Расходы на социально-культурные мероприятия как составная часть расходной части республиканского бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить расходы на социальное обеспечение и социальное развитие РБ.

Задачи курсовой работы:

изучить содержание и состав расходов на социально-культурные;
изучить мероприятия и их роль в развитии социальной сферы, источники финансирования;
изучить государственное социальное страхование;
изучить государственное социальное обеспечение;
изучить основные виды государственного социального обеспечения, осуществляемого за счет средств фонда социальной защиты населения;
проанализировать расходы бюджета на социальное обеспечение и социальное развитие в РБ;
изучить направления социальной политики и реформирования социальной сферы.

Содержание

Введение …3
1 Сущность и содержание расходов на социальную сферу и мероприятия по социальной защите
…5
1.1 Содержание и состав расходов на социально-культурные мероприятия и их роль в развитии социальной сферы, источники финансирования

…5
1.2 Государственное социальное страхование …7
1.3 Государственное социальное обеспечение …10
1.4 Основные виды государственного социального обеспечения, осуществляемого за счет средств фонда социальной защиты населения

…12
2 Анализ расходов бюджета на социальное обеспечение и социальное развитие в РБ
…16
3 Направления социальной политики и реформирования социальной сферы
…26
Заключение …37
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Расходы на социальное обеспечение и социальное развитие в РБ (курсовая - государственный бюджет).doc

— 248.00 Кб (Скачать)

    Средства  фонда содействия занятости расходуются на: финансирование мероприятий по социальной поддержке незанятого населения; профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных; предоставление кредитов для сохранения и создания рабочих мест; научно-техническое обеспечение программ занятости и содержание органов Государственной службы занятости [9, c. 23].

    Средства  фонда содействия занятости, не использованные в отчетном году, не подлежат изъятию, переходят на следующий год и расходуются строго по целевому назначению.

    В сферу государственного социального  обеспечения входит также и социальная помощь. Социальная помощь — форма  социальной защиты, предусматривающая денежные выплаты, натуральную помощь и индивидуальные услуги гражданам на основе проверки нуждаемости. Основу финансирования социальной помощи составляют бюджетные ассигнования, которые выделяются в распоряжение органов социальной защиты.

    В расширенном понимании в понятие социальной помощи включаются разнообразные формы добровольно-общественной благотворительности. Объектами социальной помощи являются лица, доходы которых ниже черты бедности или прожиточного минимума. В системе социальной помощи действует принцип индивидуального подхода. Это означает, что социальная помощь оказывается тогда, когда исчерпаны все законодательные, договорные и нравственные возможности. Таким образом, посредством института социальной помощи реализуется государственная концепция обеспечения минимального гарантированного дохода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.4 Основные виды государственного социального обеспечения, осуществляемого за счет средств фонда социальной защиты населения 

    Среди всех видов государственного социального  обеспечения основное место принадлежит пенсиям и пособиям.

    Пенсии. В соответствии с законодательством  в нашей республике могут назначаться и выплачиваться следующие виды пенсий: трудовые и социальные.

    Трудовые  делятся на следующие их виды: пенсии по возрасту; по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет; за особые заслуги перед республикой. Для получения пенсий на общих основаниях необходимо иметь возраст — мужчинам — 60 лет, женщинам — 55 и стаж работы — мужчинам — 25, женщинам — 20 лет.

    Пенсии  по возрасту назначаются в размере 55 % заработка для их исчисления. Основной размер пенсии по возрасту повышается за счет надбавки в размере 1 % за каждый полный год работы сверх 25 лет у мужчин и 20 лет — у женщин, но не более чем на 20 %. Таким образом, максимальный размер пенсии по возрасту составляет 75 % среднемесячного заработка, применяемого для исчисления пенсии.

    Право на пенсию по возрасту в связи с  особыми условиями труда имеют  мужчины по достижении 50—55 лет при  стаже работы 20—25, и женщины — в возрасте 45—50 при стаже работы 15—20 лет. К этой категории пенсионеров относятся: военнослужащие, ставшие инвалидами при исполнении обязанностей; матери военнослужащих, погибших при исполнении воинских обязанностей; многодетные матери; лилипуты и карлики; инвалиды с детства и их родители [2, c. 12].

    Пенсии  по инвалидности назначаются в случае трудового увечья, профессионального  или общего заболевания. Пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или  профессионального заболевания назначаются независимо от стажа работы. Они назначаются в следующих размерах: инвалидам I группы — 75 %, инвалидам II группы — 65, инвалидам III группы — 49 % заработка для их исчисления.

    Пенсии  инвалидам вследствие общего заболевания  назначаются при наличии определенного стажа работы ко времени наступления инвалидности для каждой возрастной группы.

    Пенсии  по инвалидности назначаются на определенный период в соответствии с заключением медицинской комиссии или при достижении определенного возраста — пожизненно.

    Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении. Пенсии назначаются на каждого трудоспособного члена семьи в размере 30 % заработка для их исчисления.

    Пенсия  по случаю потери кормильца устанавливается на весь период нетрудоспособности. Учащиеся и студенты стационарного обучения имеют право на указанную пенсию на срок до окончания учебного заведения, но не более чем до достижения возраста 23 лет.

    Пенсии  за выслугу лет устанавливаются  отдельным категориям граждан, занятых на работах, выполнение которых ведет к ранней утрате профессиональной трудоспособности (работникам авиации, отдельным категориям медицинских и педагогических работников, артистам, спортсменам, работникам следственного аппарата прокуратуры и др.).

