Расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования настоящей работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2007 – 2012 гг. и определение основных направлений совершенствования механизма использования бюджетных средств.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..
4
1 Содержание, состав и структура расходов бюджета Республики Беларусь ………………………………………………………………………..
6
1.1 Сущность государственного бюджета и понятие расходной части бюджета РБ……………………………………….....………............................
6
1.2 Направления использования расходов государственного бюджета…………………………………………………………………………
9
2 Расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики.……………………………………………………………………...
18
2.1 Содержание и структура расходов бюджета на отрасли реального сектора экономики …………………..…….......................................................
18
2.2 Анализ динамики расходов государственного бюджета РБ в 2007-2012 годах………………………………………………………………………
20
Заключение …………………………………………………………………….
31
Список использованных источников …………

Работа содержит 1 файл

Государственный бюджет расходы.doc

— 522.50 Кб (Скачать)

В расходную часть  бюджета входят государственные  целевые бюджетные фонды –  фонды денежных средств, образованные в соответствии с законодательством  Республики Беларусь в составе бюджета  за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретного вида доходов или иных поступлений использующихся по отдельной смете.

Подобными бюджетными фондами  могут являться республиканский  фонд охраны природы, республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, республиканский дорожный фонд, фонд национального развития, инновационные фонды.

Помимо целевых бюджетных  фондов существуют и государственные  внебюджетные фонды – фонды денежных средств, образуемые вне государственного бюджета и бюджетов местных органов власти. Они создаются для финансирования конкретных мероприятий, имеющих важное значение для государства и общества в целом.

Таким образом, показатели доходов и расходов бюджета отличаются большим разнообразием, что объективно вызывает необходимость их классификации. Бюджетная классификация представляет собой систематизированную группировку доходов и расходов бюджета всех уровней, а также источников финансирования дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

 

 

    1. Направления использования расходов государственного бюджета

 

 

Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства  и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  по их видам, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – показывает их величину.

Активная роль государства в экономической  жизни общества, осуществлении социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно обусловлено рядом факторов:

– природой и  функциями государства,

– уровнем социально-экономического развития страны,

– разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством,

– формами предоставления бюджетных средств,

– административно-территориальным  делением государства и т.д.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему  расходов бюджета любого государства  на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения  роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. Существуют несколько признаков  классификации расходов бюджета.

1. По их влиянию  на процесс расширенного воспроизводства выделяют текущие и капитальные расходы бюджета.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают:

– закупка товаров  и оплата услуг (заработная плата рабочих и служащих, начисления на заработную плату, приобретение предметов снабжения и расходных материалов, командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата текущего ремонта и содержание дорог и другие);

– выплата процентов (по займам и ценным бумагам, по внешнему государственному долгу);

– субсидии и текущие  трансферты (организациям, предприятиям, финансовым учреждениям, выплаты пенсий и пособий, стипендий и др.).

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. Капитальные расходы включают в себя:

– приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

– капитальное строительство (жилищное строительство, строительство  производственных строений, объектов социально-культурного и бытового назначения и др.);

– капитальный ремонт;

– создание государственных  запасов и резервов;

– приобретение земли  и нематериальных активов;

– капитальные трансферты;

– другие расходы.

2. По предметному признаку  выделяются следующие группы  расходов:

– финансирование народного  хозяйства;

– финансирование социально-культурных мероприятий;

– финансирование науки;

– финансирование обороны;

– содержание правоохранительных органов и органов государственной  власти и управления;

– расходы по внешнеэкономической  деятельности;

– создание резервных  фондов;

– расходы по обслуживанию государственного долга;

– прочие расходы и  выплаты.

Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.

Каждая из названных  групп делится по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный признак  позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующие министерства, учреждения, юридические лица, получающие бюджетные ресурсы.

