Финансовые основы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 05:29, курсовая работа

Описание работы

Промышленность, знания и технологии развиваются на столько быстро, что в течение каждых пяти лет количество информации удваивается. Сейчас невозможно в процессе трудовой жизни (30 — 40 лет) пользоваться только теми знаниями, которые были приобретены в специальной школе или высшем учебном заведении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Внутрифирменное обучение как процесс непрерывного образования и его особенности………………………………………………………………......6

1.1. Цели обучения персонала……………………………………………………6

1.2. «Сохраняющее» и «инновационное» обучение персонала………………..7

1.3. Оценка потребности в обучении персонала………………………………..8

1.4. Экспертный и процессуальный подходы к внутрифирменному обучению персонала……………………………………………………………………..…...9

1.5. Типы учебных программ …………………………………………………..10

1.6. Традиционное и интегрированное обучение персонала………………….21

1.7. Затраты на обучение как прибыльные капиталовложения………………22

2. Требования к кадровому обеспечению учебных программ и особенности обучаемых……………………………………………………….24

2.1. Организация учебного процесса…………………………………………..24

2.2. Мотивация персонала на обучение………………………………………..25

2.3. Особенности программного обучения взрослых людей…………………27

2.4. Типы индивидуального стиля овладения знаниями ……………………..29

Заключение……………………………………………………………………….40

Список использованной литературы…………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

Внутрифирменное обучение.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

      В ходе анализа проблемной ситуации слушатели должны уметь выявить именно внутренние причины, а не их внешние проявления.

      Обучающиеся должны продемонстрировать понимание концепций, идей и подходов, описанных в курсе, а также умение использовать их для анализа конкретной ситуации и для выработки рекомендаций. Обычно проблемную ситуацию можно интерпретировать несколькими способами, и слушатели должны быть готовы к выявлению неопределенности и неоднозначности.

      Не следует останавливаться, обнаружив один проблемный аспект ситуации, следует попытаться найти другие проблемы и направления анализа.

      Слушателям рекомендуется привести примеры из личного опыта, подтверждающие правильность анализа и предложенные рекомендации.

      Подход к работе с практической ситуацией должен быть системным.

      Следует отметить, что в немецкой системе повышения квалификации менеджеров, в отличие от российской, разработана практика регистрации разработанных проблемных ситуаций для анализа, предусмотрены закрепление авторских прав и платное тиражирование конкретных обучающих ситуаций в соответствии с Федеральным законом о защите авторских прав на интеллектуальную собственность.

      Подводя итог анализу кейс-метода, необходимо отметить значимость этого метода для формирования специальной, методической и коммуникативной компетенции у слушателей в:

    • установлении межпредметных связей;
    • аналитическом и системном мышлении;
    • оценке альтернатив;
    • презентации результатов проведенного анализа;
    • оценке последствий, связанных с принятием решений;
    • освоении коммуникативных навыков и навыков работы в команде.

      Деловые и ролевые игры

      Ряд активных методов обучения получил общее название «деловые игры». Этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Ролевые игры помогают формировать такие важные ключевые квалификации руководителей, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т. д. От преподавателя требуется большая предварительная методическая подготовка при проведении ролевых игр, умение прогнозировать результаты и делать соответствующие выводы.

      Большинство немецких ученых в сфере профессиональной педагогики считают, что игровые методы обучения обладают наибольшим потенциалом в обеспечении профессионального развития руководителей, позволяют совершенствовать деятельность и создавать новые модели профессиональной практики, что соответствует целям актуализации управленческого профессионализма в современных условиях.

      Деловые игры характеризуются направленностью на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Необходимость в играх такого типа возникает тогда, когда имеющихся способностей участников управленческой деятельности недостаточно для реализации готовых деятельностных норм, либо происходит рассогласование в деятельности в результате изменения внешних условий. Поэтому возникает потребность в развитии недостающих способностей в процессе деловой игры на особой модельной площадке.

      Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры. По своей сути этот метод обучения является особой формой коммуникации.

      В любом типе коммуникации один из участников является автором, который выражает свою точку зрения. Второй участник является реципиентом, который, воспринимая авторский текст, строит образ того, что понял, чтобы реконструировать авторскую точку зрения. Третий участник коммуникации в рамках деловой игры может быть критиком, который, опираясь на результаты принятого решения, вырабатывает свою собственную точку зрения, более оформленную и совершенную. Четвертый участник — организатор коммуникации — согласует все виды работ и превращает разрозненные усилия в целенаправленное движение по совершенствованию авторской точки зрения.

