Роль оптовой торговли в экономике страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:14, реферат

Описание работы

Переход России к цивилизованной рыночной экономике вызывает необходимость кардинальных изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны.
На современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет важное значение. Именно оптовая торговля является активным проводником товаров отечественного производства и достаточно большой массы товаров зарубежной продукции на внутренний рынок . Именно оптовая торговля заставляет наших производителей поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места , как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Содержание

Введение
1.История развития и сущность оптовой торговли
1.1 Понятие, виды, показатели оптовой торговли
1.2 Роль, задачи и функции оптовой торговли
2.Организационная структура предприятий оптовой торговли
2.1 Классификация оптовых торговцев
2.2 Виды предприятий оптовой торговли
2.3 Транзитная и складская формы оптовой торговли
2.4 Товарные склады
2.5 Оптовые рынки
2.6 Биржевая торговля
3.Виды и формы оптового товарооборота
4 Планирование оборота оптовой торговли
5.Роль оптовых предприятий в процессе товародвижения
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

чистовой вариант контрольной по ОКД.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

 Черты биржевой торговли:

-регулярность возобновления биржевых торгов, их высокая организованность, подчиненность биржевой торговли установленным правилам, проведение торгов в строго отведенное время и месте.

- для  организации биржевой торговли  проводится большая предварительная работа по установлению стандартов на товары, их заменяемости, разработке типовых контрактов, котировке цен, рекламно-информационной деятельности и др.

- биржевая  торговля осуществляется массовыми  однородными товарами, качественно сравнимыми, отдельные партии которых должны быть взаимозаменяемыми. В процессе торговли устанавливаются минимальные партии продаваемых товаров.

 Цель  проведения биржевых торгов состоит  в заключении сделок. Предметом  сделки являются товары или  контракты на их поставку. В зависимости от того, что является предметом сделки, их делят на две группы:

 сделки  с реальным товаром;

 сделки  без реального товара.

 При  заключении сделок с реальным  товаром продавец и покупатель  согласуют в договоре условия  поставки товаров (количество поставляемых товаров, их качество, цену). Кроме того, в нём определяется срок поставки. В случае немедленной передачи товаров со склада биржи или продавца происходит заключение сделок, которые называются простыми (спот или кэш). Если же на бирже заключён договор, по условиям которого товары будут поставлены в будущем, то такая сделка называется форвардной. Такие сделки являются срочными, т.к. срок исполнения обязательств по ним отсрочен. Поэтому предметом этой сделки могут быть не только товары, имеющиеся в наличии у продавца, но и те, которые будут произведены к установленному сроку.

 Одним  из наиболее распространённых  видов сделок без реального  товара являются фьючерсные сделки. Они предполагают заключение  стандартного контракта на поставку биржевого товара в будущем. Контракт является стандартным, поскольку его основные условия (размер партии товара, качество, срок поставки) не согласуются сторонами, а устанавливаются биржей. Цена товара определяется в процессе открытого торга. Возможны два способа ликвидации фьючерских контрактов: поставка соответствующих товаров или заключение обратной сделки.

 Особым  видом сделки, как с реальным  товаром, так и с фьючерсным  контрактом является опционная.  Такая сделка даёт право, но  не обязанность на покупку или продажу биржевого товара или фьючерсного контракта по установленной цене в течение согласованного срока. Приобретая опцион (опционный контракт), покупатель уплачивает продавцу определённую сумму (премию).

 Кроме  перечисленных, на бирже могут  заключаться и другие сделки, предусмотренные правилами биржевой торговли. Такие правила устанавливаются самой биржей. В них должны быть определены: порядок проведения биржевых торгов, виды биржевых сделок, наименование товарных секций, перечень основных структурных подразделений биржи, порядок информации участников о предстоящих биржевых торгах, порядок регистрации и учёта биржевых сделок, порядок расчётов при заключении сделок и другие правила, позволяющие организовывать и регулировать биржевую торговлю.

