Финансовые основы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 05:29, курсовая работа

Описание работы

Промышленность, знания и технологии развиваются на столько быстро, что в течение каждых пяти лет количество информации удваивается. Сейчас невозможно в процессе трудовой жизни (30 — 40 лет) пользоваться только теми знаниями, которые были приобретены в специальной школе или высшем учебном заведении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Внутрифирменное обучение как процесс непрерывного образования и его особенности………………………………………………………………......6

1.1. Цели обучения персонала……………………………………………………6

1.2. «Сохраняющее» и «инновационное» обучение персонала………………..7

1.3. Оценка потребности в обучении персонала………………………………..8

1.4. Экспертный и процессуальный подходы к внутрифирменному обучению персонала……………………………………………………………………..…...9

1.5. Типы учебных программ …………………………………………………..10

1.6. Традиционное и интегрированное обучение персонала………………….21

1.7. Затраты на обучение как прибыльные капиталовложения………………22

2. Требования к кадровому обеспечению учебных программ и особенности обучаемых……………………………………………………….24

2.1. Организация учебного процесса…………………………………………..24

2.2. Мотивация персонала на обучение………………………………………..25

2.3. Особенности программного обучения взрослых людей…………………27

2.4. Типы индивидуального стиля овладения знаниями ……………………..29

Заключение……………………………………………………………………….40

Список использованной литературы…………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

Внутрифирменное обучение.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

 2.3. Особенности программного обучения взрослых людей

      Следующий аспект,  существенный  с точки зрения организации  учебного материала, - это особенности  психических функций взрослых  людей. Общеизвестно, что в отличие  от учащегося школы или студента  вуза память взрослого человека в среднем менее объемна, он быстрее утомляется, ему

 труднее долгое время концентрировать внимание. С другой стороны,  взрослый человек  обладает существенным преимуществом, которого, как правило, нет, у молодых  людей, — хорошо развитыми навыками мышления.  Именно поэтому программа обучения взрослых требует гораздо большей четкости и строгости в определении понятий, структурированности учебного материала, системной представленности отдельных элементов курса. Продуманная и практически обоснованная структура учебной программы дает возможность максимизировать эффект обучения именно за счет включения наиболее сильных сторон взрослых слушателей в работу по усвоению учебного материала.

      Помочь в повышении эффективности  обучения может и учет в  учебном процессе преобладающего у конкретного слушателя типа презентации — способа восприятия информации. Специалисты в области нейролингвистического программирования (Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, 1992) выделяют три основных типа презентации, связанных с превалированием у индивида той или иной модальности: 1) визуальной (зрительной), 2) аудиальной (слуховой) или 3) кинестетической. Оказалось, что они в разной степени присущи разным людям. 

      Визуалисты — это люди, в большей степени, ориентирующиеся на зрительный канал получения информации. Для понимания происходящего вокруг и лучшего усвоения знаний им необходимы художественные образы, картины, схемы, рисунки.

      Аудиалисты — это люди, в большей степени, ориентирующиеся на слуховой канал получения информации. Они легче усваивают вербальные образы, ориентируются на речь и язык говорящего,  используемые  при этом интонации,  а также паралингвистические параметры.

      Кинестетики в большей степени ориентируются на собственные чувства и переживания относительно получаемой информации, постигая внешний мир через уподобление, переживание процессов, которые им необходимо понять. Они как бы моделируют внутри своего сознания тот предмет, структуру, процесс, который изучают и таким образом познают его смысл и механизм.

      Такого типа информация о слушателях позволит преподавателю максимизировать варианты представления учебного материала. К примеру, кроме вербального (речевого) воспроизведения знаний можно привлекать и визуальную информацию (картины, схемы, таблицы и диаграммы), а также создавать условия для получения слушателями эмоциональных переживаний.

    Следующий аспект,  который необходимо затронуть     при     рассмотрении     особенностей взрослой аудитории — это профессиональный опыт человека. Здесь, прежде всего, важна специфика того вида деятельности, которой занимается слушатель.

      В настоящее время, можно выделить пять типов профессиональной деятельности, которые принципиально отличаются друг от друга: 1) человек-человек, 2) человек-техника, 3) человек-знак, 4) человек-природа, 5) человек – художественный образ.

