Статус судей Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

В любом правовом демократическом государстве имеет место разделение властей как гарантия от возможной узурпации власти каким-либо органом, организацией, группой лиц или отдельным лицом. Существует три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Каждая из ветвей власти имеет свое назначение, задачи и полномочия, необходимые для решения этих задач.
Каждая из властей не должна подменять другую, осуществлять ее функции. Таким образом, судебная власть - одна из трех властей, самостоятельная и независимая от законодательной и исполнительной властей.

Содержание

Введение 3
Глава I. Судебная власть, ее понятие………………………………………...6
1.1 Судебная власть, ее понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти………………………………………………….…….6
1.2 Суд как орган судебной власти Российской федеоации 10
1.3 Судебная система Российской федерации 13
Глава II. Суд как орган судебной власти, система судов Российской федерации………………………………………………………………………19
2.1 Статус судей Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов 19
2.2 Понятие правосудия, признаки и принципы правосудия………………27

Заключение 30
Список используемой литературы 32
Приложение 1. Схема: судебная власть 34
Приложение 2. Схема: судебная система РФ 35

Работа содержит 1 файл

1курсовая моя.docx

— 74.93 Кб (Скачать)
  • Всероссийский съезд судей, а в период между съездами совет судей Российской Федерации, избираемый Всероссийским съездом судей;
  • собрания судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • съезды (конференции) судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, групп войск и флотов, арбитражных судов, а в период между съездами (конференциями) избираемые ими сонеты судей.

В соответствии с законом  органы судейского сообщества:

  1. обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;
  2. проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;
  3. рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;
  4. представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;
  5. избирают соответствующие квалификационные коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов). По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок.

 

2.2 Понятие правосудия, признаки и принципы правосудия

Судебная власть и правосудие – понятия родственные, близкие  по содержанию, но не тождественные. Судебная власть призвана осуществлять правосудие. Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.

Признаки правосудия:

а) принятие окончательных  решений по важнейшим вопросам, касающихся прав и свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований);

б) общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех государственных  органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до лишения свободы);

в) правосудие осуществляется только двумя способами:

1-й рассмотрение и разрешение  в судебных заседаниях гражданских  дел по спорам, затрагивающим  права и интересы граждан, предприятий,  учреждений и организаций;

2-й рассмотрение в судебных  заседаниях уголовных дел и  применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдание невиновных;

г) правосудие осуществляется только судом (судьей);

д) правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года “О судебной системе Российской Федерации”.

Ппринциы правосудия:

1). Принцип законности

2). Принцип соблюдения  прав и свобод личности 

3). Принцип осуществления  правосудия только судом. 

4). Принцип независимости  судей. 

5). Принцип законности, компетентности  и беспристрастия  суда. 

6). Равенство всех перед  законом и судом. 

7). Принцип состязательности  и равноправия сторон.

8). Право граждан на  судебную защиту.

9). Каждый подозреваемый,  обвиняемый и подсудимый имеют  право на защиту.

10). Презумпция невиновности.

11). Принцип открытого  разбирательства дел.

12). Принцип языка судопроизводства.

13). Привлечение граждан  к осуществлению правосудия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Принцип осуществления правосудия только судом — главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение и в установлении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как к учреждению, государственному органу (нередко говорят: "Судебная власть — это суд"). Еще большей ошибкой и даже свидетельством низкого уровня правовой культуры является встречающаяся иногда склонность называть судебной властью должностных лиц, работающих в судебных учреждениях. В связи с этим трудно признать правильными встречающиеся рассуждения об "организации судебной власти", "об усовершенствовании структуры и организации такой власти" и т.п. Организовать или реорганизовать можно орган, учреждение, предприятие, организацию либо их систему. Другими словами, властью надлежит считать не орган или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать. По существу, это полномочие., функция, но не ее исполнитель. Пользуясь театральной терминологией, вполне допустимо утверждать, что власть — это роль, но не актер. Довольно распространено также неоправданное стремление сводить судебную власть к какому-то одному из видов судебной деятельности. Нередко о судебной власти говорят и пишут как о синониме правосудия, и наоборот. А кое-кто норовит поставить знак равенства между понятиями, с одной стороны, судебной власти, а с другой — судопроизводства. Такого рода заблуждения встречаются, пожалуй, чаще, чем отмеченное выше. С ними можно столкнуться при изучении не только литературных источников, но даже некоторых действующих законов, а равно решений высших судебных инстанций, считающихся архиавторитетными.

Судебная система Российской Федерации включает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Отсюда следует, что действующие  в нашей стране различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренные Конституцией и Федеральным конституционным законом всевозможные арбитражные суды, а также созданная Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в судебную систему нашей страны не входят и судебной властью не обладают.

В Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов.

 

Список используемой литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.
  2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ от 06.01.1997, № 1, ст. 1, СЗ РФ от 11.04.2005, № 15, ст. 1274.
  3. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 07.06.2004) // СЗ РФ от 25.07.1994, № 13, ст. 1447, СЗ РФ от 14.06.2004, № 24, ст. 2334.
  4. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 № 1-ФКЗ // СЗ РФ от 28.06.1999, № 26, ст. 3170.
  5. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (с изм. от 25.03.2004) // СЗ РФ от 01.05.1995, № 18, ст. 1589, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1111.
  6. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.06.2005) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 06.06.2005, № 23, ст. 2200.
  7. Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // СЗ РФ от 18.11.2002, № 46, ст. 4532, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 20.
  8. Арбитражный процессуальный Кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 31.03.2005) // СЗ РФ от 29.07.2002, № 30, ст. 3012, СЗ РФ от 04.04.2005, № 14, ст. 1210.
  9. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 24.04.1995, № 17, ст. 1455, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
  10. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 22.08.2004) // ВСНД и ВС РФ от 30.07.1992, № 30, ст. 1792, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
  11. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ от 21.12.1998, № 51, ст. 6270, СЗ РФ от 11.04.2005, № 15, ст. 1278.
  12. Федеральный закон «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08.01.1998 № 7-ФЗ (ред. от 30.11.2004) // СЗ РФ от 12.01.1998, № 2, ст. 223, СЗ РФ от 06.12.2004, № 49, ст. 4842.
  13. Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 08.07.1981 (ред. от 20.08.2004) // Ведомости ВС РСФСР, 1981, № 28, ст. 976, СЗ РФ от 23.08.2004, № 34, ст. 3528.
  14. Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.
  15. Правоохранительные органы Российской Федерации. / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Семенова. – М.: Юридическая литература, 1998.

 

 

Приложение 1. Схема: судебная власть

 

 

                            

┌──────────────────────────┐

│Судебная   власть   в   РФ│

│осуществляется      только│

│судами   (никакие   другие│

│органы и  лица  не  вправе│

│принимать     на      себя│

│осуществление  правосудия)│              ┌──────────────────┐

│в лице:                   │              │Способы реализации│

│* судей                   │              │ судебной власти  │

│* присяжных,  народных   и│              └────────┬─────────┘

│  арбитражных заседателей,│  ┌─────────────────┐   │   ┌────────────────┐

│  привлекаемых           в│ │Конституционного │   │   │Гражданского    │

│  установленном    законом│ │судопроизводства │_──┼──_│судопроизводства│

│  порядке к  осуществлению│ └─────────────────┘   │   └────────────────┘

│  правосудия              │ ┌─────────────────┐   │   ┌────────────────┐

└──────────────────────────┘  │Административного│   │   │Уголовного      │

┌──────────────────────────┐  │судопроизводства │_──┴──_│судопроизводства│

│Судебная            власть│ └─────────────────┘       └────────────────┘

│самостоятельна и действует│

│независимо              от│

│законодательной          и│

│исполнительной властей    │

└──────────────────────────┘

 

 

 

Приложение 2. Схема: судебная система РФ

 

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│* Судебная система устанавливается  Конституцией РФ и  ФКЗ  "О  судебной│

│  системе РФ"                                                          │

│* Единство судебной системы  обеспечивается путем:                      │

│  - установления судебной системы РФ Конституцией РФ и ФКЗ "О  судебной│

│    системе РФ"                                                        │

│  - соблюдения  всеми   федеральными   судами   и   мировыми   судьями │

│    установленных  федеральными законами правил судопроизводства        │

│  - применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных│

│    законов,  федеральных  законов,  общепризнанных  принципов  и  норм│

│    международного  права  и  международных  договоров  РФ,   а   также│

│    конституций (уставов) и других законов субъектов РФ                │

│  - признания обязательности исполнения на всей территории РФ  судебных│

│    постановлений, вступивших в законную силу                          │

│  - законодательного закрепления  единства статуса судей                │

│  - финансирования федеральных  судов и мировых  судей  из  федерального│

│    бюджета                                                            │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                  Порядок создания и управления судов                  │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

                  ┌────────────────────────────────────┐

             ┌────┤Федеральные суды и  суды субъектов РФ├─────┐

             │    └────────────────────────────────────┘     │

     ┌───────┴─────────┐                            ┌────────┴────────┐

  ┌──┤Федеральные суды  ├────────────────────┐       │Суды субъектов РФ├─┐

  │  │                 ├─────┐              │       │                 │ │

  │  └─────────────────┘     │              │       └─────────────────┘  │

                                                                        │

┌─────────────────────┐┌───────────┐┌───────────────┐┌───────────────┐  │

│                     ││   Высший  ││Конституционный││Конституционные│  │

│  Верховный Суд РФ   ││Арбитражный││     суд  РФ    ││(уставные) суды│_─┤

│                     ││   Суд РФ  ││               ││               │  │

└──────────┬──────────┘└──────┬────┘└───────────────┘└───────────────┘  │

           │                  │                           ┌──────────┐  │

                             │                           │ Мировые │_─┘

┌──────────────────────────┐  │                           │   судьи  │

│┌────────────┐┌──────────┐│                             └──────────┘

││  Верховные ││Суды      ││┌─────────────────────────┐  ┌───────────────┐

Информация о работе Статус судей Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов