Расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования настоящей работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2007 – 2012 гг. и определение основных направлений совершенствования механизма использования бюджетных средств.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..
4
1 Содержание, состав и структура расходов бюджета Республики Беларусь ………………………………………………………………………..
6
1.1 Сущность государственного бюджета и понятие расходной части бюджета РБ……………………………………….....………............................
6
1.2 Направления использования расходов государственного бюджета…………………………………………………………………………
9
2 Расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики.……………………………………………………………………...
18
2.1 Содержание и структура расходов бюджета на отрасли реального сектора экономики …………………..…….......................................................
18
2.2 Анализ динамики расходов государственного бюджета РБ в 2007-2012 годах………………………………………………………………………
20
Заключение …………………………………………………………………….
31
Список использованных источников …………

Работа содержит 1 файл

Государственный бюджет расходы.doc

— 522.50 Кб (Скачать)

Состав расходов на финансирование народного хозяйства, их структура  и содержание зависят от приоритетов  развития экономики. Общим для государства, где действует рыночный механизм, является особый подход к финансированию материальной сферы за счет бюджета. Бюджетные ассигнования в основном направляются на развитие приоритетных отраслей, способствующих прогрессу общества в целом. Вместе с тем в ограниченных размерах осуществляется поддержка отдельных отраслей, хозяйств, производств через выдачу субсидий, создание целевых фондов, предоставление гарантий или льготных кредитов соответствующим субъектам хозяйствования. При выборе объектов и методов финансирования государство пытается руководствоваться конечным экономическим результатом - долгосрочной выгодой вложений бюджетных средств для оптимизации производственных процессов [13, с.101].

Расходы бюджета на народное хозяйство направляются в конкретные отрасли, ведомства и характеризуются  целевым содержанием. Наиболее распространенными в мире формами бюджетных вложений в народное хозяйство являются:

-капитальные вложения  для расширения основных и  оборотных фондов;

-покрытие операционных  расходов;

-финансирование благоустройства  городов и других административных  центров, а также рыночной инфраструктуры;

-оказание финансовой  помощи предприятиям, хозяйствам  в виде субсидирования, дотации,  формирования целевых, резервных  фондов, льготного кредитования  и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Расходы бюджета на социальную  сферу

 

Расходы на социальные нужды – это самый крупный вид расходов из бюджета. К таким расходам относятся расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, социальное страхование.

Эти расходы  позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему  социально - культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы республиканского бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области. Отдельно следует упомянуть о роли расходов на социально - культурные нужды в ускорении научно-технического прогресса.

Расходы бюджета  на обеспечение социальной политики можно классифицировать следующим  образом:

1) пенсии;

2) стипендии;

3) пособия семьям, имеющим детей;

4) пособия по  безработице;

5) государственное обеспечение детей - сирот;

6) государственное  обеспечение заключенных;

7) материальная  помощь в виде дополнительных  выплат;

8) натуральная  помощь в виде предметов первой  необходимости и продуктов;

9) оказание социальной  услуги на дому;

10) бесплатное  питание;

11) бесплатное  лечение;

12) бесплатное  или льготное предоставление  лекарств и протезно-ортопедических  изделий;

13) льготная  оплата коммунальных услуг;

14) бесплатное  или льготное обучение или  переобучение;

15) ночное проживание  бездомных;

16) бесплатный или льготный проезд на общественном транспорте;

17) финансирование  предприятий с целью организации  рабочих мест для инвалидов  [6, c. 32].

Бюджет является одним из универсальных механизмов, с помощью которых государство  участвует в финансировании расходов и содействует развитию социальных отраслей. Услуги этих отраслей потребляются всеми гражданами страны и с позиций совокупных интересов относятся к разряду общественных благ, т.е. тех благ, оплата которых индивидуально каждым пользователем невозможна или нерациональна. Такие блага предоставляются государством через систему общественного сектора экономики и оплачиваются полностью или частично за счет бюджета.

Основными направлениями  расходования бюджета Республики Беларусь в социальной сфере являются:

- расходы на образование;

- расходы в  области социально-культурной системы;

- расходы на  здравоохранение, физическую культуру  и спорт;

- иные расходы  на социальную политику.

