Авторские права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

В наше время очень актуальна тема авторского договора. Взаимоотношения по созданию и использованию произведений существовали и будут существовать всегда, но с течением времени, развитием научно-технического прогресса и эта сфера претерпевает существенные изменения.
Главная проблема, которая сейчас имеет место быть в нашей стране в области правового регулирования как всего авторского права вообще, так и авторского договора в частности – это принятие раздела Гражданского кодекса РФ «Интеллектуальная собственность». По этому разделу в научной и практической среде идут длительные споры. Уже более восьми лет продолжается работа по разработке и совершенствованию данного раздела ГК.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные положения авторских прав………………………….5
§1.1 Понятие авторского договора…………………………………….5
§1.2 Виды авторских договоров…………………………………………15
Глава 2. Элементы авторского договора……………………………………19
§2.1 Содержание авторского договора…………………………….19
§2.2 Прекращение авторского договора……………………………22
Глава3.Защита прав автора…………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………………………35
Литература………………………………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

гражданское право курсовая.docx

— 73.20 Кб (Скачать)

       По мнению  А.П. Сергеева авторские договоры, прежде всего, делятся  на

группы  в  зависимости  от  вида  произведений,  по   поводу   которых   они

заключаются, и предлагает  выделять,  в  частности,  авторские  договоры  на

создание  и  использование  литературных,   музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений12. Однако следует учитывать, что даже если указанные договоры предусматривают один и тот же  способ  использования произведения, вид последних оказывает  определенное  влияние  на  содержание самого договора.

       Предметом   авторского  договора  могут   быть  еще  не  обнародованные

произведения или произведения, которые уже доведены до  всеобщего  сведения.

Подобное  деление  оказывает  существенное  влияние  на  размер   авторского гонорара  и  форму  его   выплаты.   Так,   если   авторы   необнародованных произведений  обычно  получают  особое  вознаграждение   за   предоставление пользователю права  на  первое  ознакомление  публики  с  произведением,  то авторы произведения уже известного  публике,  подобной  прерогативы  лишены. Специфической  чертой  последних   является   право   автора   на   внесение

исправлений и изменений  в созданное им произведение.

       Большое  практическое значение имеет  подразделение авторских договоров в   зависимости   от   способа    использования    произведения.    Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор,  в соответствии с которым стороны  осуществляют  издание  и  переиздание  любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е.  произведений литературы  (научных,  художественных,  учебных  и   т.п.),   драматических, сценарных, музыкальных произведений и т.д.

       Распространенность  издательского договора, более   раннее  становление

определили своеобразное место его среди других авторских  договоров.  Те  или иные вопросы, имеющие общее значение для  авторских  договоров  всех  видов, решаются часто на основании практики, сложившейся при разрешении  споров  по издательским  договорам.  Кроме   того,   издательский   договор   —   самый универсальный  по  характеру  использования  произведений,  в   рамках   его используются любые  произведения  науки,  литературы  и  исскуства,  которые могут быть изданы средствами полиграфии.

       Нередки  случаи, когда основным  способом  использования произведения является его публичное  исполнение,  здесь  возникает  вопрос  о  заключении постановочного   договора.   Его   предметом   могут   быть    драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты  и  т.п.,  которые используются театрально-зрелищными  организациями  (театрами,  филармониями, цирками и т.р.) путем постановки на сцене. Особый акцент следует сделать  на том,  что  произведения,  в  отношении  которых  заключается   постановочный договор, могут быть как необнародованными, так и уже известными публике.

       В области  кино и телевидения действуют   сценарные  договоры,  которые

возможно   разделить,   основываясь   на   виде   произведения:    кинофильм

художественный,  документальный,  научно-популярный,  видовой  и  др.   Суть сценарного  договора   определяется   тем,   что   отношения,   которые   он регламентирует.  порождаются   необходимостью   использования   текста,   по которому снимается кинофильм, телефильм, делается  радио  или  телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д.

