Авторские права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

В наше время очень актуальна тема авторского договора. Взаимоотношения по созданию и использованию произведений существовали и будут существовать всегда, но с течением времени, развитием научно-технического прогресса и эта сфера претерпевает существенные изменения.
Главная проблема, которая сейчас имеет место быть в нашей стране в области правового регулирования как всего авторского права вообще, так и авторского договора в частности – это принятие раздела Гражданского кодекса РФ «Интеллектуальная собственность». По этому разделу в научной и практической среде идут длительные споры. Уже более восьми лет продолжается работа по разработке и совершенствованию данного раздела ГК.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные положения авторских прав………………………….5
§1.1 Понятие авторского договора…………………………………….5
§1.2 Виды авторских договоров…………………………………………15
Глава 2. Элементы авторского договора……………………………………19
§2.1 Содержание авторского договора…………………………….19
§2.2 Прекращение авторского договора……………………………22
Глава3.Защита прав автора…………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………………………35
Литература………………………………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

гражданское право курсовая.docx

— 73.20 Кб (Скачать)

По  общему правилу, авторский договор  носит взаимный и возмездный характер. Но возникает вопрос, может ли авторский  договор быть безвозмездным? Рассмотрим данный вопрос на примере из практики, проанализируем и на основе изложенного  сделаем выводы. Итак, некое крупное  музыкальное издательство решило претворить в жизнь довольно дорогостоящий  проект по выпуску на аудиокассетах  и компакт-дисках тематических сборников  песен некоторых наиболее популярных авторов. Для этого издательство в соответствии с Законом РФ "Об авторском праве и смежных  правах" разработало типовую форму  авторского договора, которую предложило подписать всем авторам — участникам проекта. Предметом договора являлось разрешение автора на безвозмездное  включение в выпускаемые издателем  аудионосители под общим названием, например, "Лучшие песни", некоторых  его произведений. Впоследствии, уже  после выхода сборника в свет, возник вопрос: не противоречат ли условия  таких авторских договоров Закону? Было ли действительно передано издателю право на воспроизведение произведений? Подробно этот вопрос рассматривает  юрист Российского Авторского сообщества Е. Григорьян.

Пункт 1 ст. 31 ФЗ «Об авторском праве  и смежных правах» определяет, что авторский договор должен предусматривать такое существенное условие, как размер авторского вознаграждения и порядок определения размера  авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты. Размер вознаграждения является существенным условием авторского договора.

Тем не менее, в данном случае стороны  пришли к соглашению о безвозмездной  передаче авторских прав. Можно ли считать, что они тем самым  договорились о таком существенном условии договора, как размер авторского вознаграждения, признав его равным нулю? Законодательство РФ проводит разграничение  между указанными видами договоров  в зависимости от того, должна ли сторона получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей или она обязуется  предоставить что-либо другой стороне  без получения такой платы  или иного встречного предоставления. При этом предполагается, что заключенный  сторонами договор является возмездным. То есть безвозмездность договора должна быть прямо предусмотрена законом, иным правовым актом или вытекать из существа самого договора 9.

Несмотря  на это, законодатель в некоторых  случаях для внесения окончательной  ясности специально включает в текст  правовой нормы указание на возмездность договора. Поэтому императивная норма  ст. 31 Закона о том, что авторский  договор должен предусматривать  такое существенное условие, как  размер авторского вознаграждения, указывает  на то, что авторский договор относится  к возмездным.

Автор статьи также пишет, что даже если толковать фразу "разрешение на безвозмездное  включение в сборник ... произведений" в договоре, заключенном музыкальным  издательством с автором, как  соглашение сторон о размере вознаграждения, равном нулю, это так или иначе  делает договор безвозмездным, что  противоречит положениям ФЗ «Об авторском  праве и смежных правах» и  Гражданского кодекса РФ. Из ст. 31 «Об  авторском праве и смежных  правах» вытекает, что, если в авторском  договоре не установлен максимальный тираж произведения, вознаграждение должно определяться в виде процента от дохода. Также вышеназванный Закон прямо указывает все случаи, когда возможно использовать произведение без заключения авторского договора и выплаты авторского вознаграждения 10. Этот исчерпывающий перечень был бы не нужен, если бы стороны могли сами предусмотреть в договоре его безвозмездность.

Таким образом, можно сделать вывод, что  указание на безвозмездность договора нельзя рассматривать как соглашение сторон о размере вознаграждения.

