Совершенствование системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях города Пятигорск

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка методологических и методических основ формирования механизма совершенствования системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях.
Объектом исследования выступает находящаяся в состоянии реформенных преобразований система пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования является современная экономическая теория, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам развития сферы пенсионного обеспечения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
5

1.
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
8
1.1.
Социальная сфера города
8
1.2.
Пенсии в системе общественного воспроизводства.
Экономические основы
17
2.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
22
2.1.
Социальные аспекты государственного пенсионного обеспечения и страхования
22
2.2.
Финансирование социальных обязательств государства через систему Пенсионного Фонда РФ: вопросы теории
42
2.3.
Роль ГУ УПФР по г. Пятигорску в повышении уровня жизни пенсионеров
54
3.
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ В МЕХАНИЗМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
61
3.1.
Социальная ориентация пенсионной реформы и ее предварительные результаты
61
3.2
Направления оптимизации финансового механизма Пенсионного фонда РФ в целях совершенствования системы управления пенсионным обеспечением в современных условиях
73
4.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПЕНСИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГОРОДА ПЯТИГОРСК
86


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
103

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 8 файлов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.docx

— 17.22 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 14.38 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.docx

— 26.02 Кб (Скачать)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного дипломного исследования были получены выводы и  рекомендации, основными из которых  являются следующие:

 1.Основные принципы пенсионного обеспечения в России сегодня соответствуют международной практике и не требуют кардинального переделывания, однако организация пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы к сегодняшней реальности.

Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система  имеет всеобъемлющий характер. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета.

 Основной смысл проводимой  сегодня пенсионной реформы - повышение зависимости между  зарплатой, которую человек заработал  за свою трудовую жизнь, и  размером его пенсии. Считается,  что пенсия - это страховка от  потери трудоспособности (отсюда  термин «пенсионное страхование»). Чем больше человек зарабатывал,  тем больше он теряет при  наступлении страхового случая (утрате  трудоспособности из-за старости  или из-за инвалидности). Поэтому  пенсия должна больше зависеть  от зарплаты, чем сейчас. Основное  содержание пенсионной реформы  - переход от распределительной  системы к системе распределительно-накопительной.

2.Современный уровень пенсионного обеспечения большинства населения Российской Федерации не может считаться приемлемым с точки зрения поддержания необходимого уровня жизни пенсионеров. Углубившийся в августе - сентябре 1998 года финансовый кризис и последовавший за ним резкий скачок цен на потребительские товары привел к существенному ухудшению финансового положения самого уязвимого социального слоя - получателей государственных пенсий, для которых пенсия является единственным источником существования.

3.Начиная с 2002 г. в России происходит постепенный переход к смешанной системе, сочетающей в себе распределительный и накопительный принципы. Трудовая пенсия состоит из трех элементов:

Базовая пенсия. Базовая часть является самой маленькой составляющей нашей пенсии. С 1 января 2002 года она была установлена первоначально в размере 450 рублей в месяц. Эта сумма полагается всем лицам, достигшим пенсионного возраста и имеющим минимальный трудовой стаж в 5 лет. Для инвалидов, лиц старше 80 лет и имеющим нетрудоспособных иждивенцев устанавливаются несколько повышенные ставки базовой пенсии. Базовая часть в принципе объединила в себе минимальную пенсию, прежние компенсационные надбавки и доплаты. Основная ее функция — обеспечить некую базовую социальную гарантию. Согласно п. 1 в ред. Федерального закона от 01.11.2007 N 244:

Страховая пенсия - рассчитывается исходя из величины условного пенсионного капитала (суммы страховых взносов, определенным образом проконвертированных), поделенного на ожидаемую продолжительность выплаты трудовой пенсии.

Накопительная пенсия - это реально накопительная часть, размер которой определяется величиной пенсионных накоплений, то есть суммой накопленных пенсионных отчислений и дохода от их инвестирования. При этом в случае установления трудовой пенсии по старости, в состав которой входят страховая часть и (или) накопительная часть указанной пенсии, средства, отраженные на индивидуальном лицевом счете и (или) в специальной части индивидуального лицевого счета и учтенные при назначении этой пенсии, не принимаются во внимание при перерасчете соответствующей части трудовой пенсии по старости и при индексации расчетного пенсионного капитала.