 Биржевые торги проходят в специальном зале, разделённом на товарные секции. В каждой секции ведётся торговля определённым видом товара. Сам товар в биржевом зале не выставляется. Предполагается, что он должен быть однородным, а его качество соответствовать определённому стандарту. По требованию участника биржевой торговли биржа обязана организовать экспертизу качества реальных товаров, реализуемых через торги.

 Осуществление  торговых операций на бирже  производится через биржевых  посредников – брокерские фирмы,  брокерские конторы 

     3.Виды  и формы оптового товарооборота

Существуют  три вида оптового товарооборота:

1 Оптовый оборот по снабжению промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий сырьем, оборудованием, машинами, удобрениями, ядохимикатами и другими средствами производству.

2 Оптовый оборот по закупкам и реализации сельскохозяйственных продуктов и сырья — заготовительный оборот. Закупленные продукты и сырье направляются в розничную торговлю для продажи населению и на предприятия легкой и пищевой промышленности для переработки;

3 Оптовый оборот по продаже товаров народного потребления розничной торговле и внерыночным потребителям.

 Оптовый  товарооборот по продаже товаров  народного потребления включает:

- продажу  товаров организациям и предприятиям розничной торговли (торгам, универмагам, организациям потребительской кооперации);

- продажу  товаров внерыночным потребителям (швейным, кондитерским фабрикам, хлебозаводам, другим промышленным  предприятиям, госбюджетным организациям).

 Эти  виды оптового товарооборота имеют общее название — оптовый товарооборот по реализации товаров покупателям;

- поставку  товаров на экспорт; 

- межреспубликанские  поставки — поставки товаров  из одной союзной республики  в другую;

- внутрисистемный  оптовый товарооборот — продажу товаров на склады других оптовых баз в пределах одного оптового объединения.

 Общая  сумма оборотов по реализации, межреспубликанским поставкам и  внутрисистемному обороту составляет  валовой оборот оптовой базы.

 Оптовая  продажа товаров производится в двух формах: складской и транзитной.

 Складской  товарооборот — это продажа  товаров со склада оптовой  базы. Он необходим по товарам  сложного ассортимента, требующим  комплектования, доработки, подсортировки.  Так реализуют швейные изделия,  галантерейные товары, обувь, головные уборы, многие товары хозяйственного, культурно-бытового и спортивного назначения, бакалейные товары, кондитерские, табачные изделия, а также товары простого ассортимента, не требующие специальных условий хранения или фасуемые на базах (соль, сахар и др.).

 Транзитный  товарооборот формируется из  товаров, отгруженных поставщиками  непосредственно в розничную  сеть, минуя склады оптовых баз.  В зависимости от степени участия  оптовых баз и характера расчетов  различают: 

- транзитный товарооборот с участием в расчетах (с вложением средств) — база рассчитывается с поставщиками за отгруженные товары и предъявляет счета для оплаты розничным организациям и предприятиям;

- транзитный  товарооборот без участия в  расчетах (организуемый) — расчеты за отгруженные товары ведутся непосредственно между поставщиком и организацией розничной торговли.

 Оптовые  базы в расчетах не участвуют.  Они устанавливают связи между  поставщиками и покупателями, согласовывают  спецификации, организуют контроль  за ходом отгрузки товаров.

Оптовый оборот - это важнейший показатель деятельности оптового предприятия. Его  можно рассматривать как результат  деятельности оптового предприятия  и от него зависит объем валовой  и чистой прибыли, характеризующий  эффективность торговой деятельности.

Оптовый оборот может быть использован для  характеристики эффективности использования  ресурсов предприятия (трудовых, материальных, финансовых) и общей суммы затрат на реализацию товаров. Оптовый оборот также используется для расчета  трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста оборота

О значимости предприятия на рынке потребительских  товаров можно судить по объему оборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары . При этом анализ оптового оборота способствует определению эффективности деятельности предприятия, выявлению недостатков и определению возможных путей дальнейшего развития предприятия. 

