План-сетка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:20, автореферат

Описание работы

Примерную план-сетку на смену вы можете составить еще накануне заезда, вместе со своим напарником. Вы знаете сроки смены, родительский день и общелагерные дела (если организаторы смены об этом позаботились). Включите все это в план, оставьте время на режимные моменты, запланируйте банные дни распланируйте оргпериод буквально по минутам. С таким планом, еcли к нему прилагается достаточный багаж отрядных дел, игр, праздников и вечеров, можно смело выезжать на смену.

Работа содержит 1 файл

logika_smeny.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Оргпериод - время привыкания детей к новым условиям, к новым  требованиям, к новому режиму дня  и даже к новому рациону питания.

Оргпериод - это переход  из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход  происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс  настолько мучителен, настолько  тревожен, что они не выдерживают  и при первом же появлении в лагере родителей устраивают "концерт" со слезами, заявлениями "здесь всё плохо" и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в "дом родной".

 

Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная  задача в оргпериод - помочь детям  в привыкании к лагерю

 

Первый день - это знакомство с лагерем, его традициями, законами, экскурсия по территории. Важны игры на знакомства, которые позволят ребятам расслабиться, почувствовать себя в непринужденной обстановке. Во время проведения игр с подростками вожатый должен внимательно следить, чтобы никто не оказался в "глупом" положении, а наоборот должна быть установка на позитивное отношение друг к другу, на сотрудничество и помощь. Вечером можно провести огонек "знакомств", где ребята могут рассказать о себе и послушать других, но и в этом случае требуется положительный настрой, идущий от вожатого.

 

Второй день - это уже  более близкое и детальное  знакомство. Здесь необходима творческая работа по группам. В первые дни ребята еще плохо знакомы, поэтому им еще трудно общаться большими группами. В этот день возможно общее обсуждение дальнейших планов, рождение названия отряда. Подросткам очень нравится, если их отряд отличается от других. Какие-то отличительные знаки, атрибуты, свои кричалки - все это они придумывают с удовольствием, нужно только немного помочь им.

 

Хорошо если в первые дни после заезда организуются мероприятия информационно-рекреативного характера, не требующие напряжения сил и особых способностей. В этот период целесообразно отдавать предпочтение игровым формам, которые всегда доставляют ребенку радость, несут определенную смысловую нагрузку и не удручают своим однообразием.

 

Попробуйте начать планирование оргпериода прямо сейчас. Предположим, вы работаете с отрядом малышей. Вот несколько дел, которые вы можете с ними провести в начале смены. Каждое дело должно быть коротким по времени - не более 30 минут, а все вместе они должны превратиться в калейдоскоп, в котором каждый новый узор не похож на предыдущий, но все яркие, необычные.

 

Например.

 Конкурс болтунов "Как меня  собирали в лагерь".

"Путешествие по ближнему зарубежью" - первая организационная вылазка в лес.

 Операция "Ы" - по спасению  территории вокруг домика от  мусора.

 Показательное выступление  лучших чистильщиков зубов. 

 Знакомство с отрядным уголком. 

 Составление графика дежурства  по комнатам.

 Сбор по формированию микроколлективов "Ты, да я, да мы с тобой".

 Репетиция операции "Полундра!" по скоростному покиданию комнат  и построению на утреннюю зарядку. 

 Операция "Прощай, ватрушка!" - съедание последних запасов  родительских продуктов.

РИД - разведка интересных дел.

 Сбор отряда по поводу  утверждения плана смены и  основных законов отрядной жизни.  И т.п. 

 

 

 Если вы мужественно выдержите  эти три дня, не сорвёте голос,  не упадёте от недосыпания  в обморок, если вы претворите  в жизнь хотя бы половину из задуманного вами, организуете не менее десяти игр и хотя бы по три минуты побеседуете по душам с каждым ребёнком - дальше у вас пойдёт "как по маслу".

 

Кстати, в связи с существованием медицинских требований, ставящих в  дни оргпериода непроходимые "нельзя!" на пути детей к воде, заготовьте ответ на вопрос, который чаще всего будут задавать вам в эти три дня. Вас обязательно спросят: "А когда пойдём купаться?"

 

Что важно для вожатого: запомнить  имена всех детей, выявить лидеров  отряда, которые будут первыми его помощниками в течение всей смены, выявить интересы и желания детей, выработать стиль поведения с отрядом, выстроить работу с напарником.

 Также очень важно, установить  с напарником единые педагогические  требования. Чтобы не было такого, что один вожатый не разрешил что-то, дети пошли ко второму и получили от него разрешение. Вообще, самый лучший способ организации работы с напарником – это быть всё время вместе, проводить все отрядные дела сообща и, конечно же, вместе планировать каждый день смены. Но это уже отдельная тема для разговора.

 В первые три дня очень  важно планирование каждой минуты  жизни отряда. Каждый ребёнок  хочет как-то показать себя  отряду, как-то выделиться. И самый  лёгкий способ это сделать  – это побезобразничать, позадирать остальных детей, повыпендриваться одним словом. Вот как раз, чтобы этого не произошло, нужно в эти дни как можно больше держать детей всех вместе, играть с ними в различные-различные игры, проводить с ними различные прогулки, беседы, огоньки.

 

Желательно:

Доводить до конца  каждое начатое дело. Если в начале сказали, что это важно, то нужно  требовать выполнения до конца смены. Например, такое правило, как то, что дети не выходят из столовой одни. Это правило вводится и активно  используется вожатыми в оргпериод для того, чтобы дети не успели разбежаться по корпусу, по территории. Но с течением времени, дети привыкают к установленному вожатыми режиму дня, а вожатые начинают доверять своим детям. И если вы захотели отменить для своего отряда данное правило, то лучше торжественно объявить об этом детям. А чтобы они не восприняли это как разрешение безобразничать, надо, во-первых, похвалить их за все предыдущие дни, сказать, «какие вы у меня все послушные, самостоятельные, умные» и ещё раз ненавязчиво напомнить, что в эти минуты делать нельзя.

 

Если ребёнок просится домой.

Конечно, практически  у каждого ребёнка будут появляться грустные мысли, что всё здесь  не так, что дома лучше, некоторые  дети будут плакать. Из-за этого не стоит сразу расстраиваться и винить себя, но и оставлять без внимания таких детей тоже не надо. В эти первые три дня нужно обязательно найти время, чтобы пообщаться с каждым ребёнком в отряде (даже если их около 40), по возможности очень душевно. С теми детьми, которые никак не могут включиться в жизнь лагеря, нужно поговорить отдельно. В ответ на его слёзное «Скучаю по маме…» можно сказать, что я тоже скучаю по маме и по дому. Это позволит ему понять, что он не один в своих переживаниях и возможно приведёт к тому, что ребёнок откроется для детей из отряда и заведёт себе друзей, с которыми быстро забудет про свои горести. А сдружиться с остальными детьми и забыть про горести – в этом ему поможет его любимый вожатый, выполнив все задачи оргпериода!

 

Первая встреча с  детьми - Вы к ней готовы?

Первое впечатление  от встречи вожатого и детей будет  иметь огромное значение для каждого  в течение всей смены. Именно поэтому  к первой встрече всем необходимо быть готовым и морально, и "материально".

К моральному багажу можно  отнести: ваше хорошее настроение, заблаговременную подготовку, поддержку напарника и коллег, знание, что вас с нетерпением ждут самые замечательные в мире дети, и то, что у вас все получится.

"Материальный" багаж  к вашей встрече тоже богат.  Прежде всего, вам нужно заранее привести в порядок: ваш внешний вид; выражение лица; тембр голоса; вашу жестикуляцию.

 

Советы новичку 

Сразу брать дело в  свои руки. Не ждать и не присматриваться. Дети должны почувствовать инициативу вожатого.

Чётко спланировать день, чтоб заминок и возможности растеряться было как можно меньше.

Как можно больше подготовить  до смены. Наличие четко спланированных мероприятий и чёткого плана-сетки  сэкономит ваше время, нервы, здоровье.

Не избегать общения  с детьми. Не надо бояться детей! Помните, что только в активном общении устанавливаются хорошие отношения.

Следить за имиджем. Выглядеть  бодро, даже если вы устали.

Контролировать и корректировать своё настроение. Пресекать на корню  злость и обиду на детей.

Не увлекаться застраиванием  детей. Если в какой-то момент вы чувствуете, что ваше общение с детьми сводится только к попыткам установить дисциплину, значит надо остановиться и что-то изменить. Возможно, где-то в ущерб дисциплине найти возможность душевно пообщаться с детьми, сделать вместе с ними что-то интересное.

 

 Особенности организационного  периода: 

 ребенок приезжает  из другого климатического пояса,  места 

 из другого круга  общения, другой ролевой структуры 

 другого событийного  ряда.