Следует заметить, что в договор, о котором  идет речь, стороны включили условие  о безвозмездности, которое прямо  противоречит требованиям Закона. Согласно п. 7 ст. 31 ФЗ «Об авторском праве  и смежных правах» условия  авторского договора, противоречащие положениям закона, являются недействительными. Таким образом, условие о безвозмездной  передаче авторских прав по указанным  договорам недействительно, ибо  противоречит Закону.

Сутью анализируемых договоров является именно безвозмездная передача прав. Если бы автор настаивал на возмездном договоре, музыкальное издательство скорее всего вообще не стало бы его заключать. Поэтому просто исключить  эту часть текста из соглашения нельзя, ибо при этом будет опущено  основное условие его заключения. Но, как было показано выше, условие  о безвозмездности авторского договора недействительно, соответственно и  все сделки, о которых идет речь, должны быть признаны недействительными.

Таким образом, договоры музыкального издательства с авторами могли бы быть признаны недействительными, если бы не одно спасительное условие. В тексте соглашений было предусмотрено, что издательство бесплатно передает автору некоторое количество компакт-дисков и аудиокассет с издаваемым сборником. Если вернуться к положению ст. 423 ПС РФ, то оно предусматривает, что  по возмездному договору сторона  должна получить плату или иное встречное  удовлетворение. Такое встречное  удовлетворение может быть выражено и в передаче экземпляров произведения. Поэтому, несмотря на слово "безвозмездно", договоры по сути своей могут быть признаны возмездными.

В специальных работах, посвященных  правовому регулированию авторских  отношений в отдельных областях творчества, раскрывались признаки и  определялись понятия отдельных  видов авторских договоров —  издательского, постановочного, сценарного и т.

По  общему правилу, авторский договор  носит взаимный и возмездный характер. Авторский договор об уступке  авторских прав рассматривается  как договор купли-продажи.

Также он является консенсуальным, поскольку  имущественные авторские права  предоставляются в момент исполнения обязанности праводателя по предоставлению доступа к произведению, возникающей  из авторского договора.

Вместе  с тем не исключены реальные, односторонние  и безвозмездные авторские договоры. Реальным авторский договор является тогда, когда одновременно с достижением  сторонами соглашения по всем необходимым  условиям договора они осуществляют и предоставление друг другу всего причитающегося по договору.

Важно сказать, что законодательством  не запрещается передача авторских  прав по договору на безвозмездной  основе. На первый взгляд, данный вывод  расходится с п. 1 ст. 31 Закона РФ «Об  авторском праве и смежных  правах», в котором среди существенных условий авторского договора названо  условие о «размере вознаграждения и порядке определения размера  вознаграждения за каждый способ использования  произведения, порядке и сроках его  выплаты». Однако из сказанного следует  лишь то, что вопрос об авторском  вознаграждении подлежит обязательному  согласованию в договоре. Поэтому  если авторские права по договоренности сторон передаются безвозмездно, об этом должно быть прямо сказано в договоре. В противном случае ввиду презумпции возмездности авторского договора условие  о его цене не будет считаться  согласованным.

Разумеется, что авторский договор следует  отличать от иных форм договорного  регулирования отношений по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства. Но на практике нередко возникает вопрос о разграничении  авторского и трудового договоров, что имеет большое значение для  установления объема прав создателя  творческого произведения и его  пользователя. Если произведение создано  в рамках выполнения служебного задания, права по его использованию принадлежат  работодателю, который должен обеспечить лишь соблюдение личных и имущественных  прав автора. Издательства, научные, учебные  и иные организации могут воспроизводить и распространять такие произведения в любые сроки, в любом объеме, в том числе переиздавать произведения, не спрашивая на это согласия авторов. Поэтому они нередко прямо  заинтересованы в том, чтобы их отношения  с авторами рассматривалось как  трудовые. Примером здесь может послужить  следующее: Издательство заключило  с П. договор на подготовку слайдов  для фотоальбома. При переиздании  альбома издательство отказалось выплатить  автору вознаграждение, ссылаясь на то, что слайды являются собственностью издательства, поскольку с автором  был заключен трудовой договор. В  качестве доказательства издательство указывало на то, что с автором  был произведен расчет платежным  поручением. Но это само по себе никакого значения для определения природы  договора иметь не может. Поскольку  иных доказательств наличия трудовых отношений с автором издательство не представило, его доводы были признаны судом несостоятельными, и в пользу автора было взыскано вознаграждение за переиздание.

В тех случаях, когда заключенный  сторонами договор, в рамках которого создано творческое произведение, не содержит четкого указания на его  трудовой характер, вывод об этом может  быть сделан лишь при наличии ряда условий. Прежде всего предметом трудового договора является трудовая деятельность работника, соответствующая его должности и квалификации. Она может носить творческий характер, например, работа штатного переводчика издательства или штатного фотографа журнала, но при этом подразумевается, что речь идет об исполнении определенной трудовой функции, а не о достижении конкретного, определенного соглашением сторон творческого результата.