По мнению автора, рост пенсии, формально соответствующий росту инфляции, роста расходов пенсионеров не покрывает. В любом случае индексация части пенсий, пусть и выше запланированного, слишком мала. Надо учитывать, что прожиточный минимум дорожает всегда больше в годовом исчислении, чем по кварталам. К сожалению, обычно инфляция на конец года больше запланированной, поэтому стоит ожидать, что покупательская способность низкодоходных категорий населения уменьшится. В ожидаемых инициативах Минздравсоцразвития в пенсионной сфере наблюдается региональные доплаты увеличенные до уровня прожиточного минимума получателям самых маленьких пенсий. Тем не менее, основной показатель в пенсионной системе, напрямую влияющий на уровень социальной напряженности,— коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) реализация предложений Минздравсоцразвития не изменит.

4.По мнению автора при определенных макроэкономических условиях, структура будущего пенсионного обеспечения в Российской Федерации, базирующаяся на накопительных принципах финансирования пенсии может и должна выглядеть следующим образом:

  • накопительная пенсия по старости;
  • накопительная профессиональная (льготная) пенсия;
  • дополнительная индивидуальная или корпоративная пенсия.

Введение накопительных механизмов формирования пенсионных накоплений и  активное привлечение негосударственных  структур, наряду с государственным  контролем за всем процессом, позволит существенно изменить состояние  пенсионной системы в Российской Федерации, дав ее гражданам, возможность  реально влиять на размер своей будущей  пенсии. Вместе с тем разумное инвестирование средств пенсионных накоплений направленное на увеличение валового внутреннего  продукта в значительной степени  позволит решить проблему нехватки инвестиционных ресурсов и даст стимул развитию реального  сектора экономики страны.

 

5.Соотношение между населением трудоспособного и пенсионного возрастов, от которого зависит финансовая устойчивость пенсионной системы в России, является менее благоприятным, чем в подавляющем большинством развитых стран (за исключением Франции и Италии). Это происходит, несмотря на то, что Россия в настоящее время существенно отстает от развитых стран по средней продолжительности жизни.

1) Нагрузка пенсионной системы на экономически активную часть населения с каждым годом возрастает.

2) Уровень пенсионного обеспечения падает, число пенсионеров растет, число же занятых в различных сферах налогоплательщиков, наоборот, снижается.

3) В сложившейся демографической ситуации наблюдается дальнейшее увеличение доли пенсионеров в общей численности постоянного населения России.

6.Когда пенсионная система начинает испытывать дефицит средств, и необходимы рычаги, с помощью которых ее можно вернуть в состояние равновесия, не эффективны. Повышение границ пенсионного  возраста выглядит наиболее простым инструментом, сокращающим число пенсионеров и расходы пенсионной системы и увеличивающим предложение труда, а соответственно и налоговые поступления, включая те, что идут на выплату пенсий. Возникает соблазн максимально использовать этот ресурс, по возможности быстро повысив пенсионный возраст на пять и более лет.

Прежде всего, по мнению автора, применительно  к России необходимо различать:

- возраст, начиная с которого  человек получает пенсию,

-возраст, в котором он уходит  из сферы формальной оплачиваемой  занятости. 

Наиболее привлекательными рассматриваются те способы решения проблемы, которые побуждают людей добровольно откладывать момент обращения за пенсией. Однако власти после печально знаменитой замены льгот денежными компенсациями опасаются делать другие непопулярные шаги. Благодаря особенностям российского законодательства многие россияне продолжают работать в первые годы после назначения пенсии. Для них «выход на пенсию», понимаемый как переход в неактивное состояние, откладывается на несколько лет. Определенная часть людей, напротив, уходит с рынка труда, еще не став пенсионерами. Таким образом, задача состоит в том, чтобы со временем повысить фактические границы пенсионного возраста и вместе с тем увеличить или, по крайней мере, не уменьшить по сравнению с нынешним уровнем занятость пожилых россиян. При решении данного вопроса особо важно понимать, что только изменений пенсионной системы будет недостаточно, если не подкрепить их изменениями в политике занятости.

7.В качестве социально приемлемого переходного механизма стимулирования более позднего выхода на пенсию возможно внедрение частичной отмены прав получать полную пенсию для работающих пенсионеров. В самое ближайшее время эту меру можно было бы распространить на досрочных пенсионеров.

Таким образом, с одной стороны, можно  стимулировать их оставаться на рынке  труда, а с другой, сохранить регулирование  выхода на пенсию в русле концепции  гибкого пенсионного возраста, рекомендуемой  международными организациями.