Поэтому, в первую очередь, должна произойти его адаптация, чтоб он комфортно чувствовал себя в новых условиях.

 

Виды адаптации:

Аудиальная (все, что воспринимается ребенком через слух: интонация, тон  голоса, звуки окружающей среды и т.д.)

Визуальная (все, что воспринимается зрением ребенка: вид местности, лагеря, внешнего вида товарищей и  т.д.)

Сенсорная (кинетическая) – телесная, чувствительная (тактильные прикосновения, стоит отметить что  некоторые дети нуждаются в данном виде поддержке, но не все, есть ребята, которые тяжело выносят чужие поглаживания, подергивания, следовательно, вожатый, желая показать свою любовь, внимание к ребенке таким действием наоборот вызывает чувство дискомфорта, эмоционального отвержения).

 

Адаптация бывает:

Биологической – адаптация  организма к устойчивым изменениям окружающей среды. Например: температура, влажность, атмосферное давление, питание  и т.д.

Психологическая, или  социальная – приспособление личности к определенным отношениям, социально-ролевым позициям. Например: правила поведения, статус ребенка, этические нормы и т.д.)

 

 Что же для этого  нужно сделать педагогу? Содержание  и средства работы с детьми  в оргпериод 

Для знакомства друг с  другом, с вожатыми: включить детей  в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение; создать доброжелательную атмосферу; создать ситуации неформального общения; помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям; помочь проявиться в лучших качествах; дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности; рассказать о себе самом, показать себя в деле; проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности

Пример: Игры на знакомство, визитки с именами, КТД, коллективные творческие игры, совместная деятельность на общую пользу, встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, огонек знакомства, совместные дела на знакомство, творческие, музыкальные, конкурсные программы, дискуссионные формы – обсуждение общих проблем, индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, подведение итогов дня, обмен мнениями, общелагерный Вечер Знакомств с представлением делегаций, с рассказом о своем крае, знакомством с другими отрядами и представлением своего.

 

 Действия вожатого  в организационный период:

 

1. Подготовка к заезду детей

 

1.1. Подготовить таблички  для списков детей Ф.И. ребенка  Число, месяц, год рождения  Дом. адрес, телефон Ф.И.О. родителей  Место работы, телеф. родит. Увлечения  ребенка Особые отметки Лучше  всего сделать отдельные таблички  для мальчиков и девочек

 

1.2. Подготовить табличку  с номером отряда, именами вожатых 

 

1.3. Подготовить корпус  к заезду (чистота, порядок, приятные  сюрпризы)

 

1.4. Подготовить одежду, в которой будете встречать  детей (полуофициальная чистая  выглаженная одежда, бойцовка, выглаженный галстук)

 

1.5. Выспаться 

 

1.6. Утром привести  себя в порядок, девушкам –  легкая косметика 

 

 

2. Заезд 

 

2.1. Прием детей 

 

Если вожатые едут за детьми в город, необходимо организовать распределение по автобусам. При  посадке, обязательно пересчитать детей. При сопровождении в автобусе – предварительное знакомство, игры в автобусе (игры с залом, кричалки, «как зовут водителя?», песни, викторины и т.д.).

 

При сопровождении соблюдать  технику перевозки детей:

 Все сидят на  своих местах

 Следить за состоянием  детей (если ребенка тошнит, посадить  ближе к водителю, при необходимости  выйти в туалет или при приступе  тошноты – останавливать автобус,  контролировать детей при высадке  во время пути)

 Мусор в окна  не кидать 

 

2.2. Распределение по отрядам (КТД «Сливки» - уравновешивание количества детей в каждом отряде). Дети чаще всего распределяются по возрастам. Необходимо добиться того, чтобы количество детей в каждом отряде было одинаковым.

 

Для закрепления процесса знакомства вы красивыми буквами на маленькой "визитке" надписываете имя ребенка, прикалываете "визитку" к одежде, объясняя, что это отличительный знак нашего отряда и объявляете конкурс, на лучшую сохранившуюся визитку до конца второго-третьего дня. Это позволит не только детям, но и вам быстрее запомнить имена детей. Затем проведите с ними первое отрядное дело. Оно должно быть очень интересным, иначе потом ребята будут неохотно откликаться на ваши предложения. Лучше, если это будет небольшое, на час, творческое КТД с целью познакомить ребят между собой.

Информация о работе План-сетка