Беженцы и вынужденные переселенцы в России и зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Одной из важных задач Российского государства в современных условиях является надежное обеспечение прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев, которые перемещаются по различным причинам через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. Данные процессы связаны с правом на свободу передвижения, которое входит в состав основных прав человека и гражданина, признается законодательством всех стран мира и относится к числу прирожденных, естественных прав.

Содержание

Введение……………………………...................................................………3
Глава 1. Теоретические основы и история становления конституционно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России и зарубежных странах….………………………...........................................................…..…5
1.1. Историко-правовые аспекты становления и развития
конституционно-правового статуса беженцев и вынужденных
переселенцев в России и зарубежных странах................................……….5
1.2. Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в России.……...............................................…..…….………9
1.3. Понятие и особенности правового статуса беженцев в
зарубежных странах………………………………………………………...12
Глава 2. Проблемы реализации конституционно-правового статуса
беженцев и вынужденных переселенцев в России и зарубежных странах………………………………………………………………………15
2.1. Конституционно - правовое регулирование правового Положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации….....15
2.2. Права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев…..18
2.3. Порядок признания и утраты правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………….....23
Заключение………………………………………….....................................27
Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     Вынужденными  переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории России. Причиной для этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом о вынужденных переселенцах с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными переселенцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства России, а также граждане бывшего СССР.

     Права вынужденных переселенцев во многом схожи с правами беженцев. Практически  в той же мере определены обязанности  органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Понятие  и особенности правового статуса беженцев в зарубежных странах. 

     Распад  СССР породил проблему беженцев и  вынужденных переселенцев в государствах Содружества. В основном она коснулась представителей русских и других славянских народов, проживающих в государствах СНГ.

     Беженцы и вынужденные переселенцы —  это граждане, иностранцы и лица без гражданства, ищущие убежища  на территории другого государства в силу серьезных нарушений прав человека, включая право на жизнь, здоровье, честь и достоинство.9

     Беженец — это лицо, не являющееся гражданином  страны СНГ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать  жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

     Национальное  законодательство о беженцах и вынужденных переселенцах в странах Содружества принимается в соответствии с такими международными актами, как: Конвенция о статусе беженцев, принятая 28 июля 1951 г.; Протокол к ней от 31 января 1967 г. и Декларация о территориальном убежище 1967 г., уточняющие категории лиц, на которых распространяется статус беженцев. Проблемы, связанные с правом на убежище, отражены также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 4), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), других международно-правовых актах.

     К числу общих актов Содружества, затрагивающих проблемы беженцев и  вынужденных переселенцев, относятся  Соглашения "О первоочередных мерах  по защите жертв вооруженных конфликтов" и "О помощи беженцам и вынужденным переселенцам" от 24 сентября 1993 г. Этими документами предусматривается оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам при их эвакуации, в обустройстве в местах их временного размещения и трудоустройстве, получении компенсации за оставленное движимое и недвижимое имущество.10

     Статус  беженца не предоставляется лицу:

        1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества согласно международно-правовым актам;

        2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории государства СНГ и до того, как оно было допущено на территорию государства СНГ в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;

        3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;

        4) за которым компетентные власти страны проживания признают права и обязанности, связанные с гражданством этого государства;

        5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

     За  счет взносов участников Соглашения и добровольных пожертвований создается Межгосударственный фонд помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Соглашение обязывает государства Содружества привести национальное законодательство в соответствие с международными нормами в этой области.

     Государства — участники СНГ должны взять на себя обязательства возмещать друг другу материальный ущерб, в случае создания обстановки, вынуждающей людей покидать свое Отечество.

     Органы  Содружества согласились с необходимостью разработки модельных законов о  беженцах и миграции трудовых ресурсов.

     В ряде стран СНГ уже приняты  законы о беженцах и вынужденных  переселенцах. Это, в частности, Закон  Азербайджана "О статусе беженцев и вынужденных переселенцев" от 29 ноября 1992 г.; Закон Украины "О  беженцах" от 24 декабря 1993 г.; Закон  Беларуси "О беженцах" от 22 февраля 1995 г.; Закон Молдовы "О миграции" от 19 декабря 1990 г.11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Проблемы реализации конституционно-правового  статуса беженцев и вынужденных  переселенцев в России и зарубежных странах.

 
2.1 Конституционно - правовое регулирование правового Положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
 

     Среди стран СНГ Российская Федерация  является основным центром притяжения иммиграции как из ближнего, так  и из дальнего зарубежья. Правовое положение  вынужденных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, определяется принятым в развитие норм международного права Законом РФ от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». Закон «О беженцах» в целом соответствует требованиям Конвенции ООН 1951 г. «О статусе беженца» и почти повторяет данное в ней определение беженца.

     Практика  применения действующего законодательства о беженцах и ее анализ позволил выявить значительные пробелы законодательства в сфере вынужденной миграции. Необходима не только полная переработка Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4528-I «О беженцах», но и формирование принципиально нового подхода к проблеме вынужденных мигрантов в РФ с учетом интересов Российской Федерации.

