Территориальное экономическое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:15, отчет по практике

Описание работы

При единообразном регулировании федеральным законом разграничения компетенций между уровнями публичной власти, организационных и финансовых основ местного самоуправления, подобная практика означает снижение гарантий права граждан на осуществление местного самоуправления.

Содержание

1.Виды территориального общего экономического регулирования

В России — территориальное деление России на экономические районы. В настоящее время в Российской Федерации выделяют 11 экономических районов[. Центральный

2. Центрально-Чернозёмный

3. Восточно-Сибирский

4. Дальневосточный

5. Северный

6. Северо-Кавказский

7. Северо-Западный

8. Поволжский

9. Уральский

10. Волго-Вятский

11. Западно-Сибирский

12. Калининградская область* (*входит в Северо-Западный ЭР и признана особой экономической зоной)

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 59.33 Кб (Скачать)

нституты - это разработанные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные (договоры и добровольно принятые кодексы поведения) ограничения, а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие. Направления развития региональных институтов управленияИнституциональное развитие экономики региона происходит под влиянием взаимодействия между институтами и организациями (институты определяют "правила игры"; организации - "игроки"). Новые институты появляются тогда, когда появляются новые возможности получения прибыли, которая не может быть получена в уже существующей институциональной среде (системе). Перспективным способом повышения эффективности государственного регулирования является использование рыночных принципов и механизмов в деятельности региональных органов власти. Можно действовать в нескольких направлениях:

прибегать к аукционам  как при закупках товаров и  услуг, так и при распределении  общественных ресурсов;

заключать контракты  на осуществление значительной части  функций, ранее выполнявшихся государством;

использовать методы оплаты выполненной работы только в  зависимости от достигнутых результатов  даже в случаях, когда заключение контрактов не представляется возможным  или желательным;

ориентироваться на рыночную информацию; например, государство  может полагаться на рыночные оценки при осуществлении закупок или  использовать информацию о ставках  процента по субординированной задолженности по банковским ссудам для определения соответствия величины премии за риск при страховании депозитов".Создание институциональной среды в Российской Федерации и в её субъектах, проблемы формирования цивилизованных мотиваций поведения человека, адекватных условиям рыночной экономики, приобретают приоритетное значение. Государственные и общественные институты приобретают особое значение в процессах формирования институциональной среды и построения цивилизованной рыночной экономической системы, как в отдельных субъектах РФ, так и в масштабах всего российского государства. Институциональная среда, выступающая интеллектуальным результатом воспроизводственной деятельности людей, обществ и государств, формирует соответствующие трансакционные отношения, которые в итоге влияют на трансакционные издержки жизнедеятельности людей. Высокий уровень человеческих, демократических отношений в обществе предполагает наличие развитых, обоснованных и согласуемых с законами трансакционных отношений и издержек. Важно то, что они имеют возрастающую по своей сложности интеллектуальную природу, но материализуются в конечном итоге в благосостоянии и продолжительности жизни граждан, безопасности их общественной жизнедеятельности и создании основ устойчивого развития. Для экономики России в ее нынешнем состоянии первоочередной задачей является создание подобных демократических тенденций, а вернее, элементов экономической демократии, которые впоследствии смогут сформировать ее устойчивую систему. Основным направлением демократизации отношений собственности в реформируемой российской экономике должно стать "расщепление" прав собственности и ее "распыление" среди основной массы населения, занятого в процессе производства. Это может быть осуществлено по следующим основным направлениям: создание институциональной среды для равноправного существования и развития различных форм собственности; образование плюралистических форм собственности, снимающих противоречие между собственником и не собственником в процессе производства и распределения; формирование в российской экономике "ответственной" и "ограниченной" системы частной собственности, способствующей процветанию общества и каждого его члена в отдельности; создание экономической заинтересованности в наделении работников собственностью и развитии на предприятиях рабочей собственности, создание фирм на принципах соединения труда и капитала;

резкое расширение числа субъектов одного объекта  собственности и делегирование  части прав собственности не собственникам (работникам или их профессиональным организациям, органам местного самоуправления, доверительным организациям или  трастам); формирование системы социального  партнерства. Переход к устойчивому  развитию Российской Федерации в  целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при  соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что  предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к  устойчивому развитию для каждого  региона, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной  политики в области устойчивого  развития. Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени  должны соответствовать федеральным  задачам, но при этом необходим учет местных особенностей, предусматривающий, в частности: - формирование регионального  хозяйственного механизма, регулирующего  социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие  на окружающую среду;- выполнение природоохранных  мероприятий на селитебных (жилых) и  незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в  пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство; - осуществление  мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению  санитарно-эпидемиологического благополучия; - развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных  агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения; - реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.Создание эффективных региональных институтов нужно для появле-ния нормативно-правовой основы экономического планирования и функционирования рыночных механизмов, а также для проведения це-ленаправленной социально-экономической и финансовой на местах.Предполагается, что развитие экономики региона последовательно будет проходить по трем базовым сценариям: инерционному (с сохранением таких отрицательных тенденций как сокращение объемов производства в отдельных отраслях экономики с переходом в фазу стагнирующей стабилизации, опережающий рост промежуточного продукта перед конечным, углубление социального расслоения и др.); свободного предпринимательства (ориентирован на получение максимальной прибыли и производство наиболее конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынке. В наибольшей мере он отражает интересы предпринимателей-инвесторов, но в той или иной степени соответствует и интересам прочих субъектов); свободное предпринимательство создает рабочие места, выпускает нужную обществу продукцию, дает солидные отчисления от прибыли в бюджеты всех уровней. Сценарий предполагает максимизацию доли доходов, направляемой на развитие производства, и минимизацию доли доходов, направляемой на социальные нужды (помимо зарплаты); устойчивого развития (под устойчивым понимается развитие, отвечающее потребностям настоящего времени, без ущемления возможностей будущих поколений для достижения их целей). Общие подходы к формированию конкретных механизмов сценария устойчивого развития предполагают ряд отличительных черт: интеграцию природоохранных аспектов и включение их в процесс разработки и принятия экономических решений, повышение действенности природоохранной политики, введение жестких санкций за загрязнение окружающей среды;

расширение базы экономического роста путем стимулирования малого бизнеса и предпринимательства; участие значительной части населения  в предпринимательской деятельности - один из главных факторов устойчивого  развития;

максимальную передачу властных полномочий федерального правительства  региональным органам государственной  власти и местного самоуправления как  важнейший инструмент решения всех задач, связанных с развитием  территории; право территории самостоятельно определять цели социально-экономического развития должно быть подкреплено адекватными  финансовыми возможностями и  механизмами. Реформы регионального  управления должны обязательно сопровождаться изменениями в системах институтов, причем именно изменения неформальных норм поведения людей поддерживают действие новых законов. Развиваются  все институты вследствие смены  парадигмы общественного развития и выбора более эффективного метода хозяйствования.

Информация о работе Территориальное экономическое регулирование