Ежегодно на финансовое обеспечение социально-культурных мероприятий направляется до 30% доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь (7-8% ресурсов республиканского бюджета и 45-47% местных бюджетов). Из республиканского бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РБ: библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для Республики Беларусь (1,3% бюджета). Источником финансирования организаций культуры субъектов РБ выступают местные бюджеты.

В настоящее  время модель финансового обеспечения  расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт включает бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций, ресурсы ведомств и организаций, благотворительные источники, финансирование научных исследований медицины. Направление использования: программы лекарственного обеспечения, финансирование расходов на содержание станций скорой помощи, туберкулезных, онкологических диспансеров и др., содержание стационаров, содержание амбулаторно-клинических учреждений. Реформа предполагает разработку и реализацию на региональном, городских уровнях целевых программ, которые направлены на обеспечение гарантированных объемов и повышение качества медпомощи; развитие высокоспециализированных видов медпомощи и др. Основным фактором роста социально-экономических результатов от здравоохранения являются строительство новых и расширение действующих учреждений здравоохранения и улучшение медицинского обслуживания. Здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению конституционного права граждан на получение качественной медицинской помощи. В Республике Беларусь каждому человеку гарантирована доступность медико-социальной помощи и социальной защищенности в случае утраты здоровья. Данные принципы свидетельствуют о том, что изначально государством гарантирован лишь определенный объем медицинских услуг. Реализация указанных услуг осуществляется в специально создаваемых для этих целей субъектах хозяйствования, представляющих собой сеть учреждений (организаций) здравоохранения.

В расходы на социальную политику включаются:

- содержание  учреждений социального обеспечения  и службы занятости;

- содержание  домов-интернатов для престарелых  и инвалидов;

- содержание  учреждений по обучению инвалидов;

- социальная помощь;

- возмещение  вреда инвалидам вследствие Чернобыльской  катастрофы;

- программы  ликвидации последствий чрезвычайных  ситуаций;

- средства, передаваемые  Пенсионному фонду РБ на выплату  пенсий и пособий военнослужащим  в соответствии с законодательством РБ;

- выплаты пособий  и пенсий другим категориям  граждан;

- компенсационные  выплаты женщинам, имеющим детей  в возрасте до 3-х лет, уволенным  в связи с ликвидацией предприятий,  учреждений и организаций;

- финансирование  кампаний и мероприятий по организации оздоровления детей и подростков;

- выплаты пособий  и компенсаций военнослужащим  и членам их семей;

- расходы на  обеспечение инвалидов транспортными  средствами;

- расходы на  санаторно-курортное лечение ветеранов  и инвалидов;

- расходы на  оплату проезда ветеранов и инвалидов;

- оплата на  установки телефона ветеранам  и инвалидам;

- прочие расходы.

Таким образом, социальную сферу образуют оказывающие  услуги учреждения и предприятия  различных форм собственности. Расходы  бюджета на обеспечение социальной политики можно классифицировать следующим образом: 1) пенсии; 2) стипендии; 3) пособия семьям, имеющим детей; 4) пособия по безработице; 5) государственное обеспечение детей – сирот и др.

Основными направлениями  расходования бюджета Республики Беларусь в социальной сфере являются: расходы на образование; расходы в области социально-культурной системы; расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт; иные расходы на социальную политику.

Расходы Беларуси на образование  и здравоохранение самые высокие в СНГ и превышают средний уровень аналогичных расходов государств – членов Организации экономического сотрудничества и развития.

В Республике Беларусь осуществляется финансирование следующих  специальных программ и мероприятий  по обеспечению социальной политики: социальная поддержка ветеранов и пожилых людей; социальная поддержка инвалидов; социальное обслуживание; государственная адресная социальная помощь и др.

Система социальной защиты в республике представлена тремя  видами социальных программ: социального страхования, социального обслуживания и социальной помощи. Особенно много проблем накопилось в программах социального страхования, включая пенсионное обеспечение и социальной помощи.

Особое внимание в  условиях развития рыночных отношений  уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Это выражается в дополнительных расходах государства на мероприятия по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий, в том числе по безработице, выплате различного рода компенсаций и т.п. Помимо всех этих расходов значительная часть средств республиканского бюджета расходуется на решение социальных и экономических программ Республики Беларусь, что имеет очень большое значение для государства в решении программы социально- экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015гг.