       Сценарный  договор близок к постановочному, однако  думается,  что  их

главным  отличием  является  то,  что  литературный  сценарий   дополняется,

изменяется  и   перерабатывается,   для   того,   чтобы   быть   максимально

приближенными к нуждам кинематографа. В то время как  постановочный  договор регулирует отношения возникающие между сторонами  при  публичном  исполнении произведения.

       При  передаче произведения на хранение  в  специальный  информационный орган, заключается договор о депонировании  рукописи,  которым  регулируются условия и порядок обнародования и дальнейшего использования произведения.

       С   целью   публичной   демонстрации   произведений   изобразительного

искусства,  заключается  договор  художественного  заказа.   Его   предметом

являются произведения изобразительного  искусства,  которые  изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц и  переходят  в  собственность последних.

       Ранее  практике были  известны  договоры  на  готовое  произведение  и

договоры   заказа.   Иными   словами,   эти   виды    авторских    договоров

характеризовались степенью готовности произведения. Содержащееся  в  ст. 503 ГК РСФСР 1964 г., определение  авторского  договора  объединяло  договор  на готовое произведение и договор  заказа.  То  же  происходило  и  с  типовыми авторскими договорами. Например, согласно  Типовому  издательскому  договору на литературные произведения 1975 г. (п. 1), автор передавал или  обязывался создать  и  передать   издательству   для   издания   и   переиздания   свое произведение.

       Типовой  постановочный договор на создание  и  постановку музыкально-

сценического произведения 1977 г. был  договором  заказа,  что  подтверждает его п. 1, где сказано, что автор обязуется создать  и  передать  театру  для публичного исполнения оперу. балет, оперетту.

       Говоря  о типовых авторских договорах,  важно отметить, что с принятием

31.05.91 г. Основ гражданского  законодательства СССР, утратили  силу  типовые договоры как нормативные акты. Причем  Э.П. Гаврилов  отмечал,  что  типовые договоры  не  являются  простыми  ведомственными  актами.  Их  подписание  — указать сторонам наиболее правильную, отвечающую  и  интересам  общества,  и интересам авторов форму договора и его содержание13.

       9 июля 1993 г. ВС РФ принял  закон   “Об  авторском  праве   и  смежных

правах, который отменил  и заменил нормы раздела  IV  ОГЗ  “Авторское  право” (ст.ст. 134-143)  и предусмотрел  в ст. 33  только  один  вид   авторского договора — договор заказа.

       Однако, закрепление в законе авторского  договора заказа  не  означает

лишения  автора  возможности   самостоятельно   обратиться   в   организацию (издательство, театр, студию), предложив ей свое произведение.

       В зависимости  от того, становится ли приобретатель  авторских прав  по

договору единственным их обладателем или не становится,  авторские  договоры подразделяются на договоры о  передаче  исключительных  прав  и  договоры  о передаче неисключительных прав14.

       Принимая  во внимание  провозглашенную   гражданским  законодательством свободу  договора,   стороны   не   ограничиваются   перечисленными   видами авторского  договора,  каждый   вид   которого   имеет   свои   особенности, обусловленные как предметом так и способами использования произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Элементы авторского договора.

§2.1 Содержание авторского договора.

Содержание авторского договора

  • авторский договор на передачу исключительных прав, разрешающий использование произведения определенным способом и в установленных пределах только лицу, которому эти права передаются;
  • авторский договор на передачу неисключительных прав, разрешающий использование произведения и другим лицам, в том числе самому обладателю исключительных прав, заключившему авторский договор.

 
Авторский договор заключается в  письменной форме и, по желанию сторон, может быть заверен нотариально. Договор может быть изменен, прекращен  или расторгнут также только письменно. 
 
В каждом отдельном случае издатель и автор выбирают и согласуют оригинальный текст авторского договора. Следует отметить, что авторский договор не обязательно представляет собой единый документ. Он может включать и различного рода дополнительные соглашения. 
 