По целевому признаку бюджетные расходы делят на конкретные виды затрат. Важной проблемой осуществления  целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики республики. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. К защищенным статьям расходов относятся:

– заработная плата;

– начисления на заработную плату;

– трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные  жилищные субсидии на удешевление стоимости  коммунальных услуг и другие выплаты  населению в соответствии с законодательством);

– продукты питания;

– медикаменты и перевязочные средства;

– проценты по государственному долгу;

– погашение государственного долга.

К незащищенным статьям расходов бюджета может быть применен механизм секвестра, заключающийся в пропорциональном сокращении расходов. К этим статьям может быть применен также и механизм блокирования, под которым понимается временная приостановка финансирования.

3. По территориальному  признаку выделяют:

– расходы республиканского бюджета;

– расходы местных  бюджетов.

4. По субъектам финансирования выделяют:

a) расходы на финансирование  юридических лиц. Они в свою  очередь делятся по отраслям, по ведомственному признаку, по  формам собственности, по видам  деятельности, по типам предприятий,  по методам хозяйствования;

б) расходы для физических лиц:

– прямые – расходы, которые  непосредственно перечисляются  гражданам. Их группируют по слоям населения, по социальной принадлежности, по формам передачи.

– косвенные – финансирование происходит через датирование товаров  первой необходимости.

Классификация расходов бюджета регулируется Законом РБ от 05.05.1998 № 158-З «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (в ред. Закона РБ от 29.12.2006 № 189-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам бюджетной классификации»):

  • Функциональная классификация – группировка расходов, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Состоит из четырех уровней: первым уровнем являются разделы, определяющие расходование средств на выполнение функций государства; вторым уровнем являются подразделы, конкретизирующие в пределах разделов направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области. Третьим уровнем функциональной классификации расходов являются виды расходов, детализирующие расходование средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов. Четвертый уровень образует классификация по параграфам, которая применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности. [12]

Пример функциональной классификации приведен в таблице 1

 

Таблица 1 Расходы республиканского бюджета по функциональной классификации расходов бюджета по разделам, подразделам и видам расходов на 2012 год

(тыс. рублей)

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

44 370 290 744,3

Государственные органы общего назначения

2 310 336 327,5

государственные органы, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь

91 333 342,0

представительный и законодательный орган Республики Беларусь

64 081 109,0

органы государственного управления и другие органы исполнительной власти общего назначения

327 111 943,0

финансовые и налоговые органы

1 076 141 771,0

органы государственной статистики

201 126 527,0

государственные архивы

27 273 797,0

иные государственные органы и  организации

523 267 838,5

Международная деятельность

1 424 633 608,0

открытие и содержание дипломатических  представительств и консульских  учреждений Республики Беларусь за рубежом

702 912 717,0

международное сотрудничество

68 707 232,0

международные культурные и информационные связи

2 724 806,0

аппараты уставных органов межгосударственной интеграции

94 900 562,0

отчисления в бюджет Союзного государства

449 267 500,0

международное научно-техническое сотрудничество

50 636 787,0

прочие вопросы, связанные с  международной деятельностью

55 484 004,0

Обеспечение проведения выборов и референдумов

94 412 893,0

Обслуживание государственного долга Республики Беларусь

7 107 398 611,0

обслуживание внутреннего государственного долга

1 169 978 611,0

обслуживание внешнего государственного долга

5 937 420 000,0

Государственный материальный резерв

367 249 136,0

Фундаментальные научные  исследования

470 560 000,0

фундаментальные научные исследования

470 560 000,0

Прикладные исследования в области общегосударственной  деятельности

412 575 799,0

Резервные фонды

2 538 420 245,0

резервный фонд Президента Республики Беларусь

2 165 189 045,0

финансовая помощь юридическим  лицам и индивидуальным предпринимателям

223 231 200,0

фонд финансирования расходов, связанных  со стихийными бедствиями, авариями и  катастрофами*

150 000 000,0

Другая общегосударственная  деятельность

2 138 768 300,3

администрации свободных экономических  зон

11 119 824,0

бюджетные кредиты, ссуды, займы*

–2 143 737 479,7

иные общегосударственные вопросы

4 271 385 956,0

из них:

 