      Профессии типа человек — человек  (педагоги, врачи, психологи), как  правило, развивают в людях  большую проницательность, умение  понимать особенности других  людей, навыки общения, убедительность  в коммуникации.  Как это может быть Использовано  в  учебном  процессе?  Такие  специалисты  легко включаются в активные формы занятий, они инициативны в групповой работе, могут занять лидерскую позицию в группе.

      Профессии типа человек — техника  (механики, инженеры, конструкторы), как правило, развивают в специалистах высокую ориентацию на предметность содержания курса. Для этих людей важно все увидеть своими глазами, попробовать, проверить на практике.   Они   особенно  будут  заинтересованы   в   получении конкретных и непротиворечивых рекомендаций.

      Представители профессий типа  человек — знак (программисты, теоретики  химики и физики, лингвисты.) проявляют  особую требовательность к строгости  определения понятий. Такие слушатели  требовательны к логичности и определенности построения курса и отдельных занятий, точности и непротиворечивости определений,  особенно нетерпимы  по отношению к любым рассогласованиям. Для них особенно важно понимание алгоритма действий. Если с этим нет проблем, то они готовы работать самостоятельно и без помощи преподавателя разрабатывать новые способы решения проблем.

      Профессии, относящиеся к типу  человек — художественный образ  (художники, артисты, дизайнеры), чаще всего развивают в специалистах  нестандартность восприятия и мышления, особый подход к принятию решений, способность к многовариантному видению различных проблем. Такие слушатели особенно отличаются при групповом решении сложных проблем, проведении занятий с привлечением метода анализа конкретных ситуаций, мозгового штурма. Они, как правило, особенно заинтересованы

 в получении  новых эмоциональных переживаний  и опыта, который бы мог быть интегрирован в их сферу деятельности. 

      2.4. Типы индивидуального стиля овладения знаниями

      В качестве еще одного фактора, который оказывает существенное влияние на ожидания слушателей по отношению к процессу обучения, выступает прошлый опыт и сложившийся при этом индивидуальный стиль овладения знаниями. Сегодня можно говорить о четырех основных типах индивидуального стиля обучения: 1) функциональном, 2) личностном, 3) авторитарном и 4) проектном.

      Функциональный стиль обучения  предполагает получение знаний  через овладение определенными  алгоритмами профессиональной деятельности. Такого типа обучение типично  для технических вузов, университетов,   дающих человеку строгое представление о правилах, способах, инструментах и этически принципах, реализуемых   в  данной   сфере   профессиональной деятельности.

      Индивид, предпочитающий личностный  стиль обучения, он овладевает знаниями и умениями через уподобление личности значимого профессионала, через копирование способов работы учителя. Такой способ обучения часто культивируется в творческих профессиях, в которых важно передать не столько алгоритм работы, сколько определенное мировоззрение,  совокупность существенных оснований, детерминирующих эффективную профессиональную деятельность.

      При авторитарном стиле обучения  получение знаний осуществляется  за счет идентификации обучаемого  с той ролью, которую ему  необходимо выполнять. Обучаемый в этом случае озабочен не столько тем, что ему необходимо знать и уметь, сколько тем, каким стать, что в себе изменить, чтобы быть успешным на своем рабочем месте. Процесс обучения осуществляется через строгое определение своей профессиональной позиции в терминах своего места в иерархической структуре, полномочий ответственности, типов взаимосвязей, форм отчетности. При  этом стиле обучения слушатель готов полностью подчиниться соответствующим правилам и предписаниям. Такой стиль обучения может быть весьма успешным при обучении тем профессиям, которые требуют от исполнителя полного подчинения распоряжениям, четкого (до самозабвения) выполнения предписаний вплоть до отказа от индивидуальных интересов.

       Слушатели, предпочитающие проектный стиль обучения, отличаются инициативностью по отношению к учебной ситуации в целом. Это относится и к содержанию учебного материала, и к процессу обучения. Для этой категории слушателей обучение — это процесс, который никогда не прекращается и лучше всего реализуется в реальной деятельности. Они готовы включаться в различные проекты, участвовать в деятельности в самых разных позициях (от исполнительских до творческих). Лекционное занятие они склонны превратить в дискуссию, а деловую игру насытить множеством существенных нюансов. Им необходимо максимально широко и глубоко познать сложную и многообразную деятельность, к которой они себя готовят и которая, по их мнению, не может быть однозначно определена в виде инструкций. Кроме того, для слушателей с проектным стилем обучения характерна потребность в личностном выборе профессиональных позиций и ролей, а также направлений, которые они считают приоритетными и важными с точки зрения собственного развития. Ориентация на проектный стиль обучения может быть особенно эффективной при подготовке менеджеров высшего звена управления, консультантов и, конечно, преподавателей.