Авторское право предусматривает возможность заключения еще одного вида договора - авторского договора заказа. По договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Особенность авторского договора заказа состоит в том, что заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон. 
 
В соответствии с законом, авторский договор должен предусматривать следующие обязательные положения: 
•    способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); 
•    срок и территорию, на которые передается право; 
•    размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты. 
 
Правами, которые передаются по договору, не могут быть права на произведение, еще не существующее и которое автор может создать в будущем. Права на использование произведения, прямо не переданные по договору, считаются не переданными. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам только в том случае, если это прямо предусмотрено договором. 
 
При отсутствии в тексте авторского договора указания срока, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. По истечении срока действия договора все права возвращаются автору и издательство не вправе тиражировать договорное произведение. Однако договор должен предусматривать возможность реализации экземпляров тиража, изготовленного в соответствии с договором. 
 
При отсутствии в авторском договоре условия о территории распространения произведения, оно может распространяться только на территории Российской Федерации. То же самое можно сказать о переводе произведения на другие языки. Вознаграждение автору определяется в авторском договоре. 
 
Согласно пункту 7 статьи 31 Закона об авторском праве, условия авторского договора, противоречащие Закону, являются недействительными. 
Заключение договора с автором 
 
После того, как утвержден план-проспект рукописи, с автором заключается договор. 
 
Смысл авторского договора (он же издательский договор) заключается в том, чтобы сформулировать требования к заказываемому произведению, определить права и обязанности каждой из сторон, т.е. автора и издателя. 
 
Поскольку авторское право не предусматривает заключение договора на использование произведения, которое еще не создано, но может быть создано в будущем, предусматривается возможность заключения авторского договора-заказа, по которому автор обязуется создать конкретное произведение и передать его издательству для использования. 
 
Договор подписывается автором и руководителем издательства, а если договор заключается с коллективом авторов, то всеми соавторами произведения. Первый экземпляр договора хранится в издательстве, второй передается автору. 
 
В любом случае до подписания договора с автором издательству необходимо выяснить у него принадлежность в данный момент исключительных авторских прав на использование произведения (если оно существует уже в готовом виде), а также наличие любых договоров на это произведение, если таковые существуют. 
 
Если речь идет об издании произведения умершего автора, то договор заключается с наследниками. Не исключено, что автор имеет договор с литературным агентством или литературным агентом, которые и представляют интересы автора. В этом случае переговоры о заключении договора можно вести либо с агентством (агентом), либо с самим автором, который также вправе подписать договор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.2 Прекращение  авторского договора.

Прекращение авторского договора приводит к отпадению  прав и обязанностей его участников, а в некоторых случаях —  к возложению на кого-либо из них  отрицательных последствий данного  юридического факта. Основания, условия и последствия прекращения авторского договора регулируются как общими положениями гражданского законодательства (глава 26 ГК РФ "Прекращение обязательств"), так и специальными нормами авторского права, в которых отражаются особенности авторских договоров. Поскольку в предыдущих разделах настоящей работы некоторые случаи прекращения авторского договора уже так или иначе затрагивались, нет необходимости вновь подробно останавливаться на анализе каждого из них. Целесообразно сосредоточить внимание на тех основаниях прекращения авторского договора, которые еще не рассматривались.

Большинство авторских договоров прекращается в результате истечения срока их действия. Обычно за этот период стороны исполняют свои обязанности по договору, что в соответствии со ст. 408 ГК РФ является самостоятельным основанием прекращения существовавшего обязательства. Однако специфика взаимоотношений автора и заказчика исключает применение данного основания к авторскому договору в точном смысле слова, так как некоторые права и обязанности сторон не исчерпываются их исполнением и сохраняют силу в течение всего срока действия договора. Так, например, по договору о передаче исключительных прав автор должен воздерживаться от передачи прав на использование произведения третьим лицам до прекращения действия договора; в течение этого же периода организация может неоднократно использовать произведение, если только конкретным договором не определены четкие пределы его использования.

