Совершенствование системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях города Пятигорск

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка методологических и методических основ формирования механизма совершенствования системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях.
Объектом исследования выступает находящаяся в состоянии реформенных преобразований система пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования является современная экономическая теория, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам развития сферы пенсионного обеспечения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
5

1.
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
8
1.1.
Социальная сфера города
8
1.2.
Пенсии в системе общественного воспроизводства.
Экономические основы
17
2.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
22
2.1.
Социальные аспекты государственного пенсионного обеспечения и страхования
22
2.2.
Финансирование социальных обязательств государства через систему Пенсионного Фонда РФ: вопросы теории
42
2.3.
Роль ГУ УПФР по г. Пятигорску в повышении уровня жизни пенсионеров
54
3.
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ В МЕХАНИЗМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
61
3.1.
Социальная ориентация пенсионной реформы и ее предварительные результаты
61
3.2
Направления оптимизации финансового механизма Пенсионного фонда РФ в целях совершенствования системы управления пенсионным обеспечением в современных условиях
73
4.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПЕНСИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГОРОДА ПЯТИГОРСК
86


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
103

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 8 файлов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.docx

— 17.22 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 14.38 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.docx

— 26.02 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 17.36 Кб (Открыть, Скачать)

4 глава.docx

— 98.52 Кб (Скачать)

    4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПЕНСИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГОРОДА ПЯТИГОРСК 

    Первоначально остановимся на вопросе государственного регулирования инвестирования пенсионных накоплений в Российской Федерации.

    В результате проведения пенсионной реформы в российской экономике возник дополнительный источник инвестиций в виде пенсионных накоплений, представляющих огромный макроэкономический финансовый ресурс, который постоянно увеличивается. К 2010 году его объем составит более 1 трлн. руб. Долгосрочность этого источника обусловлена тем, что основные выплаты накопительной части пенсии произойдут после 2022 года, то есть гражданам 1967 года рождения и моложе.

    Суть  накопительного механизма состоит  в том, что с одной стороны, государство гарантирует целостность пенсионных накоплений, а с другой стороны, граждане имеют возможность самостоятельно их наращивать, то есть заниматься обеспечением своей старости. Проблема инвестирования пенсионных накоплений, таким образом, должна рассматриваться не только в финансовом, но и в социальном (вложения в стареющий человеческий капитал) аспектах. Для ее решения должны быть разработаны эффективные инструменты размещения пенсионных накоплений в реальный сектор экономики, что требует проведения  исследований и выработки необходимых обоснований.

    Пенсионные  накопления способны существенно влиять на инвестиционный процесс, содействовать развитию производства и инфраструктуры, созданию новых рабочих мест. Это, в свою очередь, посредством положительной обратной связи даст позитивный импульс развитию системы пенсионных накоплений и пенсионной реформе в целом. В зарубежных странах пенсионные фонды выступают в качестве крупнейших, обладающих долгосрочными финансовыми ресурсами институциональных инвесторов, оказывающих мощное воздействие на национальную экономику. В России средства пенсионных накоплений вышли на финансовый рынок в 2004 году. При наличии надежных инструментов инвестирования они могут серьезно повлиять на рост капитализации российской экономики.

    Существующая  нормативная правовая база, регламентирующая инвестирование пенсионных накоплений, направлена, в основном, на обеспечение максимальных гарантий возврата средств. В связи с этим основная часть пенсионных накоплений размещена в государственной управляющей компании, которая вложила их в государственные ценные бумаги. Пенсионная система в ее существующем виде влияет на рынок государственных ценных бумаг и на долговой рынок России в целом, и не оказывает сколь - либо существенного воздействия на развитие реального сектора экономики. Сложившаяся ситуация обусловлена отсутствием механизмов привлечения пенсионных накоплений для целей обновления основных средств и неразвитостью институциональных инвесторов, которые должны работать со средствами будущих пенсионеров.

    В России объем пенсионных накоплений (см. рис. 1) уже в настоящее время  составляет сотни миллиардов рублей, и постоянно растет.

    Рис. 4.1. Пенсионные накопления в 2003-2014 гг., нарастающим итогом (млрд. руб.) 

    Пенсионные  средства застрахованных лиц, не воспользовавшихся  правом выбора инвестиционного портфеля, аккумулируются в Пенсионном фонде  Российской Федерации (ПФР), который, в свою очередь, заключает договор доверительного управления этими средствами с Внешэкономбанком, выбранным в качестве государственной управляющей компании (ГУК). На практике, ГУК инвестирует основную массу средств, поступивших из ПФР, в отдельные виды государственных ценных бумаг Российской Федерации, а также размещает их на банковских счетах. Основной принцип стратегии управления пенсионными накоплениями - достижение максимальной надежности вложений. Однако доходность при такой стратегии за весь период инвестирования ГУК не превысила уровень инфляции. Это, с одной стороны, порождает неверие граждан в возможность накопления существенной прибавки к пенсии за счет увеличения ее накопительной части, а, с другой стороны, оставляет реальный сектор экономики без мощного инвестиционного ресурса.

