Авторские права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

В наше время очень актуальна тема авторского договора. Взаимоотношения по созданию и использованию произведений существовали и будут существовать всегда, но с течением времени, развитием научно-технического прогресса и эта сфера претерпевает существенные изменения.
Главная проблема, которая сейчас имеет место быть в нашей стране в области правового регулирования как всего авторского права вообще, так и авторского договора в частности – это принятие раздела Гражданского кодекса РФ «Интеллектуальная собственность». По этому разделу в научной и практической среде идут длительные споры. Уже более восьми лет продолжается работа по разработке и совершенствованию данного раздела ГК.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные положения авторских прав………………………….5
§1.1 Понятие авторского договора…………………………………….5
§1.2 Виды авторских договоров…………………………………………15
Глава 2. Элементы авторского договора……………………………………19
§2.1 Содержание авторского договора…………………………….19
§2.2 Прекращение авторского договора……………………………22
Глава3.Защита прав автора…………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………………………35
Литература………………………………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

гражданское право курсовая.docx

— 73.20 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3

Глава 1.  Основные положения авторских прав………………………….5

           §1.1 Понятие авторского договора…………………………………….5

           §1.2 Виды авторских договоров…………………………………………15

Глава 2. Элементы авторского договора……………………………………19

          §2.1 Содержание авторского договора…………………………….19

         §2.2 Прекращение авторского договора……………………………22

Глава3.Защита прав автора…………………………………………………………28

Заключение…………………………………………………………………………………35

Литература………………………………………………………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В наше время очень актуальна  тема авторского договора. Взаимоотношения  по созданию и использованию произведений существовали и будут существовать всегда, но с течением времени, развитием  научно-технического прогресса и  эта сфера претерпевает существенные изменения.

Главная проблема, которая сейчас имеет место быть в нашей стране в области правового регулирования  как всего авторского права вообще, так и авторского договора в частности  – это принятие раздела Гражданского кодекса РФ «Интеллектуальная собственность». По этому разделу в научной  и практической среде идут длительные споры. Уже более восьми лет продолжается работа по разработке и совершенствованию  данного раздела ГК.

 Главной целью принятия раздела  «Интеллектуальная собственность»  является устранение неблагоприятных  последствий, вызванных длительным  отсутствием законодательных положений,  единых для всех видов объектов  интеллектуальной собственности.  В России как и за рубежом  остро встала проблема правового  регулирования авторских правоотношений  в глобальной компьютерной сети  Интернет. И это не единственный  пример, когда с течением времени  появляются новые виды творческих  произведений и новые формы  их использования. Мало кто  мог предположить несколько лет  назад, что встанет проблема  нарушения авторских прав в  такой сфере как оборот мелодий  для сотовых телефонов, а, тем  не менее, объем этого рынка  на сегодняшний момент составляет  ежегодно 300 миллионов долларов.

Дополнительно ожидается внесение ряда существенных изменений и дополнений в Закон «Об авторском праве  и смежных правах». Но следует  отметить, что при всех вышеизложенных проблемах имеется достаточно прочная  законодательная и теоретическая  база, которая позволяет исследовать  проблемы авторского договора.

 Большая работа в области  исследования данной темы была  проведена такими известными  специалистами в области авторского  права как Зенин И. А., Клык  Н. Л., Сутулов Д.М. и многими  другими. Конечно, их исследования  имеют огромное значение, но в  данный момент времени они  уже несколько устарели. Изменился  общественно-политический строй,  характер товарно-денежных отношений,  изменились и отношения по  поводу использования результатов  творческой деятельности. Они приобрели  характер рыночных отношений.  И поэтому перед цивилистической  наукой встала проблема поиска  иного подхода к законодательному  регулированию и теоретическому  рассмотрению авторского договора. На современном этапе изучением  проблем авторского права занимается  тоже целый ряд ученых. Среди  них следует особо отметить  исследования профессора Сергеева  А.П и Дозорцева В.А. 

Нельзя не отметить, что эти исследователи  рассматривали только отдельные  вопросы этой темы. Ни у кого из них  не было комплексного и актуального  исследования проблем авторского договора.

 База источников данных проблем  широка. В первую очередь это,  конечно, Бернская конвенция о  защите авторских прав и Закон  «Об авторском праве и смежных  правах». Имеется немало иных  нормативно – правовых актов. 

Главной целью данной работы является комплексное исследование проблем авторского договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные положения авторских  договоров.

