Территориальное экономическое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:15, отчет по практике

Описание работы

При единообразном регулировании федеральным законом разграничения компетенций между уровнями публичной власти, организационных и финансовых основ местного самоуправления, подобная практика означает снижение гарантий права граждан на осуществление местного самоуправления.

Содержание

1.Виды территориального общего экономического регулирования

В России — территориальное деление России на экономические районы. В настоящее время в Российской Федерации выделяют 11 экономических районов[. Центральный

2. Центрально-Чернозёмный

3. Восточно-Сибирский

4. Дальневосточный

5. Северный

6. Северо-Кавказский

7. Северо-Западный

8. Поволжский

9. Уральский

10. Волго-Вятский

11. Западно-Сибирский

12. Калининградская область* (*входит в Северо-Западный ЭР и признана особой экономической зоной)

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 59.33 Кб (Скачать)

     • получить  характеристику состояния и развития  малого предпринимательства по  отраслям экономики, административно-территориальным  образованиям (городам и районам);

     • определить  место и роль малого предпринимательства  в экономике, выявить ресурсный  потенциал и оценить результативность  его использования.тоги обследования малых предприятий были использованы для уточнения генеральной совокупности объектов статистического наблюдения, создания базы для дорасчетов основных показателей, формируемых на основе квартальных выборочных наблюдений; осуществления ретроспективного пересчета динамических рядов.   

     В 2002 г. в соответствии с Федеральным  законом от 25 января 2002 г. №8-ФЗ  «О Всероссийской переписи населения»  органами государственной власти  проведена крупномасштабная общенациональная  статистическая работа – Всероссийская  перепись населения (ВПН-2002). Являясь  основным, а в ряде случаев  единственным источником данных  о населении, перепись позволила  получить сведения о численности  и структуре населения, его  национальном составе и распределении  по территории, социально-экономических  характеристиках в строгом соответствии  с международной практикой.      В ходе выполнения комплекса  подготовительных мероприятий совместно  с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления были уточнены границы административно-территориальных образований, приведено в порядок адресное хозяйство населенных пунктов; изготовлен и уточнен картографический материал, осуществлены подбор и обучение временного переписного персонала, выделены оснащенные средствами связи помещения для переписных и инструкторских участков, транспортные средства, организована широкомасштабная информационно-разъяснительная работа среди населения. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 20 июня 2003 г. №356 в течение последующих трех лет органы государственной статистики совместно с субъектами РФ сформировали итоговые документы.

     В период  с 2001 по 2005 гг. было организовано  выполнение таких важных статистических  работ, как:

     • построение  национальных счетов в целом  и в разрезе секторов экономики;  расчеты валового внутреннего  продукта с годовой и квартальной  периодичностью (в текущих и сопоставимых  ценах);

     • формирование  статистических показателей по  видам экономической деятельности  на основе Общероссийского классификатора  видов экономической деятельности (ОКВЭД), гармонизированного с международными  классификациями;

     • обследование  населения по проблемам занятости;

     • формирование  показателей уровня жизни населения  на основе обследования бюджетов  домашних хозяйств;

     • разработка  баланса основного капитала (основных  фондов), характеризующего результаты  инвестиционной деятельности;

     • наблюдение  за уровнем и изменением цен  во всех секторах экономики;

     • наблюдение  за ходом реформы жилищно-коммунального  хозяйства;

     • оперативное  формирование общеэкономических  показателей деятельности организаций  на основе унифицированных форм  статистической отчетности;