«Если произведение создано хотя и штатным  работником организации, но не в связи  с исполнением им своих трудовых обязанностей, автор произведения пользуется всеми предусмотренными законом  правами, включая право на использование  произведения.»11 Так, 3., будучи режиссером-постановщиком научно-популярного фильма, по согласованию со сценаристом написал дикторский текст к этому фильму. Студия отказалась выплатить 3. вознаграждение, ссылаясь на то, что тот является штатным работником студии и за свою работу получает заработную плату. Однако поскольку 3. доказал, что в обязанности режиссера-постановщика не входит написание дикторского текста, его требование было удовлетворено .

Здесь можно также сказать, что по субъектному  составу авторские договоры отличаются и от некоторых других договоров, связанных с использованием произведений. Например, отношения между киностудиями и организациями, занимающимися  кинопрокатом, строятся по типу договора купли-продажи. Договоры, заключаемые  киностудией с телестудией по поводу показа кинофильма по телевидению, носят характер купли-продажи или  имущественного найма в зависимости  от длительности показа фильма по телевидению.

Вместе  с тем критерий субъектного состава, в соответствии с которым одной  из сторон авторского договора обязательно  должен быть автор или заменяющее его лицо, не снимает все возникающие  на практике вопросы.

При заключении договоров на создание произведений изобразительного искусства возникает  вопрос о разграничении авторского договора и договора подряда. Известно, что объем прав автора и подрядчика отнюдь не совпадают в частности  подрядчик выполняет работу на свой риск, результат его работы передается в собственность заказчика, который  не несет перед подрядчиком никаких  дополнительных обязанностей в связи  с дальнейшим использованием результата и т. д. Например, по сравнению с  подрядчиком автор находится  в гораздо лучшем положении, поскольку  в случае творческой неудачи ему  может гарантироваться определенная часть предусмотренного договором  вознаграждения, за ним сохраняются  все основные авторские права на произведение переходящие в собственность другого лица и т. д.

Разграничение авторского и подрядного договоров  производится прежде всего, по их предмету. Если предметом договора подряда  является результат обычной, технической  деятельности подрядчика, то предметом  авторского договора являются, например, произведения науки, литературы, искусства  как результат творческой работы автора. На практике отграничить их друг от друга бывает не так просто.

Наиболее  остро данный вопрос встает при заключении договоров на изготовление копий  произведений искусства, науки и  литературы, в том числе договоров  на изготовление так называемых авторских  копий. В юридической науке нередко  утверждается, что копия, в том  числе авторская, - это результат  обычной работы, по поводу выполнения которой должен заключаться договор  подряда. Но иногда разграничить авторские  и подрядные договоры по их предмету не возможно.

Договоры, которые предусматривают передачу авторских прав, следует относить к авторским, даже если они не названы  таковыми. В частности, во многих случаях  правовые нормы о передаче авторских  прав включаются в гражданские договоры купли-продажи, аренды, простого товарищества и др. – тогда договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым  к авторским договорам. Напротив, договоры, которые не предусматривают  передачу авторских прав, не могут  считаться авторскими, даже если они  названы таковыми. Примерами таких  договоров могут служить договоры об издании произведений за счет автора. Обычно это типичные подрядные договоры – автор оплачивает издательству тиражирование своего произведения и получает весь тираж книги в  собственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.2 Виды авторских договоров.

В действующем законодательстве об авторском  праве  нет  перечисления

видов авторских  договоров,  которые  содержала  ст. 504  ГК  РСФСР  1964 г. Годами  складывавшаяся  практика  оставила  в   наследство   ряд   авторских договоров, которые могут быть сгруппированы по различным основаниям.

       В   литературе  встречается  достаточно  предложений  о  классификации авторских договоров. Одна  из  возможных классификаций содержалась уже

упомянутой ст. 504: авторский  договор  об  издании  произведения;  авторский договор  о  публичном  исполнении   произведения,   авторский   договор   об использовании  произведения в кинематографии;   авторский   договор   об использовании произведения на  телевидении  и  радио;  авторский  договор  о публичном  показе  произведения;  авторский  договор  об   использовании   в промышленности  произведения  декоративно-прикладного  искусства.   Перечень этот  является   примерным:   в   зависимости   от   способа   использования произведения могут заключаться и иные авторские договоры.

Информация о работе Авторские права