§1.1 Понятие авторского договора.

Авторский договор носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным  в ряду других гражданско-правовых договоров. Данный вывод имеет не только теоретическое, но и большое  практическое значение. В частности, он означает, что на авторско-договорные отношения распространяются как  общие положения гражданского права, например, привила о формах и условиях действительности сделок, так и соответствующие нормы обязательственного права, касающиеся, например, порядка заключения и исполнения договоров, ответственности за их нарушения и т.п.

Авторский договор, как и любой гражданско-правовой договор, представляет собой соглашение двух или более лиц, направленное на установление, изменение или прекращение  взаимных прав и обязанностей. К  таким договорам применимы все  нормы обязательственного права, за исключением тех, которые несовместимы с особенностями отношений, возникающих  при использовании результатов  творческой деятельности.

Между тем, законодатель не дал легального определения авторского договора, как, например, договора купли-продажи или  аренды, однако систематический анализ норм авторского законодательства и, прежде всего, Закона, позволяет такое определение  сформулировать.

Авторский договор – разрешение на использование  произведения или иначе – договор  о передаче имущественных прав на произведение. Определяя авторский  договор как «передачу прав»  необходимо акцентировать внимание на отличии такого определения от «перехода прав». Последняя категория  характеризует случаи «переход прав помимо воли автора» 1 .

Итак, можно сформулировать еще такое  определение: авторский договор  – соглашение, по которому одна сторона - автор передает имущественные права  другой стороне пользователю на определенный сторонами срок и за определенное вознаграждение.

По  мнению многих авторов авторский  договор — это волевой акт, основанный на взаимном соглашении сторон, направленный на возникновение, изменение  или прекращение юридических  отношений. Вот например, профессор  Ф.И. Гавзе высказывал мнение, что  целью авторского договора является наилучшее удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его  членов.

Аспирант  кафедры гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета М. Мирошникова  указывала на то, что понятие авторского договора следует рассматривать  как родовое понятие двусторонней сделки, основная и непосредственная цель которой – приобретение третьими лицами правового основания для  использования произведения будь то исключительное имущественное право  или разрешение, соответственно уступленное  или выданное автором или иным правообладателям 2. Далее она поясняет, что термин «авторский» подчёркивает не столько специфику субъективного состава, сколько специфику блага – произведения, по поводу которого возникают правоотношения, регулируемые авторским договором. Следует заметить, что это относится ко всем авторским договорам, за исключением авторского договора, который заключается с автором.

Ещё один автор статьи В.А. Ойгензихта высказывает  следующее: в договоре должна быть выражена воля сторон, и только при этом условии  он является соглашением.

Теория  “уступки, отчуждения” авторских  прав нашла поддержку в работах  более поздних лет. В.А. Кабатов  полагал, что автор может передавать другим лицам свое право на опубликование  произведения и право на его неприкосновенность.

Критикуя  теорию “уступки”, Б.С. Антимонов и  Е.А. Флейшиц подчеркивали, что исключительный характер прав автора состоит в их неотчуждаемости, неотторжимости от личности автора в течение всей его жизни  или в течение срока, определенного  законом для особых случаев, в  недопустимости перенесения прав автора на другое лицо.

Резюмируя сказанное, был намечен иной подход к пониманию авторского договора - не как способа отчуждения авторских  прав, а как способа реализации принадлежащих автору прав. Ведь широком  смысле авторское право представляет собой совокупность норм гражданского и иных отраслей права, которые регулируют отношения, возникающие в связи  с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

А.И. Ваксберг считал, что по договору автор  разрешает опубликование произведения. Примерно в то же время высказывается  мысль, что при передаче произведения организации автор только реализует  принадлежащее ему право на выпуск произведения в свет. Таким образом, намечается иная тенденция в трактовке  издательского договора — как  соглашения об использовании произведения.

Следует заметить, что в Гражданском Кодексе  РСФСР 1964 г. единого определения  авторского договора не содержалось. Так, И. В. Савельева определяла авторский  договор как договор об использовании  организацией созданного автором произведения науки, литературы и искусства в  соответствии с культурными потребностями  всего общества при соблюдении личных и имущественных правомочий автора3. Н.Л. Клык авторский договор определила как соглашение автора и организации-пользователя по поводу создания и использования произведения науки, литературы и искусства 4.

