Стратегия в бизнес-планировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:46, дипломная работа

Описание работы

Одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности является бизнес-план. Овладение техникой бизнес-планирования становится актуальной задачей. Предприятия должны ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы бизнес-планирования на предприятии
1.1 Сущность и значение бизнес-планирования
1.2 Структура бизнес-плана
1.3 Организация процесса бизнес-планирования
Глава 2. Разработка стратегии в бизнес-планировании
2.1 Формирование направления деятельности компании
2.2 Анализ стратегических возможностей и выбор стратегии
Глава 3. Бизнес-план обновления оборудования на ОАО «Молочный комбинат №1»
3.1 Резюме бизнес-плана
3.2 Описание предприятия и отрасли
3.3 Характеристика продукции
3.4 План производства
3.5 Финансовый план
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по бизнес планированию.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

     В разделе описываются положительные  и отрицательные стороны местонахождения  предприятия. Рассматриваются основные факторы, влияющие или способные (при определенных условиях) повлиять на деятельность предприятия. Также данный раздел содержит общую характеристику отрасли.

     Заканчивается раздел формулировкой миссии и целей  деятельности предприятия и определением стратегии бизнеса.

     Характеристика  объекта бизнеса организации

     В разделе бизнес-плана «Характеристика  объекта бизнеса организации» представляется описание продукции предприятия  с позиции потребителя. С этой целью приводятся следующие сведения:

     1) потребности, удовлетворяемые товаром;

     2) показатели качества;

     3) экономические показатели;

     4) внешнее оформление;

     5) сравнение с другими аналогичными товарами;

     6) патентная защищенность;

     7) показатели экспорта и его возможности;

     8) основные направления совершенствования продукции;

     9) возможные ключевые факторы успеха5.

     Основное  назначение товара - удовлетворение потребности клиента фирмы. В бизнес-плане отражаются область применения, перечень функциональных особенностей, факторы привлекательности товара. К факторам привлекательности товара относят ценность, возможность приобретения, цену, качество, экологичность, имидж, марку, форму, упаковку, срок службы др.

     Со  свойствами продукта связаны показатели его качества - долговечность, надежность, простота и безопасность эксплуатации и ремонта и т. д. Некоторые показатели качества могут быть оценены количественно, соответствующие данные приводятся в бизнес-плане. Указывается наличие сертификатов промышленной продукции.

     Формируется отличие нового или существующего товара от товара конкурентов. Описываются патентные права предприятия, патенты на полезные модели, товарные знаки. Указывается наличие лицензий, а также ноу-хау. Указывается возможность экспорта продукции. Если продукция поставляется на внешний рынок, то приводятся основные показатели, характеризующие экспорт (страна, объем продаж, валютная выручка).

     Для нового товара в бизнес-плане указывается, соответствует ли этот товар требования новизны. Таким термином обозначают следующие товары:

     1) товар, не имеющий аналогов на рынке;

     2) товар, который имеет весомое качественное усовершенствование по сравнению и товарами-аналогами;

     3) товар, который уже был на рынке, после чего был усовершенствован так, что его свойства принципиально изменились;

     4) товар рыночной новизны, т. е. новый только для данного рынка;

     5) старый товар, нашедший себе новую сферу применения. Роль данного раздела бизнес-плана сводится к тому, чтобы представить потенциальному инвестору, какими новыми уникальными свойствами обладает товар, доказать, что он способен вызвать интерес покупателей.

     Анализ  бизнес-среды организации

     Данный  раздел, как правило, посвящается  исследованию и анализу рынка, конкуренции  на нем и т. д. В первую очередь  рыночные исследования направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции, услуг и определение потенциальных. Определяются приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке, - качество, цена, время и точность поставки, надежность поставок, сервисное обслуживание и т. п.

     В рамках исследования рынка проводится сегментация рынка, определяются размеры и емкость рынков по продукции предприятия. Под сегментацией рынка понимается выделение отдельных частей (сегментов) рынка, отличающихся друг от друга характеристиками спроса на товары (услуги), т. е. разбивка потребителей по мотивации и иным признакам. Размер рынка - территория, на которой происходит реализация товаров (услуг) предприятия.

     Емкость рынка - объем реализованных на рынке товаров (услуг) в течение определенного периода времени. Емкость рынка при планировании рассчитывается в денежном и натуральном выражении. Знание емкости рынка и тенденции ее изменения позволяет оценить перспективность рынка в планируемом периоде. Например, неперспективным представляется рынок, емкость которого незначительна по сравнению с производственной мощностью предприятия. В этом случае доходы от продаж на нем могут не компенсировать расходы на внедрение на рынок и издержки на изготовление продукции. В то же время большая емкость рынка не всегда может определять планируемый объем продаж. В этом случае приходится считаться с остротой конкуренции, степенью удовлетворенности потребителей товарами конкурентов и другими факторами, определяющими возможность освоения рынка.

     Знание  конъюнктуры товарного рынка  позволяет не только определить его состояние, но и предсказать характер дальнейшего развития, что является необходимым условием прогнозирования возможного объема продаж при планировании.

     Программа оценки существующей конъюнктуры рынка  зависит от особенностей товара, характера  деятельности предприятия, масштаба производства конкретного товара и ряда других факторов.

     Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка  предполагает использование различных, взаимодополняющих источников информации, применение совокупности различных  методов анализа и прогнозирования.

     План  маркетинга

     Маркетинг - это система организации деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров и предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли6.

     Основным  принципом маркетинга является ориентация конечных результатов производства на требования и пожелания потребителей.

     Для решения сложного комплекса задач  создания товара и его движения к  потребителю маркетинг должен выполнять  следующие функции: аналитическую, производственную и сбытовую.

     Этот  раздел бизнес-плана готовится только той фирмой, которая занимается или  будет заниматься производством. Для  непроизводственных фирм потребность  в долгосрочных активах, оборотных  средствах и прогноз затрат определяются в разделе «Финансовый план».

     В зависимости от вида бизнеса в  плане производства дается краткое  описание особенностей технологического процесса изготовления продукции или  оказания услуг. Производственный план формируется на основе плана сбыта выпускаемой продукции и проектируемых производственных мощностей предприятия.

     Разработчики  бизнес-плана в этом разделе должны показать, что предприятие реально  может производить необходимое  количество продукции в нужные сроки  и с требуемым качеством.

     Структура данного раздела может иметь следующий вид:

     1) технология производства;

     2) производственное кооперирование;

     3) контроль производственного процесса;

     4) система охраны окружающей среды;

     5) производственная программа;

     6) производственные мощности и их развитие;

     7) потребность в долгосрочных активах;

     8) потребность в оборотных средствах;

     9) прогноз затрат.

     Организационный план

     Данный  раздел бизнес-плана посвящается  системе управления фирмой и ее кадровой политике. Структура раздела может  иметь следующий вид:

     1) организационная структура;

     2) ключевой управленческий персонал;

     3) профессиональные советники и услуги;

     4) персонал;

     5) кадровая политика фирмы;

     6) календарный план;

     7) план социального развития;

     8) правовое обеспечение деятельности фирмы.

     Организационная структура представляет собой способ и форму объединения работников для достижения поставленных перед предприятием производственных и управленческих целей. Она документально фиксируется в графических схемах структуры, штатных расписаниях персонала, положениях о подразделениях аппарата управления предприятия, должностных инструкциях отдельных исполнителей. Организационную структуру характеризуют количество звеньев, иерархичность, характер распределения полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали структуры системы управления.

     Организационные структуры, используемые в промышленности, зависят от множества факторов - размеров предприятия, объемов фондов, численности занятых, принципа работы, структуры рынка и т. д.

     В бизнес-плане приводятся данные:

     1) о производственно-технологической  структуре предприятия;

     2) о функциях ключевых подразделений;

     3) о составе дочерних фирм и  филиалов, их организационных взаимосвязях  с головной фирмой;

     4) об организационной структуре управления;

     5) об организации координирования взаимодействия служб и подразделений фирмы;

     6) об автоматизации системы управления. Дается оценка соответствия организационной структуры целям и стратегиям предприятия7.

     Финансовый  план

     Данный  раздел бизнес-плана рассматривает  вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования денежных средств (собственных и привлекаемых) на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров на рынках в последующие периоды, т. е. здесь представляется достоверная система данных, отражающих ожидаемые результаты финансовой деятельности фирмы.

     Прогноз финансовых результатов призван  ответить на главные вопросы, волнующие  менеджера. Именно из этого раздела  менеджер узнает о прибыли, на которую он может рассчитывать, а заимодавец - о способности потенциального заемщика обслужить долг.

     В данном разделе представляются:

     1) отчет о прибылях и убытках;

     2) баланс денежных расходов и поступлений;

     3) прогнозный баланс активов и пассивов (для предприятия);

     4) анализ безубыточности;

     5) стратегия финансирования.

     Кроме того, на основании представленных данных в аналитических целях  производятся дополнительные расчеты  показателей финансового состояния  предприятия (таких как ликвидность, платежеспособность, прибыльность, использование активов, использование акционерного капитала и т. д.), показателей доходности инвестиций и т. п. 

 

     1.3 Организация процесса бизнес-планирования 

     Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования коммерческой организации.

     Во-первых, коммерческая организация должна располагать  соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок (или компонент) процесса финансового планирования.

Информация о работе Стратегия в бизнес-планировании