    Инвестиционная  политика Внешэкономбанка стимулирует  рост долговых обязательств государства  и не приводит к увеличению ВВП. Расчеты, представленные в работе, показывают, что объем пенсионных накоплений к 2012 году достигнет уровня сопоставимого с размером государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах. В условиях снижения потребности федерального бюджета в заемных средствах для обеспечения его сбалансированности размещение средств пенсионных накоплений в государственные ценные бумаги будет невозможно в связи с отсутствием достаточного объема последних уже в 2011 году. В этих условиях возможна ситуация, когда рост пенсионных накоплений потребует увеличения государственных заимствований, даже если у государства такой необходимости нет. То есть долгосрочный сегмент рынка государственных облигаций будет представлен в значительной степени инструментами, специально выпущенными для размещения пенсионных средств.

    Нестандартным решением проблемы инвестирования пенсионных накоплений могло бы стать размещение их на рынке лизинговых услуг. Это направление предлагается из-за того, что лизинговые проекты, в основном, являются капиталоемкими. При этом лизинговые схемы имеют большие перспективы внедрения в разных отраслях.

    В работе предлагается осуществлять лизинговые операции с использованием пенсионных накоплений по классической схеме лизинга. При этом для кредитования операций лизинга средства пенсионных накоплений, размещенные в ГУК, УК или НПФ, могут использоваться напрямую, минуя банковский сектор. Основная проблема, возникающая при этом - отсутствие в пенсионном законодательстве нормы, позволяющей осуществлять подобные вложения.

    Также нами предлагается  использовать средства будущих пенсионеров для вложения в коммерческую недвижимость и в строительство жилья. Первое направление характеризуется тем, что коммерческая недвижимость является доходным и надежным инструментом для долгосрочного инвестирования пенсионных средств, второе - в большей степени затрагивает социальный аспект.

    Исходя  из международного опыта, в качестве одного из вариантов участия НПФ  в инвестиционном процессе может  быть предложена схема, при которой  коммерческая недвижимость приобретается  по цене начального этапа строительства, а в последующем офисные площади сдаются в аренду либо выставляются на продажу. Таким образом, помимо решения основной задачи НПФ - обеспечения роста пенсионных накоплений вкладчиков, развивается городская инфраструктура.

    Существует  ряд возможностей для одновременного решения двух социальных проблем - жилищной и пенсионной. Приобретение жилья с использованием пенсионных накоплений можно осуществлять двумя способами:

    - через ипотечное кредитование;

    - посредством прямых вложений  пенсионных накоплений.

    Развитие  ипотечного жилищного кредитования невозможно без привлечения значительных и долгосрочных кредитных ресурсов. Расширение списка инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений за счет ипотечных ценных бумаг призвано решать две основные задачи. Во-первых, увеличение объемов жилищного кредитования, во-вторых, предоставление пенсионной системе надежного финансового инструмента.

    При прямых вложениях пенсионных накоплений, размещенных в НПФ и УК, на строительство  нового жилья и приобретения существующих квартир следует использовать международный опыт. Наибольшее распространение в мире получила "германская" ссудно-накопительная модель финансирования жилищного строительства баушпаркассе (bausparkasse), действующая с XVIII века. В Германии с использованием этой модели приобретается две трети жилья, популярна она также в Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, развивается в Румынии и Казахстане. В Германии в настоящее время законодательство допускает изъятие со своего пенсионного счета до 50000 Евро на строительство или приобретение жилья без снятия субсидирования со стороны государства (так называемая, функционирующая с 2002 года, система Ристера).

    Одна  из схем привлечения средств пенсионных накопления для решения российской жилищной проблемы, разработанная с  учетом германского опыта, представлена на рис.4.1. При ее реализации на первом этапе на строительство и приобретение квартир привлекаются финансовые ресурсы, размещенные в УК либо НПФ, на основании заявлений застрахованных лиц. Выпуск субъектом федерации (муниципалитетом) жилищных облигаций является вторым этапом реализации предлагаемого проекта.

    Рис. 4.2. Схема приобретения и строительства квартир за счет пенсионных накоплений 

    Одной из функций создаваемого специального агентства станет реализация жилищных облигаций за счет средств, размещенных в УК и НПФ, объем

инвестирования  пенсионных накоплений при этом могут  достигать 100%. Средства, полученные от их продажи, будут направляться на финансирование строительства жилья, либо на приобретение уже готовых квартир. Эта же организация (возможен вариант делегирования этих полномочий другим организациям) будет заниматься продажей жилья. Преимущественное право на приобретение жилья на льготных условиях должно принадлежать будущим пенсионерам, которые при переводе средств из ПФР в УК или НПФ изъявили желание участвовать в рассматриваемой программе. Остальное жилье реализуется на рыночных условиях. В этом случае допускается кредитование и использования ипотеки. Поступления от продаж квартир на рыночных условиях обеспечивают необходимую доходность по региональным жилищным облигациям.