     • разработка  годовой бухгалтерской отчетности  организаций.Развитие системы национальных счетов осуществлялось на основе совершенствования динамических характеристик, методологического и практического обеспечения расчетов ВВП и ВРП в новой классификации, разработки счетов по секторам экономики. В связи с переходом на использование с 1 января 2003 г. Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), отражающего структуру рыночной экономики, взамен Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) в 2005 г. были впервые получены и опубликованы расчеты ВВП в классификации ОКВЭД (в текущих и сопоставимых ценах) за 2002 – 2004 гг., а также по источникам формирования доходов. Разработка показателей счетов производства по видам экономической деятельности для сектора нефинансовых корпораций осуществлялась на принципиально новой информационной базе – данных структурного обследования предприятий (форма государственного статистического наблюдения №1-предприятие). Для разработки показателей счетов производства других секторов экономики использовались переходные ключи от ОКОНХ к ОКВЭД. На уровне субъектов РФ построение счетов и расчет показателей СНС оказался востребован в связи с необходимостью определения валового регионального продукта (ВРП) в двух классификациях с применением новой методики и технологии расчетов в экспериментальном режиме.о статистике населения в соответствии с официальной методологией были выполнены пересчеты общей численности населения за межпереписной период (1990 – 2002 гг.) от итогов ВПН-2002. Применялась усовершенствованная методология расчета возрастно-полового состава населения по субъектам Российской Федерации и «малым территориям». На основе международных рекомендаций проведен расчет показателей естественного движения населения, таблиц рождаемости и смертности за межпереписной период с учетом пересчитанной от итогов ВПН-2002 общей численности и возрастных категорий населения. Статистика смертности была расширена за счет обновления номенклатуры причин смерти. Впервые в 2005 г. за всю историю учета миграции населения получены данные о длительности проживания мигрантов по предыдущему месту жительства, их занятиях и виде деятельности, о брачном состоянии и семейной миграции.      Дальнейшее совершенствование получила статистика уровня жизни населения на основе доработки программы выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств в части расширения состава наблюдаемых социальных показателей, характеризующих доступность и уровень расходов населения на оплату услуг (образование, медицинское обслуживание, жилье); введения новых показателей по охвату мерами государственной социальной поддержки различных групп домохозяйств, дополнения характеристиками обследуемого населения для более детального описания социально-экономического профиля бедности. Внедрен новый Классификатор индивидуального потребления по целям с уточнением ряда классификационных позиций и перечня относимых к ним товаров и услуг.       В рамках развития статистики платных услуг проводилась работа по обеспечению полноты учета за счет досчетов объема услуг от скрытой и неформальной деятельности. В этих целях доработана по составу показателей форма статистического наблюдения №1-БЫТ (сеть) «Сведения о сети объектов бытового обслуживания населения» (она представляется отчитывающимися субъектами 1 раз в три года); на сектор индивидуального предпринимательства распространена статистическая работа «Обследование организаций, оказывающих различные виды услуг»; разработан порядок сбора информации от операторов сотовой связи, от организаций, осуществляющих авиаперевозки.    

     Организация  статистического наблюдения в  сфере жилищно-коммунального хозяйства  была направлена на получение  статистической информации, характеризующей  как экономическую эффективность  проводимой реформы, так и меры  социальной защиты населения.  Перечень показателей в формах  статистического наблюдения существенно  расширен и приведен в соответствие  с изменениями в жилищном законодательстве. 

     В статистике  образования с 2004 г. осуществлен  переход к разработке статистической  информации о подготовке специалистов  со средним и высшим профессиональным  образованием в соответствии  с новым Общероссийским классификатором  специальностей образования (ОКСО), утвержденным постановлением Госстандарта  России от 30 сентября 2003 г. №276-ст. Расширен и усовершенствован  состав показателей в формах  статистического наблюдения для  оценки деятельности субъектов  бюджетного планирования, а также  с учетом основных направлений  реформирования образования.     Изменения коснулись и статистики  связи – был пересмотрен и  приведен в соответствие с  законодательством перечень форм  отчетности. Это позволило исключить  дублирование потоков информации  и снизить нагрузки на респондентов.    В этот же период получило  развитие еще одно направление  – статистика туризма. Совершенствовалось  содержание и периодичность статистического  инструментария для наблюдения  за деятельностью коллективных  средств размещения и туристских  фирм. Разработаны методологические положения по обследованию туристской мобильности населения на базе выборочного обследования домашних хозяйств, практическая реализация наработок намечена в 2007 – 2008 гг.      В области статистики окружающей среды доработаны методики расчета ряда показателей по природоохранной деятельности с учетом международного опыта, по внедрению ОКВЭД в статистическую практику, уточнению круга отчитывающихся хозяйствующих субъектов и порядка представления форм действующего статистического наблюдения в области производства минерально-сырьевой базы, совершенствованию статистического наблюдения за деятельностью охотничьих хозяйств.      Изменения затронули и традиционный для статистики раздел сельского хозяйства. В связи с внедрением ОКВЭД необходимо было обеспечить пересчет объема продукции сельского хозяйства в фактических ценах, обновить сведения о производстве продукции растениеводства и животноводства. Совершенствовалась также система формирования выборочной совокупности хозяйств населения и проведения обследований по отдельным видам домашних животных и сельскохозяйственной продукции в этой категории сельхозпроизводителей; разрабатывались алгоритмы формирования выборочной совокупности и распространения данных на генеральную совокупность многоцелевых выборочных обследований деятельности сельхозпроизводителей и крестьянских (фермерских) хозяйств; проводилась подготовка к Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года.   

     Развитие статистики предприятий было направлено на получение данных о деятельности хозяйствующих субъектов применительно к ОКВЭД, создание информационной базы для пересчетов макроэкономических показателей в соответствии с новыми алгоритмами формирования счета производства, разработку методологических подходов к совершенствованию индексных расчетов и исчисление ретроспективных индексов производства по видам экономической деятельности за 1999 – 2004 гг. В 2004 г. обеспечивалось формирование основных показателей работы хозяйствующих субъектов по двум классификациям – по отраслям промышленности согласно ОКОНХ и видам экономической деятельности по ОКВЭД, с 2005 г. осуществлен переход на получение индексов производства в структуре ОКВЭД по разделам C «Добыча полезных ископаемых», D «Обрабатывающие производства», E «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» на основе нового базисного 2002 г. Пересмотрена в соответствии с международными стандартами программа разработки данных на основе формы №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг». Адаптирована к первичному и бухгалтерскому учету система показателей по производственной деятельности предприятий. Осуществлен с 2005 г. переход на новую технологию обработки данных по унифицированным формам «УИС СТАТЭК». В связи с внедрением ОКВЭД изменился статистический инструментарий для обследования деятельности малых предприятий, согласованный с основными показателями, содержащимися в унифицированных формах, применяемых для наблюдения по кругу крупных и средних организаций.