     Процедура рассмотрения ходатайств несовершеннолетних граждан о признании беженцами на территории РФ в рамках Закона «О беженцах» отдельно не регламентирована, в связи с чем, все такие ходатайства рассматриваются в общем порядке.

     До  сих пор отсутствует нормативный  правовой акт, в котором бы содержалось  определение термина «гуманные основания». Определяя отсутствие или наличие данных оснований, принимается решение по вопросу предоставления временного убежища иностранным гражданам. В результате данный правовой пробел позволяет федеральным судьям в каждом конкретном случае устанавливать свои критерии «гуманности». Необходим принципиально новый подход к проблеме иностранных лиц, ищущих убежище на территории России. Новый Закон должен отвечать не только нормам международного права, но и учитывать существующие современные реалии и особенности сложившейся миграционной ситуации в стране.

     Таким образом, действующее законодательство «О беженцах» существенно осложняет правовое и социально-экономическое положение лиц, прибывающих на территорию России с целью получения убежища, и требует дальнейшей детальной доработки.12

     Анализируя  правовой статус другой группы вынужденных  мигрантов на территории РФ - вынужденных переселенцев, то в настоящее время происходит значительное сокращение количества лиц, обратившихся за предоставлением этого статуса. Такое снижение численности вынужденных переселенцев связано, прежде всего, с применением с 1997 г. нормы, содержащейся в подпункте 2 п. 2 ст. 9 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах», об утрате статуса вынужденного переселенца в связи с истечением срока его предоставления. Часть вынужденных переселенцев после окончания срока действия статуса с заявлениями о его продлении в органы миграционной службы не обращаются. Многие вынужденные переселенцы к окончанию срока действия статуса решают вопрос своего обустройства самостоятельно либо при государственной или иной поддержке.

     Кроме того, установленные Законом о  вынужденных переселенцах гарантии защиты прав и интересов относятся только к внутри страны перемещенным лицам, прибывшим на территорию другого региона Российской Федерации. Иначе говоря, они охватывают только заключительный этап перемещения - переселение. Все другие его этапы: предупреждение, размещение, защита в процессе выхода из зоны «экстраординарной ситуации» и в местах временного размещения, возвращение к прежнему месту жительства, включая гарантии против недобровольного возвращения, остаются вне правового поля.

     Проблема  неадекватности правового регулирования, не может быть решена путем внесения отдельных поправок в действующий Закон «О вынужденных переселенцах», тем более что такие попытки неоднократно безрезультатно предпринимались. Необходимо принятие нового закона, который четко и с необходимой конкретностью определял бы права всех вынужденных переселенцев и соответствующие обязательства государства применительно ко всем этапам перемещения - от его предупреждения до переселения в другие регионы либо возвращения к прежнему месту жительства. Концептуальная основа такого закона заложена в Руководящих Принципах по вопросам перемещения внутри страны, которые полностью совместимы с конституционным правопорядком Российской Федерации и могут быть использованы как практическое руководство при его разработке.

     В целом, анализируя положение вынужденных  мигрантов в России на современном  этапе, что Законы Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» и подзаконные акты не отвечают существующим насущным потребностям беженцев и вынужденных переселенцев и не охватывают все существующие проблемы вынужденной миграции.13 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Права  и обязанности беженцев и вынужденных  переселенцев 

      Лицо,  признанное  беженцем,  и  прибывшие  с ним члены его

семьи имеют право на:

         1)  получение услуг переводчика и получение информации о своих

правах  и обязанностях,  а  также иной информации в соответствии с

настоящей статьей;

         2)  получение содействия в оформлении документов для въезда на

территорию   Российской  Федерации  в случае,   если  данные  лица

находятся вне пределов территории Российской Федерации;

         3)  получение содействия  в обеспечении проезда и провоза

багажа  к месту пребывания в порядке,  определяемом Правительством

Российской  Федерации;

         4)  получение питания и пользование коммунальными услугами в

центре    временного    размещения    в   порядке,    определяемом

Правительством  Российской  Федерации,  до  убытия  к новому месту

пребывания;

         5) охрану представителями территориального органа федерального

органа   исполнительной   власти   по  внутренним  делам  в центре

временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

         6)  пользование жилым помещением,  предоставляемым в порядке,

определяемом  Правительством Российской Федерации,  из фонда жилья

для временного поселения.

Лицо,  признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право

на  пользование  жилым  помещением  из  фонда жилья для временного

поселения в случае приобретения, получения, найма  другого жилья;

         7)  медицинскую и лекарственную помощь  наравне с гражданами

Российской   Федерации   в  соответствии  с настоящим  Федеральным

законом,   другими   федеральными  законами  и иными  нормативными

правовыми   актами   Российской   Федерации,   законами   и  иными

нормативными  правовыми актами субъектов Российской Федерации, если

иное   не   предусмотрено   международными  договорами  Российской

Федерации;

         8)  получение содействия  в направлении на  профессиональное

обучение  или  в трудоустройстве  наравне  с гражданами Российской

Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом,  другими

Информация о работе Беженцы и вынужденные переселенцы в России и зарубежных странах