      Завершается деловая игра подведением итогов, где основное внимание направлено на анализ ее результатов, наиболее значимых для практики. Однако завершающая фаза может быть расширена до рефлексии всего хода игры. Объектами такой рефлексии могут стать: динамика индивидуальных, групповых, межгрупповых траекторий движения мыслительных процессов; динамика образования коллективного мнения на основе изменений в межличностных отношениях; позиционность игроков и межпозиционные отношения и т. д.9

      Таким образом, анализ функций деловых игр в повышении квалификации менеджера приводит нас к следующему выводу.

      Если цель повышения квалификации руководителей высшей школы состоит в том, чтобы освоить действенные модели управления, апробировать новые проекты деятельности организации, то наиболее эффективным методом обучения является игровой. Именно деловая игра обладает возможностью воспроизведения, проектирования и моделирования деятельностно-ориентированных отношений, кооперативных коммуникативных связей с вовлечением представителей различных подсистем организации. Следовательно, у руководителей в процессе обучения развиваются не только организационные, но и методологические, игротехнические способности.

      Подводя итог анализу интерактивных методов обучения, применяемых в программах повышения квалификации руководящих кадров, следует отметить, что они повышают способность руководителей разных уровней выявлять и структурировать проблемы, собирать и анализировать информацию, готовить, при необходимости, альтернативные решения и выбирать наиболее оптимальный вариант из ряда альтернатив, как в процессе индивидуальной работы, так и во взаимодействии с другими работниками.

       Следует также отметить, что немецкий опыт повышения квалификации руководителей на основе интерактивных методов обучения все более широко используется в последнее время в отечественной практике повышения квалификации специалистов. 
 
 

      1.5. Затраты на обучение как прибыльные капиталовложения

      Уже с 70-х годов большинство руководителей американских   корпораций   стали   рассматривать затраты на обучение как прибыльные капиталовложения, а отделы развития персонала и внутрифирменные учебные центры — как подразделения, участвующие в создании прибыли.

      Один из вариантов оценки эффективности может быть основан на теории человеческого капитала, в соответствии с которой знания и квалификация наемных работников рассматриваются как принадлежащий им и приносящий доход капитал, а затраты времени и средств на приобретение этих знаний и навыков — инвестиции в него.

      Можно выделить следующие характеристики основного капитала:

 •   цена приобретения;

 •   восстановительная стоимость;

 •   балансовая стоимость.

      Цена приобретения — это сумма  расходов на набор рабочей  силы, ознакомление ее с производством  и первоначальное обучение.

      Восстановительная стоимость устанавливается  для каждой группы сотрудников  и выражает стоимость набора и обучения работника каждой профессиональной группы в текущих ценах.

 Балансовая  стоимость BV рассчитывается по формуле:

 BV =  r   * C
 r + p
 
 

 где r — предполагаемый срок занятости;

 p — число отработанных лет;

 C — восстановительная стоимость.

      В балансе показывается общая сумма вложений в трудовые ресурсы на начало планового периода (затраты на выбор и обучение), указывается объем произведенных в течение отчетного периода инвестиций, подсчитывается величина потерь вследствие увольнений, устаревания знаний и квалификации и выводится стоимость на конец рассматриваемого периода.

      Исследователи утверждают, что сейчас  более высокий экономический  эффект от вложений в развитие  персонала, чем от вложений  в средства производства. Расчеты  показывают, что 1 долл., вложенный в развитие персонала, приносит от 3 до 8 долл. дохода.

      По мнению главного экономиста  Американского общества содействия, обучению и развитию, в 90-е годы XX столетия рост экономики за счет повышения обученности работников составит 2,1%, за счет роста населения — 0,4%, за счет увеличения капитала — 0,5%. 

 
  1. Требования  к кадровому обеспечению  учебных программ и особенности  обучаемых

     2.1. Организация учебного  процесса

      Исходя из типологии описанных  выше программ, можно выделить следующие существенные требования к преподавателю-консультанту, проводящему внутрифирменное обучение.

      В практической деятельности преподаватель пользуется инструментами трех типов (табл. 17.3):

 •   дидактикой и организацией учебного процесса;

 •   профессиональными знаниями и умениями в предметной области;

 •   особенностями собственной личности.

 Таблица 17.3

    Аспект  компетентности преподавателя
 Типология целей обучения  Дидактический

 Организационный

 Профессиональный  Личностный
 1. Передача знаний  1. Навыки публичного выступления и проведения лекций-бесед

 2. Навыки  диагностики аудитории и формирования  мотивации слушателей

 Компетентность  в профессиональной области, владение профессиональным инструментарием  Умение вызывать интерес к собственному опыту.
 2. Формирование ориентации на изменение  1. Создание  проблемных ситуаций, провоцирующих  слушателей на оценку собственного  опыта и выявление существующих  ограничений

 2. Навыки  проектирования и проведения  групповых обсуждений

 Знакомство  с самыми новыми подходами, навыки диагностики ситуации в организации, выделения проблем  1. Обращение  к опыту собственного развития, преодоления кризисов.

 2. Задание  образа желаемого будущего для  слушателей – презентация некоторого  образца успешной личности и  профессионала

 3. Формирование индивидуального поведения  Навыки проектирования упражнений на отработку профессиональных навыков, умения проводить оценку эффективности  профессиональной деятельности.  Владение  широким инструментарием профессиональных средств и навыками рефлексии  профессиональной деятельности, а также навыками передачи их другим  Лидерские навыки – авторитетность, убедительность, психологическая компетентность, коммуникативная  гибкость
 4. Формирование группового поведения  1. Умение  создавать специальные учебные  программы.

 2. Умение  проектировать и проводить групповые  процедуры.

 3. Навыки  модерации и фасилитации групповой  работы

 Навыки диагностики  корпоративной культуры, наличие  нескольких схем организации профессиональной работы и разного инструментария  1. Толерантность к чужим точкам зрения, диалогичность.

 2. Отсутствие  лидерской ориентации, готовность  работать в качестве ассистента  в группе

     

      Интересной темой может стать  вопрос о каръерограмме преподавателя-консультанта  внутрифирменного обучения. На наш  взгляд, оптимальным является последовательная смена нескольких профессиональных позиций от позиции сотрудника организации (внутреннего консультанта), через позицию ассистента и консультационных проектах и позицию преподаватель в системе очного (внефирменного) обучения, к позиции внешнего консультанта, использующего в качестве одного из методов консультационной практики — участие в программах внутрифирменного  обучения.   Именно данный  путь  профессионального становления дает хорошие возможности для формирования, необходимого дидактического и профессионального опыта.

      Преподаватель, работающий в системе  последипломного образования, действует  в совершенно иной ситуации  по сравнению с учителем в  школе или преподавателем вуза. Его аудитория — это взрослые, сложившиеся люди, обладающие жизненным и профессиональным опытом со всеми вытекающими из этого преимуществами и ограничениями. Какие специфические аспекты взрослой аудитории можно выделить? 

      2.2. Мотивация персонала на обучение  

      Начнем с мотивации. Действительно, большое преимущество взрослой аудитории состоит в том, что она может быть достаточно высоко мотивирована на обучение. Именно эта категория глубоко осознает причины необходимости обучения, сферы возможного приложения полученных знаний и готова точно сформулировать запрос к преподавателю. Однако более сложной является ситуация, когда в учебную группу попадают люди, не имеющие актуального желания обучаться. В работе с данной категорией слушателей преподаватель оказывается перед необходимостью обосновывать важность обучения. Для этого ему необходимы знания об индивидуальных целях, склонностях, мотивах слушателя, а также представление о ситуации, в которой слушатель окажется по возвращении с курса подготовки. Если есть такая возможность, необходимо получить данную информацию предварительно, в противном случае — преподаватель должен проявить достаточно проницательности, чтобы получить ее непосредственно в ходе общения на занятиях. Для получения необходимой информации целесообразно проводить более подробное знакомство со слушателями перед началом учебного курса, просить их заполнить подробные регистрационные анкеты, собирать информацию о том, что в ходе обучения вызывает наибольший или наименьший интерес обучаемых, что кажется им более, а что менее полезным. Если преподаватель будет обладать подобной информацией, то ему будет проще искать аргументы в пользу участия в программе и подбирать индивидуализированные способы мотивирования слушателей. Так, если слушатель вынужден был пойти на курсы, подчиняясь существующему в учреждении жесткому правилу относительно порядка прохождения программ обучения, то в мотивационной беседе целесообразно показать важность успешного обучения для получения шанса стабильной спокойной карьеры. Если слушатель ориентирован на дальнейшее продвижение по служебной лестнице, то важно выделить именно те вопросы программы, которые должны быть особенно тщательно им проработаны, а также определить критерии эффективного обучения, дающего шанс для должностного роста10. 

Информация о работе Финансовые основы местного самоуправления