    Применение  представленной схемы, помимо решения  жилищной проблемы, оказало бы положительное воздействие на развитие строительного комплекса в целом и отраслей промышленности, связанных со строительством, в том числе инфраструктуры, коммуникаций, автомобильных дорог.

    Помимо  стратегических направлений совершенствования  системы управления муниципальным  пенсионным обеспечением, разработаем и тактические направления.

    Государственное учреждение – Отделение Пенсионного  фонда Российской Федерации по Ставропольскому  краю – обладатель почётных званий лучшего Отделения Пенсионного  фонда Российской Федерации в 2008 году, а также звания лучшего Отделения  в Южном Федеральном округе в 2006 и 2007 годах.

    Именно  сотрудниками ГУ – Отделения ПФР  по Ставропольскому краю разработан ряд программных комплексов, на сегодняшний  день внедрённых в производство по всей стране. Так, программный комплекс «Макет»  формирует сетевую базу  лиц, в ближайшее время уходящих на пенсию. Работа с «кандидатами»  начинается заблаговременно, и к  моменту наступления пенсионного  возраста необходимый для назначения пенсии пакет документов уже сформирован.  Впервые  в системе ПФР была разработана и внедрена уникальная технология электронного документооборота с территориальными органами службы судебных приставов,  позволившая  многократно сократить объем  временных и  трудозатрат на подготовку и учет документов и повысить процент  исполнения исполнительных производств  по обязательному пенсионному страхованию. Программный комплекс «Perso», также  разработанный Отделением, обеспечивает проведение всех видов работ по добазовой  проверке и регистрации сведений индивидуального (персонифицированного) учета и взысканию задолженности  по обязательному пенсионному страхованию. Результатом внедрения блока взыскания недоимки  является максимальная автоматизация процесса взыскания задолженности. 

    В аспекте эксплуатации и развитии автоматизированной информационной системы  ПФР перед ГУ-УПФ по г. Пятигорску  стоят следующие задачи:

  • Ввод в промышленную эксплуатацию программно-технических комплексов «Назначение, перерасчет и выплата пенсий», «Установление и выплата ЕДВ» и «Клиентская служба ПФР»;
  • Получение лицензий на осуществление деятельности Отделения, связанной с шифровальными (криптографическими) средствами;
  • Ведение "Общегосударственной базы данных о социальном положении ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий";
  • Доработка программы "Макет пенсионных дел";
  • Доработка программы регистрации письменных обращений граждан;
  • Развитие системы аудио- и видеоконференцсвязи.

    На  наш взгляд, одной из острых проблем, стоящих перед ГУ-УПФ по г. Пятигорску, является улучшение собираемости пенсионных платежей.

    Приведённые данные в таблице демонстрируют  значительный рост ежемесячных выплат пенсий всем категориям получателей.

    Как видно из данных, приведённых в  таблице   , в 2008 году выплаты ежемесячных  пенсий выросли по отношению к 2007 году на 39234497,51 руб., что составило  в относительном выражении 23,65%. В  связи с ростом средней пенсии в 2009 году выросла соответственно, и  величина ежемесячных пенсий, выплачиваемая  пенсионерам города Пятигорска. В  абсолютных размерах рост составил 75247218 руб., в относительном – 36,68%. 

 

 

     

Таблица 4.1.

Наименование  показателя 2007 год 2008 год 2009 год 2008 год в сравнении с 2007 годом (+,-) 2009 год в сравнении  с 2008 годом  (+.-) 2008 год в сравнении  с 2007 годом (%) 2009 год в сравнении  с 2008 годом (%)
Всего начислено пенсии в месяц 165929567 205164065 280411283 39234497,51 75247218 123,65 136,68
в том числе
1.Трудовые пенсии 160878208 198558116 270679446 37679908 72121330 123,42 136,32
в том числе
по  старости 142674359 177345403 242295131 34671044 64949728 124,30 136,62
инвалидности 12912649 15491970 21496514 2579321 6004544 119,98 138,76
по  случаю потери кормильца 5291199 5720743 6887800 429544 1167057 108,12 120,40
2.Пенсии по государственному пенсионному обеспечению 5051359 6605948 9731837 1554589 3125889 130,78 147,32

3 ГЛАВА.docx

— 111.94 Кб (Открыть, Скачать)

2 глава.docx

— 129.65 Кб (Открыть, Скачать)

1 глава.docx

— 199.21 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Совершенствование системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях города Пятигорск