Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 23:44, курсовая работа
Целью исследования настоящей работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2007 – 2012 гг. и определение основных направлений совершенствования механизма использования бюджетных средств.
Введение ……………………………………………………………………..
4
1 Содержание, состав и  структура расходов бюджета Республики  Беларусь ………………………………………………………………………..
6
1.1 Сущность государственного бюджета и понятие расходной части  бюджета РБ……………………………………….....………............................
6
1.2 Направления использования расходов государственного бюджета…………………………………………………………………………
   9
2  Расходы бюджета  на финансирование реального  сектора экономики.……………………………………………………………………...
18
  2.1 Содержание и структура расходов бюджета на отрасли реального сектора экономики …………………..…….......................................................
18
  2.2 Анализ динамики расходов государственного бюджета РБ в 2007-2012 годах………………………………………………………………………
20
Заключение …………………………………………………………………….
31
Список использованных источников …………
Состав расходов на финансирование народного хозяйства, их структура и содержание зависят от приоритетов развития экономики. Общим для государства, где действует рыночный механизм, является особый подход к финансированию материальной сферы за счет бюджета. Бюджетные ассигнования в основном направляются на развитие приоритетных отраслей, способствующих прогрессу общества в целом. Вместе с тем в ограниченных размерах осуществляется поддержка отдельных отраслей, хозяйств, производств через выдачу субсидий, создание целевых фондов, предоставление гарантий или льготных кредитов соответствующим субъектам хозяйствования. При выборе объектов и методов финансирования государство пытается руководствоваться конечным экономическим результатом - долгосрочной выгодой вложений бюджетных средств для оптимизации производственных процессов [13, с.101].
Расходы бюджета на народное хозяйство направляются в конкретные отрасли, ведомства и характеризуются целевым содержанием. Наиболее распространенными в мире формами бюджетных вложений в народное хозяйство являются:
-капитальные вложения для расширения основных и оборотных фондов;
-покрытие операционных расходов;
-финансирование 
-оказание финансовой 
помощи предприятиям, хозяйствам 
в виде субсидирования, дотации, 
формирования целевых, 
3 Расходы бюджета на социальную сферу
Расходы на социальные нужды – это самый крупный вид расходов из бюджета. К таким расходам относятся расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, социальное страхование.
Эти расходы 
позволяют государству 
Расходы бюджета на обеспечение социальной политики можно классифицировать следующим образом:
1) пенсии;
2) стипендии;
3) пособия семьям, имеющим детей;
4) пособия по безработице;
5) государственное обеспечение детей - сирот;
6) государственное обеспечение заключенных;
7) материальная помощь в виде дополнительных выплат;
8) натуральная 
помощь в виде предметов 
9) оказание социальной услуги на дому;
10) бесплатное питание;
11) бесплатное лечение;
12) бесплатное 
или льготное предоставление 
лекарств и протезно-
13) льготная оплата коммунальных услуг;
14) бесплатное или льготное обучение или переобучение;
15) ночное проживание бездомных;
16) бесплатный или льготный проезд на общественном транспорте;
17) финансирование 
предприятий с целью 
Бюджет является одним из универсальных механизмов, с помощью которых государство участвует в финансировании расходов и содействует развитию социальных отраслей. Услуги этих отраслей потребляются всеми гражданами страны и с позиций совокупных интересов относятся к разряду общественных благ, т.е. тех благ, оплата которых индивидуально каждым пользователем невозможна или нерациональна. Такие блага предоставляются государством через систему общественного сектора экономики и оплачиваются полностью или частично за счет бюджета.
Основными направлениями расходования бюджета Республики Беларусь в социальной сфере являются:
- расходы на образование;
- расходы в 
области социально-культурной 
- расходы на 
здравоохранение, физическую 
- иные расходы на социальную политику.
