Транспортировка нефти и нефтепродуктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:07, доклад

Описание работы

В силу того что перевозки обычно осуществляются в больших количествах, транспортировка нефти и нефтепродуктов производится чаще одним из следующих путей:
Перевозка железнодорожным транспортом.
Перевозка морскими танкерами.
Транспортировка по нефтепроводам.
Перевозка автотранспортом.

Работа содержит 1 файл

Транспортировка нефти и нефтепродуктов.docx

— 25.05 Кб (Скачать)

Транспортировка нефти и нефтепродуктов

Способы транспортировки

В силу того что  перевозки обычно осуществляются в  больших количествах, транспортировка  нефти и нефтепродуктов производится чаще одним из следующих путей:

  1. Перевозка железнодорожным транспортом.
  2. Перевозка морскими танкерами.
  3. Транспортировка по нефтепроводам.
  4. Перевозка автотранспортом.

Перевозка автотранспортом

Понятно, что автоцистерны для перевозки нефтепродуктов не подойдут для перевозки большого количества нефти, поэтому автотранспорт  чаще используют для локальных перевозок  на небольшие расстояния, а для  международного импорта и экспорта используют три оставшихся способа. Кроме того, автоцистерны для перевозки  нефтепродуктов нужно оборудовать  по всем требованиям федеральных  законов. То есть получить все необходимые  разрешения, проложить маршрут движения, приобрести противопожарные инструменты, опознавательные знаки и т.д.

Транспортировка по нефтепроводам

Движение нефти  по трубе происходит за счёт разности давлений, создаваемой насосными  станциями на обоих концах трубы. Нефтепроводы делятся на подземные и наземные и могут работать в любую погоду, это их большое преимущество. Наземные нефтепроводы удобны тем, что если случится авария, её проще будет устранить, и тем, что их проще строить. Зато подземные нефтепроводы меньше подвержены внешним воздействиям и, следовательно, более долговечны. Конструктивно, нефтепроводы строятся из труб диаметром в 10-140 см, нефть по которым двигается со скоростью 3м/с.

Перевозка морскими танкерами

Морские суда –  это суда с очень большим водоизмещением. Именно этот вид перевозок составляет львиную долю от всех международных  перевозок нефти. Дело в том, что  зачастую морские пути короче, нежели наземные, и транспортировка по морю обходится дешевле. Танкеры для  перевозки делятся на три типа:

  • Малотоннажные.
  • Среднетоннажные.
  • Крупнотоннажные.

Сегодня по международным  стандартам все танкеры должны обязательно  иметь двойную обшивку, которая  повышает уровень безопасности, а  также разделение отсека для нефти (танка) на отсеки. Загрузка и разгрузка  нефтепродуктов в такие танкеры  происходит с берега с помощью  специальных насосов и трубопроводов.

Перевозка по железной дороге

Несмотря на то, что сеть железных дорог достаточно развита в нефтедобывающих странах, этот способ перевозок не является первостепенным. Хотя он и всесезонный, и позволяет перевозить большие  объемы нефти, всё же он требует больше трудозатрат, чем, например, транспортировка  по нефтепроводам.

Опасность перевозки нефти и нефтепродуктов

Нефть представляет собой природное ископаемое в  виде горючей маслянистой жидкости. В связи с этим, транспортировка  нефти и нефтепродуктов представляет большую опасность для природного мира: флоры, фауны, почвы, морских обитателей. Человечеству известна далеко не одна нефтяная катастрофа, будь-то сход с рельсов состава с нефтью или пробоина в нефтяном танкере. В случае разлива нефти в море, на поверхности воды образуется плёнка, не позволяющая дышать обитателям моря. Однако учёные считают, что больше всего от нефти страдает почва. Растения уже не могут произрастать на пропитанной нефтью почве, а также нефть может попасть в подземные реки, а оттуда – в водопроводы.

Некоторые важные моменты транспортировки

Перед наливом нефти  в резервуар для перевозки, этот резервуар должен быть специальным  образом подготовлен, а именно, очищен от ранее перевозимого вещества. Резервуар  должен иметь маслобензостойкое, паростойкое покрытие с электростатической безопасностью. Категорически запрещается перевозить нефть в резервуарах, в которых раньше перевозились бензин, керосин и другие горючие вещества.

Большинство нефтепромыслов находится далеко от мест переработки  или сбыта нефти, поэтому быстрая и экономичная доставка «черного золота» жизненно важна для процветания отрасли.

Самым дешевым и  экологически безопасным способом транспортировки нефти являютсянефтепроводы. Нефть в них движется со скоростью до 3 м/сек под воздействием разницы в давлении, создаваемой насосными станциями. Их устанавливают с интервалом в 70-150 километров в зависимости от рельефа трассы. На расстоянии в 10-30 километров в трубопроводах размещают задвижки, позволяющие перекрыть отдельные участки при аварии. Внутренний диаметр труб, как правило, составляет от 100 до 1400 миллиметров. Их делают из высокопластичных сталей, способных выдержать температурные, механические и химические воздействия. Постепенно все большую популярность обретают трубопроводы из армированного пластика. Они не подвержены коррозии и обладают практически неограниченным сроком эксплуатации.

Нефтепроводы бывают подземными и наземными. У обоих  типов есть свои преимущества. Наземные нефтепроводы легче строить и  эксплуатировать. В случае аварии значительно  легче обнаружить и устранить  повреждение на трубе, проведенной  над землей. В то же время подземные  нефтепроводы менее подвержены влиянию  изменений погодных условий, что  особенно важно для России, где  разница зимних и летних температур в некоторых регионах не имеет  аналогов в мире. Трубы можно проводить  и по дну моря, но поскольку это  сложно технически и требует больших  затрат, большие пространства нефть  пересекает при помощи танкеров, а  подводные трубопроводы чаще используют для транспортировки нефти в  пределах одного нефтедобывающего комплекса.

Идею использования  трубопроводов для перекачки  нефти и нефтепродуктов предложил великий русский ученый Д. И. Менделеев. Он объяснил основные принципы строительства и привел аргументы в пользу этого вида транспорта.

Различают три вида нефтепроводов. Промысловые, как понятно  из названия, соединяютскважины с различными объектами на промыслах. Межпромысловые ведут от одного месторождения к другому,  магистральному нефтепроводу или просто относительно удаленному промышленному объекту, находящемуся за пределами исходного нефтедобывающего комплекса. Магистральные нефтепроводы прокладывают для доставки нефти от месторождений до мест перевалки и потребления, к которым, в том числе, относятся нефтебазы, нефтеналивные терминалы, нефтеперерабатывающие заводы.

Теоретические и  практические основы строительства  нефтепроводов разработал знаменитый инженер В. Г. Шухов, автор проекта  телевизионной башни на Шаболовке. Под его руководством в 1879 году на Апшеронском полуострове создали  первый в Российской империи промысловый  нефтепровод для доставки нефти  с Балаханского месторождения на нефтеперерабатывающие заводы Баку. Его длина составила 12 километров. А в 1907 году также по проекту В. Г. Шухова построили первый магистральный нефтепровод длиной 813 километров, соединивший Баку и Батуми. Он эксплуатируется по сей день.

Сегодня общая протяженность  магистральных нефтепроводов в  нашей стране составляет около 50 тысяч  километров. Отдельные нефтепроводы часто объединяются в крупные  системы. Наиболее протяженная из них – «Дружба», построенная в 1960-е годы для доставки нефти из Восточной Сибири в Восточную Европу (8 900 км). В Книгу рекордов Гиннеса внесен самый длинный на сегодня трубопровод в мире, длина которого составляет 3 787,2 километра. Он принадлежит компании Интерпровиншл Пайплайн Инкорпорейтед (Interprovincial Pipe Line Inc.) и протягивается через весь Североамериканский континент от Эдмонтона в канадской провинции Альберта до Чикаго и далее до Монреаля. Однако этот результат недолго будет сохранять лидерские позиции. Длина строящегося в настоящее время нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО) составит 4 770 километров. Проект был разработан и реализуется корпорацией «Транснефть». Нефтепровод пройдет вблизи от месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, что даст стимул для более эффективной работы нефтедобывающих комплексов, развития инфраструктуры и создания новых рабочих мест. Нефть крупнейших российских компаний, таких как «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР» и «Газпром нефть», будет доставляться к потребителям в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где экономика развивается наиболее динамично и постоянно растут потребности в энергоресурсах. По масштабам и значению для развития экономики страны ВСТО сопоставим с Байкало-Амурской железнодорожной магистралью.

Поскольку применение трубопроводов экономически выгодно, а работают они в любую погоду и в любое время года, это  средство транспортировки нефти  действительно незаменимо – особенно для России, с ее огромными территориями и сезонными ограничениями на использование водного транспорта. Тем не менее, основной объем международных  перевозок нефти осуществляют танкеры. Малотоннажные танкеры используются для специальных целей – в  том числе для перевозок битумов; танкеры общего назначения, обладающие дедвейтом(общим весом грузов, которые принимает судно) в 16 500-24 999 тонн, применяются для перевозки нефтепродуктов; среднетоннажные танкеры (25 000-44 999 тонн) – для доставки как нефтепродуктов, так и нефти. Крупнотоннажными считаются танкеры дедвейтом более 45 000 тонн, и на них приходится основная нагрузка по транспортировке нефти морским путем. Для транспортировки нефти по речным артериям используют баржи дедвейтом 2 000 – 5 000 тонн.