По  мнению В. А. Дозорцева по авторскому договору одна сторона — автор  разрешает другой стороне — пользователю использовать произведение или предоставляет  ей право распорядиться произведением  в том или ином объеме, а пользователь обязуется заплатить автору вознаграждение за использование или предоставление такого права 5.

В Основах гражданского законодательства 1991 г. авторский договор был определен  как договор, по которому автор обязан создать в соответствии с договором  и передать заказанное произведение или передать готовое произведение для использования, а пользователь обязан использовать или начать использование  произведения предусмотренным договором  способом в обусловленном им объеме и в определенный срок и уплатить автору установленное договором  вознаграждение. Ныне действующий Закон  РФ «Об авторском праве и смежных  правах» от закрепления подобного  развернутого определения авторского договора вновь отказался. Однако анализ его норм позволяет сформулировать следующее определение: по авторскому договору автор передает или обязуется  передать приобретателю свои права  на использование произведения в  пределах и на условиях, согласованных  сторонами.

С.А. Чернышева, сравнивая прежнее законодательство с ныне действующим, совершенно справедливо  замечает, что сейчас закреплен новый  подход к правам автора в отношении  его произведения, связанный с  выделением личных неимущественных  и имущественных прав автора. В  отечественной юридической литературе долгое время велись дискуссии о  разграничении права авторства  и права на имя автора, об их самостоятельном  характере и значении, а также  о необходимости признания за автором права на авторство как  средства идентификации. Ныне автор  получил указанное право. Право  автора на имя предусмотрено как  самостоятельное право, позволяющее  автору выбрать способ обозначения своего авторства подлинным именем, псевдонимом или анонимом. К личным неимущественным правам автора отнесено право обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв и право на защиту произведения, которое, по мнению С.А. Чернышевой, должно обеспечивать защиту репутации автора 6.

Здесь также можно подчеркнуть, что  в новых экономических условиях возрастает роль договора вообще и  авторского договора в частности. Прежде всего имеется в виду влияние, которое авторский договор как  правовая форма оказывает на реализуемые  отношения. В рамках института “авторское право” регулирования имущественных  и личных неимущественных отношений  имеет свои особенности. Во-первых, эти отношения связаны с созданием  и использованием произведений интеллектуального  творчества. Во-вторых, само использование  произведения допускается на основании  договора с автором или его  правопреемниками за некоторыми изъятиями, предусмотренными нормами о свободном  использовании произведения.

Однако, по действующему законодательству фактически автор передает право использования  не полностью, оставляя титул обладателя правом за собой.

Сложившуюся ситуацию Корецкий В.И. определил следующим  образом: «Передача же автором… по договору своих отдельных правомочий для использования произведения есть… не что иное, как разрешение, данное автором, использовать его произведение в течение определенного срока  на условиях договора»7.

Необходимо  отметить, что широкий подход к  понятию авторского договора обычен для российской теории авторского права.

Так, например, такое определение авторскому договору дает Кириллов М. – «договоры, заключаемые с автором по поводу использования его произведения, называются авторскими договорами»8.

Таким образом, ныне действующий ФЗ «Об  авторском праве и смежных  правах» не дает возможности использовать договор в качестве формы отчуждения авторского права, выступая основой  для передачи имущественных прав автора.

Рассматривая  понятие авторского и его юридическую  природу, необходимо отметить, что договоры, которые предусматривают передачу авторских прав, следует относить к авторским, даже если они не названы таковыми. В частности, во многих случаях нормы о передаче авторских прав включаются в гражданские договоры купли-продажи, аренды, простого товарищества и др.; тогда договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым к авторским договорам.

Напротив, договоры, которые не предусматривают  передачу авторских прав, не могут  считаться авторскими, даже если они  названы таковыми. Примерами таких  договоров могут служить договоры об издании произведений за счет автора. Обычно это типичные подрядные договоры: автор оплачивает издательству тиражирование  своего произведения в виде книги  и получает весь тираж книги в  собственность.

Анализируя  авторский договор, все специалисты  подчеркивают его гражданско-правовой характер и указывают на его самостоятельность  в ряду других гражданско-правовых договоров. Данный вывод имеет не только теоретическое, но и большое  практическое значение. В частности, он означает, что на авторско-договорные отношения распространяются как  общие положения гражданского права, например правила о формах и условиях действительности сделок, так и соответствующие  нормы обязательственного права, касающиеся, например, порядка заключения и исполнения договоров, ответственности за их нарушение  и т. п.

Информация о работе Авторские права