Стратегия в бизнес-планировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:46, дипломная работа

Описание работы

Одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности является бизнес-план. Овладение техникой бизнес-планирования становится актуальной задачей. Предприятия должны ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы бизнес-планирования на предприятии
1.1 Сущность и значение бизнес-планирования
1.2 Структура бизнес-плана
1.3 Организация процесса бизнес-планирования
Глава 2. Разработка стратегии в бизнес-планировании
2.1 Формирование направления деятельности компании
2.2 Анализ стратегических возможностей и выбор стратегии
Глава 3. Бизнес-план обновления оборудования на ОАО «Молочный комбинат №1»
3.1 Резюме бизнес-плана
3.2 Описание предприятия и отрасли
3.3 Характеристика продукции
3.4 План производства
3.5 Финансовый план
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по бизнес планированию.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

     Во-вторых, для того чтобы разрабатывать  финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия  и внешняя информация.

     В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса. Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес-плана коммерческой организации, совокупность структурных подразделений, которые ответственны за исполнение бизнес-плана.

     В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации. Программно-технические средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок системы финансового планирования8.

     Бизнес-планирование - это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.

     Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:

     1) подготовительную стадию;

     2) стадию разработки бизнес-плана;

     3) стадию продвижения бизнес-плана  на рынок интеллектуальной собственности;

     4) стадию реализации бизнес-плана.

     Ключевыми моментом подготовительной стадии бизнес-планирования является формирование перспективной  бизнес-идеи. Бизнес-идея - это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др. Источниками новых идей могут быть:

     1) отзыв потребителей;

     2) продукция, выпускаемая конкурентами;

     3) мнение работников отдела маркетинга;

     4) публикации федерального правительства о патентах;

     5) проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы9.

     Презентация бизнес-плана - это краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами. Компания и ее продукция, рынок - клиенты и конкуренты, маркетинговая стратегия, первоочередные финансовые задачи, команда, которая будет осуществлять этот план (ключевой управленческий персонал), необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены, размер, условия и сроки реализации инвестиции - это перечень основных освещаемых вопросов на презентации бизнес-проекта.

     Для повышения эффективности презентации  копию бизнес-плана потенциальным  инвесторам и партнерам высылают заранее, чтобы они имели возможность прочесть его до начала переговоров. Во время презентации необходимо использовать наглядный материал (образцы продукции, фотографии, графики, схемы и т. д.). Презентация должна проходить в форме диалога, а не лекции. Лучше, если презентацию проводит лично руководитель предприятия с привлечением специалистов.

     Презентация предшествует началу переговоров с  потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта. В ходе переговоров происходит согласования условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес-плана.

     Процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами  проводится по определенной схеме, включающей, как правило, шесть этапов:

     1) оценку характеристик компании-заявителя, анализ отрасли его деятельности. Прежде всего устанавливается, относится ли отрасль, где этот проект будет реализовываться, к числу приоритетных для инвестора. Далее определяется положение фирмы-просителя на фоне своей отрасли;

     2) анализ условий инвестиционного соглашения (форму заимствования и возврата кредита, залог, гарантию возврата кредитных средств);

     3) анализ последнего баланса (определение степени финансовой устойчивости и ликвидности, оценку активов и обязательств, проверку достаточности собственного оборотного капитала, расчет уровня коэффициента покрытия). Обязательно определяется соотношение «заемный капитал - собственный капитал». В мировой практике обычно избегают давать средства фирмам, у которых это соотношение превысило 4, а если фирма небольшая, то и при величине данного показателя, равной 3;

     4) оценку руководящей команды компании-заявителя;

     5) выявление особенностей проекта;

     6) общий анализ бизнес-плана10.

     Только  после завершения работы по пяти первым этапам и получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта  переходят к шестому этапу  - общему глубокому изучению бизнес-плана. Завершается аудит бизнес-плана принятием или отклонением решения об его инвестировании.

     Этап  реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство.

     Реализовать бизнес-план - означает выполнить все рабочие задачи в фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию.

     Планирование  реализации бизнес-проекта и составление  бюджета включают следующие основные задачи:

     1) определение типа рабочих задач в фирме и вне ее;

     2) определение логической последовательности  событий в рабочих задачах;

     3) подготовку графика реализации задач;

     4) определение ресурсов для решения задач;

     5) подготовку бюджета реализации  и потоков средств, которые обеспечат финансирование бизнес-плана;

     6) документирование всех данных реализации бизнес-проекта11.

     Завершается аудит бизнес-плана принятием  или отклонением решения об его  инвестировании.

     Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:

     1) гибкости, означающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;

     2) непрерывности, предусматривающей скользящий характер планирования;

     3) коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);

     4) интерактивности, подразумевающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;

     5) многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;

     6) участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;

     7) адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования. 

 

      Глава 2. Разработка стратегии в бизнес-планировании

     2.1 Формирование направления  деятельности компании

 

     В бизнес-плане определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица.

     Также помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.

     Сначала формулируется миссия фирмы, или ее основная стратегическая ориентация. Миссия - это генеральная цель фирмы, отражающая основные аспекты ее деятельности и определяющая то, чему фирма хочет себя посвятить12. Миссия, по сути, дела является визитной карточкой фирмы, показывая ее место и роль в экономике региона и страны.

     Из  миссии вытекают направленность и области деятельности фирмы.

     Границами областей деятельности могут быть производимые товары, существующие рынки или сегменты рынков, технологические возможности  фирмы. При разработке программы  деятельности фирмы необходимо стремиться к тому, чтобы она не получилась слишком узкой, однако нельзя делать ее и слишком широкой. Границы программы должны в максимальной степени соответствовать возможностям фирмы.

     Миссия, сформулированная в виде общих качественных положений, в дальнейшем конкретизируется в виде набора общефирменных целей. При этом рекомендуется использовать не только традиционные количественные показатели (такие как доля рынков фирмы по странам, товарам и сегментам, объемы продаж товаров и услуг на рынках в натуральном и денежном выражении, размер прибыли фирмы, производственные издержки по изготовлению и сбыту продукции и т. д.), но и качественные показатели, характеризующие освоение новых рынков; разработку и сбыт новой продукции, охрану окружающей среды в странах, где действует фирма, обеспечение занятости населения в странах, где фирма ведет торговлю или открывает филиалы и др.

     При определении целей можно использовать систему правил, известную под  названием «SMART», в соответствии с которой выдвигаемые цели должны быть конкретными, поддающимися оценке (измерению), актуальными, реалистичными, отслеживаемыми (контролируемыми).

     Общефирменные цели, в свою очередь, делятся на подцели, которые определяют конкретные направления увеличения прибыли  фирмы, рост сбыта, снижение издержек и  повышение продажной цены, связанной с разработкой новой, более конкурентоспособной продукции.

     Чем четче выдвигает фирма свои цели в рамках количества, места и времени, тем конкретнее может быть разработана  стратегия их достижения.

     Далее необходимо рассмотреть условия работы фирмы, а именно:

     1) циклы деловой активности фирмы;

     2) возможные изменения конъюнктуры рынка;

     3) наличие квалифицированной рабочей силы;

     4) источники материальных и финансовых ресурсов;

     5) взаимодействие с общественными организациями, банками и другими предприятиями;

     6) основные конкуренты фирмы13.

     После описания перспектив, стоящих перед  фирмой, необходимо охарактеризовать ее текущую коммерческую деятельность, а также сообщить фамилии, имена, отчества и телефоны высшего управленческого  звена (генерального директора, главного инженера, главного бухгалтера, главных специалистов).

     Также предпринимателю необходимо дать подробную  информацию, охватывающую все аспекты  бизнеса организации (технологию, рынок, кадры, финансы, организацию и т. п.). Таким образом, главным условием составления хорошего резюме является использование в нем наиболее выигрышных данных, заимствованных из остальных разделов бизнес-плана. Именно поэтому указанный раздел разрабатывается в самом конце составления бизнес-плана.

     Систематизируя  вышеизложенное, рекомендуем в целях составления качественного резюме бизнес-плана освещать в данном разделе следующие моменты:

     1) наименование фирмы, ее возраст,  период работы на отраслевом  рынке;

     2) миссию фирмы;

     3) экономический сектор отрасли (наука, распределение, услуги и т. д.) и основной вид деятельности;

Информация о работе Стратегия в бизнес-планировании