государственная инвестиционная программа

3 170 918 638,0

возмещение юридическим лицам  процентов за пользование банковскими  кредитами, выданными на инвестиционные проекты на условиях конкурсного размещения

85 000 000,0

возмещение юридическим лицам 50 процентов от суммы процентных платежей по внешним государственным займам и внешним займам, полученным под  гарантии Правительства Республики Беларусь

436 728 046,0

возмещение процентов за пользование банковскими кредитами, выданными на развитие высокоэффективных производств

130 000 000,0

Межбюджетные трансферты

27 505 935 824,5

трансферты бюджетам других уровней

27 505 935 824,5

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

4 605 813 648,0

Оборона и Вооруженные Силы Республики Беларусь

4 210 092 236,0

Обеспечение мобилизационной  подготовки и мобилизации

288 721 966,0

Другие вопросы, связанные  с национальной обороной

106 999 446,0

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

7 373 681 914,6

Органы внутренних дел

2 915 837 665,6

Органы прокуратуры

217 936 686,0

Органы пограничной  службы

647 005 210,0

Органы и организации  уголовно-исполнительной системы

749 054 891,0

Органы государственной  безопасности

521 925 937,0

Государственные нотариальные конторы

71 261 131,0

Органы судебной власти

451 958 426,0

Таможенные органы

404 937 140,0

Органы и подразделения  по чрезвычайным ситуациям

809 735 837,0

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

42 753 134,0

Прикладные исследования в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности

5 365 000,0

Другие вопросы в  области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности

535 910 857,0

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

16 879 818 097,6

Общие экономические  вопросы

4 366 623,0

регулирование экономической деятельности

847 213,0

развитие предпринимательской  деятельности

3 519 410,0

Сельское хозяйство, рыбохозяйственная  деятельность

6 738 816 598,0

сельскохозяйственные организации, финансируемые из бюджета

176 285 233,0

развитие сельскохозяйственного  производства, рыбоводства и переработки  сельскохозяйственной продукции

