюджета.

При этом Президент подчеркнул, что бюджетная и межбюджетная политика должны формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

Таким образом, реформирование межбюджетных отношений вытекает из содержания проводимых в Российской Федерации социально-экономических и политических преобразований. Развитие федеративного государства и становление системы местного самоуправления неизбежно актуализирует проблемы распределения полномочий и ответственности между различными уровнями власти и управления. Решение этих проблем неразрывно связано с формированием на качественно новой основе финансовых отношений между органами государственной власти.

В системе государственных финансов Российской Федерации и экономики в целом, особую актуальность приобретает проблема формирования и совершенствования межбюджетных отношений органов государственной власти и местного самоуправления. Проблеме межбюджетных отношений посвящено  значительное число исследований, затрагивающих различные аспекты межбюджетных отношений региональных и местных органов власти.

Данная работа подчинена цели исследования состояния межбюджетных отношений в субъекте РФ и выявления основных направлений по их совершенствованию.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты организации межбюджетных отношений на всех уровнях;

- определить основные проблемы бюджетно-налогового взаимодействия и направлений их решения;

- выполнить анализ распределения расходных и налоговых полномочий по уровням бюджетной системы;

- выполнить анализ формирования краевого и местных бюджетов края;

- рассмотреть порядок использования фонда финансовой поддержки муниципальных образований территории;

- выполнить анализ самообеспеченности краевого и местных бюджетов.

Объектом исследования является правительство Хабаровского края и органы местного самоуправления муниципальных образований края, как субъекты межбюджетных отношений. Предметом исследования является система межбюджетных отношений Приморского края и механизм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в формировании и исполнении бюджетов.

 

 

1 ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1             Сущность и принципы межбюджетных отношений

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предлагает следующее определение межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения - это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти,  органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Принятая постановлением Правительства РФ от 30.07.1998 № 862 Концепция реформирования межбюджетных отношений включает в понятие межбюджетных отношений взаимоотношения между различными уровнями власти по поводу:

- разграничения расходных полномочий и ответственности между органами власти и управления разных уровней;

- разграничения налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления разных уровней;

- бюджетного выравнивания и распределения финансовой помощи.

Исходя из этого, можно выделить следующие признаки межбюджетных отношений[1]:

Во-первых, межбюджетные отношения - это неотъемлемая часть более широкого процесса, каковым является бюджетная политика.

Во-вторых, межбюджетные отношения по отношению к другим направлениям бюджетной политики выступают как первичные.

В-третьих, межбюджетные отношения между центральными, региональными и местными органами управления являются основополагающими или точнее, государствообразующими.

В-четвертых, межбюджетные отношения - это отношения не только между органами власти различных уровней управления, но прежде всего между субъектами государства по поводу распределения через федеральный центр всех денежных средств, которые общество (население и предприятия) передают власти для выполнения ею конкретных функций, необходимых для нормального развития страны и создания нормальных условий для развития самого общества.

В-пятых, именно регулярное перечисление средств в адрес центральной власти дает им право требовать от нее выполнения конкретных функций по управлению государством и обязывает эту власть обеспечивать единое и эффективное управление страной в интересах своих регионов. В свою очередь, перечисление средств из вышестоящего бюджета в нижестоящий создает рычаг для выполнения субъектами РФ функций, которые ей предписывает выполнять единый центр управления страной.

В-шестых, межбюджетные отношения - это в абсолютно равной степени финансовые потоки как снизу вверх по административной иерархии, так и сверху вниз, т.е. от федерального бюджета к конкретному гражданину (например, пособия на детей). Можно сказать, что без этих отношений нельзя было бы образовывать и иметь бюджеты любых уровней. Фактически они являются бюджетообразующими.

Таким образом, межбюджетные отношения - это важнейшая неотъемлемая часть бюджетной политики государства, выступающая как первичное, государствообразующее и бюджетообразующее направление этой политики, призванное обеспечить рациональное регулирование всех финансовых потоков государства между его субъектами по поводу их распределения через единый центр управления, которые общество добровольно передает власти для выполнения ею конкретных функций на основе создания внутри ее иерархии взаимных прав и обязанностей между различными уровнями управления.[2]

Основными целями развития межбюджетных отношений являются[3]:

- повышение уровня жизни, обеспечение социальной защищенности и равного доступа населения к общественным услугам и социальным гарантиям на всей территории страны;

- обеспечение устойчивого экономического развития при оптимальном использовании ресурсного и налогового потенциалов каждого из регионов и страны в целом;

- упрочение государственного устройства и территориальной целостности страны, предотвращение центробежных тенденций и конфликтов между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы в интересах реализации долгосрочной стратегии территориального развития России.

В достижении отмеченных целей сущность межбюджетных отношений состоит в нормативно-законодательном определении взаимоотношения между органами власти федерального центра, субъектов Федерации и муниципалитетов в процессе формирования и исполнения бюджетов всех уровней в соответствии их полномочиями и возложенными на них задачами и функциями.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает следующие принципы межбюджетных отношений[4]:

- распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

- равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных образований;

- выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- равенство всех  бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

Принцип распределения и закрепления расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Так, Бюджетный кодекс РФ разграничивает все расходы бюджета на расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (ст.84 - 87 БК РФ). Ст.85 Бюджетного кодекса также определяет виды расходов, финансируемые совместно из бюджетов Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. При этом распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации производятся по согласованию органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации, и утверждаются соответствующими законами о бюджетах[5].

В законодательных или иных правовых актах, устанавливающих бюджетные обязательства, реализация которых обеспечивается из средств бюджетов различных уровней, устанавливается разграничение расходных полномочий по финансированию каждого вида обязательств, вытекающих из законодательства Российской Федерации, по уровням бюджетной системы Российской Федерации. Нужно также отметить, что источником финансирования конкретных расходов устанавливается тот или иной уровень бюджета. Запрещается устанавливать источником финансирования расходов консолидированный бюджет.

Отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации путем включения соответствующих норм (положений) в федеральный закон о федеральном бюджете. Аналогично отдельные виды расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, могут передаваться из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам путем включения соответствующих норм (положений) в закон субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год[6].

Информация о работе Проблемы организации межбюджетных отношений в РФ