    Пенсии  за особые заслуги перед республикой  устанавливаются специальной правительственной комиссией лицам, которые были удостоены почетных званий, наград, лауреатам Государственных премий Республики Беларусь, выдающимся деятелям в разных областях народного хозяйства.

    Лицам, имеющим право на различные виды государственных пенсий, назначается по их выбору только одна. Все пенсии (независимо от их размера) не облагаются налогами.

    Социальные  пенсии назначаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на получение трудовой пенсии. Это могут быть мужчины и женщины старше соответственно 60 и 55 лет, не имеющие рабочего стажа, дети-инвалиды в возрасте до 16 лет; инвалиды и др.

    Пособия. Пособия в Республике Беларусь делятся  на несколько категорий. Главные из них — пособия по временной нетрудоспособности и пособия семьям, воспитывающим детей.

    Право на государственное пособие по временной  нетрудоспособности имеют работающие граждане и лица, к ним приравненные, уплачивающие взносы на государственное социальное страхование. Пособие выплачивается и в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, беременности и родов, ухода за больным членом семьи, санаторно-курортного лечения или карантина.

    Основанием  для назначения пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности. Данное пособие выплачивается, как правило, в размере 80 % среднего заработка за первые шесть рабочих дней и в размере 100 % среднего заработка — за последующие дни нетрудоспособности. Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из среднего заработка за два последних месяца, предшествующих тому, в котором наступила нетрудоспособность.

    В соответствии с законодательством  выплачиваются следующие виды пособий семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей: в связи с рождением ребенка; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на детей в возрасте от 3 до 16 лет (учащихся — до 18 лет); одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 1,5 лет; по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет и др.

    Весомой статьей затрат фонда социальной защиты населения являются расходы на оздоровление и санаторно-курортное лечение. Часть этих средств расходуется на медицинскую реабилитацию лиц, перенесших тяжелые заболевания. Кроме того, осуществляется частичное финансирование расходов детско-юношеских спортивных школ и летнего отдыха детей [4, c. 113]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 АНАЛИЗ РАСХОДОВ  БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ И  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ  В РБ 

    Основные  направления расходования средств  государственного бюджета устанавливаются  соответствующим законом о бюджете  на очередной  финансовый год.

    Так, Законом Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. N 339-З «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» (Принят Палатой представителей 8 октября 2004 года, Одобрен Советом Республики 28 октября 2004 года) (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 22 ноября 2004 г. N 2/1088) установлено, что расходы республиканского бюджета на 2005 год составляют в сумме 19 166 916 005,0 тыс. рублей по функциональной бюджетной классификации Республики Беларусь по разделам и подразделам.

    Приоритетными направлениями бюджетно-финансовой политики государства являются повышение благосостояния населения и финансирование здравоохранения, образования, строительства жилья, а также мероприятий, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Законом  о бюджете на 2005г. установлен перечень защищенных расходов по отдельным статьям республиканского бюджета :

  • заработная плата;
  • начисления на заработную плату;
  • трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь);
  • продукты питания;
  • медикаменты и перевязочные средства;
  • проценты по государственному долгу;
  • погашение государственного долга;
  • оплата услуг научно-исследовательских организаций.
 

    Расходы государственного бюджета по указанным  выше статьям  не подлежат секвестированию  и блокированию, так как являются  защищенными.

    защищенные  статьи - установленные законодательством статьи текущих расходов экономической (предметной) бюджетной классификации, финансируемые в первоочередном порядке и не подлежащие секвестру или блокированию;

    секвестр - пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета;

    блокирование - временная приостановка финансирования по отдельным незащищенным статьям расходов бюджета;

    Областные и Минский городской Совет  депутатов также утверждают перечень защищенных расходов по отдельным статьям  местных бюджетов на 2005 год:

  • заработная плата;
  • начисления на заработную плату;
  • трансферты населению (стипендии и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь);
  • продукты питания;
  • медикаменты и перевязочные средства;
  • возмещение затрат по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению.

    Законом Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. N 339-З «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» также устанавливаются следующие минимальные предельные границы финансирования отдельных видов (направлений) затрат. Так законом устанавливается: 

  • нижняя граница общих затрат на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в размере 3 процентов от расходной части республиканского бюджета (без учета расходов государственных целевых бюджетных фондов, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, капитальных вложений, а также возмещения банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам);
  • объем финансирования фундаментальных, в том числе ориентированных фундаментальных, и прикладных исследований, научно-технических программ и проектов в размере 235301866,0 тыс. рублей, из них норматив финансирования фундаментальных, в том числе ориентированных фундаментальных, и прикладных исследований в размере не менее 30 процентов.

    Важнейшим направлением расходов государственного бюджета является сглаживание диспропорций социального и экономического развития регионов и г. Минска. Для сокращения разрыва в социальном и экономическом развитии различных регионов (областей) республики законом о бюджете устанавливаются минимальный норматив бюджетной обеспеченности по отраслям непроизводственной сферы (за исключением здравоохранения) на одного жителя областей и г.Минска и минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя по Республике Беларусь (с учетом средств на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС) по бюджетам областей и г.Минска

    Законом на 2005 год такие нормативы установлены  на уровнях:

Информация о работе Расходы на социально-культурные мероприятия как составная часть расходной части республиканского бюджета