    

     По  статистике внутренней торговли  повышалось качество выпускаемой  информации за счет совершенствования  организационно-методологических основ  статистического обследования, развития  выборочного метода наблюдения  за деятельностью индивидуальных предпринимателей, применения ОКВЭД, разработки научно обоснованной системы дефляторов. Внедрен новый статистический инструментарий для обследования рынков. В целях реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ разработаны «Указания о порядке разработки в органах государственной статистики показателей «оборот розничной торговли» и «оборот общественного питания» в разрезе муниципальных районов и городских округов».      По статистике внешней торговли усовершенствовано статистическое наблюдение за внешнеэкономической деятельностью, не учитываемой таможенной статистикой. Проведено обследование продавцов потребительских товаров импортного производства на рынках; разработана и внедрена программно-аналитическая система на основе базы таможенной статистики, что позволяет вести обработку статистической информации на уровне 10 знаков товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.области статистики науки были выполнены методологические и проектно-технологические работы по совершенствованию статистического наблюдения сферы науки, технологий и инноваций, формированию информационных ресурсов. Внедрена и впоследствии усовершенствована форма №3-информ в части получения информации об использовании организациями сети Интернет и других глобальных информационных сетей.

     Совершенствовалась  статистика основных фондов, инвестиций  в основной капитал, строительства  в части учета инвестиций в  нефинансовые активы, построения  баланса активов и пассивов, нефинансовых  активов и статистики строительной  деятельности. Произведены пересчеты динамических рядов по инвестициям в основной капитал, по объему работ и услуг, выполненных собственными силами по виду деятельности «строительство» в связи с внедрением ОКВЭД; разработана методология формирования выборочной совокупности и распространения выборочных данных на генеральную совокупность для выявления инвестиционной активности организаций, деловой активности строительных организаций, наличия и движения основных фондов по видам экономической деятельности. Обновлен статистический инструментарий, обеспечивающий проведение обследования состояния жилищного строительства на основе регистра строящихся жилых домов, который ведется по разрешениям на строительство.      В рамках развития статистики цен выполнялись работы по расширению системы индексов цен, развитию и совершенствованию действующей методологии их исчисления, по адаптации системы показателей и методологии статистического наблюдения за ценами в соответствии с требованиями СНС, внедрению международных классификаторов в практику статистики цен, а также совершенствованию методов формирования выборочной совокупности организаций для наблюдения за ценами. Осуществлен окончательный переход к расчетам индексов цен производителей промышленных товаров и в строительстве с использованием ОКВЭД; в потребительском секторе проводились экспериментальные расчеты индексов цен с использованием разработанного Классификатора индивидуального потребления по целям для расчета индекса потребительских цен.     По статистике труда внедрена методология расчетов показателей совокупных затрат труда на производство товаров и услуг, интегрированных с балансом трудовых ресурсов в единую систему расчетов. В рамках данной системы формировалась информация о размерах неформальной занятости с учетом принципов, принятых на XVII Международной конференции статистиков труда (ноябрь – декабрь 2003 г.). Проводились работы по совершенствованию методологических и проектно-методических разработок, обеспечивающих получение информации по результатам обследования населения по проблемам занятости, произведены корректировка весовых коэффициентов и пересчет показателей обследований с учетом итогов ВПН-2002. Осуществлен на федеральном и региональном уровне ретроспективный пересчет динамических рядов за 1998 – 2002 гг. по видам экономической деятельности по показателям среднесписочной численности работников, фонду заработной платы, среднемесячной заработной платы, занятости и безработицы. Внесены с учетом перехода на ОКВЭД изменения в действующий статистический инструментарий. Внедрена новая методология и программа выборочного статистического наблюдения о заработной плате работников по профессиям и должностям за октябрь 2004 г. по форме №57-т, разработаны итоги о дифференциации заработной платы работников по группам занятий в сочетании с признаками пола, возраста, уровня образования в разрезе видов экономической деятельности и форм собственности. Ежегодно проводились выборочные обследования организаций о распределении численности работников по размерам заработной платы. С учетом норм Федерального закона от 27 июля 2005 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» усовершенствованы программы статистических наблюдений за составом и обучением кадров государственной гражданской службы, а также за составом кадров муниципальной службы.  

Информация о работе Территориальное экономическое регулирование