     4 Планирование оборота оптовой  торговли

Планирование  представляет собой процесс формирования планов развития торгового предприятия  на основе анализа результатов его  деятельности за предшествующие периоды  и стратегии работы на будущий период

Планирование  оптового оборота является одним  из основных этапов в системе планов оптового предприятия, так как от его плановой величины зависят все  основные показатели деятельности предприятия - доходы, издержки, чистая прибыль и  в конечном итоге развитие предприятия

Основой планирования оптового оборота является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, обнаруженные тенденции и  выводы служат основой составления  прогнозов.

Планирование  оптового оборота осуществляется по следующим этапам

Основной  целью планирования оптового оборота  предприятия является обоснование  объема, состава и структуры объема оптового оборота на планируемый  период с целью его оптимизации. При этом основными задачами планирования оптового оборота являются:

·определение потребностей существующих и потенциальных покупателей, оценка их спроса,

·изучение товарного предложения и тенденций его развития,

 изучение  экономических предпосылок планирования,

·расчет общего планового объема планового оптового оборота;

·планирование оборота по формам и видам продаж;

·планирование товарных запасов и товарного обеспечения оптового оборота,

 разработка рекомендаций по росту оптового оборота и оптимизации его состава и структуры.

При разработке проекта плана оптового товарооборота используются следующие материалы:

данные  анализа о выполнении плана товарооборота  в текущем году (по материалам анализа  определяется исходная база для планирования и разрабатываются мероприятия  по улучшению работы);

информация  оптовой базы об основных особенностях планируемого года – объем предполагаемых поставок, уровень инфляции, предполагаемую долю рынка на которую предполагает выйти оптовое предприятие;

заказы  и заявки розничных организаций  и постоянных партнеров;

материалы изучения спроса, данные о конъюнктуре рынка отдельных товаров, наличие товарных запасов и возможности вовлечения в товарооборот товаров из местных источников;

данные  об изменении социально-экономических  условий района деятельности базы (численность, состав населения, покупательная способность, количество, состав розничных организаций; возможности получения товаров, помимо базы; объем, ассортимент продукции, выпускаемой производителями и др.);

передовой опыт лучших баз и складов, предложения  и пожелания покупателей товаров, материалы оптовых ярмарок, выставок-продаж.

Первым  этапом разработки прогноза продаж является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности торгового  оптового предприятия. Анализ оптового товарооборота предприятия в  рыночной системе должен ответить на следующие вопросы: каковы тенденции и темпы изменения продаж; кому продаются товары; какова товарная структура оборота; в какие регионы реализуются товары; каково соотношение складских и транзитных продаж; каково состояние товарных запасов и оборачиваемость; каковы объемы поставок. Анализ оптового оборота включает три раздела: анализ объема и структуры оборота, анализ оптовых закупок (поступления товаров) и анализ товарных запасов. С учетом существования двух форм товародвижения в опте анализируют товарные запасы, которые обслуживают только складской товарооборот. Товарные запасы по местонахождению подразделяют на товары на складах и товары отгруженные. Объем товарных запасов на оптовом предприятии может изменяться под воздействием множества факторов. Важнейшими из них являются объем и структура товарооборота, скорость обращения товаров, формы и качество организации всех фаз оптового товародвижения.

На втором этапе определяются факторы, которые  в прогнозируемом периоде будут  влиять на развитие того сектора рынка, где работает оптовое предприятие. Отбираются и оцениваются количественно важные факторы и с их помощью рассчитываются варианты прогноза продаж.

При прогнозировании  применяются различные методы –  экономико-статистические, сравнения, индексные, графические, экономико-математические.

Возможны  два основных варианта рыночной конъюнктуры, в которой может оказаться  оптовое предприятие в будущем  периоде. Первый характеризуется относительной  стабильностью состояния рынка, а второй - значительными колебаниями спроса и продаж.

Информация о работе Роль оптовой торговли в экономике страны