Первый в мире танкер, «наливной пароход» под именем «Зороастр», был построен в 1877 году по заказу «Товарищества братьев  Нобель» на верфях шведского города Мотала. Пароход грузоподъемностью 15 тысяч пудов (около 250 тонн) использовался  для доставки керосинаналивом из Баку в Царицын (ныне Волгоград) и Астрахань.

Современные танкеры  – это гигантские суда. Впечатляющие размеры объясняются экономическим  «эффектом масштаба». Стоимость  перевозки одного барреля нефти на морских судах обратно пропорциональна их размерам. Кроме того, число членов экипажа большого и среднего танкера примерно одинаково. Поэтому корабли-гиганты значительно сокращают расходы компаний на транспортировку. Однако не все морские порты в состоянии принять у себя супер-танкер. Для таких гигантов нужны глубоководные порты. Так, например, большинство российских портов из-за ограничений по фарватеру не способно принимать танкеры с дедвейтом более 130-150 тысяч тонн.

Грузовые помещения  танкера разделены несколькими  поперечными и одной-тремя продольными  переборками на резервуары – танки. Некоторые из них служат только для  приема водного балласта. Доступ к  танкам можно получить с палубы –  через горловины небольшого размера  с плотными крышками. Для снижения риска утечки нефти и нефтепродуктов в результате аварий в 2003 году Международная  морская организация одобрила предложения  Евросоюза об ускорении вывода из эксплуатации однокорпусных нефтяных танкеров. Уже с апреля 2008 года запрещены  перевозки всех тяжелых видов топлива на судах, не оборудованных двойным корпусом.

Нефть и нефтепродукты  загружают в танкеры с берега, а разгрузку ведут при помощи корабельных насосов и трубопроводов, проложенных в танках и вдоль  палубы. Однако супертанкеры дедвейтом  более 250 тысяч тонн, как правило, просто не могут зайти в порт, будучи полностью загруженными. Их заполняют с морских платформ и разгружают, перекачивая жидкое содержимое на танкеры меньшего размера.

Сегодня моря и океаны мира бороздят более 4000 танкеров. Большинство  из них принадлежат независимым  судоходным компаниям. Нефтяные корпорации заключают с ними договоры фрахтования, получая право на использование судна.

Еще один вид транспортировки  нефти – по железной дороге. Это  быстрый всесезонный способ. В  нашей стране его используют, чтобы  доставить нефть из Западной Сибири на Дальний Восток, Южный Урал и  в страны Центральной Азии. Из Урала  нефть везут на Запад, на Северный Кавказ и в Новороссийск. Однако для доставки «черного золота» по железной дороге требуется в 10 раз  больше трудозатрат, чем для ее транспортировки  по нефтепроводам. Поэтому даже в  странах с разветвленной железнодорожной  сетью этот способ перевозки нефти  является второстепенным. 
 
 
 
 
Интересные факты

  • До появления трубопроводов нефть разливали в бурдюки и бочки и везли на лошадях. Этот способ был очень дорог. Так, в 1877 году пуд (около 16 кг) нефти на апшеронских промыслах стоил 3 копейки, а доставка на расстояние 12 км к нефтеперерабатывающим заводам обходилась в 20 копеек. 
  • Танкеры являются самыми крупными судами в мире. Титул самого большого корабля на планете принадлежит норвежскому супертанкеру «Knock Nevis». Его длина – 458 м, ширина – 69 м, дедвейт – 564 763 тонны. Поскольку осадка корабля при полной загрузке превышает 24 м, он не мог проходить не только по Суэцкому и Панамскому каналам, но даже по Ла-Маншу. Гигант был построен в 1979-1981 годах, курсировал между Ближним Востоком и США, сменил несколько имен и флагов. Сейчас «Knock Nevis» используется как плавучее нефтехранилище. 
  • В российских источниках утверждают, что первый нефтепровод был построен В. Г. Шуховым на Апшеронском полуострове в 1879 году для доставки нефти с Балаханского месторождения на нефтеперерабатывающие заводы Баку. Длина этого нефтепровода достигала 12 километров. Однако американцы считают, что еще в 1860-х годах был создан трубопровод, соединяющий нефтепромысел Ойл-Крик в Пенсильвании с железнодорожной станцией Миллер Фарм Стэйшн. Его длина составляла около 8 километров. 
  • Общая протяженность сварных швов нефтепровода превышает его длину в среднем в 1,5 раза.

Информация о работе Транспортировка нефти и нефтепродуктов