Но  истечение срока договора прекращает его действие и тогда, когда произведение фактически не используется заказчиком, независимо от того, какими причинами это вызвано. В ранее действовавшем законодательстве данный вопрос решался автоматически, и стороны не могли договориться о продлении срока действия договора, даже если автор и пользователь выразили на это свое согласие. При заинтересованности в использовании произведения они должны были заключить новый договор, оговорив в нем, в частности, вопрос о выплате автору дополнительного авторского вознаграждения. Поэтому продолжение работы по прекратившемуся в связи с истечением срока договору справедливо расценивалось в юридической литературе в качестве конклюдентных действий, свидетельствующих о заключении нового договора на тех же условиях, которые содержались в ранее заключенном письменном договоре115. По этому пути шла и судебная практика.

Так, 5 июня 1973 г. переводчик Б. заключил с  издательством "Советский композитор" договор об издании перевода. 24 октября 1973 г. перевод был одобрен, и переводчику  выплачено 60% гонорара. В течение  трех лет перевод не был издан, и действие договора прекратилось. Переводчик не потребовал от издательства остальные 40% гонорара. Неожиданно, в  сентябре 1983 г., издательство уплатило автору 40% гонорара, после получения  которых он узнал, что произведение вышло в свет в 1983 г. Считая, что  издание 1983 г. является бездоговорным, переводчик обратился в суд с  требованием уплаты еще 100% гонорара (независимо от сумм, полученных им по договору). Издательство иска не признало, указав, что перевод в течение  этого времени дорабатывался, что  действие договора 1973 г. продолжалось, так как переводчик не потребовал выплаты 40% гонорара и, кроме того, был  осведомлен о работе над книгой, что, по мнению ответчика, являлось фактическим  заключением нового договора. Суд  отверг доводы ответчика и удовлетворил иск, обязав издательство произвести выплату  авторского гонорара за издание 1983 г. независимо от сумм, выплаченных автору по договору 1973 г.16.

Новым авторским законодательством вопрос о продлении срока действия договора передан на усмотрение самих сторон. Поэтому, если срок договора истек, но стороны продолжают работу по подготовке произведения к использованию, им следует  заключить дополнительное соглашение, в котором четко оговаривались  бы все вопросы, связанные с судьбой  договора. В противном случае возникший  спор будет решаться судом, который  в зависимости от конкретных обстоятельств  может поддержать либо пользователя, доказывающего достижение сторонами  соглашения о продлении срока  действия договора, либо автора, ссылающегося на заключение сторонами нового авторского договора с неопределенным сроком его  действия.

Авторский договор может предусматривать возможность досрочного прекращения его действия в связи с отказом пользователя от дальнейшего использования произведения. Например, издательство, опубликовавшее произведение, может быть не заинтересовано в его переиздании, хотя бы согласно договору могло делать это неограниченное число раз в пределах срока его действия. Письменный отказ издательства от переиздания равнозначен прекращению договора и дает автору право распорядиться произведением по своему усмотрению.

Наряду  с прекращением авторского договора в связи с истечением его срока  авторский договор прекращается также из-за окончания действия самих авторских прав, которые выступали его предметом. Поскольку имущественные авторские права, передаваемые по авторскому договору, носят срочный характер и прекращаются через 50 лет после смерти автора, заканчивают свое действие и те авторские договоры, которые опосредовали их передачу. Иной взгляд на эту проблему, который иногда встречается в литературе17, с неизбежностью должен привести к выводу о возможности существования беспредметных договоров, с чем вряд ли можно согласиться. Кроме того, при прекращении авторских прав договор утрачивает смысл, так как произведение превращается в общественное достояние и может быть свободно использовано любыми заинтересованными лицами. В этих условиях договорный пользователь не получает по сравнению с ними никаких дополнительных преимуществ. Поэтому следует признать, что по истечении срока действия авторских прав, хотя авторский договор и был заключен на больший срок, последний прекращается и пользователь освобождается от каких-либо имущественных обязательств перед своим контрагентом по авторскому договору.

Информация о работе Авторские права