Социальная направленность использования средств республиканского бюджета страны было и остается приоритетным направлением развития нашего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственный бюджет – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства на определенный период времени.

Бюджет –  основной финансовый план государства. С помощью расходов бюджета власть может сосредоточивать финансы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями.

Бюджетные отношения  зарождаются задолго до непосредственного  перераспределения стоимости общественного  продукта, а именно — одновременно с формированием финансовых отношений и в их составе, главным образом на стадии обособления чистого дохода в целом и той его части, которая принимает форму налогов и обязательных платежей в бюджет. Эти отношения реализуются в последующем при перераспределении чистого дохода, сопровождая движение реальных денежных потоков, направляемых в бюджетный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Для Республики Беларусь характерны следующие основные направления использования расходной части бюджета - социально-культурные мероприятия и народное хозяйство. За последние годы явно выраженной стала тенденция к сокращению расходов на финансирование народного хозяйства, что связано с преобразованиями, происходящими с хозяйствующими субъектами. Растущие расходы на социально-культурные мероприятия подтверждают стремление государства выполнять свою социальную функцию и, таким образом, помочь населению пережить трудности процесса реформирования экономики. Рост административно-управленческих расходов, прежде всего, отразил процессы становления политического и экономического суверенитета республики.

Актуальность темы расходов государственного бюджета будет  подтверждаться из года в год пока, будет приниматься ежегодный закон о государственном бюджете Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. - Афанасьев М ст. П. Бюджет и бюджетная система: учебник. – М: изд. Юрайт, 2011. – 777.
  2. - Бюджетный кодекс Республики Беларусь (16 июля 2008г.) – Минск: Амалфея, 2008. – 184.
  3. - В.В. Бочаров, В.Е. Леонтьев, Н. П. Радковская.- Финансы. – СПб, 2009. – 400с.
  4. - Выступления Президента А. Г. Лукашенко на оперативном совещании по вопросам социально-экономического развития «План есть – его надо выполнять». – Газета Советская Беларусь, 31.08.2011г.
  5. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для студентов вузов, Под ред. Г. Б. Поляка. – 3-е изд. 2010. – 375с.
  6. - Государственные финансы: учеб. пособие / Под ред. Г. К. Мультана. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 166с.
  7. - Законы Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2006-2011гг.» – Экономическая газета за 2006-2011гг.
  8. - Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» № 81-3 от 31 декабря 2005 г. // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 3 января 2006 г. N 2/1178.
  9. - Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» № 191-3 от 29 декабря 2006 г. // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 29 декабря 2006 г. N 191-3
  10. -   Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» № 303-3 от 26 декабря 2007 г. // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 27 декабря 2007 г. N 2/1400
  11. - О бюджете Республики Беларусь на 2012 год: Закон Республики Беларусь, 30.12.11, № 331-3
  12. - О бюджетной классификации Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 05.05.1998 № 158-З (в ред. Закона РБ от 29.12.2006 № 189-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам бюджетной классификации»)
  13. - Кадомцева С. В. Государственные финансы:  Учеб. пособие. – М.: 2010. – 352с.             
  14. - Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2011 год и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь
  15. - Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы – Газета Советская Беларусь.
  16. - Свищева В. А. Государственные и муниципальные финансы, учебник. – М.: 2009. – 462с.
  17. - Теория финансов: учеб. пособие / Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. – Изд. 2-е. Мн; БГЭУ, 2006.-351.
  18. - Фисенко М. К. Финансовая система Беларуси: учеб. пособие. – Минск: Соврем.шк., 2008. – 184 с.
  19. - Финансы: учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – М.: 2010г.
  20. - Финансы и кредит: Учебник. Под ред. Г. Б. Поляка. – М.: 2010. – 800с.
  21. - Финансы: учебник для вузов. Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – М.: 2010.
  22. - Финансы: Учебник / Под ред. проф. В. П. Литовченко. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: 2010.
  23. - Электронный ресурс Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2012г. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by
  24. - Электронный ресурс Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2012г. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.

Информация о работе Расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики