Расчет автомобильного двигателя ЗМЗ-406

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, для двигателей устанавливаемых на грузовые автомобили существуют следующие основные тенденции оптимизации конструкции и показателей направленных на :
снижение потребления горюче-смазочных материалов;
увеличение мотто-ресурса;
удобство эксплуатации, простоту и удобство технического обслуживания;
снижение себестоимости двигателя;
снижение выброса вредных веществ;
снижение уровня шума;
быструю приспособляемость к работе на переменных режимах в зависимости от условий эксплуатации;
улучшение технико-экономических показателей систем обслуживающих двигатель;
оптимизация массогабаритных показателей двигателя путем увеличения удельных мощностей и применения материалопоглощающих технологий.

Содержание

Задание на курсовой проект……………………………………………..………2
Введение………………………………………………………………………..…4
1 Выбор исходных данных ……………………………………………..……….5
2 Тепловой расчет рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания ………..7
2.1 Расчет процесса газообмена ………………………………………….7
2.2 Расчет процесса сжатия ………………………………………………8
2.3 Определение состава, количество и физико-технических характеристик рабочей смеси и продуктов сгорания …………………………8
2.4 Процесс сгорания ……………………………………………………10
2.5 Процесс расширения ………………………………………………...12
2.6 Определение показателей рабочего цикла двигателя ……………..12
2.7 Определение геометрических размеров цилиндра и кривошипно-шатунной группы двигателя …………………………………………………...14
2.8 Построение индикаторной диаграммы …………………………….15
2.9 Построение внешней скоростной характеристики ………………………19
3 Кинематика и динамика КШМ ………………………………...…………….24
3.1 Общие положения и исходные данные к расчету кинематики и динамических сил кривошипно-шатунного механизма двигателя …………24
3.2 Расчет кинематических параметров кривошипно-шатунного механизма ……………………………………………………………………….26
3.3 Силы давления газов ………………………………………………...29
3.4 Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма ……29
3.5 Удельные суммарные силы …………………………………………31
3.6 Определение суммарного крутящего момента на коленчатом валу двигателя ………………………………………………………………………..32
3.7 Силы действующие на шатунную шейку коленчатого вала ……...33
3.8 Силы, действующие на колено вала ………………………………..34
4 Расчет узлов и элементов двигателя ……………………………………..….39
4.1 Расчет поршневой группы …………………………………………..39
4.1.1 Расчёт поршня …………………………………………………...40
4.1.2 Расчет поршневых колец ………………………………………..44
4.1.3 Поршневой палец ………………………………………………..47
4.2 Расчет шатунной группы ……………………………………………49
4.2.1 Расчет поршневой головки шатуна …………………………….50
4.2.2 Расчет стержня шатуна ………………………………………….54
4.2.3 Расчет кривошипной головки шатуна ………………………………………58
4.2.4 Расчёт шатунного болта …………………………………………60
5 Подбор основных конструктивных соотношений размеров элементов коленчатого вола ……………………………………………………………….63
6 Список используемой литературы …………………………………...……...64

Работа содержит 7 файлов

Спецификация.spw

— 36.80 Кб (Скачать)

Фрагмент.frw

— 38.18 Кб (Скачать)

ЗМЗ 406,2.cdw

— 230.07 Кб (Скачать)

Индикаторная диаграмма.cdw

— 143.46 Кб (Скачать)

Поясниловка1..doc

— 1.93 Мб (Скачать)

        Для упрощения динамического  расчета действительный КШМ заменяют  эквивалентной системой сосредоточенных масс.

        Все детали по характеру их  движения делятся на три группы;

        1) Детали, совершающие возвратно-поступательное  движения. К ним относим массу  поршня, массу поршневых колец,  массу поршневого пальца и  считаем сосредоточенной на оси поршневого пальца -  mn;

        2) Детали, совершающие вращательное  движение. Массу таких деталей  заменяют общей массой, приведенной  к радиусу кривошипа Rкр, и обозначаем mк. В нее входит масса шатунной шейки mшш и приведенная масса щек кривошипа mщ, сосредоточенная на оси шатунной шейки.

        3)Детали, совершающие сложное плоскопараллельное  движение (шатунная группа). Для упрощения  расчетов ее заменяют системой 2-х статически заменяющих разнесенных  масс: Массы шатунной группы, отнесенной  и сосредоточенной на оси шатунной шейки коленчатого вала - mшк.

                                             (72)

                                          (73)

 

        Для большинства существующих  конструкций автомобильных двигателей принимают.

                                                (74)

                                               (75)

 

        Таким образом, систему масс  кривошипно-шатунного механизма

замещаем системой 2-х сконцентрированных масс.

        Масса в точке А - совершающая  возвратно-поступательного движения.

 

                                           (76)

 

        И масса в точке В, совершающая  вращательное движение, для V- образных двигателей с совмещенной шатунной шейкой для шатунов противолежащих цилиндров:

                                         (77)

 

        Значениями mn, mш и mк определяются, исходя из существующих конструкций и конструктивных удельных масс поршня, шатуна и колена кривошипа, отнесенных к единице поверхности диаметра цилиндра. При выборе значений необходимо учитывать максимальное давление цикла, диаметр цилиндра, тип двигателя, его назначение, ранее принятые и заданные значения.

       Конструктивные  массы mn, mш и mк, отнесенные к единице площади поршня Fn, приведены в таблице 6.

 

Таблица 6.

 

Параметр

Обозначение

Размерность

Значение

I

II

III

IV

1. Давление окружающей  среды

P0

МПа

0,1013

2. Давление выпуска  отработавших газов

Pr

МПа

0,1218


Продолжение таблицы 6

 

3. Показатель политропны сжатия

n1

-

1,35

4, Показатель политропны расширения

n2

-

1,28

5, Отношение радиуса  кривошипа к длине шатуна

λ

-

0,28

6, Степень сжатия двигателя

ε

-

8

7. Частота вращения  коленчатого вала двигателя

n

об/мин

4500

8. Число цилиндров

i

-

4

9. Радиус кривошипа

Rкр

мм

49

10. Диаметр цилиндра

Dц

мм

93

11. Максимальное давление  цикла

Pz

МПа

6,17

12. Давление в конце  расширения 

Pb

МПа

0,431

13. Давление в конце  впуска

Pа

МПа

0,088

14. Начальный угол расчета

φ0

П.К.В

0

15. Конечный угол расчета

φ0

П.К.В

720

16. Шаг расчета

Δφ

П.К.В

30

17. Конструктивная масса  поршневой группы

m’П

Кг/м2

121

18. Конструктивная масса  шатунной группы

m’ш

Кг/м2

177

19. Конструктивная масса  кривошипа

mk

Кг/м2

193

20. Отношение Lшк/Lш

-

-

0,27


 

3.2 Расчет кинематических параметров кривошипно-шатунного механизма

 

        Перемещение поршня за каждый  шаг расчета от своего первоначального  положения ВМТ определяется из  ворожения.

 

                             (78)

 

        Взяв производную по времени  от выражения, определяющего перемещением  поршня. Определим скорость поршня:

 

                                      (79)

 

        Ускорение перемещения массы  поршневой группы, принятой нами с концентрацией на оси поршневого пальца, необходимое для определения сил инерции возвратно-поступательно движущихся масс, определим из выражения производной по времени от скорости перемещения:

 

               (80)

 

где

β - угол отклонения шатуна от оси цилиндра, определяем из соотношения:

 

                                      (81)

 

где

к=а/Rкр - относительное смешение оси цилиндров от оси коленчатого вала.

При самостоятельном  выполнении расчетов значения ускорений допускается вычислять по упрощенной зависимости:

 

                     (82)

 

Результаты расчета заносим  в таблицу 7.

Таблица 7 динамического расчета

f

DРг

Pj

PS

РN

PК

Рт

Мкрц

Yi

p, Мпа

0

0,018

-2,363

-2,34

0

-2,345

0

0

0,4

-2,345

30

-0,015

-1,857

-1,872

-0,269

-1,486

-1,170

-389,583

-0,34

-1,872

60

-0,015

-0,664

-0,679

-0,172

-0,191

-0,675

-224,742

-0,34

-0,679

90

-0,015

0,516

0,501

0,147

-0,147

0,501

166,977

-0,34

0,501

120

-0,015

1,181

1,166

0,295

-0,838

0,863

287,276

-0,34

1,166

150

-0,015

1,340

1,325

0,190

-1,242

0,498

165,844

-0,34

1,325

180

-0,010

1,329

1,318

0

-1,318

0

0

-0,23

1,318

210

0,010

1,340

1,351

-0,194

-1,267

-0,508

-169,111

0,24

1,351

240

0,063

1,181

1,245

-0,315

-0,895

-0,921

-306,784

1,42

1,245

270

0,209

0,516

0,726

-0,214

-0,214

-0,726

-241,72

4,65

0,726

300

0,649

-0,664

-0,015

0,003

-0,00

0,0152

5,059

14,43

-0,015

330

0,999

-1,857

-0,858

0,123

-0,681

0,536

178,575

22,2

-0,854

360

1,831

-2,363

-0,531

0

-0,531

0

0

40,7

-0,531

370

5,139

-2,304

2,834

0,141

2,766

0,629

209,487

114,2

2,834

390

3,365

-1,857

1,508

0,217

1,197

0,942

313,745

74,79

1,508

420

1,328

-0,664

0,663

0,167

0,186

0,659

219,381

29,52

0,663

450

0,684

0,516

1,200

0,354

-0,354

1,200

399,741

15,2

1,200

480

0,446

1,181

1,628

0,411

-1,170

1,204

400,997

9,92

1,628

510

0,280

1,340

1,621

0,233

-1,520

0,609

202,902

6,24

1,621

540

0,069

1,329

1,399

0

-1,399

0

0

1,55

1,399

570

0,022

1,340

1,362

-0,196

-1,278

-0,512

-170,519

0,49

1,362

600

0,018

1,181

1,199

-0,303

-0,862

-0,887

-295,478

0,4

1,199

630

0,018

0,516

0,534

-0,157

-0,157

-0,534

-178,062

0,4

0,534

660

0,018

-0,664

-0,646

0,163

-0,181

0,642

213,735

0,4

-0,646

690

0,018

-1,857

-1,839

0,264

-1,460

1,149

382,655

0,4

-1,839

720

0,018

-2,363

-2,345

0

-2,345

0

0

0,4

-2,345


 

 

Продолжение таблицы 7 динамического расчёта

 

fп.к.в.

Т

К

Pk

Rшш

Крк

N, КН

0

0

-15,930

-25,416

25,416

-39,681

0

30

-7,950

-10,100

-19,585

21,137

-33,851

-1,830

60

-4,586

-1,297

-10,783

11,718

-25,048

-1,167

90

3,407

-1,005

-10,490

11,030

-24,756

1,004

120

5,862

-5,696

-15,181

16,274

-29,447

2,003

150

3,384

-8,443

-17,928

18,245

-32,194

1,295

180

0

-8,959

-18,444

18,444

-32,710

0

210

-3,451

-8,609

-18,094

18,421

-32,360

-1,321

240

-6,260

-6,083

-15,568

16,780

-29,834

-2,139

270

-4,933

-1,455

-10,940

12,001

-25,206

-1,454

300

0,103

-0,029

-9,514

9,5149

-23,78

0,026

330

3,644

-4,629

-14,114

14,577

-28,380

0,839

360

0

-3,612

-13,097

13,097

-27,362

0

370

4,275

18,795

9,310

10,245

-4,955

0,962

390

6,402

8,134

-1,350

6,543

-15,616

1,474

420

4,477

1,266

-8,218

9,358

-22,483

1,140

450

8,157

-2,406

-11,891

14,421

-26,157

2,405

480

8,183

-7,951

-17,436

19,261

-31,702

2,796

510

4,140

-10,330

-19,815

20,243

-34,081

1,585

540

0

-9,503

-18,988

18,988

-33,254

0

570

-3,479

-8,681

-18,166

18,496

-32,432

-1,332

600

-6,030

-5,859

-15,344

16,486

-29,609

-2,060

630

-3,634

-1,072

-10,557

11,165

-24,822

-1,071

660

4,361

-1,234

-10,719

11,573

-24,985

1,110

690

7,809

-9,920

-19,406

20,918

-33,671

1,798

720

0

-15,930

-25,416

25,416

-39,681

0


 

 

3.3 Силы давления газов

 

Индикаторная  диаграмма, полученная в тепловом расчете, развертывается по углу поворота кривошипа  по методу Брикса.       

        Масштабы развернутой диаграммы:  хода поршня Ms = 1мм в мм давлений Mp = 0,045 МПа в мм; сил угла поворота кривошипа Mφ.

Поправка Брикса.

                                                    (83)

Тогда поправка Брикса равна 

     Масштабы  развернутой диаграммы: хода поршня Ms = 1мм в мм давлений Mр = 0,03 МПа в мм; сил угла поворота кривошипа Mφ.

 

                                                  (84)

где

ОВ - длина развернутой  диаграммы, мм

 

 

        По развернутой диаграмме через  каждые 300 угла поворота кривошипа определяют значения ΔРг и заносим в значения в табл 7,динамического расчета (в таблице значения даны через 300 и точка при φ =3700)

 

       3.4 Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма

 

По табл. 21 (А. И. Колчин. "Расчет автомобильных  и тракторных двигателей") с учетом диаметра цилиндра, отношения S/D, V - образного расположения цилиндров и достаточно высокого значения Pz устанавливаются:

        Масса поршневой группы (для поршня  из алюминиевого сплава m'п = 110 кг/м2.)

                                           (85)

 

где

Fп – площадь поршня, м2

 

 

Масса шатуна; (m'ш=136,4 кг/м2)

 

                                             (86)

 

где

m’ш – масса шатунной группы, кг/м2.

 

 

        Масса неуравновешенных частей  одного колена вала без противовесов (для стального кованого вала mк=250 кг);

 

                                               (87)

где

m’k – конструктивная масса кривошипа, кг/м2.

 

 

        Масса шатуна сосредоточенная  на оси поршневого пальца;

 

                                            (88)

 

        Масса шатуна сосредоточена на  оси кривошипа;

Скоростная характеристика.cdw

— 50.09 Кб (Скачать)

Спецификация.bak

— 36.76 Кб (Скачать)

Информация о работе Расчет автомобильного двигателя ЗМЗ-406