      В целях повышения эффективности  обучения преподаватель все более  переходит от процесса одностороннего  взаимодействия — монолога (в  режиме трансляции) к активному процессу двустороннего общения — диалогу (сначала в режиме общения, затем и коммуникации).

      Для более точного учета специфики  аудитории преподаватель должен  уметь работать в нескольких  ролях, исполняя различные функции,  и учитывать особенности взрослой аудитории, прошлый жизненный и профессиональный опыт слушателей, их мотивацию и индивидуально-психологические особенности. 
 
 
 
 
 
 

 

 

 Заключение.

 Обучение  персонала для большинства российских организаций в настоящее время  приобретает особое значение. Это  связано с тем, что работа в  условиях рынка предъявляет высокие  требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников. Знания, навыки, установки которые помогали персоналу успешно работать ещё вчера, сегодня теряют свою действительность. Очень быстро меняются как внешние условия, так и внутренние условия функционирования организации, что ставит большинство российских компаний перед необходимостью подготовки персонала к изменениям.

 Выгоды, получаемые организацией в результате обучения персонала огромны. Обучение работников позволяет организации  успешно решать проблемы, связанные  с появлением новых направлений  деятельности, поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности. Более полное использование организацией знаний навыков и умений работников, полученных в результате их обучения, позволяет достаточно быстро окупать инвестиции, направленные на эти цели. Через обучение руководство получает возможность повышения способности персонала адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и к всё более жёстким требованиям рынка. Обучение позволяет не только сохранить и распространить среди сотрудников основные ценности и приоритеты организационной культуры, но и пропагандировать новые подходы и ориентиры.

 Обучение  персонала в настоящее время  переходит на такой этап своего развития, когда становится жизненно важным элементом  существования и развития организации. Оно присутствует во всех организациях вне зависимости от размера и масштаба деятельности. Программа обучения не всегда чёткая и ясная, но она всегда присутствует в том или ином виде и основная задача руководителей вывести её на новый более высокий уровень.

 

 

 Список  использованной литературы 

 
  1. Базаров Т.Ю., Еремен Б.Л. Управление персоналом : учебник. 2002.  
    Центр Кадровых Технологий - XXI век
  2. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических заведений//М.: издательский центр Academia, 2002. – 176 с.
  3. Линькова Е. Знакомьтесь: положение о персонале. Кадровое дело, июль 2005, - 339 с.
  4. Мильнер Б.З.  Теория организации: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2005. – 648 с.
  5. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2000. - 393с.
  6. Щетин В.П. и др. Экономика образования. - М.: Российское педагогическое агентство, 1999. - 302 с.

 7.     Борисова Я.В. Оценка персонала в условиях быстро растущей компании//       Справочник по управлению персоналом. – 2004. - №7. –С. 60-66

 8. Минервин  И. Внутрифирменное обучение рабочих// Экономист, 2005г, № 2. - с. 81-84.

 9.      Погодина Г.В., Дмитриев Г.В. Обучение персонала при внедрении новых технологий//Справочник по управлению персоналом. – 2004. - №7. – С. 50-58

 10.      Савина Е.П. Искусство планировать развитие персонала//Справочник по управлению персоналом. – 2004. – №1

 11.    Терещук Н.И. Как сделать процесс обучения эффективным// Справочник по управлению персоналом. – 2003. - №4. – С. 62-72

 12.    Громкова М. Актуальность проблем образования взрослых в России//Консультант директора. – 2006. – №18. – С. 35-36

 13.       Глоссарий.ру: словари по общественным наукам//http://www.glossary.ru

 14.       Варламова Е. Как и зачем обучают персонал// http://www.hr-journal.ru/archive/

 15.     Не эксклюзивный персонал. Обучение персонала. www.hr-bo.ru/

Информация о работе Финансовые основы местного самоуправления