8. Примерно каждый четвертый пенсионер в России получает пенсию за работу в особо вредных или тяжелых условиях или в районах Крайнего Севера. Эти пенсии предоставляются с уменьшением пенсионного возраста в среднем на 5–10 лет и без снижения размера пенсии работникам, занятым на определенных профессиях и производствах, по установленному в законодательстве перечню. При этом работодатели платят за таких работников по той же ставке, что и за «обычных» работников. Таким образом:

1. В отличие от зарплат, размер  досрочных пенсий лишь немного  превышает средний по стране.

2. Люди, трудившиеся в тяжелых  условиях, в среднем живут меньше.

Поэтому, скорее они субсидируют  «обычных» низкооплачиваемых работников, чем наоборот.

9.Считается, что сейчас в рамках пенсионной системы происходит перераспределение средств в пользу работающих в особых условиях. В рыночной экономике это приводит к неравноправию предприятий, делая непрозрачным механизм формирования рабочих мест и профессий, позволяющих пользоваться этими льготами. Следовательно, по нашему мнению, необходимо:

1) обязать работодателей, имеющих  подобные рабочие места, дополнительно  платить за них в пенсионную  систему. 

2) период от момента досрочного  выхода на пенсию до достижения  общеустановленного пенсионного  возраста должен быть оплачен  за счет этих дополнительных  отчислений.

В результате нагрузка на государственную  пенсионную систему уменьшится.

10.Расчеты показателей старения для отдельных групп российского населения позволяют выявить важные особенности демографического развития страны. В России значительно сильнее, чем в Западной Европе, выражен дисбаланс возрастной структуры. Например, значения таких показателей, как доля лиц в возрасте 60+ в общей численности населения, индекс старения и демографическая нагрузка за счет пожилых, для женского населения в России почти в два раза выше, чем для мужского.

Различаются и показатели старения для городского и сельского населения  России: доля лиц в возрасте 60+, демографическая  нагрузка за счет пожилых и коэффициент  поддержки родителей для сельского  населения выше, чем для городского, а индекс старения выше для городского населения. Учитывая дисбаланс, можно предсказать, что в будущем особого внимания потребуют проблемы пожилых граждан.

При обсуждении экономических и  социальных последствий старения населения  на первый план, следует выдвинуть дискриминацию по возрасту. Наиболее явное ее проявление — возрастные ограничения в объявлениях о приеме на работу. Не случайно при более низком уровне общей безработицы пожилые дольше остаются в рядах безработных, а работающие пенсионеры редко меняют место работы после оформления пенсии (средний стаж работы на одном и том же рабочем месте у них выше, чем у работников средних возрастов).

В работе рассматривается несколько причин, по которым работодатели отказываются нанимать пожилых работников:

  1. несоответствие образования и профессиональной квалификации новым производственным требованиям,
  2. неэффективность инвестиций в их человеческий капитал из-за предстоящего выхода на пенсию,
  3. более низкая производительность труда, плохое состояние здоровья.

11.Предоставленная пенсионерам в соответствии с новым законодательством возможность работать, получая и пенсию, и зарплату в полном объеме, изменяет направление и силу воздействия норм, определяющих пенсионное поведение пожилого населения. В этих условиях меры, направленные на стимулирование более позднего оформления пенсии, будут и в дальнейшем иметь очень ограниченное влияние на фактический возраст выхода на пенсию.

12.Изначально пенсионная система создавалась как инструмент реализации социальной политики государства, и ее главной целью было обеспечение определенного уровня благосостояния индивидов после окончания трудовой деятельности. При этом роль государства сводится к созданию самой системы экономических отношений в сфере пенсионного обеспечения при минимизации затрат на ее функционирование. Наиболее полное отражение этот принцип получил в распределительном механизме функционирования пенсионной системы, когда взносы молодого поколения передаются старшему поколению. 

В качестве альтернативы распределительной  пенсионной системе многими государствами  рассматривается накопительная  система. Накопительное финансирование предполагает предварительное резервирование средств, необходимых для выплаты  пенсий, и их размещение на финансовых рынках.

Автору на основе проведенного исследования, кажется возможным использовать третий вариант решения проблемы пенсионного обеспечения. Новым  предлагаемым решениям является организация  системы добровольных сбережений индивидов, в которой роль государства сводится к решению задач социального  характера (обеспечению минимальной  пенсии). Для такой экономики характерно отсутствие специальных пенсионных планов.

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 17.36 Кб (Открыть, Скачать)

4 глава.docx

— 98.52 Кб (Открыть, Скачать)

3 ГЛАВА.docx

— 111.94 Кб (Открыть, Скачать)

2 глава.docx

— 129.65 Кб (Открыть, Скачать)

1 глава.docx

— 199.21 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Совершенствование системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях города Пятигорск