1 400 880 766,0

сохранение и расширение сельскохозяйственных угодий

509 078 981,0

прочие вопросы в области  сельского хозяйства

4 652 571 618,0

Лесное хозяйство

648 976 885,0

ведение лесного хозяйства

616 314 883,0

прочие вопросы, связанные с  лесным хозяйством

32 662 002,0

Промышленность, строительство  и архитектура

2 596 808 464,0

промышленность

299 967 261,0

строительство и архитектура

680 836 794,0

прочие вопросы в области  промышленности, строительства и  архитектуры

1 616 004 409,0

Транспорт

458 343 606,3

автомобильный транспорт

17 700 291,0

водный транспорт

27 490 422,0

железнодорожный транспорт

41 475 460,0

воздушный транспорт

119 042,0

иные вопросы в области транспорта

371 558 391,3

Дорожное хозяйство

2 126 756 826,0

Связь

262 241 528,0

Топливо и энергетика

3 582 157 580,0

Прикладные исследования в области национальной экономики

215 143 015,0

Другая деятельность в области национальной экономики

246 206 972,3

гидрометеорология

73 046 898,3

имущественные отношения, картография  и геодезия

82 299 312,0

торговля

13 983 640,0

туризм

3 908 714,0

прочие отрасли национальной экономики

72 968 408,0

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

531 631 801,5

Природоохранная деятельность

19 507 724,0

Охрана природной среды

495 360 768,5

Прикладные исследования в области охраны окружающей среды

4 230 567,0

Другая деятельность в области охраны окружающей среды

12 532 742,0

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

64 279 033,0

Жилищно-коммунальное хозяйство

53 015 711,0

Благоустройство населенных пунктов

1 365 000,0

Прикладные исследования в области жилищно-коммунальных услуг

2 450 000,0

Другие вопросы в  области жилищно-коммунальных услуг

7 448 322,0

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

3 791 184 816,0

Медицинская помощь населению

1 817 989 327,0

Санитарно-эпидемиологический надзор

21 494 692,0

Прикладные исследования в области здравоохранения

111 334 399,0

Другие вопросы в  области здравоохранения

1 840 366 398,0

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1 681 254 066,0

Физическая культура и спорт

524 262 689,0

физическая культура

219 183 542,0

спорт

273 033 148,0

прочие вопросы в области  физической культуры и спорта

32 045 999,0

Культура

648 788 329,0

культура и искусство

523 034 101,0

кинематография

101 957 593,0

прочие вопросы в области  культуры

23 796 635,0

Средства массовой информации

491 678 422,0

телевидение и радиовещание

366 270 390,0

периодическая печать и издательства

52 895 489,0

прочие вопросы в области  средств массовой информации

72 512 543,0

Прикладные исследования в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации

12 006 941,0

Вопросы религии и  другие вопросы в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации

4 517 685,0

ОБРАЗОВАНИЕ

4 617 382 766,0

Дошкольное образование

27 019 512,0

Общее среднее образование

162 212 017,0

Профессионально-техническое  образование

54 708 207,0

Среднее специальное  образование

812 372 528,0

Высшее и послевузовское образование

3 249 175 188,0

Повышение квалификации и переподготовка кадров

165 939 236,0

Внешкольное воспитание и обучение

27 158 745,0

Прикладные исследования в области образования

47 359 405,0

Другие вопросы в  области образования

71 437 928,0

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

8 856 635 338,0

Социальная защита

21 658 159,0

Пенсионное обеспечение

3 697 257 611,0

Молодежная политика

24 287 133,0

Помощь в обеспечении  жильем

4 686 205 954,0

Другие вопросы в  области социальной политики

427 226 481,0

ВСЕГО

92 771 972 225,0

в том числе:

 

расходы государственных  целевых бюджетных фондов

5 358 629 106,7

инновационные фонды

4 534 144 170,0

фонд национального развития

824 484 936,7


 

 

Примечание- Источник: [11]

 

  • Ведомственная классификация – группировка расходов бюджета по государственным органам и организациям, которые являются распорядителями средств. Утверждается Министерством финансов РБ.
  • Экономическая классификация – группировка расходов бюджета по их экономическому содержанию. Утверждается Министерством финансов РБ.
  • Программная классификация – группировка расходов бюджета по утвержденным в установленном порядке программам и подпрограммам (мероприятиям). Такая классификация расходов утверждается Министерством финансов РБ и применяется в случае составления бюджетов по программно-целевому методу. [4]

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты по финансированию таких отраслей непроизводственной сферы, как образование, здравоохранение, культура и искусство, социальное обеспечение, а также расходы на средства массовой информации, физкультуру и спорт, мероприятия по социальной защите граждан. Финансируя соответствующие учреждения, государство покупает их услуги, чтобы бесплатно предоставить населению. Таким образом, эти расходы участвуют в воспроизводстве человеческого капитала.

Расходы на оборону страны связаны с необходимостью обеспечивать функционирование оборонной промышленности, поддерживать боеготовность армии, разрабатывать новое вооружение, осуществлять социальную защиту военнослужащих и их семей.

Расходы на управление включают затраты на финансирование органов государственной власти и управления, отдельных категорий государственных служащих.

Большое значение в поддержании внутреннего порядка и предотвращении социальных конфликтов имеют расходы бюджета на правоохранительную деятельность.

Расходы на обеспечение  государственной безопасности направлены на защиту внутренних и внешних интересов  страны в различных сферах государственной  деятельности.

При формировании рыночных отношений происходит трансформация  качественных и количественных параметров государственного бюджета, а также переориентация направлений бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности. Изменяется структура расходов бюджета.

Особое внимание в  условиях развития рыночных отношений  уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Это выражается в дополнительных расходах государства на мероприятия по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий, в том числе по безработице, выплате различного рода компенсаций и т.п. Помимо всех этих расходов значительная часть средств республиканского бюджета расходуется на решение социальных и экономических программ Республики Беларусь, что имеет очень большое значение для государства в решении программы социально- экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015гг.

Информация о работе Расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики