В 
ближайший период предусматривается 
завершить реформирование системы 
социальной защиты граждан, направленное 
на реализацию принципа адресности, обеспечить 
доведение государственных минимальных 
социальных гарантий до уровня нормативов 
стоимости жизни, продолжить совершенствование 
системы социальных пособий и выплат, 
механизмов защиты доходов населения 
от инфляции.
    Политику 
в области социальной помощи населению 
следует направить и на обеспечение гарантии 
дохода лицам, имеющим доход или ресурсы 
ниже определенного уровня, сориентировать 
на те группы и слои населения, которые 
не могут быть охвачены программами занятости 
или мерами социальной защиты и не могут 
воспользоваться услугами социального 
обеспечения. (Речь идет о различного рода 
льготах и разовых выплатах при несчастных 
случаях, бедствиях и др.) Наряду с iосударствен-ными 
формами предполагается параллельное 
развитие негосударственных форм оказания 
социальной помощи (спонсорства, благотворительности 
и др.). В число приоритетов должна войти 
задача удовлетворения социальных потребностей 
наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, 
пожилых, многодетных семей и детей.
    Дальнейшее 
развитие получит социальное обслуживание 
как вид адресной помощи и неотъемлемая 
часть государственной системы социальной 
защиты. Предусматриваются преимущественное 
развитие сети нестационарных учреждений 
как наиболее экономичных и приближенных 
к реальным нуждам населения и расширение 
практики предоставления социальных услуг 
на дому.
    Важным 
направлением является создание комплексных 
территориальных центров социального 
обслуживания, обеспечивающих оказание 
максимальной и разносторонней помощи 
гражданам пожилого возраста, инвалидам, 
семьям, детям и другим категориям населения. 
При этом будут учитываться утвержденные 
социальные стандарты, что повысит уровень, 
доступность и качество оказываемых услуг 
всем нуждающимся.
    В 
комплексе мер по обеспечению 
устойчивого развития необходимо существенно 
повысить значимость социальной поддержки 
ветеранов и инвалидов. Основным направлением 
государственной социальной политики 
по отношению к инвалидам предусматривается 
реабилитационное направление, ориентированное 
прежде всего на использование социальных 
механизмов компенсации и адаптации.
    Реализация 
этих мер невозможна без координации 
различных видов государственной социальной 
поддержки граждан и создания единой информационной 
системы социальной помощи.
    Основной 
задачей реформирования социальной 
сферы (сферы социальных услуг, отраслей 
социальной сферы) является пересмотр 
ее структуры и функций в сторону обеспечения 
их максимальной адекватности традиционным 
и новым потребностям человека в разнообразных 
высококачественных видах услуг, направленных 
на развитие личности и повышение культурно-интеллектуального 
уровня, конкурентоспособности на рынке 
труда национальных кадров, способных 
обеспечить прорывы в технологическом 
и экономическом развитии, а также на укрепление 
и модернизацию материальной базы социальных 
отраслей.
    В 
условиях социально-экономических 
преобразований в Беларуси удалось 
сохранить многие структуры и потенциал 
социальной сферы, управляемость ее отраслями, 
обеспечить конституционные права граждан 
в области охраны здоровья, получения 
образования, решения жилищных проблем 
и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    На 
основании изученного материала 
необходимо сделать следующие выводы:
  - Расходы на 
  социально-культурные мероприятия включают 
  расходы на образование, здравоохранение, 
  физическую культуру, социальное обеспечение. 
  Объем финансовых ресурсов, направляемых 
  обществом на эти цели, является одним 
  из важнейших экономических показателей, 
  поскольку обеспечивает развитие социальной 
  сферы.
 
  - По своей 
  сущности социальное обеспечение есть 
  система финансовых отношений государства 
  с юридическими и физическими лицами по 
  поводу формирования государственных 
  целевых социальных фондов и использования 
  их для социальной защиты граждан страны. 
  Существование социального обеспечения 
  продиктовано необходимостью содержания 
  нетрудоспособных граждан, их поддержки 
  и выравнивания жизненного уровня различных 
  групп населения.
 
  - Государственное 
  социальное страхование — система финансовых 
  отношений государства с юридическими 
  и физическими лицами по поводу создания 
  государственного целевого фонда социальной 
  защиты населения.
 
  - Кроме государственного 
  фонда социальной защиты населения в Республике 
  Беларусь создается государственный фонд 
  содействия занятости населения. Главными 
  задачами фонда являются: социальная поддержка 
  незанятого населения; профессиональное 
  обучение; подготовка и переподготовка 
  безработных; финансирование мероприятий 
  по сохранению и созданию рабочих мест; 
  обеспечение занятости населения.
 
  - Государственное 
  социальное обеспечение — система финансовых 
  отношений государства с физическими 
  лицами по поводу расходования фонда социальной 
  защиты населения и других социальных 
  фондов.
 
  - В сферу государственного 
  социального обеспечения входит также 
  и социальная помощь. Социальная помощь 
  — форма социальной защиты, предусматривающая 
  денежные выплаты, натуральную помощь 
  и индивидуальные услуги гражданам на 
  основе проверки нуждаемости. Основу финансирования 
  социальной помощи составляют бюджетные 
  ассигнования, которые выделяются в распоряжение 
  органов социальной защиты.
 
  - Очевидно, 
  что ввиду того, что государственная бюджетная 
  система и налоговое законодательство 
  построены  на принципах разграничения 
  доходов республиканского и местных бюджетов 
  (республиканские налоги поступают в бюджет 
  РБ, а местные налоги – остаются на территории 
  соответствующих  административно-территориальных  
  единиц) бюджеты  административно-территориальных 
  единиц не всегда имеют возможность собственными 
  средствами покрыть необходимые (запланированные) 
  расходы. 
 
  - Разработка 
  и реализация направлений социальной 
  политики осуществляются государственными 
  органами, научными институтами и общественными 
  структурами на основе социального императива, 
  ключевых проблем повышения благосостояния 
  населения и развития человеческого потенциала, 
  принципов и приоритетов общеэкономической 
  политики государства, которые закреплены 
  в стратегических и тактических документах 
  Президента и Правительства страны. Такими 
  действующими ныне документами являются 
  Программа социально-экономического развития 
  Республики Беларусь на 2001—2005 годы и Национальная 
  стратегия устойчивого развития Республики 
  Беларусь до 2020 года. Эти документы определяют 
  приоритеты, цели и задачи, а также направления 
  и средства их достижения в области социальной 
  политики и социальной сферы.
 
     
СПИСОК 
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
  - Государственный 
  бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич 
  Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук-Мн.: Выш. шк., 
  1995.-130с.
 
  - Илларионов 
  А. Бремя государства // Вопросы экономики 
  1996 №9.- 12-27 с.
 
  - Матусевич 
  М.. Трудный бюджет 2005-го // Национальная 
  экономическая газета  2000 г. № 4, - 1-3с.
 
  - Общая теория 
  финансов, под ред. Л.А. Дробозиной, М., 1995, 
  - 113с..  
 
  - Сорокина 
  Т.В. Бюджетный процесс Республики Беларусь. 
  - Мн., 2000. – 16-19с.
 
  - Павлова     
  Л.Н.     Бюджетные     
  потоки     и     проблемы     
  бюджетного регулирования.// Финансы. 1996.№4-45-48 
  с. 
 
  - Финансы: 
  Практическое пособие/ Л.А. Ханкевич – 
  Мн.: Молодежное , Минск 2003г.- 123с.
 
  - Трашкова 
  А. Комментарий к отдельным статьям Закона 
  РБ  от 29.12.2003 №259-3 «О бюджете РБ на 2004 
  год» // Главный бухгалтер, 2004, №2 – 37-38 
  с.
 
  - Образкова 
  Т. Б. Особенности прогнозирования бюджетно-налоговой 
  сферы//Белорусский Экономический Журнал, 
  2001, №2.- 23с.
 
  - Приказ Министерства 
  финансов Республики Беларусь от 27 декабря 
  1999 г. N 378 «О бюджетной классификации Республики 
  Беларусь» (в ред. постановлений Минфина 
  от 03.03.2000 N 14, от 22.12.2000 N 125, от 23.01.2002 N 6, от 
  16.06.2003 N 94, от 31.01.2004 N 10, от 12.03.2004 N 33, от 12.04.2004 
  N 65, от 21.07.2004 N 113) (Зарегистрировано в Национальном 
  реестре правовых актов Республики Беларусь 
  21 января 2000 г. N 8/2611)
 
  - Закон Республики 
  Беларусь от 4 июня 1993 г. N 2347-XII  «О бюджетной 
  системе Республики Беларусь и государственных 
  внебюджетных фондах» «(в ред. Закона Республики 
  Беларусь от 15.07.1998 N 192-З)
 
  - Закон Республики 
  Беларусь от 31 января 2000 г. N 367-З «О бюджете 
  Республики Беларусь на 2000 год» (Принят 
  Палатой представителей 12 января 2000 года, 
  Одобрен Советом Республики 19 января 2000 
  года) (Зарегистрировано в Национальном 
  реестре правовых актов Республики Беларусь 
  10 февраля 2000 г. N 2/143)
 
  - Закон  
  Республики  Беларусь от 11 ноября 2000 
  г. N 448-З «О бюджете Республики Беларусь 
  на 2001 год» (Принят Палатой представителей 
  12 октября 2000 года, Одобрен Советом Республики 
  2 ноября 2000 года) (Зарегистрировано в Национальном 
  реестре правовых актов Республики Беларусь 
  13 ноября 2000 г. N 2/223)
 
  - Закон Республики 
  Беларусь от 29 декабря 2001 г. N 72-З «О бюджете 
  Республики Беларусь на 2002 год» (Принят 
  Палатой представителей 18 декабря 2001 года, 
  Одобрен Советом Республики 20 декабря 
  2001 года) (Зарегистрировано в Национальном 
  реестре правовых актов Республики Беларусь 
  3 января 2002 г. N 2/821)
 
  - Закон Республики  
  Беларусь от 28 декабря 2002 г. N 170-З «О бюджете 
  Республики Беларусь на 2003 год» (Принят 
  Палатой представителей 17 декабря 2002 года, 
  Одобрен Советом Республики 20 декабря 
  2002 года) (Зарегистрировано в Национальном 
  реестре правовых актов Республики Беларусь 
  30 декабря 2002 г. N 2/918)
 
  - Закон  
  Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. 
  N 259-З «О бюджете Республики Беларусь на 
  2004 год» (Принят Палатой представителей 
  15 декабря 2003 года, Одобрен Советом Республики 
  19 декабря 2003 года) (Зарегистрировано в 
  Национальном реестре правовых актов 
  Республики Беларусь 30 декабря 2003 г. N 2/1008)