Ежегодно на 
финансовое обеспечение социально-
В настоящее время модель финансового обеспечения расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт включает бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций, ресурсы ведомств и организаций, благотворительные источники, финансирование научных исследований медицины. Направление использования: программы лекарственного обеспечения, финансирование расходов на содержание станций скорой помощи, туберкулезных, онкологических диспансеров и др., содержание стационаров, содержание амбулаторно-клинических учреждений. Реформа предполагает разработку и реализацию на региональном, городских уровнях целевых программ, которые направлены на обеспечение гарантированных объемов и повышение качества медпомощи; развитие высокоспециализированных видов медпомощи и др. Основным фактором роста социально-экономических результатов от здравоохранения являются строительство новых и расширение действующих учреждений здравоохранения и улучшение медицинского обслуживания. Здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению конституционного права граждан на получение качественной медицинской помощи. В Республике Беларусь каждому человеку гарантирована доступность медико-социальной помощи и социальной защищенности в случае утраты здоровья. Данные принципы свидетельствуют о том, что изначально государством гарантирован лишь определенный объем медицинских услуг. Реализация указанных услуг осуществляется в специально создаваемых для этих целей субъектах хозяйствования, представляющих собой сеть учреждений (организаций) здравоохранения.
В расходы на социальную политику включаются:
- содержание 
учреждений социального 
- содержание 
домов-интернатов для 
- содержание 
учреждений по обучению 
- социальная помощь;
- возмещение 
вреда инвалидам вследствие 
- программы 
ликвидации последствий 
- средства, передаваемые 
Пенсионному фонду РБ на 
- выплаты пособий и пенсий другим категориям граждан;
- компенсационные 
выплаты женщинам, имеющим детей 
в возрасте до 3-х лет, уволенным 
в связи с ликвидацией 
- финансирование кампаний и мероприятий по организации оздоровления детей и подростков;
- выплаты пособий и компенсаций военнослужащим и членам их семей;
- расходы на 
обеспечение инвалидов 
- расходы на 
санаторно-курортное лечение 
- расходы на оплату проезда ветеранов и инвалидов;
- оплата на установки телефона ветеранам и инвалидам;
- прочие расходы.
Таким образом, социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. Расходы бюджета на обеспечение социальной политики можно классифицировать следующим образом: 1) пенсии; 2) стипендии; 3) пособия семьям, имеющим детей; 4) пособия по безработице; 5) государственное обеспечение детей – сирот и др.
Основными направлениями расходования бюджета Республики Беларусь в социальной сфере являются: расходы на образование; расходы в области социально-культурной системы; расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт; иные расходы на социальную политику.
Расходы Беларуси на образование 
и здравоохранение самые высоки
В Республике Беларусь осуществляется финансирование следующих специальных программ и мероприятий по обеспечению социальной политики: социальная поддержка ветеранов и пожилых людей; социальная поддержка инвалидов; социальное обслуживание; государственная адресная социальная помощь и др.
Система социальной защиты в республике представлена тремя видами социальных программ: социального страхования, социального обслуживания и социальной помощи. Особенно много проблем накопилось в программах социального страхования, включая пенсионное обеспечение и социальной помощи.
Особое внимание в условиях развития рыночных отношений уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Это выражается в дополнительных расходах государства на мероприятия по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий, в том числе по безработице, выплате различного рода компенсаций и т.п. Помимо всех этих расходов значительная часть средств республиканского бюджета расходуется на решение социальных и экономических программ Республики Беларусь, что имеет очень большое значение для государства в решении программы социально- экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015гг.
Социальная направленность 
использования средств 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный бюджет – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства на определенный период времени.
Бюджет – основной финансовый план государства. С помощью расходов бюджета власть может сосредоточивать финансы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями.
Бюджетные отношения 
зарождаются задолго до непосредственного 
перераспределения стоимости 
Расходы государственного 
бюджета – экономические 
Для Республики Беларусь характерны следующие основные направления использования расходной части бюджета - социально-культурные мероприятия и народное хозяйство. За последние годы явно выраженной стала тенденция к сокращению расходов на финансирование народного хозяйства, что связано с преобразованиями, происходящими с хозяйствующими субъектами. Растущие расходы на социально-культурные мероприятия подтверждают стремление государства выполнять свою социальную функцию и, таким образом, помочь населению пережить трудности процесса реформирования экономики. Рост административно-управленческих расходов, прежде всего, отразил процессы становления политического и экономического суверенитета республики.
Актуальность темы расходов государственного бюджета будет подтверждаться из года в год пока, будет приниматься ежегодный закон о государственном бюджете Республики Беларусь.
Список использованных источников
Информация о работе Расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики