Расходы на социально-культурные мероприятия как составная часть расходной части республиканского бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить расходы на социальное обеспечение и социальное развитие РБ.

Задачи курсовой работы:

изучить содержание и состав расходов на социально-культурные;
изучить мероприятия и их роль в развитии социальной сферы, источники финансирования;
изучить государственное социальное страхование;
изучить государственное социальное обеспечение;
изучить основные виды государственного социального обеспечения, осуществляемого за счет средств фонда социальной защиты населения;
проанализировать расходы бюджета на социальное обеспечение и социальное развитие в РБ;
изучить направления социальной политики и реформирования социальной сферы.

Содержание

Введение …3
1 Сущность и содержание расходов на социальную сферу и мероприятия по социальной защите
…5
1.1 Содержание и состав расходов на социально-культурные мероприятия и их роль в развитии социальной сферы, источники финансирования

…5
1.2 Государственное социальное страхование …7
1.3 Государственное социальное обеспечение …10
1.4 Основные виды государственного социального обеспечения, осуществляемого за счет средств фонда социальной защиты населения

…12
2 Анализ расходов бюджета на социальное обеспечение и социальное развитие в РБ
…16
3 Направления социальной политики и реформирования социальной сферы
…26
Заключение …37
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Расходы на социальное обеспечение и социальное развитие в РБ (курсовая - государственный бюджет).doc

— 248.00 Кб (Скачать)
  • минимальный норматив бюджетной обеспеченности по отраслям непроизводственной сферы (за исключением здравоохранения) на одного жителя областей в размере 382200 рублей и г.Минска в размере 389500 рублей;
  • минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя по Республике Беларусь (с учетом средств на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС) в размере 284180 рублей и по бюджетам областей и г.Минска в сумме 223702 рубля, в том числе Брестской области - 231101 рубль, Витебской - 228380 рублей, Гомельской - 238147 рублей, Гродненской - 239004 рубля, Минской - 212687 рублей, Могилевской области - 237598 рублей, г.Минску - 191660 рублей.

    Очевидно, что ввиду того, что государственная  бюджетная система и налоговое  законодательство построены  на принципах  разграничения доходов республиканского и местных бюджетов (республиканские налоги поступают в бюджет РБ, а местные налоги – остаются на территории соответствующих  административно-территориальных  единиц) бюджеты  административно-территориальных единиц не всегда имеют возможность собственными средствами покрыть необходимые (запланированные) расходы.

    Поэтому Законом о бюджете предусматривается  выделение субсидий и субвенций  из республиканского  областям  и  городу Минску:

  1. субсидии на жилищное строительство, включая субсидии (безвозмездную финансовую помощь) военнослужащим, уволенным в запас (отставку), на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в сумме 24150000,0 тыс. рублей, в том числе Брестской области - 3888200,0 тыс. рублей, Витебской - 2535800,0 тыс. рублей, Гомельской - 3550000,0 тыс. рублей, Гродненской - 2366700,0 тыс. рублей, Минской - 2584000,0 тыс. рублей, Могилевской области - 2173500,0 тыс. рублей, г.Минску - 7051800,0 тыс. рублей;
  2. субвенции на строительство метрополитена в г.Минске в сумме 7800000,0 тыс. рублей;
  3. субвенции на финансирование расходов, связанных с осуществлением г.Минском функций столицы, в сумме 50000000,0 тыс. рублей [5, c. 19].

    Областные и Минский городской  Советы депутатов  направляют средства местных бюджетов:

    1. до 30 процентов субсидий на жилищное строительство (абзац второй пункта 1 настоящей статьи) - на строительство инженерных сетей;

    2. на погашение стоимости строительства,  реконструкции или приобретения  жилых помещений, задолженности  по кредитам банков и ссудам  юридических лиц, взятым и использованным на указанные цели в соответствии со статьей 21 Закона Республики Беларусь от 16 апреля 1992 года "О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 15, ст. 247) в части индексации жилищных квот (именных приватизационных чеков "Жилье"), начисленных непосредственно гражданам, членам их семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий;

    3. на государственную поддержку  юридическим лицам, оказывающим  помощь гражданам, осуществляющим  ведение личного подсобного хозяйства;

    4. на содержание ведомственных  детских дошкольных учреждений.

    Особенностью  государственных  бюджетов за последние  несколько лет является включение в состав государственного бюджета средств целевых бюджетных фондов (средства включаются как по доходам так и по расходам).

    Необходимость включения в состав государственного бюджета средств целевых бюджетных  фондов вызвана следующими  факторами:

  • необходимо усилить контроль и повысить эффективность использования средств
  • при наличии активного сальдо средства фондов могут быть использованы на финансирование дефицита государственного бюджета.

    В настоящее время в расходной  части бюджета отражаются  расходы  следующих государственных  целевых  бюджетных фондов:

Расходы государственных  целевых бюджетных фондов 3 359 566 342
1. Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и   аграрной науки 1 370 000 000
2. Государственный фонд содействия занятости 124 925 000
3. Республиканский дорожный фонд                         902 531 250
4. Республиканский фонд охраны природы 64 350 000
5. Республиканский фонд "Энергосбережение" 0
6. Гарантийный фонд 0
7. Расходы Фонда  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 6 762 829 075
8. Инновационные фонды республиканских органов  государственного управления, иных  государственных организаций, подчиненных  Правительству Республики Беларусь 897 028 076
9. Инновационные фонды иных государственных  органов  и организаций 732 016
 

    Расходы фонда социальной защиты населения  министерства труда

    и социальной защиты Республики Беларусь

Расходы                       (тыс.руб.) 
Текущие расходы                                   6749076615,0
Закупки товаров и оплата услуг                   38231925,0
Субсидии  и текущие трансферты                    6710844690,0
из  них финансовый резерв                 42450000,0
Трансферты  населению                            6710844690,0
из  них финансовый резерв               42450000,0
Расходы                       (тыс.руб.) 
Капитальные расходы                               13752460,0
Капитальные вложения в основные фонды            13752460,0
Приобретение  оборудования и предметов длительного 
пользования                                     
 
2935020,0
Капитальное строительство                        8725520,0
Капитальный ремонт                               2091920,0
ВСЕГО                                             6762829075,0
 

    Уже в первый год существования независимого государства происходят изменения  в структуре расходов, их содержании. В связи с переходом к рыночным отношениям, необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности РБ был вызван быстрый рост расходов бюджета, причем не только инфляционными процессами, но и переориентацией направления бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности.

    Появились такие новые статьи расходов, как средства на индексацию доходов населения; расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью; фонд финансирования специальных программ развития производственной структуры АПК; расходы, по обслуживанию государственного долга и т. д.

    В Конституции Республики Беларусь определено, что Республика Беларусь является унитарным, правовым, демократическим и социальным государством.

    С учетом данных норм белорусской Конституции  и необходимости создания базовых  основ устойчивого  экономического и социального развития Республики Беларусь периодически принимаются программы социально-экономического развития Республики Беларусь.

    Нормы таких программ являются той основой, на которой строится вся бюджетная  политика Республики Беларусь, а также  осуществляются государственные расходы по основным направлениям.

    Основные  направления  расходования средств  государственного бюджета ежегодно устанавливаются законом на очередной  финансовой год.

    Например, Законом Республики Беларусь  от 18 ноября 2004 г. N 339-З «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» (Принят Палатой представителей 8 октября 2004 года, Одобрен Советом Республики 28 октября 2004 года) (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 22 ноября 2004 г. N 2/1088) (ст.13) утверждены расходы республиканского бюджета на 2005 год в сумме 19 166 916 005,0 тыс. рублей по функциональной бюджетной классификации Республики Беларусь.

    Кроме этого, определено, что в 2005 году приоритетными  направлениями бюджетно-финансовой политики государства являются повышение благосостояния населения и финансирование здравоохранения, образования, строительства жилья, а также мероприятий, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Удельный вес  статей затрат в расходах государственных бюджетов за 2000-2005гг.

 
 
 
 
2 000 2001 2002 2003 2004 2005
Удельный  вес,% Удельный вес,% Удельный вес,% Удельный вес,% Удельный вес,% Удельный вес,%
Государственное управление и местное самоуправление      2,57 2,34 2,76 2,46 1,91 1,84
Международная деятельность 2,08 2,82 2,42 1,74 1,01 0,81
Национальная  оборона 4,56 4,39 5,53 4,58 2,88 2,83
Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности 7,95 8,08 8,68 7,77 5,02 5,14
Судебная  власть 0,38 0,40 0,51 0,43 0,35 0,35
Наука 2,38 2,41 2,35 2,36 1,37 1,33
Промышленность, энергетика и строительный комплекс 1,53 1,02 0,64 0,49 0,19 0,16
Сельское  хозяйство 1,93 1,43 1,00 2,11 1,19 2,23
Охрана  окружающей среды и природных  ресурсов, гидрометеорология, картография  и геодезия                 2,53 2,92 3,55 2,22 1,44 1,12
Транспорт, дорожное хозяйство и связь                     0,15 0,13 0,17 0,12 0,07 0,08
Развитие  рыночной инфраструктуры 0,06 0,03 0,01 0,00 0,00 0,00
Жилищно-коммунальное хозяйство                              0,03 0,03 0,04 0,03 0,02 0,02
Предупреждение  и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий  6,35 5,59 6,28 4,46 3,19 1,85
Образование 5,93 5,78 6,68 6,15 3,70 3,74
Культура  и искусство, кинематография 0,53 0,59 0,58 0,65 0,40 0,37
Средства  массовой информации 0,92 0,97 0,90 0,95 0,46 0,46
Здравоохранение и физическая культура 6,48 7,41 7,78 5,76 3,26 3,12
Социальная  политика 6,58 7,80 7,64 8,25 6,68 6,91
Обслуживание  государственного долга 4,07 3,54 3,46 2,69 1,74 1,15
Пополнение  государственных запасов и резервов 2,97 2,68 1,34 1,00 0,45 0,35
Прочие  расходы 15,68 18,23 14,07 24,52 11,65 11,70
Капитальные вложения 7,62 6,08 5,21 6,06 1,33 1,41
Расходы государственных целевых бюджетных  фондов 16,72 15,35 18,39 15,22 12,41 17,60
Физическая  культура и спорт 0,00 0,00 0,00 0,76 0,52 0,43
Итого: 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
 

    По  данным таблицы можно выделить следующие статьи, имеющие наибольший удельный вес:

  1. Образование
  2. Здравоохранение и физическая культура
  3. Социальная политика
  4. Расходы государственных целевых бюджетных фондов

    Следовательно, приоритетными направлениями государственной  экономической и социальной политики являются вышеуказанные сферы.

    На  основании рассмотренных  выше данных можно  сделать следующие выводы:

  • расходы государственного бюджета носят социальный характер (социальная направленность).
  • приоритетными направлениями бюджетно-финансовой политики государства являются финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, образования, науки, культуры, здравоохранения, мероприятий по социальной защите населения, стимулирование экспорта, поддержка сельскохозяйственного производства и решение жилищной проблемы. (в сумме данные расходы составляют до 60% расходной части государственного бюджета)
  • финансирование важнейших статей расходов государственного бюджета осуществляется опережающими темпами, т.е.  темп роста расходов выше темпа инфляции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 

    Разработка  и реализация направлений социальной политики осуществляются государственными органами, научными институтами и общественными структурами на основе социального императива, ключевых проблем повышения благосостояния населения и развития человеческого потенциала, принципов и приоритетов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических документах Президента и Правительства страны. Такими действующими ныне документами являются Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы и Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года. Эти документы определяют приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области социальной политики и социальной сферы.

    Степень эффективности социальной политики в связи с этим определяется следующими критериями:

Информация о работе Расходы на социально-культурные мероприятия как составная часть расходной части республиканского бюджета