Финансовая деятельность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключаются в том, что роль финансовой деятельности в жизни общества очень значительна:
- Она выступает составной частью механизма социального управления. Сформированные денежные средства направляются в отрасли экономики, в социальную сферу и иные, направляются с учетом приоритетности мероприятий на соответствующем уровне развития страны.
- По средствам финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов и обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
- Финансовая деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления.
- Финансовая деятельность содержит широкие возможности для развития рыночных отношений.

Работа содержит 1 файл

финансовая деятельность государства.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

     Чтобы правильно проводить работу по аккумуляции  доходов и осуществлению расходов из фондов денежных средств, в государстве  до начала планируемого финансового  года должны быть выявлены все возможные  источники доходов и правильно установлены направления расходования средств. Должна проводиться большая работа по корреляции доходов и расходов государства из разных источников и по разным направлениям.

     Финансовая  деятельность государства это обязательно  плановая деятельность, основанная на финансовом плане. Бюджет любого государства и в частности Федеральный бюджет Российской Федерации представляет собой основной финансовый план государства, которым аккумулируются финансовые ресурсы, в целях их последующего перераспределения и использования для реализации проводимой государственной политики.3

     Осуществляя финансовую деятельность, государство  занимается постоянными поправками и согласованиями, корреляцией при  формировании фондов денежных средств, как по доходам, так и по расходам, учитывая, что конечной целью финансового планирования является соответствие доходов расходам и, как идеальный результат, — получение по каждому фонду баланса доходов и расходов денежных средств.

     В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие три основные задачи (рис. 1.2.):

     Содержание  финансовой деятельности государства  выражается в многочисленных и разнообразных  функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Неотъемлемым элементом каждой из них являются функции контроля.

     Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов.

     Особенности финансовой деятельности

     - Имеет межотраслевой характер, поскольку  формирование, распределение и использование  финансовых ресурсов затрагивает  все отрасли и сферы государственного  управления, кроме того, государство контролирует все предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности.

     - Осуществление финансовой деятельности  происходит в виде финансовой  деятельности как представительных, так и исполнительных органов  государственной власти.

     - Сфера финансовой деятельности относится к ведению федеральных органов, органов субъектов федерации и органов местного самоуправления.

     Характеризуя  финансовую деятельность РФ на современном  этапе, важно отметить, что она  осуществляется в условиях экономического сотрудничества со странами СНГ, в сфере финансов и денежного обращения осуществляются на основе заключения соответствующих договоров и соглашений. 
 
 
 
 
 
 

     2. Основные принципы и методы осуществления финансовой деятельности государства 

     2.1 Принципы финансовой деятельности государства 

     Финансовая  деятельность государства и органов  местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, её общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

     В силу своего содержания (направленность на регулирование отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований) и закрепления в нормах финансового права они, в сущности, являются принципами финансового права. Среди основных принципов можно выделить следующие:4

     Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. Особо важное значение его действие приобретает в кризисных экономических условиях.

     Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

     Федеральные государственные органы и государственные  органы власти субъектов Федерации  осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным  Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

     Так, в ведении Российской Федерации  находятся: установление правовых основ  единого рынка; финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные  экономические службы, включая федеральные банки (п. «е» ст. 71), федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71).

     К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. «и» ст. 72). Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, ч. 4 ст. 76). Совершенствование реализации принципа федерализма в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.

     Единство  финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т.д.

     Единство  финансовой политики является необходимым  условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ч. 1 ст. 8).

     Единство  финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в  РФ является рубль. Денежная эмиссия  осуществляется исключительно Центральным  банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. 1 ст.75).

     Равноправие субъектов Федерации в области  финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное  финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

     Социальная  направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений Конституции  РФ, характеризующей Российскую Федерацию  как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека (ст. 7).

     Согласно  этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки  семьи, материнства, отцовства и  детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

     Для реализации всех этих мер государству  требуется сосредоточение необходимых  финансовых ресурсов и распределение  их на соответствующие цели, т.е. финансовая деятельность определенной целенаправленности.

     Это положение Конституции РФ должно учитываться при формировании и  исполнении бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных и муниципальных  денежных фондов, в финансово-правовых нормах, регулирующих эти процессы, в финансовой политике государства. Кризисное состояние экономики страны негативно проявляется в реализации данного принципа.

     Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Конституция РФ, исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти.

     Так, Государственная Дума принимает  федеральные законы (ч. 1 ст. 105), в  частности, законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии.

     К полномочиям Правительства относятся  разработка и представление Государственной  Думе проекта федерального бюджета  и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114). Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.

     Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления5 вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32). Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

     Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

     Невыполнение  предписаний законодательных и  иных нормативных актов о порядке  формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другим отрицательным последствиям.

     Этот  принцип вытекает из ст. 1 Конституции  РФ, определившей Российскую Федерацию  в качестве правового государства. Он закреплен и в других статьях  Конституции РФ (ст. 2,15,57 и др.). За нарушения норм финансового права  применяются соответствующие меры ответственности.

     Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

     Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

     Хотя  в условиях перехода к рынку мы в целом и отказались от административного  планирования, однако, рассматривая развитие человеческого общества, приходится сделать вывод о том, что человеческое общество является саморегулирующейся системой. Развиваясь, оно начало осуществлять вначале простой товарообмен, затем появилось денежное обращение, а затем человечество, объединенное в государство, стало считать свои доходы и расходы и, что очень важно, не только производственные, но и предполагаемые на следующий год.

Информация о работе Финансовая деятельность государства