Совершенствование системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях города Пятигорск

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка методологических и методических основ формирования механизма совершенствования системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях.
Объектом исследования выступает находящаяся в состоянии реформенных преобразований система пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования является современная экономическая теория, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам развития сферы пенсионного обеспечения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
5

1.
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
8
1.1.
Социальная сфера города
8
1.2.
Пенсии в системе общественного воспроизводства.
Экономические основы
17
2.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
22
2.1.
Социальные аспекты государственного пенсионного обеспечения и страхования
22
2.2.
Финансирование социальных обязательств государства через систему Пенсионного Фонда РФ: вопросы теории
42
2.3.
Роль ГУ УПФР по г. Пятигорску в повышении уровня жизни пенсионеров
54
3.
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ В МЕХАНИЗМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
61
3.1.
Социальная ориентация пенсионной реформы и ее предварительные результаты
61
3.2
Направления оптимизации финансового механизма Пенсионного фонда РФ в целях совершенствования системы управления пенсионным обеспечением в современных условиях
73
4.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПЕНСИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГОРОДА ПЯТИГОРСК
86


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
103

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 8 файлов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.docx

— 17.22 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 14.38 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.docx

— 26.02 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 17.36 Кб (Открыть, Скачать)

4 глава.docx

— 98.52 Кб (Открыть, Скачать)

3 ГЛАВА.docx

— 111.94 Кб (Открыть, Скачать)

2 глава.docx

— 129.65 Кб (Открыть, Скачать)

1 глава.docx

— 199.21 Кб (Скачать)

 

  1. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

 

    1. Социальная сфера города

 

Муниципальная социальная политика — это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, содержание и развитие социальной сферы муниципального образования.

Муниципальная социальная политика проводится в соответствии с общей стратегией социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов Российской Федерации.

Примерная структура социального  комплекса города представлена на рис. 1.1..

Рис. 1.1.. Комплекс социальной сферы города

 

Основные направления муниципальной  социальной политики, фактически реализуемые органами местного самоуправления (рис. 1.2):

• содействие занятости населения  и обеспечению благоприятных условий труда на предприятиях, расположенных на территории муниципального образования;

• содействие обеспечению граждан  жильем через создание условий для  жилищного строительства и прямое обеспечение

В этих целях концепцией реформирования межбюджетных отношений' предусмотрена избирательная инвестиционная поддержка регионов для создания социальной инфраструктуры, минимально необходимой для реализации гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации и законодательством.

Рис. 1.2. Совокупность целей социально-экономического развития города

 

Дальнейшее развитие сферы государственных  услуг зависит от принятой в этой области политики и утвержденных натуральных норм предоставления населению  соответствующих услуг.

Основная логика реформирования отношений  по поводу предоставления населению государственных услуг заключается в переходе к модели «субсидиарного государства», которое обеспечивает перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям.

При таком подходе граждане, которые  обладают самостоятельными источниками финансирования социальных потребностей, за счет собственных доходов должны оплачивать практически все расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также часть расходов на медицинское обслуживание, образование, пенсионное страхование.

В перспективе значительную часть  государственных услуг этой категории  граждан планируется предоставлять  преимущественно на конкурентной основе через предприятия различных  форм собственности.

В то же время государство не должно ослаблять усилий, направленных на оказание социальной помощи, а также предоставление бесплатных услуг в области здравоохранения и образования той части населения, которая без государственной помощи лишилась бы доступа к основным социальным благам. Приоритетом в области социальной политики на перспективу должны выступать инвестиции в человека.

Рассмотрим аспекты муниципальной  социальной политики, проводимой в  городах и городских поселениях Российской Федерации.

Так как эмпирической базой дипломной  работы является Управление ПФР по г. Пятигорску, относимое к органам социальной защиты населения, рассмотрим данный аспект муниципальной политики города.

Социальная  защита в широком смысле — это деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав.

В содержание понятия социальной защиты населения входит социальное обеспечение.

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета — это система материального обеспечения и социального обслуживания лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию (служащих систем государственной службы, военной службы, правоохранительной службы), а также всего населения вне зависимости от их принадлежности к каким-либо определенным категориям лиц (бедные или малоимущие, инвалиды, дети и др.).

По способам организации (организационно-правовым формам) социального обеспечения  кроме двух ее основных форм — обязательного социального страхования и социального обеспечения за счет ассигнований из государственного бюджета (это относится к государственным служащим, получающим пенсии за выслугу лет в размере, значительно превышающем размер трудовых пенсий лиц, обеспечиваемых по общей системе) - существует еще смешанная форма, сочетающая в себе обе формы.

Основными финансовыми источниками  социального обеспечения наряду с ассигнованиями из государственного бюджета являются средства страховых социальных внебюджетных фондов.

Социальные страховые фонды, образуемые вне федерального бюджета, предназначены  для реализации конституционных  прав застрахованных граждан на их обеспечение в порядке обязательного социального страхования.

Средства страховых социальных фондов формируются такими фондами, как Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования  Российской Федерации (ФСС России), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Согласно законодательству они являются страховщиками.

В Федеральном законе от 16.07.1999 г. «Об  основах обязательного социального страхования» выделяется главный принцип осуществления страхования — автономность его финансирования. Следовательно, бюджеты социальных страховых фондов не должны входить в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и, соответственно, не могут подлежать изъятию.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты социальных страховых фондов являются единый социальный налог (ЕСН), страховые взносы, дотации, средства федерального бюджета, средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством. К источникам названных фондов относится также штрафные санкции и пеня; денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; фиксированный платеж от лиц, добровольно вступивших в систему обеспечения по обязательному социальному страхованию; иные поступления, не противоречащие законодательству.

Денежные средства социальных страховых  взносов должны расходоваться только на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах названных фондов на очередной финансовый год.

Таким образом, финансовые источники  социального обеспечения — это страховые взносы, единый социальный налог, ассигнования из государственного бюджета, т.е. средства обязательного социального страхования и бюджетные средства, выделяемые на социальное обеспечение.

Нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения по социальному  обеспечению, — это законы и подзаконные акты.

Органами социального обеспечения  могут быть органы обязательного социального страхования и органы государственной власти, органы муниципальных образований, негосударственные органы и общественные организации.

Таким образом, система государственного социального обеспечения — это система взаимозависимых форм и видов социального обеспечения, финансовых источников, нормативных правовых актов, органов социального обеспечения.

Общую государственную систему  социального обеспечения можно  представить в виде следующей  структуры относительно самостоятельных систем:

• пенсионная система;

• система социальных пособий и  компенсационных выплат (пособие  по временной нетрудоспособности; пособие  по беременности и родам; единовременное пособие беженцам; пособие гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы и т.д.);

• система социального обслуживания и социальных услуг;

• система социальной охраны здоровья граждан;

• система государственной социальной помощи;

• система социальных льгот и  преимуществ.

Система социальных компенсационных  выплат связана с решением проблем материнства, отцовства и детства, вынужденного переселения, безработицы и др.

В настоящее время доля населения, имеющего право на получение социальных гарантий, льгот и выплат, установленных законодательными актами Российской Федерации, оценивается на уровне 70% всего населения Российской Федерации, т.е. около 100 млн человек могут претендовать на получение социальных выплат и льгот. На федеральном уровне установлено около 156 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций, оказываемых 236 различным категориям населения (например, ветеранам, детям, инвалидам, учащейся молодежи и т.д.). Необходимое финансирование установленных на федеральном уровне льгот и пособий оценивается в 15% ВВП, что превышает расходы федерального бюджета на социальную политику почти в 10 раз.

Кроме того, сложившаяся в настоящее  время практика финансирования социального обслуживания ориентируется на сложившуюся сеть социальных учреждений на основе затратных принципов. Доступ негосударственных организаций к оказанию соответствующих услуг в рамках социального заказа ограничен. Слабо развито сотрудничество с благотворительными и религиозными организациями.

Недостаточно используются возможности  самофинансирования при предоставлении социальных услуг.

Практически нет стимулов к снижению административных издержек функционирования системы социальной защиты.

В большинстве регионов отсутствует  практика мониторинга эффективности  социальной помощи. Следствием этого  являются недостаточная статистическая информация о состоянии дел в  социальной защите, низкая репрезентативность такой информации и несопоставимость различных источников статистических данных.

Проблемы, связанные с низкой эффективностью существующих социальных выплат и льгот, совмещаются с крайне неблагоприятными тенденциями в демографическом развитии. В результате предшествующего демографического развития в масштабах всей страны продолжает усиливаться депопуляция. Этот процесс начался в первой половине 90-х гг. и совпал с экономическим кризисом, что усугубило характер его последствий и ухудшило возможности его сдерживания.

Принципиальные задачи в области  дальнейшего развития социального обслуживания заключаются в финансово реалистичной и адресной социальной помощи, повышении эффективности системы социальной защиты, снижении социальной дифференциации и борьбе с бедностью.

Основу реформ в сфере социальной поддержки населения должен составлять принцип предоставления социальной помощи преимущественно в адресной форме и лишь тем домохозяйствам, фактическое потребление которых находится на уровне ниже прожиточного минимума.

Чтобы высвободить необходимые  бюджетные ресурсы дли оказания адресной социальной помощи, предусматриваются  упразднение большинства льгот, установленных федеральным законодательством, и передача полномочий по принятию решений об установлении большинства видов социальной помощи на уровень субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Основной принцип социальной защиты населения — адресность помощи на основе констатации нуждаемости, удовлетворения потребностей тех, кто больше нуждается в защите.

В социальный муниципальный заказ  включаются, прежде всего, наиболее востребованные услуги, которые финансируются по факту их предоставления.

Финансирование расходов по социальной защите населения включает выделение  средств:

  • на строительство, содержание и организацию работы учреждений социальной защиты населения (детских домов, домов престарелых, интернатов и др.);
  • обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
  • текущее содержание учреждений.

Потребность устанавливается отдельно на региональном и муниципальном уровнях, для учреждений стационарных и полустационарных и дифференцируется по группам муниципальных образований.

Потребность в учреждениях одного типа определяется по формуле

Ni = A*Ri/Wi,                                                                      (1.1)

где Ni — потребность в учреждении i-го типа;

А - численность населения муниципального образования, тыс. человек;

Ri — доля обслуживаемых учреждением i-го типа Ri = В/С;             (1.2)

Wi — среднекраевая пропускная способность учреждения i-го типа Wi = B/D;                                                                                         (1.3)

В - общая численность обслуженных учреждениями i-го типа всех муниципальных образований, в которых есть эти учреждения, тыс. человек в год;

Информация о работе Совершенствование системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях города Пятигорск